К ОМПЛЕКСНЫИ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
С. В. Астраханцева
Московский государственный университет культуры и искусств (филиал, г. Норильск)
Т. И. Кочнева
Красноярский государственный педагогический университет
Статья посвящена психолого-педагогическому сопровождению в процессе обучения одаренных детей в художественной школе.
Ключевые слова: дети, одаренность, искусство, обучение, школа.
The article is devoted to psychology-pedagogical accompaniments at teaching of gifted children an art school.
Key words: children, gift, art, teaching, school.
На современном этапе развития общество выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, личность социально компетентную. В процессе её становления значительная роль отведена дополнительному образованию, вооружающему ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности. В связи с этим вопрос развития творческой одарённости детей приобретает особую значимость.
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение в XXI веке. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов вызвало необходимость создания системы поддержки и за-
щиты интересов одаренных детей, изменило взгляд на подходы к обучению подрастающего поколения.
Сегодня воспитание одаренных детей напрямую связано с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Процесс глобализации стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования, поскольку от ее решения, в итоге, зависит интеллектуальный, творческий и экономический потенциал государства.
Значительный вклад в педагогику, психологию, в теорию одаренности сделали Л. С. Выготский, Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, В.Н. Дружинин и др. В личностно-ориентированном подходе, предполагающем учет и раскрытие индивидуальных, творческих способностей учащихся, следует отметить Г.С. Батищева, Д.Б. Богоявленскую,
160 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 160-165
И
г
Я.А. Пономарева, Б.М. Теплова и др.
Способностью являются «отдельные психические свойства, обуславливающие возможности ребенка в той или иной деятельности» (3). «Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности, - одаренность» (1). «Проявления художественной одаренности, в которой преобладает мотивационная составляющая, обозначено в следующем порядке: устойчивая свободно проявляемая склонность к занятиям искусством; самостоятельная постановка специфической для любого искусства задачи на создание выразительного образа; направленность на преобразование впечатлений жизни, отбор, акцентирование, позволяющие наиболее в выразительной форме воплотить замысел» (4).
Художник реализуется силой художественного воображения, способностью создавать чувственные образы (колористические, фантазийные), которые в видимой форме передают «сверхчувственное, невидимое и неслышимое ценностное содержание произведения, мысли чувства автора, их оценку бытия. Это чудесная способность воображать какое-то содержание, которое до этого не имело образа, жило только в душе художника, и делать его доступным другим людям» (4).
Важнейшим фактором и условием развития детской одаренности, превращения потенциально одаренного ребенка в состоявшего творческого человека является личностно-развивающее обучение в художественной школе, построенное на основе применения психологических закономерностей и принципов развития, отвечающее особым познавательным потребностям и возможностям таких детей, их личностному своеобразию и целям развития.
Детская одаренность рассматривается как высокий творческий потенциал и общая предпосылка творческого развития человека, определяет необходимость построения модели психолого-педагогического сопровождения при обучении в художественной школе, в основе которой лежат психологические закономерности творче-
ского развития. Поэтому создание условий для развития творческой активности одаренного ребенка представляет собой центральную задачу на всех возрастных этапах его обучения в художественной школе. Развитие творческого потенциала личности одаренного ребенка происходит в условиях взаимодействия системы школьного образования, связанного с системой развития одаренных детей, реализующего технологии творческого обучения, учителя, способного к саморазвитию, признающего ценность творчества, и семейного воспитания, поддерживающего творческие проявления ребенка.
Комплексный подход используется в обучении одаренных детей с высокими творческими способностями, а также в обучении детей с незначительно превышающими средний уровень показателями творческой способности, но с высокой мотивацией к учению.
В работе Л.С. Выготского отмечено: «искусство есть работа мысли, но совершенно особенного, эмоционального мышления» (2). При освоении знаний искусства, важнейшей является, по мысли Б.М. Неменского, «... способность накапливать, осваивать багаж знаний. Порождаемая накопленным опытом и развитой фантазией творческая способность предполагает острое воображение, способность неясную, абстрактную идею, чувство, мысль вообразить, то есть как бы увидеть "внутренним оком" ее осуществленной» (5).
Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие высоким потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ, развивающего обучения и воспитания, для того чтобы развивать свой потенциал и сделать вклад в развитие общества.
В ходе нашего исследования, проведённого в Норильской детской школе искусств, мы попытались составить характеристику проявления способностей учащихся в области творчества: ребенок чрезвы-
чайно пытлив и любознателен; способен с головой уходить в работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокая продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему; изобретателен в изобразительной деятельности в играх, в использовании материалов и идей, высказывает много различных соображений по поводу конкретной ситуации, способен по-разному подойти к проблеме, способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях.
Выделяющие таких детей поведенческие характеристики (отсутствие внимания к условностям и авторитетам, большая независимость в суждениях, отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы, яркий темперамент) редко вызывают положительное отношение преподавателей и окружающих.
В сфере художественной деятельности в нашем исследовании мы определили следующие характеристики проявления способностей в области изобразительного искусства: большой интерес к визуальной информации, в мельчайших деталях запоминает увиденное, проводит много времени за рисованием и лепкой, серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие. Ученик демонстрирует опережающую свой возраст умелость, оригинально использует средства художественной выразительности, экспериментирует с использованием традиционных материалов, умеет осознанно строить композицию картин или рисунков, его работа включает множество деталей и имеет отменную композицию и цвет, работы оригинальны и носят печать индивидуальности.
В своём исследовании мы опирались на различные подходы в диагностике одаренности.
Исследование творческой одаренности по Е.П. Торрансу состоит из тестов креа-
тивности, выявляющих логическое и творческое мышление. Логическое (конвергентное) мышление выявляется по тестам интеллекта.
В оценке креативности по Д.Ж. Гилфорду и Е.П. Торрансу были установлены следующие качества учащихся: продуктивность или беглость (появление максимально большого количества идей) - у 15% учащихся; гибкость (переход от явлений одного класса к явлениям другого класса, противоположное инертности) - у 21%; «творческость», которая состоит из оригинальности (видеть новые и неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых), - у 14%, разработанность (умение лучше продуцировать оригинальные идеи и творчески разрабатывать существующие) - у 17%.
Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования, непрерывное наблюдение за состоянием и развитием образовательного процесса и его результатами.
Организация образовательной деятельности одаренных детей состоит из следующих блоков: диагностический, развивающий, образовательный, индивидуализации.
Выявление одаренных детей в художественной школе - продолжительный процесс, связанный с анализом развития ребенка. Для этого используются методы различной диагностики одаренных детей: проведение психодиагностического исследования; экспертное оценивание продуктов творческой деятельности детей профессионалами; экспертное оценивание детей учителями и родителями; участие в детских художественных конкурсах различного уровня с получением призовых мест. Изучая особенности личностной сферы учащегося, мы опираемся на такие параметры, как самооценка (отношение к себе) и творческие способности. Изучить эти параметры можно при помощи тестирования, метода наблюдения, проективных методик, метода экспертных оценок.
Таблица 1
Система диагностики творческой одарённости ребёнка
Результат программы Направления диагностики Возрастные характеристики Параметры диагностики Методы диагностики Методики
Обучение I. Теоретические и практические ЗУН (знания, умения, навыки) 7-10 лет Прогнозируемые результаты освоения каждой предметной программы в зависимости от возраста учащихся и уровня обучения опрос, тесты достижений, индивидуальная творческая работа -
11-14 лет тесты достижений, индивидуальная творческая работа, экзамен -
15-17 лет тесты достижений, индивидуальная творческая работа, экзамен -
II. Практическая творческая деятельность учащихся Учащиеся всех возрастов Личностные достижения учащихся в процессе усвоения предметной программы Анализ продуктов творческой деятельности посредством презентации своих работ, участия в городских и региональных выставках, конкурсах; метод наблюдения; метод экспертных оценок -
Развитие I. Особенности личностной сферы 7-10 лет 1. Самооценка (отношение к себе) Тестирование, метод наблюдения Методика «Лесенка»
2. Творческие способности Тестирование, проективные методики, метод экспертных оценок Тест Торренса «Закончи рисунок», анкета для педагогов
11-14 лет 15-17 лет 1. Самоотношение личности Тестирование, проективные методики «Оценка самоотношения личности» (по В.В.Столину)
2. Творческие способности Тестирование, проективные методики Тест Торренса «Закончи рисунок», анкета для педагогов
II. Особенности личности в системе социальных отношений 7-10 лет 1. Удовлетворённость отношениями в группе, положение личности в коллективе и его сплочённость Социометрические и референтометрические методы; наблюдение; проективные методики «Социометрия», анкета «Наши отношения», анкета «Сплочённость коллектива»
11-14 лет 15-17 лет 1. Удовлетворённость отношениями в группе, положение личности в коллективе и его сплочённость Социометрические и референ-тометрические методы; наблюдение; проективные методики «Социометрия», «Оценка психологического климата коллектива»
2. Коммуникативные навыки Метод наблюдения, анкетирование, тестирование Тест «Коммуникативные и организаторские способности»
И
г
Воспитание I. Самоорганизация свободного времени 7-10 лет Потребность в продуктивном проведении досуга Анкетирование Анкета (адаптированная) «Я и мое свободное время»
11-14 лет 15-17 лет Анкета «Я и мое свободное время»
II. Профессиональное самоопределение 7-10 лет Профессионально важные качества Метод наблюдения, метод экспертных оценок Анкета для педагогов «Профессиональные качества»
11-14 лет Профессиональные интересы Тестирование Опросник «Я предпочту»
15-17 лет Профессиональные намерения, готовность к выбору профессии Анкетирование Анкета «Моя будущая профессия»
Художественное творчество является мощным инструментом развития ребёнка как субъекта социально-культурной среды. Поэтому важным при реализации дополнительной образовательной программы является изучение особенностей личности ребёнка в системе его социальных отношений. Это происходит по следующим параметрам: удовлетворённость отношениями в группе, положение личности в коллективе и его сплочённость, а также коммуникативные навыки, которые измеряются при помощи наблюдения, проективных методик, анкетирования, тестирования, социометрических и референтометрических методов.
На ранних стадиях обучения ребенка (9-10 лет) в художественной школе преподавателем ведется «Карта наблюдения индивидуального развития учащегося», где отслеживается уровень усвоения учебных предметов и уровень развития познавательных способностей по полугодиям. Уровень развития познавательных способностей бывает высокий, средний и низкий, к познавательным способностям относят внимание, память, мышление, воображение, мотивацию и культуру поведения. Те учащиеся, у которых продолжительный период наблюдается высокий уровень развития познавательных способностей, исследуются психологом и преподавателем на одаренность, ведется «Карта прохождения индивидуального маршрута»: по профессиональным качествам (владение линией, пятном, чувством цвета, композиционным и пространствен-
ным мышлением, творческим воображением, наблюдательностью, продуктивностью); успеваемости по предметам; результативности участия в детских конкурсах художественного творчества (международных, всероссийских, городских). Оценивание ведется по пятибалльной системе каждое полугодие. Учащиеся с высокими результатами заносятся в Банк одаренных учащихся школы, где, помимо «Карты прохождения индивидуального образовательного маршрута», существует экспертное оценивание учащихся учителями и родителями, порт-фолио учащегося. Количество одаренных детей в художественной школе на основе многолетних исследований составляет 15% от общего количества учащихся.
Данное психолого-педагогическое исследование одаренности ребенка является ценным материалом, помогающим составить учебный план для развития потенциала учащегося.
Личностно-ориентированный подход для данной категории учащихся позволяет использовать индивидуальное обучение и обучение в малокомплектных группах. Для обучения учащихся разрабатываются индивидуальные образовательные программы, создаются авторские программы и методики работы с одаренными детьми. В основе концепции программ лежит не разделение на привычные предметы: «Рисунок», «Живопись» и т.д., а направления развития творческого потенциала личности, проходящие через все годы обучения в школе.
Используется интегрированный подход в художественном образовании, включающий внутрипредметную и межпредметную интеграцию. Появляются новые предметы: «Декоративный рисунок», «Объемно-пространственная композиция», «Батик», «Компьютерная графика» и т.д. Для эффективности учебного процесса применяются различные образовательные технологии: информационные, проектные, здоро-вьесберегающие, модульные, развивающее обучение и т.д.
Преподаватель не только составляет программы обучения, но и создает условия для внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые играют большую роль в становлении духовной личности. Знание возрастных особенностей ребенка, специфики, траектории его развития - неоспоримые основы для адекватного и наиболее продуктивного выстраивания педагогического процесса.
Много значит для развития творческого потенциала одаренного ребенка его участие в различных конкурсах детского художественного творчества. Победы на международных и всероссийских конкурсах повышают мотивацию учащихся, дают возможность оценить творческие способности. Для одаренных детей ежегодно проходит летний пленер в г. Суздале, после которого в школе проводится отчетная персональная выставка. Одаренные дети участвуют в творческих мастерских «Мастер-класс» г. Москвы, получают стипендии государственных и общественных организаций.
Преподавателями в течение года проводятся индивидуальные встречи с родителями одаренных детей для оказания помощи в реализации потенциальных возможностей ре-
бенка. Чаще всего родители склонны приуменьшать либо преувеличивать одаренность ребенка. А иногда и вовсе не замечают его реальных достижений, что, безусловно, влияет на развитие одаренности ребенка.
Обучаясь в старших классах (13-14 лет), учащиеся заполняют Анкету по профориентации, по которой можно судить о стремлении учащегося в выборе будущей профессии. Для одаренного ребенка немаловажным является выбор профессии в соответствии с его наклонностями. Окончив базовый курс обучения в художественной школе, учащийся переходит в класс допрофессиональной подготовки, где, с учетом одаренности ребенка, набора творческих вступительных экзаменов в профессиональные учебные заведения и загруженности ребенка в школе, подбирается учебная нагрузка для дальнейшего успешного поступления в выбранное учебное заведение.
Использование комплексного подхода в обучении одаренных детей способствует более высокому уровню знаний, умений и навыков, развивает ценностные установки личности, формирует мировоззрение, развивает творческие способности.
Все одаренные дети, обучающиеся в художественной школе, успешно поступают в учебные заведения по профилю и в дальнейшем показывают высокие результаты в обучении, вносят свой вклад в развитие общества.
Итак, на протяжении всего периода обучения в художественной школе осуществляется комплексный подход в обучении одаренного ребенка, решаются психологические, учебные, воспитательные и развивающие задачи, что положительным образом сказывается на повышении качества образования.
Примечания
1. Айсмонтас, Б. Б. Общая психология: [схемы] / Б.Б. Айсмонтас. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2002.
2. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - СПб.: Азбука, 2000.
3. Каджсаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г.М. Каджаспирова, А.Ю. Каджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Мелик-Пашаев, А. А. Некоторые проблемы детской художественной одаренности / А.А. Мелик-Пашаев // Управление современной школой. Завуч. - М., 2009. - №8 (8).
5. Неменский, Б. М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1987.