Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58
В целях кардинального улучшения охвата населения республики качественными жилищно-коммунальными услугами, дальнейшего совершенствования эксплуатации жилищного фонда в республике созданы органы управления: министерство жилищно-коммунального обслуживания — управления жилищно-коммунального обслуживания областей — отделы жилищно-коммунального обслуживания районов (городов).
На сегодняшний день в республике имеются в эксплуатации более 6 млн индивидуальных жилых домов и квартир, из них более 98% приватизированы и являются собственностью владельцев квартир. Указанное количество домов содержат более 4,5 тыс товариществ частных собственников жилья (ТЧСЖ) и более 300 профессиональных управляющих компаний (ПУК) [2].
Большая часть многоквартирных жилых домов построены до 1990 г., средний показатель их физического износа составляет около 32% и по своему техническому состоянию требует проведения капитального и текущего ремонта с учетом повышения их энергоэффективности и энергосбережения [3]. При этом главными задачами этих органов управления являются [4]:
-проведение единой государственной политики и межотраслевой координации в сфере жилищно-коммунального обслуживания;
-обеспечение реализации государственных программ по капитальному и текущему ремонту многоквартирного жилищного фонда и благоустройства придомовой территории;
-координацию деятельности ТЧСЖ, предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, а также осуществляющих деятельность по ремонту и восстановлению жилищного фонда.
Данные органы осуществляют свою деятельность на основе принятых нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы управления, содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда, инженерного оборудования и прилегающих к домам земельных участков с элементами благоустройства.
Содержание многоквартирного жилищного фонда осуществляется в соответствии с Жилищным Кодексом Республики Узбекистан, установленными стандартами, нормами и правилами по обслуживанию и ремонту жилищного фонда. Для обеспечения качественной эксплуатации и проведения ремонтно-восстановительных работ при региональных управлениях жилищно-коммунального обслуживания созданы 127 государственных унитарных предприятий «Ремонтно-восстановительная служба» с городскими и районными филиалами.
Организация и проведение ремонтно-восстановительных работ в многоквартирном жилищном фонде республики осуществляется в соответствии с принятой в 2017 г. Программой по ремонту, благоустройству и улучшению условий эксплуатации многоквартирного жилищного фонда на 2017-2021 годы. На выполнение программы предусмотрено выделение более 2 трлн сум или 238 млн долл. США.
В соответствии с данной Программой, финансирование затрат по содержанию многоквартирного жилищного фонда осуществляется за счет средств собственников квартир, кредитов коммерческих банков, средств республиканского и местного бюджета, средств фонда развития жилищно-коммунального хозяйства при Министерстве жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, а также кредитов, выделяемых международными финансовыми институтами.
В соответствии с Программой, в 2017-2018 годах произведен капитальный и текущий ремонт более 18 тыс многоквартирных домов, для чего коммерческими банками выделены
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58
товариществам частных собственников жилья льготные кредиты на сумму свыше 1 трлн сум. или 138 млн долл. США.
В современных условиях важнейшим методом обеспечения сохранности жилищного фонда и улучшения условий проживания населения выступает капитальный ремонт, как форма простого воспроизводства жилищного фонда, неразрывно взаимосвязанная с процессом расширенного воспроизводства (строительства, реконструкции и модернизации) [5-6].
Реконструкция и модернизация жилищного фонда — это одно из важнейших направлений в решении жилищной проблемы и реформе жилищно-коммунального хозяйства страны, которые и представляют собой комплекс строительных мер и организационно-технологических мероприятий, направленных на обновление жилых домов и инженерной инфраструктуры с целью сохранения жилищного фонда, приведения эксплуатационных качеств в соответствии с установленными требованиями и улучшения условий проживания [7-8].
Необходимо отметить, что модернизация жилищного фонда является одним из важнейших направлений в решении жилищной проблемы в республике и составной частью принятой программы по ремонту, благоустройству и улучшению условий эксплуатации многоквартирного жилищного фонда на 2017-2021 годы.
Для этого в республике утверждены комплексные мероприятия по совершенствованию системы содержания, эксплуатации и ремонта многоквартирного жилищного фонда. Выполнение этих работ ведется по следующим направлениям:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей сферу содержания, эксплуатации и ремонта многоквартирного фонда.
2. Повышение эффективности деятельности, укрепление материально-технической базы, и оздоровление финансового состояния товариществ частных собственников жилья.
3. Создание и укрепление материально-технической базы организаций, эксплуатирующих и обслуживающих жилищный фонд, оснащение их современным оборудованием.
4. Улучшение жилищных условий населения, ремонт внутридомовых инженерных коммуникаций и мест общего пользования в многоквартирных домах, благоустройство прилегающих к домам территорий.
5. Подготовка, переподготовка и укрепление кадрового потенциала организаций сферы жилищно-коммунального обслуживания.
В системе жилищно-коммунальной сферы:
-разработано и утверждено «Положение о порядке аккумулирования и использования средств на счетах организаций жилищно-коммунальной сферы, внедрен порядок финансирования программы по ремонту, благоустройству и улучшению условий эксплуатации многоквартирного жилищного фонда на 2017-2021 годы;
-в настоящее время разрабатывается Жилищный кодекс Республики Узбекистан в новой редакции;
-разработаны «Рекомендации по созданию управляющих организаций» и утверждены приказом Министра жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан;
-широко внедряется в систему жилищно-коммунального обслуживания билинговая система для расчетов с собственниками жилья, ведения бухгалтерского учета и представления жителям необходимой информации;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58
-созданы 14 государственных унитарных предприятий (ГУП) «Единый расчетный центр» для оказания услуг ТЧСЖ по ведению бухгалтерского учета, предоставлению консалтинговых услуг и сбору обязательных взносов с собственников квартир;
-в целях создания необходимых условий для кардинального улучшения технического состояния и надлежащей эксплуатации многоквартирного жилищного фонда, своевременного проведения ремонтно-восстановительных работ, а также улучшения благоустройства территорий, прилегающих к многоквартирным жилым домам созданы «Инспекции по контролю в сфере эксплуатации многоквартирного жилищного («Жилфондинспекция»)» и ГУП «Ремонтно-восстановительная служба (РВС)» с территориальными филиалами.
Как известно, в целях дальнейшего повышения качества жилищно-коммунальных услуг в городе Ташкенте и эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунальной сферы на основе государственно-частного партнерства Кабинетом Министров Республики Узбекистан, было принято постановление №5 от 4 января 2019 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию управления жилищно-коммунальной инфраструктурой города Ташкента».
Следует отметить, что любое жилье является собственностью независимо от формы собственности. Управление имуществом — это любые отношения, осуществляемые одним или несколькими владельцами имущества для достижения своих целей. Соответственно, собственники жилья, управляющие и сервисные организации, непосредственно участвуют в управлении жилищным фондом. Среди форм собственности жилье занимает особое место благодаря своей социальной значимости. Потому что человек проводит большую часть своей жизни в своем доме. Поэтому, серьезное внимание будет уделено состоянию жилищного фонда, качеству коммунальных услуг и обеспечению безопасности жизнедеятельности [910].
Как выше указанно, в ст. 138, Жилищного кодекса Республики Узбекистан говорится, что управление жилищным фондом включает обеспечение надлежащего содержания, обслуживания и ремонт жилищного фонда, инженерного оборудования, прилегающих к домам земельных участков с элементами благоустройства и иную деятельность, направленную на создание необходимых условий для проживания граждан.
Примечательно, что Указом Президента Республики Узбекистан от 17 января 2019 г. №УП-5635 «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития «в пункте 4.3 «Реализация целевых программ для доступного жилищного строительства, развитие и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей улучшение условий жизни населения» определены задачи по разработке программ реновации на основе зарубежного опыта с полной инвентаризацией многоэтажных жилых фондов, поддержке деятельности профессиональных управляющих компаний для того, чтобы снизить административные расходы в товариществах собственников жилья и другие важные направления по совершенствованию системы отопления жилищного фонда республики, а также конкретные действия и механизмы для их реализации.
Управление частным жилищным фондом может осуществляться непосредственно собственниками жилых помещений, товариществом, управляющим или управляющей организацией либо иным способом в соответствии с законодательством (Рисунок 1).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 6. №9. 2020 https://doi.org/10.33619/2414-2948/58
Общее собрание многоквартирного дома
i
ТСЖ
I
Правление ТСЖ
Управляющая организация
Непосредственное управление (собственник жилья)
Энерго- и ресурсоснабжающие организации (коммунальные услуги)
Ремонтно-эксплуатационные и обслуживающие организации (жилищные услуги)
Рисунок 1. Организационная структура управления многоквартирным домом.
Источниками финансирования реализации этих мероприятий в Государственной программе являются государственный бюджет, Фонд развития питьевого водоснабжения и канализации, а также международные финансовые институты. Предполагается также, что товарищества собственников жилья будут предоставлять инвесторам государственно-частные партнерства для сокращения административных расходов.
Следует отметить, что Президент Республики Узбекистан подписал Закон Республики Узбекистан 7 ноября 2019 г. №ЗРУ-581 «Об управлении многоквартирными домами».
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области управления многоквартирными домами, действие которых распространяется на собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, управляющие многоквартирным домом организации и управляющих, товарищества собственников жилья, а также других лиц, деятельность которых связана с управлением многоквартирными домами.
В частности, ст. 5 Закона гласит, что совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к многоквартирному дому, либо в помещении общего пользования является многоквартирным домом. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общей собственности, принадлежащей собственникам помещений на праве долевой собственности.
Согласно закону (ст. 8), способ управления многоквартирным домом определяется общим собранием собственников помещений многоквартирного дома. А также, управление многоквартирными домами может осуществляться:
-непосредственно собственниками помещений;
-юридическим лицом, управляющей организацией или физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) управляющим на основании договора;
-товариществом собственников жилья, некоммерческой организацией, объединяющей собственников жилых и нежилых помещений в одном или нескольких компактно расположенных многоквартирных домах (Рисунок 2).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58
Непосредственное управление, со стороны собственниками помещений
Способы управления многоквартирным домом
Товарищества, объединяю щей собственников жилых и нежилых помещений
Управляющая организация, являющаяся юридическим или физическим лицом (индивидуальным предпринимателем)
Рисунок 2. Способы управления многоквартирным домом.
В результате исследования по совершенствованию системы использования, содержания и управления многоквартирным жилым фондом, улучшению предоставления качественных коммунальных услуг населению за счет тесного сотрудничества с предприятиями и организациями системы жилищно-коммунального обслуживания, а также эффективной работы товариществ собственников жилья, совершенствованию государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном сфере, эффективному использованию профессиональных управляющих компаний в управление жилым фондом и т. д. были разработаны следующие научно-методические предложения и рекомендации:
1. Проведение систематического разъяснения и пропаганды сути законов республики, указов и постановлений Президента и других нормативно-правовых актов по управлению, содержанию и использованию жилищного фонда среди населения;
2. Регулярно информировать владельцев помещений о деятельности товарищества, их активном участии в управлении и своевременном сборе обязательных платежей в соответствии с ежегодными сметами расходов для своевременного осуществления запланированных мероприятий товариществ;
3. Создание системы эффективного использования профессиональных управляющих компаний для достижения эффективности управления многоквартирным жилым фондом;
4. Разработка и внедрение реального механизма сотрудничества между «Министерством жилищно-коммунального обслуживания — Управляющей организацией (компанией) — Товариществами»;
5. Разработка и внедрение новых нормативов и стандартов по управлению, сохранению и эксплуатацию многоквартирным жилым фондом;
6. Через организации интернет-порталов с личным кабинетом каждого потребителя «Internet of Buildings» — создание системы мониторинга состояния конструкций зданий, учета и регулирования потребления коммунальных услуг и ресурсов;
7. Для обеспечения качественного текущего и капитального ремонта многоквартирных домов и благоустройства придомовой территории со всеми элементами необходимо улучшить материально-техническую базу и развивать деятельность ГУК «Ремонтно-восстановительная служба», а также обеспечение их квалицированными кадрами;
8. Сегодня на рынке жилья, коммунальных услуг пользуется большим спросом среди обслуживающих предприятий и это, в свою очередь, влечет за собой необходимость
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58
привлечения на эти предприятия квалифицированных руководителей (менеджеров) и специалистов;
В заключение нужно отметить, что в конечном результате системной реализации коренных изменений и модернизации в сфере жилищно-коммунального обслуживания, в частности, развитие предприятий и организаций, укрепление их материально-технической базы, привлечение квалифицированных специалистов и других важных задач в сфере жилищно-коммунального обслуживания в республике, улучшается качество коммунальных услуг, а также уровня жизни и условия проживания населения страны.
Список литературы:
1. Жилищный кодекс Республики Узбекистан. 24.12.1998 г. www.lex.uz
2. Нуримбетов Р. И., Хасанов Т. А., Зикриеев А. С. Система жилищно-коммунального обслуживания в Узбекистане // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №5. С. 358-364. https://doi .org/10.33619/2414-2948/42/48
3. Давлетов И. Х. Социально-экономические проблемы развития жилищного строительства в модернизируемой экономике. Ташкент, 2012.
4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №5 от 04.01.2019г. «О дополнительных мерах по совершенствованию управления жилищно-коммунальной инфраструктурой города Ташкента». http://lex.uz
5. Маслихова Е. А. Совершенствование механизма управления жилищным комплексом муниципального образования: на примере г. Рубцовска Алтайского края: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Барнаул, 2005.
6. Кирсанов С. А. Зарубежный опыт управления многоквартирными домами // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2011. №10. С. 12-23.
7. Ломова М. Н. Опыт зарубежных стран в решении проблем управления жилым фондом в России // Экономическая наука и практика: материалы международной заочной научной конференции. 2012. С. 201-203.
8. Степаев К. С. Управление многоквартирным домом-зарубежный опыт и российская специфика // Российское предпринимательство. 2011. №6-1. C. 161-166.
9. Степанов С. А. Недвижимое имущество в гражданском праве. М.: Статут, 2004.
10. Волынсков В. Э. О необходимости модернизации пятиэтажного типового жилого фонда Российской Федерации // Academia. Архитектура и строительство. 2016. №4. С. 71-75.
References:
1. Housing Code of the Republic of Uzbekistan. 24.12.1998. www.lex.uz
2. Nurimbetov, R., Khasanov, T., & Zikriyoev, A. (2019). System of Housing and Utility Service in Uzbekistan. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 358-364. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/48
3. Davletov, I. Kh. (2012). Socio-economic problems of the development of housing construction in the modernizing economy. Tashkent.
4. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan no. 5 dated 04.01.2019. "On additional measures to improve the management of the housing and communal infrastructure of the city of Tashkent". http://lex.uz
5. Maslikhova, E. A. (2005). Sovershenstvovanie mekhanizma upravleniya zhilishchnym kompleksom munitsipal'nogo obrazovaniya: na primere g. Rubtsovska Altaiskogo kraya: authoref. Ph.D. diss. Barnaul. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58
6. Kirsanov, S. A. (2011). Zarubezhnyi opyt upravleniya mnogokvartirnymi domami. ZhKKh: zhurnal rukovoditelya i glavnogo bukhgaltera, (10), 12-23. (in Russian).
7. Lomova, M. N. (2012). Opyt zarubezhnykh stran v reshenii problem upravleniya zhilym fondom v Rossii. In Ekonomicheskaya nauka ipraktika, 201-203. (in Russian).
8. Stepaev, K. S. (2011). Upravlenie mnogokvartirnym domom-zarubezhnyi opyt i rossiiskaya spetsifika. Rossiiskoepredprinimatel'stvo, (6-1), 161-166. (in Russian).
9. Stepanov, S. A. (2004). Nedvizhimoe imushchestvo v grazhdanskom prave. Moscow. (in Russian).
10. Volynskov, V. E. (2016). O neobkhodimosti modernizatsii pyatietazhnogo tipovogo zhilogo fonda Rossiiskoi Federatsii. Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo, (4), 71-75. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 12.08.2020 г. 17.08.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Давлетов И. Х. Комплексный подход к совершенствованию системы управления, содержания и модернизации жилых домов // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №9. С. 248-255. https://doi.org/10.33619/2414-2948/58/26
Cite as (APA):
Davletov, I. (2020). Comprehensive Approach to Improving System Management, Maintenance and Modernization Homes. Bulletin of Science and Practice, 6(9), 248-255. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/58/26
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58
UDC 338 https://doi.org/10.33619/2414-2948/58/27
JEL classification: F21, F23
IMPACT OF FOREIGN DIRECT INVESTMENT ON DOMESTIC INVESTMENT
IN DEVELOPING COUNTRIES
©Mamatkulov A., ORCID: 0000-0003-4527-2942, Sc.D., Center for Retraining and Advanced Training of Teachers at the Tashkent State Agrarian University of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan, ilkhom100@bk.ru
ВЛИЯНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ВНУТРЕННИЕ ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
©Маматкулов А. В., ORCID: 0000-0003-4527-2942, д-р экон. наук, Отраслевой центр переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при Ташкентском государственном аграрном университете Республики Узбекистан, г. Ташкент, Узбекистан, ilkhom100@bk.ru
Abstract. Author analyzes the impact of foreign direct investment on domestic investment in host developing countries and checks whether a foreign direct investment has a "positive" or "negative" impact on domestic investment, as well as evaluating the impact of selected variables on this relationship. Using a full sample, the main conclusion of this study is that FDI does have a positive (crowding out) effect on domestic investment in this sample of developing economies. In the short term, an increase in FDI by one percentage point as a percentage of GDP leads to an increase in total investment as a percentage of the host country's GDP of about 10.7%, while in the long term this effect is about 31% dollar terms, one US dollar represents us 1.7$ of total investment in the short term and us 3.1$ in the long term. Based on the results of this study, it was once again proved that inflation hinders domestic investment in host countries by 0.04% and 0.12% in the short and long term, respectively.
Аннотация. Работа посвящена анализу влияния прямых иностранных инвестиций на внутренние инвестиции в принимающих развивающихся странах и проверке того, оказывают ли прямые иностранные инвестиции «положительное» или «негативное» воздействие на внутренние инвестиции, а также оценке влияния выбранных переменных на эту взаимосвязь. Основным выводом данного исследования с использованием полной выборки является то, что прямые иностранные инвестиции действительно оказывают положительное (вытесняющее) влияние на внутренние инвестиции в этой выборке из развивающихся стран. В краткосрочной перспективе увеличение прямых иностранных инвестиций на один процентный пункт в процентах от ВВП приводит к увеличению общих инвестиций в процентах от ВВП принимающей страны примерно на 10,7%, в то время как в долгосрочном плане этот эффект составляет примерно 31% долларов. Таким образом, один доллар США представляет собой 1,7$ США от общих инвестиций в краткосрочной перспективе и 3,1$ США в долгосрочной перспективе. По результатам этого исследования было еще раз доказано, что инфляция препятствует внутренним инвестициям в принимающих странах на 0,04% и 0,12% в краткосрочной и долгосрочной перспективе, соответственно.