УДК 378.14
КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Е.И. Загребина
Аннотация. В статье рассматривается актуальность вопроса комплексной безопасности в условиях совокупного действия различных видов угроз и опасностей, а также одна из ее составляющих - культура безопасности. Рассмотрена организация ведения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и ее содержание с учетом комплексности изложения. Приведен пример практического задания, в котором необходимо применять знания по обеспечению комплексной безопасности человека. Дана попытка сформулировать унифицированную компетенцию для программ подготовки бакалавриата в результате освоения этой дисциплины.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, высшее образование, компетенция, комплексная безопасность, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.
THE INTEGRATED NATURE OF THE DISCIPLINE «SAFETY»
E. Zagrebina
Abstract. The article considers the relevance of the issue of integrated security as a state of security in the context of the combined effect of various types of threats and dangers, as well as one of its components - the safety culture. The organization of conducting the discipline "Safety of life" and its content, taking into account the complexity of the presentation, is considered. An example of a practical task is given in which it is necessary to apply knowledge to ensure complex human security. An attempt is made to formulate a unified competence for the bachelor's degree programs as a result of mastering this discipline.
Keywords: safety, higher education, competence, integrated security, federal state educational standard of higher education.
Защиту от многочисленных видов опасностей, окружающих человека,
обеспечивают различные ведомства и специалисты, ориентированные в своей области на решение конкретных задач в: промышленной безопасности, пожарной безопасности, экологической безопасности, информационной безопасности и т.п. Но в последнее время на первый план вышло понятие комплексной безопасности как состояния безопасности в условиях совокупного действия различных видов угроз и опасностей. Именно на систему комплексной безопасности, на ее понимание и развитие возлагаются надежды по противостоянию разного вида опасностям современного мира, влекущим за собой всё более разрушительные последствия и большие человеческие потери в производственной и бытовой сферах.
Затрагивая вопросы обеспечения
комплексной безопасности образовательной организации от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, необходимо отметить, что такое состояние защищенности и ее безопасное функционирование могут быть достигнуты путем реализации только комплексной системы
мероприятий организационного, технического, правового, кадрового, финансового характера [4]. Одно из составляющих звеньев такой системы -это включение в образовательной процесс аспектов культуры безопасности в разных ее проявлениях.
В общем смысле под культурой безопасности жизнедеятельности понимается определенный уровень развития человека (общества), характеризуемый совокупностью личностных качеств, профессиональных знаний,
мировоззренческих убеждений в области обеспечения безопасности, а также активной позицией и деятельностью по снижению уровня рисков и угроз современного мира. В связи с тем, что, как показывает статистика, порядка 80% аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций происходит вследствие ошибок человека, можно говорить о том, что культура безопасности выступает системообразующим фактором снижения уровня рисков. Потому как человеческий фактор срабатывает из-за элементарного незнания или знания, но несоблюдения, что и свидетельствует о низком уровне культуры безопасности. Но, отметим, что простой совокупности знаний и способности их применять недостаточно. Необходимо, чтобы в
голове были сформированы приоритеты безопасности, и, как следствие, стереотипы безопасного поведения в той или иной ситуации. Тогда при возникновении опасности или угрозы человеком будут предприняты меры безопасности не потому, что так надо, а потому, что иначе не может быть.
На наш взгляд, культура безопасности как системообразующий фактор складывается из:
- развития знаний и умений о безопасном сосуществовании со средой обитания;
- формирования внутренней целевой установки на обеспечение безопасности себя и окружающего мира;
- формирования безопасных поведенческих стереотипов;
- развития ценностей и индивидуальных качеств личности в области безопасности жизнедеятельности.
Теоретические и, насколько это возможно, практические вопросы безопасности в образовательных программах подготовки бакалавров рассматриваются в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», которая, согласно ФГОС ВО (в составе четырех обязательных дисциплин), должна
реализовываться в базовой части для всех направлений подготовки. Другими словами, дисциплина эта должна присутствовать во всех учебных планах с тем объемом и содержанием, которое определит каждая образовательная организация самостоятельно. Таким образом, очевидно, что и вопросы комплексной безопасности должны отражаться в этой же дисциплине.
Целями освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование у обучающихся достаточного уровня знаний, умений в сфере безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной), а также практических навыков, необходимых для идентификации опасных и вредных факторов среды обитания естественного и антропогенного происхождения в любых условиях его деятельности, и изучение методов, способов и средств защиты от опасностей.
При формировании содержания дисциплины БЖД необходимо исходить из комплексного подхода к понятию безопасность, рассматривая ее с разных позиций. А зачастую же в содержании рассматриваемой дисциплины можно наблюдать однобокий подход только с точки зрения, например, охраны труда, узко отражающей нормативные аспекты организации и регламентации соблюдений норм и правил безопасности на производстве (предприятии).
Анализ ряда федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по техническим направлениям показал, что в основном в результате освоения дисциплины БЖД у обучающихся формируются следующие компетенции (согласно ФГОС ВО):
- общекультурная компетенция: способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
- общепрофессиональная компетенция: готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий [5].
Из содержания и смысла вышеуказанных компетенций видно, что преобладает некий перекос (о чем говорилось выше) в сторону лишь одного аспекта комплексной безопасности -защиты от чрезвычайных ситуаций и способности оказать первую помощь в таких ситуациях. Но ведь даже не с позиций актуальности и насущности использования комплексного подхода, а вообще, исходя из потребности человека быть защищенным от любых видов опасностей, необходимо шире смотреть на результат освоения дисциплины БЖД.
На наш взгляд, в содержание дисциплины следует включать такие разделы, как: охрана труда и техника безопасности; санитарно-гигиеническая безопасность; пожарная безопасность; гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций; основы медицинских знаний и оказание первой помощи; антитеррористическая защищенность; дорожно-транспортная безопасность. Все разделы дисциплины должны быть неразрывно связаны между собой, а особое внимание должно уделяться тем темам, которые актуальны на данный момент времени.
Отметим, что такие вопросы, как информационная, экономическая, экологическая, психологическая и социальная безопасность не должны оставаться за бортом. И, несмотря на то, что в чем-то логичнее их отражать в содержании соответствующих дисциплин, их основные постулаты, установки, круг задач необходимо включать в дисциплину БЖД, актуализируя современные проблемы, связанные с ними. Потому как знания из различных дисциплин важны не просто сами по себе, а как средства для обеспечения комфортных и безопасных условий жизни и деятельности человека в среде обитания. «БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. БЖД рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в
процессе своей жизни и деятельности. Это не средство личной защиты, а основа для защиты личности, общества и государства» [1].
Немало исследований посвящено интегрированному характеру дисциплины БЖД, что само по себе тоже является своеобразным отражением комплексного подхода к ее изучению. Если говорить об итоговом наборе изучения опасностей и рисков для каждой конкретной группы обучающихся, то в целом он будет зависеть от направления подготовки. Но комплексный характер безопасности должен формироваться уже при первом знакомстве с основами безопасности жизнедеятельности.
Дисциплина БЖД, являясь обязательной образовательной компонентой программ бакалавриата, как правило, преподается для потоков, состоящих из нескольких групп обучающихся. В связи с этим важно понимать, какой набор компетенций формируется в результате освоения дисциплины. Здесь актуален вопрос об унификации формируемых компетенций, который ранее уже рассматривался в материалах [2;3]. Но тогда речь шла об объединении дублирующих друг друга общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций ФГОС ВО с целью прийти к единой формулировке на основе анализа их содержания, который показал, что за ними подразумеваются одни и те же знания, умения, способности и готовности.
Предпримем попытку сформировать унифицированную компетенцию, но уже с учетом комплексного характера понятия безопасности и как вариант предложим следующее: способность выявлять и оценивать возможные негативные причины и следствия комплекса опасностей среды обитания человека и применять практические навыки по разработке методов, способов и средств защиты от них, а также уметь использовать профилактические меры, уменьшающие вероятность реализации опасностей в любых условиях деятельности человека. Для того, чтобы в результате освоения дисциплины у обучающихся достигалось формирование представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека, необходимо специфику и особенности каждого направления подготовки, ее профессиональную составляющую рассматривать на практических и лабораторных занятиях, проходящих у каждой группы отдельно. А вариативность индивидуальных заданий будет способствовать повышению интереса каждого обучающего к принятому им решению.
В качестве примера такой практической работы, в которой отражается необходимость формирования у обучающихся понятия комплексной безопасности, можно привести задание на тему «Сокращение
продолжительности жизни в зависимости от условий труда и быта». Цель данной работы заключается в получении навыков по оценке влияния вредных и опасных факторов среды обитания (на производстве, в городе и в быту) на продолжительность жизни человека и расчет риска его гибели. В ходе решения поставленных вопросов обучающийся должен знать такие основные понятия, как условия труда и их классификация, ущерб здоровью, риск, травматизм и другие. В расчетной части практической работы обучающийся приобретает способность определять суммарную оценку ущерба здоровью, которая складывается из расчета сокращения продолжительности жизни при пребывании в условиях производства, города и быта, в частности, расчет по фактору неблагоприятных условий производства, по фактору неблагоприятных жилищных бытовых условий и загрязненного воздуха в городе, по фактору курения, по фактору езды в общественном транспорте. Кроме того, обучающийся приобретает навыки определения вероятности травмирования человека в различных условиях его жизнедеятельности. Только владея знаниями и умениями по вопросам обеспечения комплексной безопасности человека, можно приступать к выполнению данного задания.
Подводя промежуточный итог, отметим, что к дисциплине, которая несет в себе основы формирования индивидуальной, коллективной, национальной безопасности в разных аспектах их проявления, необходимо проявлять особое внимание. Во-первых, не уменьшать и без того небольшой объем часов дисциплины, в который очень сложно вместить все аспекты комплексной безопасности. И формировать учебные планы таким образом, чтобы дисциплина БЖД присутствовала в них не на последнем курсе обучения, а в начале образовательной траектории. Ведь именно, опираясь на нее, будут звучать аспекты безопасности в последующих дисциплинах. Во-вторых, ответственно подходить к вопросам проектирования содержания данной учебной дисциплины, не ограничиваясь классическими понятиями и терминами из техники безопасности и охраны труда, пополнять материально-техническую базу наглядными пособиями, материалами, средствами защиты, чтобы обучающиеся могли не в теории, а на практике знать, как применять
тот или иной метод защиты. И, в - третьих, заложить в обучающихся, что полученные знания и умения необходимы не только не на период сдачи зачета или экзамена, а для использования в будущем в любых сферах своей
жизнедеятельности, для принятия осознанных и обдуманных профессиональных решений, которые можно считать приемлемыми, если они приняты на основании принципа приоритета безопасности человека и общества.
Литература:
1. Айзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р.И. Айзман, С.В. Петров, В.М Ширшова. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 208 с.
2. Загребина Е.И. Анализ планируемых результатов обучения по дисциплине БЖД в соответствии с ФГОС ВО / Е.И. Загребина // Современное профессиональное образование: сборник докладов Международной научно-практической заочной конференции (16 мая 2016); под научной редакцией член-корр. РАО, д.п.н., профессора Ф.Ш. Мухаметзяновой. -Казань: «Данис», 2016. - 260 с. - С. 56-59.
3. Загребина Е.И. Анализ требований ФГОС высшего образования в рамках реализации дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» [Электронный ресурс] / Е.И. Загребина // Безопасность жизнедеятельности и физическая культура: опыт
реализации ФГОС: материалы VI Всероссийской ежегодной научно-практической конференции с международным участием; отв. редактор Л.Ю. Ерохина; Нижний Тагил, 25 марта 2016. - 298 с. - С. 35-38.
4. Загребина Е.И. К вопросу комплексной безопасности образовательных учреждений / Е.И. Загребина // Казанский педагогический журнал. -Казань. - 2015. - № 1. - С. 97-103.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки бакалаврита (источник -сайт fgosvo.ru - сайт Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы).
Сведения об авторе:
Загребина Екатерина Ильдусовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры промышленной и экологической безопасности, КНИТУ-КАИ, e-mail: iei2004@mail.ru
Data about the author:
E. Zagrebina (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate Professor of the Department of Industrial and Environmental Safety, KNITU-KAI, e-mail: iei2004@mail.ru