УДК 021.13
Ю. П. Блаженкова
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ КАК ОСНОВА ЕГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ)
Библиотечное фондоведение в Приморской государственной картинной галерее (ПГКГ, Владивосток) рассматривается как относительно самостоятельный раздел библиотековедения. Предлагается авторская разработка модели библиотечного фонда ПГКГ.
Ключевые слова: научная библиотека, музей, музейная экспозиция.
Collection development of a library (based on the example of the The Primorye State Art Gallery).
YULIA P. BLAZHENKOVA (Primorye State Art Gallery, Vladivostok).
The collection development is considered as a comparatively independent field of library studies. The articles deals with the author’s individual model of collection development practiced at the Primorye State Art Gallery, Vladivostok.
Key words: collection development, museum, research library, museum exposition.
Концепция библиотечного фонда как системы вырабатывалась с XVII в. французскими, российскими и английскими сотрудниками библиотек, учеными, руководителями разного ранга и даже правителями стран [3]. В дореволюционной России основа фонда первых библиотек общественного пользования формировалась из пожертвований первых лиц государства, а также из произведений, авторские экземпляры которых считали своим долгом дарить библиотеке писатели.
В наше время под организацией библиотечных фондов понимается «ряд операций по приведению их в определенный порядок в целях подготовки к использованию читателями и обеспечению сохранности» (формулировка основателя советского библиотечного фондоведения Ю.В. Григорьева, цит. по [9. с. 295]); при этом процесс их формирования делится на комплектование, организацию, управление.
С появлением электронных носителей началась модернизация фондоведения [5], когда любая библиотека, в том числе и ПГКГ, «периодически трансформирует или видоизменяет формы комплектования, хранения и предоставления пользователем документной информации параллельно с развитием технологии записи и передачи данных, а также средств коммуникации» [9, с. 375]. Анализ накопленного материала позволяет выделить следующие критерии современного фондоведения, актуальные для нашей библиотеки.
1. В условиях перехода от информационного общества к обществу знаний - упорядочение информации, оперативное предоставление пользователю обобщенно-
го систематизированного знания по интересующему его вопросу из мирового запаса документов.
2. Использование новых поколений компьютерной техники, программного обеспечения, способов и линий связи.
3. Сочетание широкого доступа как к неэлектронным, так и электронным документам.
4. Эффективное использование интернет, а также интеграция всех видов документов в один электронный носитель [10].
Цель данной статьи: на основе анализа существующих концепций комплектования и управления библиотечным фондом выработать модель фонда библиотеки ПГКГ.
Из наиболее известных обобщенных моделей - вербальная, структурная, математическая и библиографическая [9, с. 62, 123] нам наиболее близка библиографическая: в этом варианте составляется классический справочно-библиографический аппарат, включающий типовые (карточные) и электронные каталоги. Модель подходит к сравнительно небольшому по численности фонду (около 10 000 экз.) с регулярным его пополнением научно-вспомогательными пособиями. Но в музейной библиотеке есть свои особенности. Например, согласно библиотечно-библиографической классификации (ББК) литература должна размещаться по авторским знакам. Но запросы посетителей часто связаны с подбором изданий по конкретной персоналии или по отдельному жанру в искусстве, поэтому, по нашему мнению, имеет смысл вести комплектование не только по общепринятому
БЛАЖЕНКОВА Юлия Павловна, ведущий библиотекарь (Приморская государственная картинная галерея, Владивосток). E-mail: biblioteka@primgallery.ru ©Блаженкова Ю.П., 2011
тематическому принципу, когда литература располагается по авторским знакам (т.е. по первой букве фамилии автора), но и согласно наличию в издании информации о персоналии. Например, в нашей библиотеке все, что есть о Репине, Решетникове, Рерихе (т.е. на букву «Р») относится в разделе «персоналии». Этот принцип удобен для небольшого фонда и для быстрого поиска. Таким образом, из трех этапов фондоведческой работы (напомним: комплектование, организация, управление) мы остановимся на первом как основе нашей модели.
В музее книжный фонд может существовать и как подразделение одного из его отделов, и как самостоятельное структурное подразделение, и как научная библиотека музея [11]. Библиотека Приморской государственной картиной галереи относится ко второму типу, ее правовая основа утверждена директором ПГКГ 1 августа 2007 г. (на сегодняшний день отсутствует типовое положение о библиотеке музея, поэтому сотрудники разрабатывают ее нормативно-правововую основу самостоятельно, ориентируясь на соответствующее законодательство [2]). Кроме того, библиотека ПГКГ не имела научно обоснованных критериев своей деятельности и дальнейшего развития: при ее создании в 1975 г. фонд существовал на общественных началах, и у сотрудников галереи, занимающихся выставочной деятельностью, не было возможности вплотную работать с библиотекой). Затем появились первые штатные сотрудники библиотеки, каждый из которых способствовал ее развитию, выполняю необходимые работы (формирование карточного каталога, систематизация и обработка литературы, комплектование). Следующий этап деятельности фонда - подведение первых итогов работы музейной библиотеки, их научный анализ.
Мы рассмотрели следующие возможности работы над моделью фонда: обобщение и синтез фондорегламентирующих документов, созданных в отдельных библиотеках, и разработка на их основе типовой модели (что для нас, как потом оказалось, было оптимальным). Или: формирование рабочей группы из специалистов различных библиотек и разработка данной группой типовой модели фонда, а на ее основе - модели отдельной библиотеки [12].
Принципы существования фонда библиотеки ПГК согласно нашей модели не отличаются от общепринятых: наличие комплектования, его методов и технологических приемов; организации работы и управления фондом; критериев, определяющих эволюцию фонда [13].
Формирование ядра фонда библиотеки ПГКГ началось 35 лет назад, когда из библиотек Государственного краеведческого музея им. В.К. Арсеньева и им. А.М. Горького, а также Дома офицеров флота были переданы соответствующие профилю музея книжные издания. Затем фонд пополнялся литературой из соответствующего пункта библиотечного коллектора Владивостока, куда сотрудники ПГКГ выезжали для отбора подходящих книг. Приобрести издания по Пушкинскому каталогу и значительно пополнить ядро фонда современной и актуальной литературой, отвечающей специфике музея, поз-
волило участие в проекте Фонда Сороса «Пушкинская библиотека».
Стратегию формирования библиотечного фонда в ПГКГ определяют совместно с ученым советом и в соответствии с выставочным планом музея. При составлении плана комплектования фондов музейной библиотеки целесообразно изучение музейных коллекций и хранящихся в них экспонатов (техника и время изготовления, авторство) [10]. Учитывая, что коллекции художественных музеев состоят не только из произведений живописи и графики, но и скульптуры, фарфора, керамики, которые составляют коллекцию отдела декоративно-прикладного искусства, музейный библиотекарь должен стараться получить хотя бы начальные сведения об их происхождении и научной значимости. Основными источниками этих сведений, несомненно, являются сотрудники отделов хранения, а также выставочного и научно-просветительского. Кроме того, музейный библиотекарь постоянно изучает и анализирует периодическую литературу, ежемесячно поступающую в фонд. Информацию сортируют по тематическим папкам. Таким образом можно не только найти свежую информацию, но и восстановить историю какого-либо музейного предмета, находящегося в постоянном фонде. Коллектив музея ориентирует библиотекаря в вопросах тематики текущего комплектования [7].
Принципы комплектования. Основной - селективность. Поэтому следует начинать с определения критериев отбора документов для фондов [12], они должны соответствовать российскому и региональному законодательству [2]. Полнота фондов, видовая и содержательная, их актуальность и своевременность пополнения, доступность для музейных работников - условия, от которых напрямую зависит успех музейной деятельности.
Ядро фонда. В специализированных библиотеках он включает универсальную литературу по всем видам искусства (в том числе справочную, специализированную - по профилю данной библиотеки) и литературу факультативную. В нашей модели в ядро фонда библиотеки ПГКГ входят книги, отвечающие специфике музея, с иерархией расстановки по разделам, согласно информативной значимости, расставленные по таблицам ББК.
Факультативная часть фонда: делится на три подотдела. 1. Отдел периодической литературы: журналы, газеты, печатные издания, регулярно поступающие в фонд. 2. Эфемерные материалы: издания, нерегулярно поступающие в фонд: каталоги выставок (на русском и иностранном языках), буклеты, проспекты, листовки; издания и документы на электронных и бумажных носителях, аудио- и видеоматериалы - сведения о выставочной деятельности музея, слайды), авторефераты диссертаций, иконографические (справочники для атрибуции музейных предметов), рукописные документы. 3. Научно-вспомогательные пособия, такие как обзор литературы, публикации о деятельности ПГКГ (составляются музейным библиотекарем).
Профиль комплектования. Наша модель предусматривает профиль комплектования [14] с определенными
Комплектование фонда библиотеки как основа его моделирования
Ю.П. БЛАЖЕНКОВА
объемами ядра и факультативной части фонда, местом фонда документов на иностранных языках, составом его справочной части. Эти элементы должно быть проанализированы библиотекарем и представлены на обсуждение ученому совету ПГКГ. В данном случае ядро фонда невелико, оно содержит общую информацию о художественном искусстве и строго контролируется по составу изданий, пополняясь раз в год соответствующей литературой (переработанными и дополненными экземплярами с соблюдением исторической последовательности). Более обширная, динамичная часть фонда - факультативная, пополняется ежемесячно, поэтому она постоянно расширяется. Место литературы на иностранных языках имеет особое значение, поскольку порой она является единственным «посредником» при установлении партнерских отношений между нами и зарубежными музеями. Этот раздел пополняется раз в полугодие, четко разделяется на подгруппы и требует тщательной обработки при систематизации, так как чаще всего это литература на английском, японском, корейском или китайском языках.
Поскольку галерея является преимущественно музеем художественного искусства, то ядро фонда ее библиотеки состоит в основном из изданий, посвященных истории и теории искусства России (в том числе Приморского края), Западной Европы и т.п., среди которых немало иноязычных (издания, представляющие экспозиции зарубежных музейных коллекций, биографии западноевропейских художников). Часть таких материалов и книг традиционно переданы в дар библиотеке [4, 8, 12, 15]. Факультативную часть фонда составляет периодическая литература (газеты и журналы) по изобразительному и прикладному искусству, истории, реставрации, нумизматике, антикварному и музейного делу и каталоги выставок (в том числе международных), проходивших как в ПГКГ, так и на других площадках.
Наша картинная галерея, как и любой другой музей, выпускает значительное количество своих печатных, в том числе иллюстративных материалов, которые предоставляют информацию о постоянных выставках и его разовых акциях. Одно из таких изданий - ежемесячная газета «Картинная галерея». К эфемерным материалам относятся «однодневные» издания: буклеты, проспекты, афиши, объявления о мероприятиях, дидактические материалы и т.д. Они могут оказать незаменимую помощь в работе, так как являются источником краткой и сжатой информации. Часто эти сведения являются единственным источником знаний о выставочной деятельности музея, его истории и развитии, роли в обществе. Журнал читательских требований библиотеки ПГКГ свидетельствует, что к ним часто обращаются наши читатели: а это означает, что такие материалы востребованы людьми, независимо от их возраста, интересов и социального статуса, благодаря большому тиражу и бесплатному распространению, они создают имидж музея.
К научно-вспомогательным пособиям мы относим такие источники, как обзор литературы, публикации о деятельности ПГКГ (к папкам, содержащим эти сведе-
ния, имеют доступ все сотрудники). Обзоры периодической литературы - наша текущая работа: тщательно просмотрены и проанализированы материалы более чем 20 журналов и газет. Собраны актуальные материалы (о жизни различных музеев, их выставочной деятельности, экспертных оценках неизвестных экспонатов, сведения об исторических находках, а также новейшая информация по ведению экскурсий и появлению инноваций в соответствующих профилю художественного музея областях науки). Цель этой работы - сокращение времени сотрудников на поиск нужной информации и регулярное обновление исторических фактов, о которых можно впоследствии рассказать экскурсантам. Подборка «Публикации о деятельности учреждения» обновляется соответствующими материалами из периодической печати, интернета. Это необходимо для составления паспортов выставок, библиографических сведений о творческой жизни художников, на основе которых делают каталоги персональных или коллективных выставок. Здесь нам очень помогает сотрудничество с Публичной государственной библиотекой имени А.М. Горького, где в отделе библиографии отслеживают и копируют публикации о ПГКГ из всех поступающих в фонд центральной библиотеки периодических источников.
Основные принципы отбора: универсальность, полнота - для отечественной литературы; информативность
- для иностранной. При этом развитие специализированных фондов связано с эволюцией электронных документов [10].
Наша модель отличается от обобщенных таким компонентом, как справочно-поисковый аппарат [6, 9], который мы разрабатываем сегодня. Работа по его формированию началась с внедрения электронной базы с параметрами как стандартного библиографического поиска, так и дополнительными, характеризующими музейный библиотечный фонд (ссылка на наличие репродукций работ определенного художника в книгах или упоминание подробностей его биографии в описании определенной эпохи развития искусства, например). За два предыдущих года работы были введены первые 5 000 тыс. экземпляров, что значительно облегчило поиск запрашиваемой литературы. В настоящее время электронный каталог регулярно пополняется. Пока что он используется для поисковой работы только сотрудником библиотеки, но планируется приобрести дополнительную технику для предоставления доступа к электронным данным книжного фонда всем сотрудникам музея.
Принципы отбора. По мнению директора библиотеки Государственного исторического музея Москвы
Э.С. Угрюмовой, акцент нужно делать «на местные издания, поскольку полной подборки краеведческой литературы нет ни в одной, даже самой крупной библиотеке. А такая подборка представляет огромный интерес как для истории музея, так и для истории государства» (цит по [8]). В ПГКГ значительную часть фонда составляют новые и антикварные книги об искусстве, выпущенные в центральных и местных издательствах,
информационные и периодические издания, краеведческие отчеты, каталоги выставок, альбомы. Эта библиотека ориентирована на удовлетворение информационных потребностей сотрудников ПГКГ, а также так называемых внешних читателей (в основном это студенты и преподаватели учебных заведений Владивостока), она обладает фондом материалов, не всегда представленным в библиотеках других типов [1].
Источники комплектования. Мы выделяем 8 основных источников комплектования ядра и факультативной части фонда современной музейной библиотеки: книжные магазины; интернет (библиотека создает свои базы данных); книгообмен: печатные издания ПГКГ - каталоги, буклеты, газету «Картинная галерея» мы предлагаем нашим посетителям как раздаточный материал и рассылаем в 35 российских и зарубежных музев (такое сотрудничество положительно сказывается на имиджа музея); издания, переданные в дар частными лицами, государственными и муниципальными органами власти, музеями из других регионов; выставки других музеев, презентации различных мероприятий по культуре и искусству (их каталоги и буклеты помогают формировать факультативную часть библиотечного фонда эфемерными материалами); экземпляры книг, которые дарят авторы, пользующиеся фондами музея и музейной библиотеки (обычно такие издания поступают с дарственной надписью, со словами благодарности). 7. Периодические издания (библиотека ПГКГ получает 20 их наименований); при проведении подписной кампании учитывается мнение сотрудников музея. 8. Копирование (так как помещение библиотеки музея не позволяет длительно хранить периодику) газетных публикаций и размещение их по тематическим папкам [3].
Набор образцов печатных изданий разного вида и назначения позволяет библиотекарю научно обоснованно комплектовать фонд [6]. А чтобы гибко и оперативно реагировать на изменения ситуации, необходимо установить тесную связь библиотеки музея с другими структурными подразделениями ПГКГ, определить значение и роль каждого. Затем следует уточнить значение и роль запросов в формировании тематической структуры фондов библиотеки. Принцип соответствия фонда информационным потребностям читателей и количественное сравнение по разделам (как при автоматизированном, так и традиционном учете) может быть положено в основу оптимизации книжного фонда [12].
Итак, наша модель выглядит следующим образом.
В ядро фонда вошли книжные издания, разделенные согласно иерархии информационной потребности читателей на следующие разделы: «Искусство» (с подразделами
- персоналии; стили и направления в искусстве; энциклопедии по искусству; история искусства разных стран; музейные коллекции; прочая литература по искусству); «История»; «Религия»; «Музейная педагогика».
В факультативную часть вошли фонды: периодической литературы, эфемерных материалов (каталоги персональных и коллективных выставок на русском и иностранных языках), научно-вспомогательных пособий.
Наша модель сегодня постепенно реализуется на практике. Так, нами были разработаны следующие документы: «Положение о библиотеке ГУК «ПГКГ», определяющее книжный фонд как отдельную структурную единицу»; «Правила пользования библиотекой ГУК «ПГКГ»; «Положение о платных услугах в библиотеке ГУК «ПГКГ», дающее право библиотеке обслуживать внешних читателей на коммерческой основе, и «Перечень платных услуг» с прейскурантом. Они отвечают изменениям, которые происходят в структуре библиотеки, и меняющимся запросам читателей. То есть модель библиотечного фонда можно постоянно корректировать, допустим, в зависимости от читательского спроса на оказываемые библиотекой услуги.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуленкова Н.В. Библиотека и музей - успешные партнеры // Современная библиотека. 2010. № 1. С. 46-47.
2. Закон Приморского края «О библиотеках и библиотечном деле в Приморском крае» от 01 ноября 1996 г. № 65-КЗ.
3. Комплектование библиотечных фондов // Справочный сайт для библиотекарей. URL: www.bibliofon.ru (дата обращения: 28.11.2010).
4. Музейные библиотеки в современном обществе: сохранение традиций и проектная деятельность: науч.-практ. семинар. URL: www.kreml.ru (дата обращения: 28.11.2010).
5. Нешпор О.В. Привлекательный образ библиотеки: материалы обл. науч.-практ. конф. «Молодые в библиотечном деле», 19-20 мая 2005 г. URL: www.revolution.albest. ги (дата обращения: 29.11.2010).
6. Прянишников Н. Lambrary, или Бамтека (Об опыте Норвегии: музей, библиотека и архив в одном месте) // 60 параллель. 2009. № 1. С. 28-35.
7. Сахалинская областная универсальная научная библиотека. URL: www.libskh.ru (дата обращения: 30.11.2010).
8. Совместное заседание секции библиотек по искусству и музейных библиотек: отчет // Ежегодная XIII сессия конференции РБА. Ульяновск, 19-22 мая 2008 г. // Сайт Российской государственной библиотеки искусств. URL:
liart.ru.ru (дата обращения: 29.11.2010).
9. Столяров Ю.Н., Кушнаренко Н.Н., Соляник А.А. Эволюция библиотечного фондоведения: спец. изд. проект для библиотек. М.: ФАИР, 2007. 688 с.
10. Тимашева И.А. Библиотека в музее: Выбор программного обеспечения для автоматизации библиотечных процессов // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 2. С. 33-38.
11. Тимашева И.А. Библиотеки в историко-краеведческих музеях: проблемы правового обеспечения // Вестн. библиотечной Ассамблеи Евразии. 2006. № 2. С. 83-90.
12. Тимашева И.А. К вопросу о создании модели фонда музейной библиотеки: Самар. обл. ист.-краевед. музей им. П.В. Алабина. URL: www.gpntb.ru (дата обращения: 28.11.2010).
13. Тимашева И.А. Книжный фонд музея: правовое обеспечение деятельности библиотечных подразделений историко-краеведческих музеев // Справочник руководителя учреждений культуры. 2006. № 7. С. 71-80.
14. Тимашева И.А. Функции библиотеки историко-краеведческого музея: методологический аспект // Бибилиотеко-ведение. 2006. № 5. С. 34-38.
15. Центральная муниципальная библиотека имении Н.Н. Некрасова г. Ижевска. URL: www.nelkrib.udm.ru (дата обращения: 28.11.2010).