62
Аграрный вестник Урала
№ 1 (43), 2008 г.
Экология
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПОЧВЕННОГО МУЗЕЯ
Л.А. СЕНЬКОВА,
кандидат биологических наук, доцент, Институт агроэкологии - филиал Челябинского государственного агроинженер-ного университета
Ключевые слова: музей почв, почвенный покров, модель почвенного покрова, комплектование экспозиции музея.
Почвенный музей - это база для научных исследований, образовательной деятельности и пропаганды экологических знаний.
К устойчивому развитию общества, по мнению Г.В. Добровольского, Б.Ф. Апарина и других [1], теперь немыслимо стремиться без специфических знаний о «геодерме», бесперспективно ставить задачи познания многообразных явлений в биосфере без привлечения науки, занимающейся столь сложным биосферным объектом - почвой. Невозможно воспитывать следующие поколения ученых и специалистов, бережно относящихся к среде своего обитания, без понимания ими того, что почва - это бесценный дар природы, основа жизни. Пропаганда экологических знаний, по справедливому мнению председателя Госкомэкологии Челябинской области В. Бакунина [2], насущно необходима для Южного Урала, перенасыщенного промышленными и горнодобывающими предприятиями. Поэтому настоятельно рекомендуется поиск путей пропаганды знаний о биосфере и её почвенном покрове. Поэтому исследования состояния почвенного покрова Южного Урала на примере Челябинской области в соответствии с закономерностями его пространственного распределения, антропогенного воздействия на состав и свойства почв является целью нашего исследования совместно с поиском новых образовательных инструментов в подготовке кадров для народного хозяйства, экологического просвещения и воспитания молодежи.
Собранные в течение 2001-2007 гг в экспедициях материалы почвенных образцов, монолитов, индикаторных растений, горных пород и минералов, их камеральная обработка и системная оценка позволили нам создать при Институте агроэкологии модель территории биотопа Южного Урала - почвенный музей.
Комплектование почвенного музея - это важнейшая социальная функция, сущность которой заключается в сохранении банка современных почв в виде монолитов и образцов почв, а также в создании материальной базы для научных исследований и осуществления учебного и воспитательного процессов.
Особенностью формирования почвенного музея является специфика музейных экспонатов и организация работ по их сбору.
Специфика музейных экспонатов почвенного музея состоит в том, что его основным фондом является сырьевой. Это объекты природы, требующие дополнительной обработки, препарирования, монтажа, а также лабораторных исследований для определения их генезиса, состава, свойств и классификационной принадлежности.
Основной фонд почвенного музея -это подлинные естественнонаучные коллекции экспонатов, представляющие интерес для таких наук, как почвоведение, минералогия, петрография, палеонтология, ботаника, мелиорация, агрохимия. Сюда отнесены почвы, растения-индикаторы почв, минералы, горные породы, агрономические руды, ландшафтные панно, воспроизводящие естественную обстановку формирования почв, научные материалы различных периодов исследования природы основоположниками науки о почвах и соотечественниками. Основой почвенных экспозиций музея послужили наиболее типичные монолиты почв, имеющие место в современный период развития биосферы.
Сбор природного сырьевого материала проводился при участии студентов в процессе их обучения в полевых условиях и представляет собой сложную научную, просветительскую и воспитательную функцию, обусловленную обостряющимися экологическими проблемами в биосфере.
Принцип комплектования современного почвенного музея состоит в полном, объективном, разностороннем представлении специфичного музейного фонда из объектов природы и не исключает отбора и изучения таких редких и уникальных тел, каковыми являются реликтовые почвы ленточных боров, погребенные почвы Аркаима, почвы геохимических провинций. Поэтому выбор маршрутов экспедиций для отбора экспонатов является определяющим.
Почвы скрыты от наших глаз растительным покровом и профильным залеганием, но при представлении их в виде монолитов (срезов) они способны привлечь особенное внимание в виду большого разнообразия и особенностей морфологии. Поэтому при сборе материала придавалось особое значение аттрак-тивности и экспрессивности почвенного экспоната в препарированном виде. При отборе экспонатов важны и частные критерии, определяющие использо-
вание почвенного покрова. Поэтому особый интерес представляют почвы, подверженные деградационным изменениям в результате нерационального использования в качестве пашни пастбища, ненормированного орошения, загрязнения, урбанизации, техногенного разрушения почвенного покрова и его рекультивации.
Для построения экспозиций почвенного музея выбраны следующие принципы: принцип научности (отражает современные научные понятия, взгляды, классификации в почвоведении и смежных с ним наук), принцип объективности (который хотя и требует непредвзятости анализа и трактовки понятий, явлений, происходящих в природе и окружающей среде, но допускает как авторскую позицию при формировании естественноисторического музея, так и возможность экскурсантам делать личные выводы по использованию почвенного покрова и необходимости его охраны).
Соблюдение принципа коммуникативности требует учебный профиль почвенного музея Института агроэкологии, сущность которого заключается в мно-гоуровненности экспозиций, позволяющей проводить экскурсии для разных категорий посетителей. Согласно этому принципу, экспозиции должны быть доступны и интересны как для школьников, студентов, так и для специалистов -почвоведов, агрономов, экологов, геологов. Поэтому в экспозициях присутствуют и общедоступные элементы, и элементы углубленного научного характера для профессионально подготовленных посетителей.
Большинство экспонатов почвенного музея имеют два уровня коммуникативности. На первом уровне информация доступна по внешним признакам экспоната всем категориям посетителей. Второй уровень коммуникативности -это скрытые от восприятия признаки и свойства экспоната. Преобладающие в почвенном музее экспонаты монолитов почв имеют большой объем скрытой информации. Поэтому научный комментарий в виде текста, графиков, таблиц, карт раскрывает информационный потенциал: особенности формирования и
Museum of ground, soil cover, model of a soil cover, acquisition of an exposition of a museum.
№ 1 (43), 2008 г.
Аграрный вестник Урала
63
генезиса почв, их состав, свойства, использование. Доступность этой сложной информации определяется подготовленностью посетителей и присутствием экскурсовода.
Методика работы над созданием экспозиций в почвенном музее Института агроэкологии определялась целями, задачами, материальными и техническими возможностями. При организации почвенного музея использовались систематический, тематический и комплексный методы комплектования, применяемые в других видах музеев [3]. Но почвенный музей имеет свои особенности в построении экспозиций, связанные с огромным количеством почв с переходными между разностями признаками, хрупкостью при их отборе и сложностью препарирования сырьевого материала. Почвенные экспозиции представляют собой целенаправленную демонстрацию не только почв, но и факторов их формирования, классифицированных, объясненных и размещенных в соответствии с научным и художественным замыслом.
Экспонаты в виде экспозиций - качественный показатель работы музея.
Тематические экспозиции почвенного музея состоят из однородных экспонатов (горные породы, минералы, агрономические руды, удобрения и мелиоранты, карты и картограммы, научная литература). Сочетание тематических экспозиций раскрывает различные темы и проблемы формирования и использования почвенного покрова не только Южного Урала, но и России - по подзонам, и мира - по поясам.
Большинство экспозиций включают разные типы музейных источников, объединенных конкретной темой. Это такие собрания биологического и ландшафтно-
го видов, как «Почвы мира», «Почвы России», «Почвенный покров Челябинской области», «Коелгамрамор», «Коркинский угольный разрез» и другие. В них представлены вещественные (почвы, растения, окаменелости, образцы полезных ископаемых и другие), изобразительные (ландшафты) и письменные (описания, характеристики) экспонаты. Сочетание таких различных видов собраний в каждой экспозиции делает их более выразительными и доступными.
Актуальны экспозиции со сквозными темами, прослеживающими время, взаимоотношения человека и природы (погребенные почвы Аркаима, эмбрио-земы, почвы сельскохозяйственных угодий и предприятий, урбаноземы).
В авторских конструкторских разработках специальной мебели худож-ником-дизайнером Г.Н. Панфиловой учитывались педагогические и психологические факторы, влияющие на восприятие информации экскурсантами. Высота экспозиционного пояса составляет 70-180 см, что является наиболее удобным для осмотра экспонатов. В процессе работы задачей художника было осуществление эстетической выразительности, зрелищности, которые усилили научную концепцию музея. Художественное оформление музея достигалось путем оформления и компактного размещения экспозиций. Приняты инженерные решения по общему освещению и подсветке экспозиций.
В фонде музея сегодня находится около 2500 единиц хранения. Видеоинформация о сборе экспонатов способствует повышению эмоционального, научного и информационного уровней экспозиций почвенного музея.
Представленный в музее банк почв имеет существенное значение и в учеб-
Экология
ном процессе, и в научной и просветительской деятельности, проводимой Институтом агроэкологии. Он позволяет сравнивать и выделять особенности почвенного покрова на уровне почвенных округов, провинций, подзон, зон, почвенно-климатических поясов в пределах Южного Урала, России и мира. Разработаны и ведутся 14 авторских экскурсионных тем, в том числе по заказу; методические разработки к лабораторным занятиям по почвоведению в музее для студентов позволяют осуществлять учебный процесс на достойном уровне.
Образовательная и воспитательная деятельность, проводимая в музее среди студентов, школьников, населения и других категорий посетителей, способствует бережному отношению к среде своего обитания, позволяет целенаправленно улучшать экологическое состояние региона и сохранять биологическое разнообразие в природе.
Сегодня почвенный музей отвечает всем требованиям, предъявляемым к такого рода учреждениям естественноисторического направления. В качестве критериев оценки роли музея в природоохранном просвещении, при разработке методики музейного показа, проведении научной, учебной и просветительской работы по проблемам взаимодействия человека с биосферой и охраны природы использованы «до-кучаевские» положения о задачах и направлениях деятельности естественноисторических музеев [4]. За активное привлечение фондов музея в учебной и научно-исследовательской работе почвенный музей Института агроэкологии признан победителем смотра-конкурса среди музеев высших учебных заведений Челябинской области.
Литература
1. Добровольский Г.В., Апарин Б.Ф., Арнольд РВ. и др. Почвоведение на рубеже веков // Почвоведение. - 2000. - №1. - С. 5.
2. Левит А.И. Южный Урал: география, экология, природопользование: Учебное пособие. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005. - 246 с.
3. Михайлова Т.Б., Родина И.В., Швецова С.К. Основные направления музейной работы: Методическое пособие / Свердл. обл. краевед. музей, Научно-метод. центр. - Екатеринбург, 2004. - 75 с.
4. Докучаев В.В. Избранные сочинения. - Т. 2,3. - М., 1949. - 426 с.
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УТИЛИЗАЦИИ БЕСПОДСТИЛОЧНОГО НАВОЗА В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В.П. ДРУЗЬЯНОВА,
кандидат технических наук, Якутская ГСХА
Ключевые слова: органические удобрения, утилизация навоза, охрана окружающей среды, экологические проблемы.
Республика Саха (Якутия) располагает огромными земельными ресурсами, но площади, пригодные для сельскохозяйственного освоения, весьма ограничены.
В последние годы резко сократилось
применение минеральных и органических удобрений, почти не ведутся мелиоративные работы. Из-за хозяйственной перегрузки сельскохозяйственных угодий происходит интенсивное уменьшение их плодородия.
Organic fertilizers, recycling of manure, preservation of the environment, environmental problems.