УДК 629.735 ГРНТИ 78.25.13
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
A.М. САФИН, кандидат технических наук, доцент
ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) М.Р. ДОРОШЕНКО, кандидат военных наук
ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) М.В. ТРОФИМЧУК, кандидат технических наук
ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
B.П. СТЕПАНОВ
ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
В статье рассмотрен комплексный подход к совершенствованию системы технического обслуживания и ремонта с учетом фактического состояния новой и перспективной авиационной техники. Авторами предлагается гармонизировать существующую систему технического обслуживания и ремонта авиационной техники с положениями ГОСТ 18322-2016 путем функционального и структурного эшелонирования работ по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, включающих два уровня эшелонирования. Реализация предложенного комплексного подхода позволит адаптировать систему технического обслуживания и ремонта к условиям эксплуатации и фактическому состоянию новой авиационной техники.
Ключевые слова: система технического обслуживания и ремонта авиационной техники, эшелонирование системы технического обслуживания и ремонта, организация технического обслуживания и ремонта авиационной техники, ремонт авиационной техники.
AN INTEGRATED APPROACH ТО IMPROVING THE AIRCRAFT EQUIPMENT MAINTENANCE AND REPAIR SYSTEM
A.M. SAFIN, Candidate of Technical sciences, Associate Professor
MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)
M.R. DOROSHENKO, Candidate of Military sciences
MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)
M.V. TROFIMCHUK, Candidate of Technical sciences
MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)
V.P. STEPANOV
MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)
The article considers a comprehensive approach to improving the maintenance and repair system, taking into account the actual state of new and promising aviation equipment. The authors propose to harmonize the aviation equipment maintenance and repair system with the provisions of the government standard 18322-2016 by functional and structural echelonment of aviation equipment maintenance and repair, including two levels of echelonment. The implementation of the proposed integrated approach will allow adapting the maintenance and repair system to the operating conditions and the actual state of the new aircraft.
Keywords: aircraft equipment maintenance and repair system, maintenance and repair system echelonment, aircraft equipment maintenance and repair system organization, repair of aviation equipment.
Введение. В процессе жизненного цикла авиационной техники (АТ) от начала ее эксплуатации и до списания не менее важное значение, чем летная эксплуатация, содержанием которой является применение АТ по назначению, имеет техническая эксплуатация, реализуемая в системе технического обслуживания и ремонта (СТО и Р) силами и средствами инженерно-авиационной службы. СТО и Р согласно [1, 2] определена как совокупность взаимосвязанных органов управления, средств, документации технического обслуживания и ремонта, и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления объектов, входящих в эту систему. В процессе функционирования в системе ТО и Р происходит постоянный обмен информацией: между органами и объектами управления - о состоянии АТ и изменении нормативно-технической документации. Информационный обмен осуществляется в информационно-управляющей среде (ИУС) эксплуатации АТ.
Современная АТ характеризуется сложностью конструкции, наличием разнообразного бортового авиационного и радиоэлектронного оборудования, внедрением сложных дублирующих и резервирующих систем [3]. В таких условиях существующая система ТО и Р, созданная для эксплуатации АТ 3-го поколения, не способна поддерживать на требуемом уровне исправность и боеготовность новой и перспективной АТ [4]. Активная эксплуатация АТ 4-го, а в ближайшей перспективе и 5-го поколений обуславливает необходимость совершенствования системы ТО и Р для перехода на качественно новый уровень своего развития.
Актуальность. Для перехода на качественно новый уровень развития необходим комплексный подход к повышению эффективности СТО и Р, затрагивающий все составляющие системы. Соответственно целью совершенствования СТО и Р является повышение исправности и сокращение времени простоя АТ в неисправном состоянии, на основе:
- оптимизации организационно-штатной структуры инженерно-авиационной службы (ИАС);
- разработки и внедрение эксплуатационной и ремонтной документации в электронном (интерактивном) виде;
- повышения квалификации персонала ИАС, выполняющего работы по восстановлению исправности АТ;
- внедрения автоматизированной интегрированной информационной среды «АТОМ-ИЛП»;
- разработки и поставки современных подвижных средств войскового ремонта.
Анализ фактического состояния эксплуатируемой АТ и организационной структуры существующей системы ТО и Р показал, что потребные трудозатраты на техническое обслуживание новой и модернизированной АТ снижаются, вследствие наличия систем встроенного контроля, автоматизации процессов обслуживания и т. п. Сложность работ по ТО при использовании по назначению новой и модернизированной АТ не требует высококвалифицированного личного состава, как по уровню знаний, так и по их количеству в эксплуатирующих подразделениях. В то же время имеющаяся ориентация на выполнение основного объема восстановительных работ и ремонта неисправных блоков и агрегатов силами сервисных организаций привела к тому, что количество ремонтных работ, выполняемых системой войскового ремонта, неоправданно ограничено.
В настоящее время к основным недостаткам существующей системы войскового ремонта можно отнести ограниченные производственные возможности по ремонту блоков и агрегатов, несоответствие структуры и характеристик системы войскового ремонта фактическим потребностям по восстановлению исправности АТ. В таких условиях к числу приоритетных задач относится решение проблемы развития и совершенствования организационной структуры системы ТО и Р.
Решение данной проблемы возможно на основе гармонизации СТО и Р АТ с положениями ГОСТ 18322-2016 «Система технического обслуживания и ремонта техники» путем
функционального и структурного эшелонирования работ по ТО и Р АТ, включающих два уровня эшелонирования:
- эшелон ТО - предназначен для обеспечения применения исправного воздушного судна (ВС). Данный эшелон функционирует на базе ИАС авиационной эскадрильи (аэ). Основными задачами эшелона ТО являются:
выполнение силами и средствами аэ ТО при подготовке к использованию по назначению; выполнение силами и средствами аэ ТО непосредственно после использования по назначению;
выполнение силами и средствами аэ ТО при использовании по назначению; выполнение сезонного ТО.
эшелоны ремонта - предназначены для поддержания и восстановления исправного состояния ВС. В зависимости от уровня разукрупнения АТ функционирование данных эшелонов планируется на базе тэч полка или на базе объединения (соединения).
К основным задачам эшелонов ремонта возможно отнести:
- выполнение планового ТО (п. 2.2.9 ГОСТ 18322-2016);
- выполнение непланового ТО (п.2.2.10 ГОСТ 18322-2016) по результатам оценки фактического технического состояния ВС;
- обнаружение неисправности (п. 2.3.1 ГОСТ 18322-2016);
- локализация неисправности (п. 2.3.2 ГОСТ 18322-2016);
- диагностирование неисправности (п. 2.3.3 ГОСТ 18322-2016);
- устранение неисправности (п. 2.3.4 ГОСТ 18322-2016);
- контроль функционирования (п. 2.3.5 ГОСТ 18322-2016);
- выполнение планового ремонта (п. 2.3.6 ГОСТ 18322-2016);
- выполнение непланового ремонта (п. 2.3.12 ГОСТ 18322-2016);
- выполнение ремонта по техническому состоянию (п. 2.3.13 ГОСТ 18322-2016).
Организационно систему ремонта АТ целесообразно разделить на три уровня
эшелонирования на основе уровней разукрупнения АТ.
Первый уровень - группы регламента технико-эксплуатационной части (тэч) авиационных частей (входят в мобильную составляющую системы войскового ремонта). На эти группы возлагаются следующие задачи:
- поиск отказов и неисправностей и устранение их методом замены съемных элементов на исправные;
- устранение незначительных повреждений (текущий ремонт);
- выполнение планового ТО;
- выполнение контрольно-восстановительного обслуживания.
Второй уровень - группы ремонта тэч (центр диагностики и ремонта) авиационных частей (входят в стационарную часть системы войскового ремонта). На эти группы возлагаются следующие задачи:
- выполнение нетрудоемких работ контрольно-восстановительного ремонта;
- текущий и средний ремонт при частичной расстыковке и разборке изделий;
- текущий ремонт неисправных комплектующих изделий заменой функциональных узлов и конструктивно-съемных единиц;
- регулировка параметров бортовых комплексов и систем;
- выполнение непланового ТО (п. 2.2.10 ГОСТ 18322-2016) по результатам оценки фактического технического состояния ВС;
- обнаружение, локализация, диагностирование, устранение наиболее сложных отказов и неисправностей АТ (п. 2.3.1 ГОСТ 18322-2016);
- контроль функционирования (п. 2.3.5 ГОСТ 18322-2016);
- выполнение планового ремонта (п. 2.3.6 ГОСТ 18322-2016);
- выполнение непланового ремонта (п. 2.3.12 ГОСТ 18322-2016);
- выполнение ремонта по техническому состоянию (п. 2.3.13 ГОСТ 18322-2016);
- ремонт по техническому состоянию комплектующих изделий с целью продления срока их службы.
Третий уровень - специализированные региональные базы войскового ремонта (на
примере войсковой авиаремонтной мастерской - ВАРМ), создаваемые на базе наиболее оснащенных и укомплектованных тэч авиационных полков в районах базирования авиации объединения.
На ВАРМ целесообразно возложить следующие задачи:
- выполнение контрольно-восстановительного ремонта АТ;
- устранение наиболее сложных неисправностей, выполнение ремонтных работ максимальной трудоемкости;
- средний ремонт;
- оценка технического состояния ВС, комплектующих изделий;
- ремонт по техническому состоянию комплектующих изделий с целью продления срока их службы;
- ремонт по техническому состоянию комплектующих изделий методом замены функциональных узлов;
- ремонт функциональных узлов методом замены элементов;
- оказание помощи эксплуатирующим частям в освоении технического обслуживания и ремонта ВС;
- оказание помощи эксплуатирующим частям в подготовке специалистов по ремонту АТ.
Возможна следующая специализация ВАРМ:
- ремонт систем и агрегатов планера;
- регулировка и ремонт агрегатов двигателя, средний ремонт двигателя (главного редуктора);
ремонт систем и агрегатов авиационного вооружения;
- ремонт бортового авиационного и радиоэлектронного оборудования.
С целью реализации перехода на перспективную систему ТО и Р проведение организационно-штатных мероприятий возможно в рамках имеющейся штатной численности ИАС авиационных частей.
На основе групп обслуживания авиационной эскадрильи, групп регламента и ремонта сформировать в тэч (рисунок 1):
- группы регламентных работ (по специальностям);
- центр диагностики и ремонта, в его составе:
группа сбора и анализа информации о техническом состоянии АТ на базе информационно-управляющей среды «АТОМ-ИЛП»;
группы ремонта АТ;
группа диагностики АТ по материалам бортовых устройств регистрации;
группа дефектоскопического и неразрушающего контроля состояния АТ;
группы войскового ремонта (по специальностям).
Актуальной проблемой ТО при использовании по назначению является переход с экипажно-групповой системы обслуживания на расчетную, в связи с возможностью более эффективного использования инженерно-технического состава для выполнения ТО, обеспечения выполнения подготовки АТ при выполнении боевых, специальных задач, перебазировании ее меньшим количеством личного состава, по сравнению с экипажно-групповой системой обслуживания. Предложенные принципы эшелонирования СТО и Р приведут к снижению квалификационных требований к уровню подготовки большинства специалистов ИАС эшелона ТО (выполняющих исключительно работы по подготовке АТ к применению) с квалификации «инженер» до квалификации «техник». Это позволит перейти от
эксплуатация и восстановление вооружения и военной техники, техническое обеспечение
экипажно-групповой системы обслуживания АТ к системе обслуживания АТ комплексными техническими расчетами, повысить качество и производительность системы войскового ремонта в целом за счет концентрации основных усилий СТО и Р на эшелонах ремонта на основе перераспределения высвободившихся специалистов с уровнем квалификации «инженер».
Рисунок 1 - Перспективная организационно-штатная структура технико-эксплуатационной части
Для выполнения ремонтных работ силами инженерно-технического состава авиационных частей необходима эксплуатационная и ремонтная документация, содержащая подробный алгоритм поиска и устранения отказов и неисправностей конкретного типа ВС с целью восстановления (поддержания) исправности и боеготовности АТ. К такой документации относятся [5] руководство по технической эксплуатации (РЭ), руководство по войсковому ремонту (РВР), руководство по ремонту боевых повреждений (РБП). Для повышения возможностей эшелонов ремонта по восстановлению исправности АТ в условиях авиационных частей необходима разработка РВР для эксплуатируемой АТ.
РВР должны включать:
- подробные рекомендации и указания по организации восстановления исправности (работоспособности) АТ в условиях эксплуатирующих организаций;
- перечень необходимых технических устройств, контрольно-проверочной аппаратуры, запасных частей и инструментов, предназначенных для восстановления исправности (работоспособности) АТ;
- методические рекомендации по оборудованию рабочих мест;
- алгоритмы и методики поиска отказов и неисправностей АТ;
- технологические карты по выполнению ремонта отказавшей и неисправной АТ;
- технологии регулировочно-настроечных работ после ремонта.
Целесообразно обеспечить сокращение бумажного документооборота, разработку эксплуатационной и ремонтной документации выполнять в электронном виде с возможностью внедрения в автоматизированную интегрированную информационную среду «АТОМ-ИЛП».
Внедрение новых методов обслуживания и ремонта требует решения задач диагностирования технического состояния эксплуатируемой АТ и функциональных систем, формализации алгоритмов принятия решения о периодичности, объемах и технологии выполнения работ по ТО на основе результатов контроля технического состояния и надежности в режиме реального времени. Соответственно требуется специально подготовленный личный состав, способный квалифицированно провести оценку технического состояния АТ, а также наличие в эксплуатации необходимого количества средств эксплуатационного контроля и запасных частей, поставляемых промышленностью. Подготовка специалистов эшелонов ремонта должна выполняться в необходимом объеме и осуществляться в учебных заведениях высшего профессионального образования. Дополнительную подготовку специалистов войскового ремонта АТ целесообразно проводить на базе военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», а также на предприятиях промышленности, в зависимости от планируемой специализации инженерно-технического состава.
С целью повышения уровня исправности новой и перспективной АТ предлагается переход на преимущественную эксплуатацию «по состоянию». В рамках эксплуатационного контроля АТ необходима разработка автоматизированной системы поддержки принятия решения о техническом состоянии ВС на основе принципа получения наземным приемником информации об отказах элементов систем ВС в режиме реального времени, ее сопряжением с автоматизированной интегрированной информационной средой «АТОМ-ИЛП», что позволит существенно сократить продолжительность этапа поиска неисправностей АТ.
Информационное обеспечение возможно осуществлять на базе автоматизированной интегрированной информационной среды «АТОМ-ИЛП». Автоматизированная интегрированная информационная среда, выполненная в виде аппаратно-программного комплекса, решает следующие задачи:
- сбор и систематизация разнородной информации об изделиях вооружения военной и специальной техники (ВВСТ);
- интеграция информационных ресурсов субъектов управления жизненным циклом (ЖЦ) ВВСТ в единое информационное пространство, функционирующее на основе глобально распределенного федерального хранилища данных;
- санкционированное предоставление субъектам управления ЖЦ ВВСТ актуальной информации в стандартизованных форматах;
- обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа, потерь и искажения.
Эксплуатацию автоматизированной интегрированной информационной среды «АТОМ-ИЛП» предлагается осуществить в центре диагностики и ремонта АТ, в группе сбора и анализа информации о техническом состоянии АТ.
Выводы. Реализация предложенного комплексного подхода позволит получить адаптированную к условиям эксплуатации и фактическому состоянию новой и перспективной АТ систему технического обслуживания и ремонта, а процесс гармонизации существующей системы ТО и Р с ГОСТ 18322-2016 сделает возможным переход к функциональному и структурному эшелонированию работ по техническому обслуживанию и ремонту АТ.
В результате перспективная система ТО и Р будет:
- соответствовать техническому облику новой и перспективной АТ;
- обеспечивать своевременный переход на режим работы особого периода в требуемые сроки и успешно решать поставленные задачи по техническому обслуживанию и ремонту АТ;
- обеспечивать качественное выполнение войскового ремонта на аэродроме базирования, а при необходимости на аэродромах рассредоточения и в местах вынужденной посадки ВС;
- производить передачу информации с помощью современной автоматизированной информационной среды «АТОМ-ИЛП»;
- обладать необходимым уровнем военно-экономической эффективности;
- располагать необходимыми квалифицированными специалистами и материальной базой для выполнения ТО и ремонта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ 18322-2016. Система технического обслуживания и ремонта техники: введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2017 г. № 186-ст: дата введения 01.09.2017. М.: Стандартинформ, 2017. 16 с.
2. ГОСТ РВ 0101-001-2007. Эксплуатация и ремонт изделий военной техники: принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 февраля 2007 г. № 2-ст: дата введения 01.01.2008. М.: Стандартинформ, 2011. 35 с.
3. Мышкин Л.В. Прогнозирование развития авиационной техники. Теория и практика. М.: Издательский дом «Наука», 2017. 480 с.
4. Степанов В.П., Сафин А.М., Карпенко О.Н., Трофимчук М.В. Войсковой ремонт в системе технической эксплуатации на современном этапе развития авиационной техники // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 16. С. 238-245. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.академия-ввс.рф/images/docs/vks/16-2020/238-245.pdf (дата обращения 01.07.2021).
5. ГОСТ 18675-2012. Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее: введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2012 г. № 1194-ст: дата введения 01.06.2013. М.: Стандартинформ, 2013. 221 с.
REFERENCES
1. GOST 18322-2016. Sistema tehnicheskogo obsluzhivaniya i remonta tehniki: vveden v dejstvie Prikazom Federal'nogo agentstva po tehnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot 28 marta 2017 g. № 186-st: data vvedeniya 01.09.2017. M.: Standartinform, 2017. 16 p.
2. GOST RV 0101-001-2007. 'Ekspluataciya i remont izdelij voennoj tehniki: prinyat i vveden v dejstvie Prikazom Federal'nogo agentstva po tehnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot 12 fevralya 2007 g. № 2-st: data vvedeniya 01.01.2008. M.: Standartinform, 2011. 35 p.
3. Myshkin L.V. Prognozirovanie razvitiya aviacionnoj tehniki. Teoriya i praktika. M.: Izdatel'skij dom «Nauka», 2017. 480 p.
4. Stepanov V.P., Safin A.M., Karpenko O.N., Trofimchuk M.V. Vojskovoj remont v sisteme tehnicheskoj ' ekspluatacii na sovremennom 'etape razvitiya aviacionnoj tehniki // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2020. № 16. pp. 238-245. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.akademiya-vvs.rf/images/docs/vks/16-2020/238-245.pdf (data obrascheniya 01.07.2021).
5. GOST 18675-2012. Dokumentaciya 'ekspluatacionnaya i remontnaya na aviacionnuyu tehniku i pokupnye izdeliya dlya nee: vveden v dejstvie Prikazom Federal'nogo agentstva po tehnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot 26 noyabrya 2012 g. № 1194-st: data vvedeniya 01.06.2013. M.: Standartinform, 2013. 221 p.
© Сафин А.М., Дорошенко М.Р., Трофимчук М.В., Степанов В.П., 2021
W g
U
Сафин Альберт Мирсалимович, кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры восстановления авиационной техники, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].
Дорошенко Михаил Рафаэльевич, кандидат военных наук, доцент кафедры восстановления авиационной техники, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].
Трофимчук Максим Васильевич, кандидат технических наук, заместитель начальника отдела научно-исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].
Степанов Василий Павлович, адъюнкт, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].
DOI: 10.24412/2500-4352-2021-19-222-229
ы