логическую связь и адекватность взаимного личностного восприятия.
Информационный аспект психокоррекции коммуникативно-речевой инак-тивности, восстанавливая уровень самосознания, активизируя конституциональные психологические механизмы компенсации и адаптации, благоприятно влияет на межличностные отношения в семьях подростков. Таким образом, трудности операциональных возможностей коммуникации подростков, базирующиеся на различной степени выраженности конституциональной недостаточности ВНД и/или личности, приводят к аномальной личностной и поведенческой изменчивости у подростков. Деструктивные взаимодействия социально-психологических и конституциональных факторов, основным проявлением которых является коммуникативно-речевая инак-тивность, создают феномен «порочного круга». В тоже время, расширение личностно-психологических возможностей коммуникации, возникающие в процессе психокоррекции, подтверждают восстановление конституциональных механизмов защиты, которые обеспечивают позитивный личностный дрейф в сторону диапазона психологической нормы - акцентуации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. - Ставрополь, 2000.
2. БодалевА.А. Личность и общение // Избранные труды. - М., 1983.
3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб., 2001.
4. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979.
5. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.
М.Ю. Куница
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
Изучение аддиктивного поведения личности - актуальное направление психологической науки, обеспечивающее понимание многопрофильности и многофакторности сложнейших проблем зависимых людей. В рамках этого направления работает большое количество современных авторов (Алмазов Б.Н., Белогуров С.Б., Березин С.В., Битенский В.С., Вострокнутов Н.В., Зыков О.В., Крейдун Н.П., Кулаков С.А., Курек Н.С., Левин Б.Н., Лисецкий К.С., Мотынга И.А., Личко А.Е., Про-ценко Е.Н., Терентьева А.В., Файнбург З.И., Христофорова М.И., Якина А.С. и др.). На основе анализа этих работ можно заключить, что любая аддикция связана с серьезнейшими психофизиологическими и структурными изменениями в личности. Практически невозможно разделять разрушительные для физического здоровья процессы и регрессивные психические и социальные последствия зависимости от аддиктивных агентов, которыми наряду с химическими веществами (алкоголь, наркотики и др.), могут выступать различные виды психологической зависимости (иг-романия, интернет-зависимость, зависимые отношения и др.). В этой связи проблема аддикций является социально-медико-психологической проблемой, которую необходимо решать комплексно с учетом физического и психологического здоровья, социальных и духовно-нравственных аспектов формирования личности.
Объясняя нездоровый, разрушительный характер аддиктивного поведения, многие ученые подчеркивают происхождение деструктивной динамики развития
личности в результате травмирующего обращения в детском возрасте. Повышенная тревожность матери, продолжительные стрессы, семейные конфликты, аддиктивное поведение родителей и ошибки в воспитании детей - все это благоприятные факторы для формирования аддиктивного поведения. Надо учесть, что аддикты - это, чаще всего, люди, вырастающие в атмосфере постоянного или эпизодического дефицита любви, вступающие во взрослую жизнь с чувством внутренней незащищенности, неуверенности, неспособности по настоящему заботиться о себе. Таким людям свойственно определять себя исключительно по своим функциональным связям с другими. Поэтому болезненная зависимость от партнера (ребенка, родителя, друга) и его любовь, для них является жизненно важными. В этом случае, психологическую зависимость (аддиктивное поведение) можно определить, как стремление человека к преодолению значимого недостатка в любви, внимании и заботе, возникшего в детстве.
Существенная дефицитарность мотивационно-аффективной сферы, неспособность заботиться о себе и контролировать свои импульсы предопределяют возникновение доминирующей зависимости (алкоголизма, наркомании и др.). Нездоровые, повторяющиеся аспекты аддиктивного поведения представляют собой попытки повторить болезненные эмоциональные состояния. Аддиктивное поведение в данном случае рассматривается как стремление «вылечить» себя небезопасным «лекарством». Примером могут служить множество попавших в игровую и химическую зависимость, зависимость от близких отношений (зависимая влюбленность, созависимость в семье), при которых люди стремятся деструктивным способом «улучшить» свою жизнь.
Аддикции, это несовершенный способ приспособления индивида к сложным условиям деятельности и общения, это неспособность отдыхать, радоваться, собираться с силами, это гнетущее ощущение беспомощности перед реалиями жизни. В этой связи уход в узконаправленную сферу деятельности (игроманию, употребление химических веществ или болезненную эмоциональную привязанность) -это единственная возможность справиться с жизнью для зависимых личностей. Это своего рода адаптивное поведение, которое направлено на то, чтобы облегчить боль, вызванную аффектами, снять напряжение и на некоторое время повысить способность владеть собой и функционировать. Таким образом, средовые факторы занимают центральное место в формировании любой зависимости. Они определяют индивидуальное отношение человека к аддиктивному агенту, которым может выступать состояние болезненной привязанности к реальному или воображаемому партнеру, действию, предмету, веществу. Это состояние, с одной стороны, приносит радость и чувство удовлетворения, тем самым, затягивая человека в свои «сети», с другой стороны, требует от него много энергии и жизненных сил, приносит массу страданий и боли. Зависимость превращается в болезненную привязанность, когда аддиктивный агент начинает управлять сознанием и поведением зависимого человека.
Психологические усилия, направленные на устранение аддиктивных стереотипов, нередко встречают сопротивление, поскольку решение проблемы нарушает сформировавшееся равновесие, вызывает чувство дискомфорта. Любая зависимость по своей сути часто оказывается хуже тюремного заключения, так как она одновременно и добровольна и подневольна. Человек страдает от невозможности избавиться от нее, и в то же время, только он сам может принять окончательное решение о собственном освобождении. К большему сожалению, самостоятельно избавиться от зависимости, как правило, не представляется возможным в силу психологических привычек, без которых жизнь становится немыслимой.
Нарастающая острота проблем аддиктивных расстройств свидетельствует о том, что теоретические и методологические исследования в этой области, на наш взгляд, требуют особого внимания и новых разработок. Так, требуют разработки
вопросы комплексного подхода к решению профилактических, коррекционных задач, связанных с формированием реабилитационного пространства, как условия нормализации психического и физического здоровья людей, соприкасающихся с различного рода зависимостями. Стоит острая необходимость в подлинной интеграции подходов, сотрудничестве специалистов, работы всего общества как следствия осознания проблем зависимостей и исходящей от них опасности на индивидуальном и коллективном уровне. Также стоит проблема высокотехнологичного решения психологических затруднений с применением комплекса мероприятий, осуществляющих психологическое просвещение, психологическую профилактику, психологическую коррекцию и, в общем, составляющих технологию психосоциальной помощи в преодолении аддиктивных расстройств личности.
В этой связи чрезвычайную важность и насущность представляет вопрос о профилактике аддиктивных расстройств личности. В Ставропольском крае в рамках профилактики аддиктивных расстройств личности среди подростков и молодежи осуществляют свою деятельность сеть партнёрских организаций: Организация информационно-консультационных и реабилитационных программ для наркозависи-мых, алкоголиков и их семей; организация работы с уличными детьми; организация общественно-экспертных советов при Департаменте социальных проблем г. Ставрополя и при администрации Ставропольского края и др. Усилия медиков, психологов, социальных работников упомянутых организаций направлены не только на изменения взглядов на проблему зависимости, но и на разработку и апробацию концептуальной модели профилактики аддиктивного поведения личности. Ведется разработка и внедрение комплекса обучающих программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде. Создаются информационно-обучающие программы для социальных педагогов школ и педагогов-организаторов. В числе наиболее зарекомендовавших себя программ можно назвать следующие: Права детей; Сверстник - сверстнику; Гражданское образование; Гурд (Друг - работа с детьми на дому); Г аврош - дети улиц; Остров безопасности; Коррекция созависимости и др.
Для осуществления названных программ и проектов расширяется сеть специалистов и лидеров из числа врачей, психологов, учителей. В области профилактики злоупотребления наркотиками и алкоголем важно, чтобы содержание и форма анти-наркотических программ были продуманы таким образом, чтобы не провоцировать молодежь на алкогольно-наркотический эксперимент. Психологическая помощь соза-висимым нацелена на преодоление личностью зависимости от других путем ее психологической переориентации, коррекции нездоровых эмоциональных состояний и формирования моделей полноценного личностного развития и конструктивных взаимодействий. Профилактическая работа должна проводиться только высококвалифицированными и высоконравственными подготовленными специалистами, действия и слова, которых научно обоснованы и скоординированы в соответствии с принципом: Не навреди! При этом должен быть индивидуальный и дифференцированный подходы к тем, кто находится в «зоне риска», кто нуждается в помощи.
Наряду с внедрением специальных программ, важной профилактической задачей является изменение общественного отношения к проблеме. Поскольку ад-дикции личности обусловлены глубоким духовным кризисом российского общества, отвержением традиционных ценностей и утратой духовного иммунитета, то избавление от них необходимо через систему духовно-нравственного воспитания молодежи. Эта система должна включать сохранение и укрепление общечеловеческих, нравственных ценностей, культурных и национальных традиций, формирование патриотизма и гуманизма.
В профилактические задачи также входит пропаганда психологических знаний. Популяризация психологической науки вместе с формированием общест-
венных и личностных ценностей позволит изменить смысложизненное пространство подрастающего поколения. Необходимо всеобщее осознание невозможности нормального существования в наркотической, алкогольной среде и в ситуации соза-висимости, а тем более осознание недопустимости игнорирования влияния этой нездоровой среды на жизнь каждого человека.
В профилактических целях также целесообразно сформировать направленность подрастающего поколения на образ сильного духом и телом молодого человека. Только позитивный образ создает позитивную реакцию. Таким образом, на Ставрополье формируется реабилитационное пространство, в котором осуществляются совместные с городскими и краевыми администрациями скоординированные действия по профилактике аддиктивных расстройств личности, имеющие комплексный характер.
Е.Б. Горлова
КУЛЬТУРА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ
В настоящее время в России сложилась сложная социально-экономическая и культурная ситуация, которая обострила имеющиеся противоречия - межнациональные конфликты, духовный и нравственный кризис общества. Молодое поколение пессимистически воспринимает жизнь, находится в состоянии растерянности, теряет идеалы. В сознании многих молодых людей стираются понятия ответственности, гражданского долга. Многочисленные исследования свидетельствуют о кризисе образования, который выражается в снижении качества образования, падении интереса к учебе, ухудшении нравственной атмосферы среди молодежи. Эти острейшие проблемы позволяют выявить основные противоречия, стимулируют поиск оптимальных социальных, педагогических и культурно обоснованных решений, порождают новые социальные связи, нормы, ценности и идеи.
Г лавной причиной дефицита духовности является разрыв между личностью и культурой, при котором личность не испытывает потребности в общечеловеческой культуре, в овладении ее ценностями, а культура не влияет на нравственное и духовное развитие личности. В этой связи представляет интерес утверждение Л. Уайта о том, что поведение, сознание и взаимоотношения людей регулируются культурой.
Слово «культура» есть почти во всех языках народов мира. В своем исходном значении понятие культуры связано с деятельностью человека: культура - это то, что «обработано», «возделано» человеком. Современному пониманию культуры предшествовал многовековый и тернистый путь научных дискуссий. История культуры - это, прежде всего, история становления человека, выделения его из мира природы и формирование человека как существа человечного, социального. «Человек, его место в мире, смысл и назначение человеческой жизни - это одно из центральных линий развития культуры, в которой находит выражение ее подлинный смысл» [1].
Научные изыскания по поводу понятия «культуры» многообразны и многоаспектны, но очевидным представляется тот факт, что культура как социальный феномен, существует не автономно как самостоятельное явление, не «рядом» с обществом или «внутри» него, а выступает как характеристика всей совокупности свойств общества или отдельных его сторон. Культура - понятие, которое очень широко используется в современной педагогической, социологической и философской литературе, как и вообще общественными науками в целом. Между тем нет, вероятно, ни одного другого понятия, определения которого были бы столь различны и противоречивы, как определения культуры. Во всем многообразии современ-