Научная статья на тему 'Комплексный подход при организации профильного обучения информатике в 10-11 классах'

Комплексный подход при организации профильного обучения информатике в 10-11 классах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
554
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ / ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПОНЯТИЙ / ИНФОРМАТИКА / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ВЕБ-ТЕХНОЛОГИИ / КЛИЕНТ-СЕРВЕРНАЯ СИСТЕМА / COMPLEX APPROACH / TEACHING OF A CORE SUBJECT / METHODS OF KNOWLEDGE REPRESENTATION / LOGIC SCHEME OF CONCEPTS / COMPUTER SCIENCE / PROGRAMMING / WEB-TECHNOLOGIES / CLIENT-SERVER SYSTEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мосягина Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются методология организации профильных курсов по информатике в условиях перехода школ на ФГОС нового поколения. Подробно рассматривается система организации профильного обучения информатике через комплексный подход построения содержания этих курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Мосягина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A complex approach to organization of teaching computer science as a core academic subject in the 10th and 11th grades

The article covers methodology and organization of core computer science courses in the context of new generation federal state educational standards. It considers in detail a system of teaching computer science as a core discipline by means of a complex approach to its content creation.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход при организации профильного обучения информатике в 10-11 классах»

Т.ВМосягина

Нижневартовск, Россия

T. VMosjagina

Nizhnevartovsk, Russia

КОМПЛЕКСНЫЙ подход a complex approach to organization

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО OF TEACHING COMPUTER SCIENCE

ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ AS A CORE ACADEMIC SUBJECT

В 10—11 КЛАССАХ IN THE 10th AND 11th GRADES

Аннотация. В статье рассматриваются методология Abstract. The article covers methodology and organiza-организации профильных курсов по информатике в tion of core computer science courses in the context of условиях перехода школ на ФГОС нового поколения. new generation federal state educational standards. It Подробно рассматривается система организации про- considers in detail a system of teaching computer science фильного обучения информатике через комплексный as a core discipline by means of a complex approach to подход построения содержания этих курсов. its content creation.

Ключевые слова: комплексный подход; профильное Key words: complex approach; teaching of a core sub-обучение; методы представления знаний; логическая ject; methods of knowledge representation; logic scheme схема понятий; информатика; программирование; of concepts; computer science; programming; web-tech-

веб-технологии; клиент-серверная система._____nologies; client-server system._______________

Сведения об авторе: Мосягина Татьяна Васильевна, About the author: Mosjagina Tatiana Vasilievna, a mas-магистрант. ter’s candidate.

Место работы: Нижневартовский государственный Place of employment: Nizhnevartovsk State University

гуманитарный университет._____________________of Humanities.________________________________

Контактная информация: 628611, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, д. 11; тел. 919 5302886.

E-mail: [email protected]

Переход на новые федеральные стандарты общего образования требует внедрения новых подходов в отборе содержания и выборе форм и методов организации профильных курсов по информатике. Имеются разные точки зрения и подходы в вопросе выбора профильных курсов по информатике. Особенно эта проблема актуальна сегодня. Некоторые авторы предлагают адаптацию содержания к профессиональной области выпускника. Т.Б.Казиахмедов предлагает содержание профильных курсов по информатике для старшеклассников структурировать следующими подходами:

• алгоритмический;

• знаниевый;

• фундаментальный;

• технологический;

• комплексный.

Каждый подход связан с конкретной предметной областью будущей профессиональной деятельности выпускников Мы остановимся на комплексном подходе организации профильных курсов. Т.Б.Казиахмедов понимает под ним следующее.

Бурное развитие информационных технологий и систем объектно-ориентированного событийного программирования позволило появиться таким технологиям, как OLE(COM), взаимодействие системы программирования c документами XML, HTML, c СУБД, с различными серверами, разработка клиент-серверных приложений и др.

В школьном курсе информатики и ИКТ эти компоненты изучаются как самостоятельные темы, и порой учитель не в состоянии указать учащимся, что все эти технологии являются компонентами одной информационной системы.

Глубина содержания профильных курсов может быть разной — выделяют базовый, прикладной, системный, профессиональный, проблемный уровни [2].

Мы рассмотрим комплексный подход отбора содержания для профильных курсов по информатике в школе естественно-математического или информационно-технологического профилей.

Итак, на базовом уровне информатики учащиеся изучают информационные технологии обработки текстовой, графической, табличной информации. Они владеют основами We б, основами программирования. Как показать им, что все их знания — это разные стороны одной информационной системы. Это возможно, если мы разработаем с ними такую информационную систему, которая включала бы в себя весь комплекс знаний учащихся. Для этого мы должны иметь среду разработки, которая позволяет реализовать высказанную нами идею. К таким средам относятся среды визуальных языков программирования. Для школьников наиболее приемлемым мы считаем Delphi 7.0.

Как передать данные из одной системы в другую, как организовать клиент-серверные системы на основе сервера баз данных, Web-сервера, как совместно в системе использовать оба сервера — вот некоторые вопросы, которые показывают необходимость комплексного подхода при организации профильных курсов.

Рассмотрим сказанное на примере приложения Delphi. Пусть требуется передать данные из базы данных в Excel на We б-сервер или клиенту в браузер.

Приведем код модуля, предназначенного для чтения данных из базы Books.mdf, и представление этой базы пользователю в браузер.

unit Udemovarweb;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls, OleCtrls, SHDocVw, DB, ADODB;

type

TForml = class(TForm)

WebBrowser1: TWebBrowser;

Button1: TButton;

ADOTablel: TADOTable;

ADOTable1Fio_avtor: TWideStringField;

ADOTable1Books_name: TWideStringField;

ADOTable1Year_iz: TDateTimeField;

ADOTablelizdatelstvo: TWideStringField; procedure Button1Click(Sender: TObject); private I Private declarations } public I Public declarations } end; var

Forml: TForml; implementation |$R *.dfm}

procedure TForml.ButtonlClick(Sender: TObject);

var i:integer;

f:textfile;

begin

assignfile(f,'c:/my.htm');

rewrite(f);

writeln(f,'<HTML>');

writeln(f,'<BODY>');

adotable1.First;

for i:=0 to adotable1.RecordCount-1 do begin

adotable1.Fields[0].Value;

writeln(f,'<p>', adotable1.Fields[0].Value,adotable1.Fields[1].Value,'</p>');

adotable1.Next;

end;

writeln(f,'</BODY>');

writeln(f,'</HTM>');

closefile(f);

(1) //winexec('Explorer c:\my.htm',SW_SHOW);

(2) winexec('Explorer c:\my.htm',SW_RESTORE);

(3) //form1.WebBrowser1.Navigate('c:/my.htm');

(4) //Notepad c:\my.htm end;

В строках ((1)-(4)) демонстрируется использование функции WinExec для отображения данных в Microsoft Internet Explorer, в объекте класса Twebbrowse, в редакторе «Блокнот».

Данное приложение можно усложнить, передав сформированный файл на Web-сервер с последующим формированием PHP-файла. После через функцию Winexec активизировать это серверный запрос. Для этого требуется наличие Web-сервера. Но для учебных целей можно использовать локальный сервер, установив на компьютере свободно распространяемый комплекс «DENVER».

Чтобы передать данные в офисные технологии или получить данные из них, можно использовать две технологии: позднее и раннее связывание. При раннем связывании используются объекты палитры Servers, при позднем — библиотека ComObj.

Рассмотрим пример передачи данных из объекта Stringgrid в Excel поздним связыванием. Для этого добавляем в секцию Uses модуль ComObj.

unit Demo_excel; interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,ComObj, StdCtrls, Grids;

type

TForm1 = class(TForm)

Button1: TButton;

StringGrid1: TStringGrid; procedure Button1Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end;

var

Form1: TForm1;

implementation {$R *.dfm}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var

xpapp,sheet,colum :variant;

i,j:integer;

begin

xpapp:=createoleobject('excel.application');

xpapp.workbooks.add(-4167);

xpapp.workbooks[1].worksheets[1].name:='ОТЧЕТ';

sheet:=xpapp.workbooks[1].worksheets['ОТЧЕТ'];

colum: =xpapp.workbooks[1].worksheets['ОТЧЕТ'].columns;

colum. columns[1].columnwidth:=100; for i:=1 to 30 do begin

colum.columns[i].columnwidth:=int(stringgrid1.ColWidths[i]/10); for j:=1 to 300 do

sheet.cells[j,i]:=stringgrid1.Cells[i,j];

xpapp.visible:=true;

end;

end;

end.

Можно рассматривать и обратную задачу — чтение данных из офисных приложений в разрабатываемые приложения.

Проектирование такого профильного курса требует логического обоснования содержания. Это можно представить, используя модели знаний.

Основные содержательные компоненты профильного курса

При проектировании профильного курса необходимо определить уровень погружения в предметную область, для чего следует учитывать индивидуальные особенности учащихся, в том числе их учебно-исследовательские навыки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архангельский А.Я. Программирование в БеірЬі 7. М., 2004.

2. Казиахмедов Т.Б. Региональный и национальный аспекты обучения информатике: методология, методика, информационные ресурсы. Саарбрюкен, 2011.

3. Озеров В. БеірЬі. Советы программистов. СПб., 2004.

4. Осипов Д. БеірЬі. Профессиональное программирование. СПб., 2006.

5. Фаронов В.В. БеірЬі. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вызов. СПб., 2006.

6. Хомоненко А. Д. и др. БеірЬі 7. СПб., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.