КОМПЛЕКТОВАНИЕ ОТДЕЛЬНОГО КОРПУСА ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НИЖНИМИ ЧИНАМИ
ПАРСУКОВ Владимир Александрович
Аннотация. Статья посвящена правовому регулированию комплектования Отдельного корпуса пограничной стражи нижними чинами, посредством закрепления в нормах высочайше утвержденных законодательных актов Российской империи, приказах и циркулярных распоряжениях руководителей корпуса требований к созданию и управлению кадровыми ресурсами.
Annotation. The article is devoted to legal regulation of recruitment for Special Corps of Border Guard with inferiors by means of adopting certain requirements offormation and human resource management in officially approved legislative acts of the Russian empire, commands and circular orders of military instructors of the corps.
Ключевые слова: Российская империя, Отдельный корпус пограничной стражи, пограничный надзор, комплектование нижними чинами.
Key words: Russian Empire, Special Corps of Border Guard, border management, recruitment with inferiors.
Комплектование воинских частей Отдельного корпуса пограничной стражи (далее -ОКПС) базировалось на тех же принципах и правовых основах, что и вооруженных сил Российской империи в целом. Отдельный корпус пограничной стражи комплектовался нижними чинами на основании «Устава о воинской повинности», утвержденного 1 января 1874 года1. Правительственные учреждения, ведавшие набором новобранцев, руководствовались узаконениями высших органов государственной власти, распоряжениями военного и морского ведомств, а также министерства финансов.
При комплектовании ОКПС нижними чинами существовали правила, по которым новобранцы поступали из различных губерний империи, однако службу они проходили не в тех местностях, откуда призывались. Это было вызвано, выражаясь современным языком, борьбой с коррупционными проявлениями. Объездчиков и стражников переводили на другие участки границы ежегодно. Действие этого правила можно рассмотреть на примере призыва в отдельные пограничные бригады. Так, в 1900 году в корпус призвали 8 534 человека, из них в 1-ю Санкт-Петербургскую бригаду прибыло 358 новобранцев из Архангельской, Вятской, Витебской, Рязанской, Сувалкской,
Псковской и Санкт-Петербургской губерний; в 9-ю Ломжинскую бригаду - 225 человек из Волынской, Воронежской, Екатеринославской, Казанской и Черниговской губерний; в 27-ю Эриванскую - 391 человек из Бессарабской, Люблинской, Минской, Тамбовской губерний и из области войска Донского.
Приведенный пример показывает, что некоторые исключения из общих правил все же допускались. Вместе с тем, после прохождения курса обучения призывников распределили по тем отделам и отрядам, которые располагались вдалеке от родных мест2. Считалось, что наличие у чинов корпуса в приграничных районах родственников провоцирует их вовлечение в противоправную деятельность по контрабандному промыслу. Попытки такого вовлечения были не редкостью.
Примером вербовки контрабандистами новобранца погранстражи может служить рассказ из пограничной жизни под названием «По рекомендации», опубликованный на страницах журнала «Пограничник» в 1906 году: «В Управлении ^го уездного воинского начальника происходила разбивка новобранцев. Двор был переполнен новобранцами. Посторонняя публика не допускалась, ворота охранялись кадровым унтер-офицером. Вся улица была загружена народом. Здесь были люди разных сосло-
2 Плеханов А.М., Плеханов А.А. Отдельный корпус по-
1 Полное собрание законов Российской империи. СПб., граничной стражи на границе России (1893-1919). М. : Граница,
1876. Собр. 2-е. Т. 49. Отд. 1. № 52983. С. 2. 2012. С. 133.
вий и национальностей, преимущественно родственники новобранцев... Спустя два часа, когда получившим назначение новобранцам было разрешено пойти в ближайший трактир напиться чаю, из ворот вышел запасной рядовой Семен Тяпкин, а с ним и новобранец Егор Поворотов.
- Ты, Егорка, только слушайся меня и все будет первый сорт, - увещевал новобранца Сенька. - До службы я, брат, был такой же, как и ты - гол как сокол, а теперь, поди, на всю деревню, одно слово - сила. А все потому, что деньги имею и кого хочу - куплю, кого хочу -продам. Когда стало известно, что меня назначили в Пограничную Стражу, то Карп Сидорович, царство ему небесное, и говорит:
- Ты вижу, Сенька, парень хороший, и мне жалко будет, что ты со службы возвратишься дурак-дураком. Так вот, я тебя научу уму-разуму. Только ты дай мне слово, что никому об этом не скажешь, особенно там, на границе. Впрочем, одному человеку ты должен будешь не только все рассказать, но и сказать, что я тебя к нему направил. А за совет, когда возвратишься со службы, много не потребую, одну только сторублевочку»3.
После высочайшего утверждения «Правил об Отдельном корпусе пограничной стражи» (далее - Правила) в 1910 году процесс подбора кандидатов на воинскую службу стал регулироваться ст. 88, 89 Правил. При этом вопросы увольнения в связи с болезнью либо перевод в войска на нестроевые должности регулировались отдельной ст. 91 Правил. Указанные нормы содержали в себе приобретенный опыт управления кадровыми ресурсами ОКПС как войскового формирования Министерства финансов, наделенного частично таможенными и полицейскими функциями.
Нижние чины корпуса назначались на строевые и нестроевые должности. В соответствии со ст. 108 Инструкции службы чинов ОКПС (далее - Инструкция) к ним относились: зауряд-прапорщики, зауряд-военные чиновники, кандидаты на классную должность, подпрапорщики, фельдфебеля (вахмистры), старшие унтер-офицеры (младшие вахмистры) и нестроевые старшего разряда, которым присвоены «наружные фельдфебельские отличия», младшие унтер-офицеры (начальники постов) и нестроевые старшего разряда, ефрейторы, рядовые (объездчики, стражники и занимаю-
щие нестроевые должности). На нестроевых должностях нижний чин обязан был проходить службу в строю в первый и последний годы. Писаря и другие нижние чины, занимающие неспециальные нестроевые должности, могли быть произведены в унтер-офицеры после истечения установленной выслуги лет, без особых испытаний, но за отличное знание службы по «удостоению» начальства.
Анализ Инструкции свидетельствует, что специального раздела, регулирующего вопросы комплектования чинов корпуса, не было. Вместе с тем отдельные статьи гл. VII раздела «Права и обязанности чинов Корпуса Пограничной Стражи» определяли роль и место высших должностных лиц в решении кадровых вопросов. Так, согласно ст. 332 Инструкции командир корпуса «вырабатывает для противодействия контрабандному промыслу соответственную дислокацию, которую и представляет на разрешение Шефу Пограничной Стражи»4. Иные полномочия командира корпуса содержались там же в разделе «Права и обязанности командира корпуса».
Относительно роли и места начальника пограничного округа в комплектовании вверенных ему частей и подразделений следует отметить, что этому в Инструкции уделено достаточно внимания. Так, раздел «Права и обязанности Начальника округа» содержал подраздел «По личному и численному составу». Последний включал обязанности по контролю за комплектованием «подведомственных» начальнику округа частей, а также заботу об их «уравнительном укомплектовании» нижними чинами и лошадьми, принятие мер к устранению некомплекта последних, происходящего в результате командировок, отпусков и т.п., особенно на участках границы, опасных в контрабандном отношении (ст. 384, 386, 387 Инструкции). При необходимости принятия таких кадровых решений начальник округа должен был «входить по сему соответственным представлением к Командиру Корпуса»5.
Права командира бригады по комплектованию отделов, отрядов и постов были значительно уже возможностей начальника пограничного округа. Четкое законодательное закрепление пределов полномочий первого по управлению кадровыми ресурсами установилось с введением в 1912 году вышеуказанной
3 Пограничник. СПб., 1906. № 9. С. 136.
4 Инструкция службы чинов ОКПС. СПб., 1912. С. 62.
5 Там же. С. 71.
Инструкции. В частности, командиру бригады разрешалось перемещать из других отрядов и отделов военнослужащих, а равно лошадей, морские и речные суда только в экстренных случаях для «подкрепления угрожаемых участков границы». Принятие таких мер по закону требовало от командира бригады немедленного доклада об этом по команде. В отношении распределения нижних чинов по отрядам и постам закон устанавливал, что командир бригады «.лично производит разбивку молодых солдат по отделам» и «ответствует за надлежащий выбор сверхсрочнослужащих нижних
6
чинов» .
Вместе с тем, выполнить эти требования на отдельных постах пограничного надзора не всегда удавалось. Так, в результате некоторых упущений по работе с кадрами в 1906 году с поста Крымской бригады ОКПС дезертировали несколько военнослужащих с оружием. В секретном рапорте от 4 сентября 1906 года № 459 на имя шефа пограничной стражи начальник 5-го округа, инспектирующий Крымскую бригаду, так докладывал о результатах проверки: «.некоторая часть нижних чинов бывает больной, в отпуску и в командировках по разным случаям. Ко дню поверки таковых оказалось 21 человек. Таким образом, в действительности службу по охране границы в среднем несет около 362 человек, что составляет всего лишь около 80 % штатного состава. Указанные 362 нижних чина распределены на 59-ти постах, почему на большинстве из них (29) и не может находиться по штату и на лицо более 4-5 человек.»7. «Ежедневно на каждом посту наряжается по два дежурных и по два обходных, принимая же во внимание, что на большинстве постов имеется всего лишь по 4 человека, кроме того приходится исполнять и все домашние работы по кордону, как-то: производить варку пищи, хлебопечение, чистку лошадей, уборку казармы, конюшни и двора и проч., этим же нижним чинам, за неимением перевозочных средств приходится доставлять пешком (за 15-20 верст) и продукты на посты, переносить экстренные пакеты, следующие за границу»8.
Инспекторской проверкой были выявлены следующие причины совершенного нижними чинами преступления: подрывная деятельность революционных агитаторов и низкий уровень
6 Инструкция службы чинов ОКПС. СПб., 1912. С. 84, 85.
7 РГВИА. Ф. 4888. Оп. 1. Д. 2. Л. 2 об.
8 Там же. Л. 3.
морально-психологической подготовки пограничников; недостатки в вопросах комплектования, снижающие качество охраны границы и противодействия контрабанде.
Необходимости своевременного пополнения должностей вахмистров и начальников постов подготовленными военнослужащими посвящена целая статья 472 Инструкции. При этом в случае большой убыли начальствующих нижних чинов, исходя из важности того или иного отдела в пограничном отношении, это замещение могло производиться за счет других отделов. Однако перевод нижних чинов из отряда в отряд допускался только в случае крайней необходимости (ст. 473 Инструкции).
Особое внимание при комплектовании ОКПС нижними чинами обращалось на благо-надежность9 по пограничному надзору. Однако анализ законодательства Российской империи в рассматриваемый период показывает, что понятие «благонадежность» использовалось при отсутствии в законе его четкого определения.
Вместе с тем, циркуляр командира ОКПС от 20 октября 1900 года № 141 устанавливает пределы «неблагонадежности» относительно службы пограничного надзора: «побег за границу не устанавливает в достаточной степени неблагонадежности к пограничному надзору, а потому, если нижний чин, кроме побега, не подозревается в содействии водворению контрабанды или в пропуске таковой, то к удалению его из части нельзя признать достаточных оснований и в таких случаях не следует входить с представлением о переводе»10.
Иные, более четкие пределы неблагонадежности устанавливает ст. 343 Инструкции. К нижним чинам, признанным неблагонадежными, относятся подозреваемые в содействии провозу контрабанды, пропуске эмигрантов, дезертиров и «вообще в нарушении постановлений Устава Таможенного и Правил об Отд. Корп. Погр. Стр.».
Комплектование ОКПС унтер-офицерами производилось из числа нижних чинов (объездчиков и стражников), имеющих опыт службы пограничного надзора и прошедших полный курс подготовки в учебных командах (отрядах) при штабах бригад корпуса. 9 ноября
9 Благонадежный - заслуживающий доверия (книж.) Будьте благонадежны (устар.) - будьте уверены, не беспокойтесь. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1960. С. 48).
10 Циркуляры Отдельного Корпуса Пограничной Стражи за 1900 г. СПб., 1901. С. 171.
1911 года на ОКПС было распространено действие приказа по военному ведомству № 376 «О порядке производства унтер-офицеров», согласно которому «поступившие на службу по жребию могут быть произведены в унтер-офицеры не ранее выслуги в рядовом звании одного года и не позже как за четыре месяца до перечисления в запас»11. Кроме того, производство в унтер-офицерский чин могло быть осуществлено за боевые отличия.
Основаниями для производства в унтер-офицеры являлись: отличное поведение, определенная выслуга лет в звании рядового (при присвоении унтер-офицерского звания за боевые отличия срок службы не учитывался), испытание в знании службы и других предметов по соответствующей каждому роду службы программе, «удостоение» производству со стороны ближайшего начальства. При этом имелся ряд ограничений: лица, переведенные в разряд «штрафованных с лишением унтер-офицерского звания» до выбытия из разряда «штрафованных»; признанные судом виновными в краже или мошенничестве в период прохождения военной службы.
Назначение на унтер-офицерские должности производилось лишь при наличии соответствующих вакансий, за исключением поступивших на службу по жребию или охотниками, а также пользующихся правами по образованию. В этих случаях назначение производилось «сверх вакансий». Так, приказом шефа ОКПС от 10 июля 1896 года № 23 объявлено всемилостивейшее соизволение о производстве в унтер-офицеры сверх вакансий «по удостое-нию своим начальством строевых нижних чинов, кои в текущем году успешно окончат курсы и ранее сего окончившие курсы бригадных учебных команд Корпуса Пограничной Стражи и выслуживших установленный для производства в унтер-офицеры срок, а из числа не выслуживших такового (нижние чины срока 1895 г.) такое число их, какое причитается в каждой бригаде, особом отделе и пограничном надзоре, по расчету одного на каждый отряд и дис-танцию»12. При замещении вакантных унтер-офицерских должностей предпочтение отдавалось военнослужащим, имеющим награды в виде знаков отличия Военного ордена или медалей с надписью «за храбрость», а также отли-
11 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1914. Собр. 3-е. Т. 31. С. 1215, 1216.
12 Сборник циркуляров по ОКПС за 1896 г. СПб., 1897.
Циркуляр № 101. С. 201, 202.
чившимся по службе. Ходатайствовал о назначении нижнего чина непосредственный начальник. К ходатайству прилагалась ведомость о сдаче соответствующих экзаменов. Примечательно, что нижние чины, имеющие знак отличия Военного ордена или медаль с надписью «за храбрость» признавались законом старше нижних чинов одного с ними воинского звания, но не имеющих этих наград либо имеющих низшую степень одного из указанных знаков отличия (ст. 109 Инструкции).
Наряду с общими нормами, комплектование отдельных частей и подразделений пограничной стражи осуществлялось в соответствии с местными особенностями и условиями пограничного надзора. Например, в состав Закаспийской и Амударьинской бригад законом разрешалось временно включать наемных джигитов из числа местных жителей. Однако шефу ОКПС по мере необходимости разрешалось заменять джигитов нижними воинскими чинами (ст. 318 Инструкции). Это положение в Инструкцию привнесено из ст. 43 Правил об ОКПС (1910).
Порядок укомплектования отдельных частей ОКПС личным составом был регламентирован особыми нормативными актами. По представлению шефа ОКПС Государственный совет выносил мнение, которое после высочайшего утверждения приобретало законную силу. Так, 16 января 1894 года по представлению шефа ОКПС высочайше утверждено мнение госсовета «Об учреждении Карской бригады пограничной стражи и о некоторых изменениях в штатном составе других бригады сей стражи». Этим решением на границе с Турцией и Персией была образована пограничная бригада в составе: 4-х штаб-офицеров, 14-ти обер-офицеров, одного бригадного и одного ветеринарного врачей, 205-ти конных и 459-ти пеших нижних чина, 208-ми лошадей и 18-ти мулов. Этим же правовым актом в Эриванской и Елисаветпольской пограничных бригадах образовано еще по одному отделу. Для этого в штат каждой из бригад введены дополнительные должности: 2 штаб-офицера, 8 обер-офицеров, 152 конных и 358 пеших нижних чина, 156 лошадей и 13 мулов, с предоставлением Министру финансов права «распределить добавляемый состав между означенными бригадами по своему усмотрению»13.
13 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1898. Собр. 3-е. Т. 4 (1894). С. 1.
В результате усиления роли среднеазиатских границ в таможенном и контрабандном отношении решением Г осударственного совета от 9 декабря 1896 года в Закаспийской области и на правом берегу рек Пяндж и Амударья пограничные надзоры были преобразованы в Закаспийскую и Амударьинскую бригады14. Выявленные недостатки таможенного надзора в Красноводском порту обусловили принятие решения Государственным советом от 22 января 1896 года об усилении Закаспийского надзора двумя обер-офицерами, одним вольнонаемным фельдшером, 22-мя конными и 9-ю пешими нижними чинами15. Таким решениям высшего государственного органа предшест-
вовали представления шефа ОКПС по соответствующим вопросам. Кроме того, в интересах службы последнему предоставлялось право определять число отрядов в каждой бригаде корпуса и «сообразно сему изменять штатный состав субалтерн-офицеров»16.
Таким образом, расширение присутствия и сферы деятельности пограничной стражи на приграничных территориях Российской империи обуславливалось возникновением экономических и военных угроз. Противодействие последним осуществлялось не в последнюю очередь путем качественного комплектования ОКПС, осуществляемое посредством использования надежных правовых инструментов.
14 Полное собрание законов Российской империи. 1899.
Собр. 3-е. Т. 16 (1896). С. 762. __________________________________________
15 Чернушевич М.П. Краткая история-хроника Пограничной Стражи и выделение ее в Отдельный Корпус // Пограничник
: журн. СПб., 1907. № 23. С. 434. 16 Инструкция службы чинов ОКПС. С. 59.