\
УДК 681.3.06
Т.А. И тс, А.В. Сурина
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЖИТЕЛЕЙ МЕГАПОЛИСА
T.A. Its, A.V. Surina
A COMPREHENSIVE APPROACH TO THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF COGNITIVE ECOLOGICAL COMPETENCE OF THE INHABITANTS OF A MEGACITY
Рассмотрен новый (комплексный) подход к формированию и развитию когнитивной экологической компетенции различных возрастных категорий жителей мегаполиса. Сформулированы принципы, предложены модель и алгоритм, а также методика формирования индивидуального маршрута развития когнитивных экологических компетенций. Модель реализована с использованием имитационного моделирования в среде Arena.
ЭКО-КУЛЬТУРА, КОМПЕТЕНЦИИ, КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ, КОГНИТИВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ, МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ.
The paper examines a new (comprehensive) approach to the formation and development of cognitive ecological competence of various age categories of inhabitants of a megacity. Principles have been formulated, a model and an algorithm, and also a technique of formation of an individual route of development of cognitive environmental competencies. The model is implemented using the simulation in the environment Arena.
ECO-CULTURE, COMPETENCE, COGNITIVE MODEL, COGNITIVE ECOLOGICAL COMPETENCE, METHODS OF FORMING OF COGNITIVE ECOLOGICAL COMPETENCIES, INDIVIDUAL TRAJECTORY.
В последнее время усилился интерес к экологической компетентности, что обусловлено рядом обстоятельств теоретического и практического характера. В первую очередь это связано с пониманием того, что решение глобальной экологической проблемы, существующей в современном мире, невозможно без качественного изменения экологической культуры (экокультуры) в целом и экологической компетентности в частности [1].
Понятие «экологическая компетентность» принимает универсальный, междисциплинарный, интегральный и социокультурный характер. Взаимосвязь основных компонентов экологической компетентности позволяет устанавливать экологические отношения в системе общество-природа-человек, т.е. формировать эко-культуру. Формирование эко-культуры невозможно без
наличия определенной когнитивной экологической компетенции [2, 3].
Под когнитивной экологической компетентностью будем понимать такое качество личности, которое обеспечивает ее готовность к самообразованию, личностному и профессиональному росту в области экологии.
Структура когнитивной экологической компетентности включает элементы, представленные в табл. 1.
Методика формирования индивидуального варианта развития когнитивных экологических компетенций подразумевает проведение превентивных мероприятий со школьниками и студентами младших курсов методами раннего выявления проблем поведения и проведение дальнейшей работы с молодыми людьми для их адаптации и социализации в условиях формирования техносреды [4].
На первом этапе происходит декомпозиция и оценка каждой компоненты когнитивной экологической компетенции. Первоначальное тестирование проводится стандартизированными, адаптированными методиками выявления динамики и оценки уровня сформирован-ности когнитивной компетенции. Критериями и показателями оценки здесь выступают идей-
ная и предметная направленность, динамичность, сформированность невербального и вербального интеллекта, креативность, способность к освоению новых видов деятельности, способность к саморазвитию и самообразованию, выражение рефлексивности. Первоначально вес каждой компоненты определяется как внутренними факторами - индивидуальными психологическими и возрастными особенностями, так и внешними - социальными, организационными, методологическими, информационными, географическими.
На следующих этапах на основании проведенной оценки разрабатывается индивидуальная траектория развития когнитивной экологической компетенции с использованием адекватных технологий и инструментов [5].
На сегодняшний день существует достаточно большое количество методик и технологий развития когнитивных компетенций, которые успешно применяются в образовательном процессе. Однако их использование в сфере экологии ограничено.
Основой предлагаемого подхода является модульный принцип, причем модули тесно связаны с
компонентами когнитивной компетентности (табл. 1). Для развития когнитивных экологических компетенций предлагается использовать такие методы как аукцион решений, синтез проектов и организационных форм, лекция, консультация, тестирование, когнитивный тренинг, обучающие, проблемно-поисковые практикумы и семинары, дидактические игры, круглые столы [6, 7].
Анализ различных подходов к созданию моделей компетенций показал необходимость алгоритмизации и программной реализации оценки уровня сформированности когнитивной экологической компетенции.
Алгоритм формирования экологических компетенций (включая когнитивную составляющую) на примере жителей Санкт-Петербурга представлен на рис. 1.
Реализация модели когнитивных экологических компетенций различных возрастных категорий жителей Санкт-Петербурга осуществлялась средствами имитационного моделирования, для выполнения поставленной задачи использовался дискретно-событийный подход (Arena) [8 - 10].
В зависимости от комбинации свойств объекты были разделены на группы, указанные в таб. 2.
В процессе имитации типы сущностей могут изменяться (модуль Assign). Из модуля Create сущности «возрастная группа» с различной вероятностью распределялись (модуль Decide) на 7 групп, в которых с помощью модулей Assign им присваивались новые типы и атрибуты (табл. 3).
Т а б л и ц а 1
Структура когнитивной экологической компетентности
Компонент компетентности Показатели компонента
Мотивационный Умение ставить цель (микроцель) собственной деятельности и принимать ее; умение выбирать индивидуальную образовательную траекторию; сформированность потребности в самообразовании
Информационный Умение моделировать информацию, обобщать и выделять ключевую информацию в рамках предметной области
Операциональный Умение программировать свою деятельность: строить план, предвидеть ее результаты, осознавать и обосновывать выполняемые действия, переносить знания в новую ситуацию
Оценочный Умение осуществлять рефлексию собственной деятельности
Нет Есть
Рис. 1. Алгоритм формирования экологических компетенций
Рис. 2. Результат работы имитационной модели формирования экологических компетенция жителей Санкт-Петербурга
Т а б л и ц а 2
Свойства характеризующие объект исследования
Группа Комбинация свойств
Возрастная группа Образование
Уровень Завершено
1 К1 Среднее Незаконченное
2 К2 Среднее профессиональное Незаконченное
3 К2 Среднее профессиональное Законченное
4 К2 Высшее Незаконченное
5 К2 Высшее Законченное
6 КЗ Среднее профессиональное Законченное
7 КЗ Высшее Законченное
Т а б л и ц а 3
Атрибуты сущностей
Тип сущности Блок assign Примечание
Young K1 До 15 лет
Adult K2 От 15 до 25 лет
Aged K3 От 25 до 40 лет
Entity Сущности, подающиеся в систему для последующего распределения по возрастным категориям (блок Create)
Имя атрибута Значение Примечание
High school 1 Законченное среднее образование
- 0 Незаконченное среднее образование
Higher education 1 Законченное высшее образование
- 0 Незаконченное высшее образование
По результатам моделирования было выявлено, что при принятом подходе к оценке уровня экологической компетенции, на сегодняшний день существует необходимость в формировании экологической и когнитивной экологической компетенции для всех групп населения Санкт-Петербурга. Результаты моделирования представлены на рис. 2.
Эффективность варианта формирования когнитивной компетенции обеспечивается за счет единства составляющих блоков методики: организационно-целевого (цель, специфика обучения), содержательно-технологического (принципы, формы, методы, средства, содержание подготовки и педагогические условия реализации) и оценочно-результа-
тивного (этапы, уровни сформированности когнитивной компетенции и конечный результат).
Предложенная методика формирования индивидуального варианта развития когнитивных экологических компетенций подразумевает проведение превентивных мероприятий по предотвращению проблем в области эко-культуры, возникающих на различных уровнях становления личности.
Методика прошла апробацию при проведении занятий со студентами старших курсов, а также со слушателями программ дополнительного образования, реализуемых в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Итс Т.А. Экологические аспекты инновационной деятельности // Труды. СПбГТУ. -2008. -№ 505. -C. 83-87.
2. Богомолов В.А., Сурина А.В. Использование гравитационной модели для оценки уровня распространения знаний // Научно-технические ведомости СПбГПУ: Информатика. Телекоммуникации. Управление. -2011. -№ 2 (120). -C. 195-199.
3. Богомолов В.А., Сурина А.В. Общие подходы к формированию инновационного кластера как модели развития экономических систем // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2009. -№ 5(87). -C. 73-76.
4. Редько С.Г. Имитационное моделирование в управлении инновациями: учебное пособие - Спб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2010. - 108 с.
5. Итс Т.А., Туккель И.Л. Модели дифференцированного управления экологическими рисками инновационных процессов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2011. -№3 (121).
-C. 123 - 126.
6. Итс Т.А. Экология: учебное пособие - Спб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2013. - 132 с.
7. Технологии и механизмы организации инновационной деятельности. Обзор и проблемно-ориентированные решения / сост.: В.И. Аблязов, В.А. Богомолов, А.В. Сурина, И.Л. Туккель: под общ. ред. проф. И.Л. Туккеля. - Спб.: Изд-во Поли-техн. ун-та. 2009. - 215 с.
8. Деттер Г.Ф., Туккель И.Л., Сурина А.В. О концепции развития инфраструктуры инноваций в регионе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2011. -№ 3 (121). -С. 55-61.
9. Туккель И.Л, Голубев С.А., Сурина А.В., Цветкова Н.А. Методы и инструменты управления инновационным развитием промышленных предприятий. СПб.: БХВ-Петербург. 2013. - 208 с.
10. Туккель И.Л., Сурина А.В., Культин Н.Б. Управление инновационными проектами: учебник - СПб.: БХВ -Петербург, 2011. - 416 с.
REFERENCES
1. Its T.A. Ekologicheskiye aspekty innovatsionnoy deyatelnosti // Trudy. SPbGTU. -2008. -№505.-C. 83-87.
2. Bogomolov V.A., Surina A.V. Ispolzovanie gravitacionnoj modeli dlja ocenki urovnja rasprostranenija znanij // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU: Informatika. Telekommunikacii. Upravlenie. -2011. -№ 2 (120). -C. 195-199.
3. Bogomolov V.A., Surina A.V. Obshhie podhody k formirovaniju innovacionnogo klastera kak
modeli razvitija jekonomicheskih sistem // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. -2009. -№ 5(87). -C. 73-76.
4. Redko S.G., Imitatsionnoye modeliro-vaniye v upravlenii innovatsiyami: uchebnoye posobiye - Spb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2010. - 108 s.
5. Its T.A., Tukkel I.L.. Modeli differencirovannogo upravlenija jekologicheskimi riskami innovacionnyh processov // Nauchno-
tehnicheskie vedomosti SPbGPU. -2011. -№3 (121).
6. Its T.A. Ekologiya: uchebnoye posobiye - Spb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2013. - 132 s.
7. Tekhnologii i mekhanizmy organizatsii innovatsionnoy deyatelnosti. Obzor i problemno-oriyentirovannyye resheniya / sost.: V.I. Ablyazov, V.A. Bogomolov, A.V. Surina, I.L. Tukkel: pod obshch. red. prof. I.L. Tukkelya. - Spb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2009. - 215 s.
8. Detter G.F., Surina A.V., Tukkel I.L. O
koncepcii razvitija infrastruktury innovacij v regione // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. -2011. -№ 3 (121). -S. 55-61.
9. Tukkel, I.L, Golubev S.A., Surina A.V., Tsvetkova N.A. Metody i instrumenty upravleniya innovatsionnym razvitiyem promyshlennykh predpriyatiy. SPb.: BKhV-Peterburg. - 2013. - 208 s.
10. Tukkel I.L. Surina A.V. Kultin N.B. Upravleniye innovatsionnymi proyektami: uchebnik -SPb.: BKhV-Peterburg, 2011. - 416 s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ/AUTHORS
ИТС Татьяна Александровна - доцент кафедры управления проектами, кандидат технических наук; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected] ITS Tatiana A. - St. Petersburg State Polytechnical University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: its7654321@yandex. ru
Сурина Алла Валентиновна - доцент кафедры управления проектами, кандидат технических наук, доцент; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected] SURINA Alla V. - St. Petersburg State Polytechnical University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013
138