Комплексный анализ условий эксплуатации изоляции обмоток статоров электродвигателей газоперекачивающих агрегатов
Бабичев С.А., инж.
Приведен анализ статистических данных повреждаемости изоляции статоров и условий эксплуатации высоковольтных электродвигателей газоперекачивающих агрегатов. Выявлены наиболее характерные условия возникновения пробоя изоляции и места повреждений. Приведен теоретический анализ и практические результаты количественной оценки наиболее существенных эксплуатационных факторов, влияющих на ресурс изоляции. Предложены варианты повышения надежности и эффективности работы электропри-водных газоперекачивающих агрегатов.
Ключевые слова: электроприводной газоперекачивающий агрегат, синхронный электродвигатель, изоляция обмотки, температура обмотки, частичные разряды, перенапряжения.
The complex analysis of conditions of operation of isolation of windings stators electric motors Gas-Transfer Units.
Babichev S.A.
The analysis of statistical data of damageability of isolation stator and conditions of operation of high-voltage electric motors Gas-Transfer Units Is resulted. The most typical conditions of occurrence of breakdown of isolation and a place of damages are revealed. The theoretical analysis and practical results of a quantitative estimation of the most essential operational factors influencing on a resource of isolation is resulted. Variants of increase of reliability and an overall performance electric drive Gas-Transfer Units are offered.
Keywords: electric drive Gas-Transfer Units , the synchronous electric motor, isolation of a winding, temperature of a winding, partial discharge , an overstrain.
Электроснабжение компрессорного цеха осуществляется от двух трансформаторов 220/10 кВ с расщепленными обмотками. Электрооборудование 10 кВ размещено в закрытом распределительном устройстве (ЗРУ-10 кВ). В связи с невозможностью по технологическим причинам осуществлять самозапуск ЭГПА АВР выведен из работы. Схема отличается от стандартных схем распределительных устройств наличием шиносоединительных выключателей ШСВ, необходимых для уменьшения времени запуска ЭГПА и снижения при пуске глубины просадки напряжения на секциях шин 10 кВ.
Структурная схема ЭГПА-12,5 приведена на рис. 2. Основными элементами ЭГПА являются центробежный нагнетатель типа Н-235-21-3, повышающий редуктор, синхронный электродвигатель с тиристорной щеточной системой возбуждения, системами масла, смазки (низкого давления) и уплотнения (высокого давления), системой автоматического управления и защит.
Обладая более простой конструкцией, ЭГПА имеют более высокие показатели надежности, чем газотурбинные ГПА. Однако необходимо учитывать, что вынужденный или аварийный останов любого ГПА ведет не только к большим затратам на ремонтновосстановительные работы, но и к снижению производительности газопровода в целом при отсутствии необходимых резервов на компрессорных станциях (КС), потерям пускового и то-
Транспорт газа по Единой системе газоснабжения России, осуществляется с применением газоперекачивающих агрегатов (ГПА) разных типов и единичной мощности. Значительную часть ГПА ОАО «Газпром» (725 шт.), участвующих в транспорте газа, составляют электроприводные газоперекачивающие агрегаты (ЭГПА).
Типовая схема электроснабжения элек-троприводного компрессорного цеха (КЦ) приведена на рис. 1.
1 СШ 220КВ 2 СШ 220КВ
Рис. 1. Схема электроснабжения электроприводного КЦ: Т-1,Т-2 - трансформаторы типа ТрДЦН-63000/220;
СД1-СД7 - электродвигатели ЭГПА типа СтД 12500-2; ШСВ1-2, ШСВЗ-4 - шиносоединительные выключатели; СВ1-З,СВ2-4 - секционные выключатели; Т-З,Т-4,Т-5,Т-6 -трансформаторы 10/0,4 кВ (400-1600 кВа) питания собственных нужд КС
пливного газа, электроэнергии, горючесмазочных материалов и др.
МСНД
ТТ
МСВД
I
Г 1 |_ т 1 *
І
ЭД _ Р Н
с
Рис. 2. Структурная схема ЭГПА-12,5: ЭД - приводной электродвигатель типа СТД-12500-2Р (10 кВ); ПСЭД -подшипники скольжения СД; Р - повышающий редуктор; Н - центробежный нагнетатель; ТВУ - тиристорное возбудительное устройство; ЩКА - щеточно-контактный аппарат системы возбуждения; СТР - согласующий трансформатор; РБУ - токоограничивающий реактор; ВВ - высоковольтный выключатель; САУ и ТЭЗ - система автоматического управления, технологических и электрических защит ЭГПА; МСНД - маслосистема низкого давления
Наиболее тяжелым отказом ЭГПА является выход из строя статора синхронного электродвигателя (СД). Выходы из строя в большинстве случаев возникают вследствие пробоя корпусной и пазовой изоляции. В связи с этим разработка новых методов неразрушающего контроля, диагностики и прогнозирования эксплутационной надежности высоковольтных электродвигателей ЭГПА с учетом электрических и механических свойств изоляции и изменения этих свойств под воздействием эксплуатационных факторов представляет большой практический интерес.
Для выявления наиболее существенных эксплутационных факторов, влияющих на надежность электродвигателей, был выполнен комплексный анализ условий эксплуатации ЭГПА, включающий в себя:
1) сбор и обработку достоверной информации о повреждаемости электродвигателей;
2) анализ режимов работы электродвигателей в номинальных режимах работы;
3) анализ режимов работы электродвигателей при режимных возмущениях питающей сети.
Статистические данные о повреждаемости электродвигателей. Анализ повреждаемости приводных высоковольтных электродвигателей СТД-12500-2 (10 кВ) на КС ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» выполнен за период с 1985 г. по 2007 г. [1]. Всего за указанный период эксплуатации зафиксировано 62 случая выхода из строя приводных электродвигателей. Средняя аварийность электродвигателей из-за повреждений обмоток статора составляет 2,7 шт/год.
В табл. 1, 2 приведены данные о распределении повреждений в зависимости от условий эксплуатации и характерные места возникновения повреждений обмоток СД.
Таблица 1
Условия возникновения повреждения Количество
статора СД повреждений
При рабочем напряжении питания 52 %
При перенапряжениях от однофазных
замыканий в питающей сети 15 %
При пуске 15 %
Механические и термические повреж-
дения 10 %
При проведении высоковольтных ис-
пытаний 8 %
Таблица 2
Место повреждения статора СД Количество повреждений
В пазовой части обмотки 86 %
В лобовой части обмотки 11 %
На выводах 3 %
Анализ данных показывает, что в 52 % случаев повреждения произошли при установившемся режиме работы СД. 86 % случаев всех повреждений произошло в пазовой части обмотки.
В условиях реальной эксплуатации сложно точно определить номер паза статора и стержень обмотки, в котором произошел пробой изоляции. Всего удалось точно определить место повреждения на 10 СД. Полученные результаты приведены в табл. З.
Таблица З
№ паза стато- ра Фаза Фазное рабочее напряжение стержня, В Количество выявленных случаев пробоя изоляции
Верхний Нижний
5 А 4500 З
С 6000
6 А 4125 1
С 5625
17 В 6000 2
В 1875
28 А 1500 1
А 3375
40 С 3375 З
В 4875
Сопоставление выявленных мест повреждения изоляции и схемы обмотки электродвигателя СТД-12500-2 показало, что 60 % повреждений в пазовой части произошло в первых витках обмотки при наибольшем рабочем напряжении стержней. Как правило, развитие аварии начинается со срабатывания защиты от замыкания на землю с последующим меж-дуфазным замыканием, что свидетельствует о повреждениях корпусной изоляции. Основная часть повреждений приходится на середину пазовой части обмотки, менее подверженную
10 кВ
ВВ
САУ и ТЭЗ
0,4 кВ
Р вых
ТВУ
Р вх
механическим нагрузкам. В этой части обмотки наибольшее влияние на скорость старения изоляции оказывают температура и электрические поля. 40 % повреждений в пазовой части произошло при наработке 50-60 тыс. ч.
Анализ тепловых режимов. Электродвигатель типа СТД-12500-2 имеет разомкнутый цикл воздушного охлаждения, изоляцию статора типа «Монолит-2», класс нагревостойкости В.
В соответствии с [2], наиболее существенно на срок службы изоляции влияет рабочая температура обмоток. Результаты измерения температуры меди (температура обмотки статора по одной точке в каждой фазе), стали (температура сердечника статора по одной точке в каждой фазе) и охлаждающего воздуха ЭГПА в одном из компрессорных цехов приведены на рис. З. Все замеры выполнены с интервалом 2 ч. в течение суток (28.08.07 г.) по показаниям штатных систем контроля температуры ЭГПА на КС «Починковская». Основные среднесуточные параметры агрегатов приведены в табл. 4.
Рис. 3. Суточные изменения температуры статоров ЭГПА-12,5 Кс «Починковская»: а - ЭГПА 4 КЦ Елец-2; б - ЭГПА 3 КЦ Елец-2; в - ЭГПА 1 КЦ Елец-1 ; г - ЭГПА 6 КЦ Елец-2
На агрегатах, работающих при одинаковой нагрузке и температуре охлаждающего воздуха, наблюдаются значительные отличия в температурных режимах. Большинство агрегатов работают при средней температуре меди и стали не более 70-80 0С. В то же время на отдельных ЭГПА наблюдается увеличение температуры обмоток и сердечника СД до 100-120 С. При останове ЭГПА происходит « тепловой удар» и температура обмоток по -
вышается еще на 10-15 С. На некоторых ЭГПА градиент температуры между медью и сталью более 20 0С. Причинами таких температурных отклонений могут быть неисправности в системе охлаждения СД либо снижение эффективности ее работы, дефекты сердечника статора, перевозбуждение синхронного электродвигателя, повышение напряжения питания выше 105 % и т.д.
Таблица 4
Агрегаты
Основные среднесуточные параметры работы
Температура, 0 С Ток
меди t„ стали t горячего воздуха tre медь-стали At„. с статора 1ст, А
ЭГПА 4 КЦ Елец-2 46,9 51,0 62 ,0 4,1 642
ЭГПА 3 КЦ Елец-2 52,9 75,3 65,0 22,4 621
ЭГПА 1 КЦ Елец-1 104,4 75,3 79,0 29,1 650
ЭГПА 6 КЦ Елец-2 89,2 87,0 76,0 2,2 618
Для определения максимальных отклонений в температуре статора при изменении режимов работы ЭГПА были выполнены измерения температуры при пуске и останове, а также изменении потребляемой мощности при перестроении режима работы газопровода. Измерения выполнены с интервалом 2 ч в течение 6 суток на КС «Починковская» и КС «Сеченовская». Анализ результатов измерений показал, что изменение температуры статора в летнее время связано с суточными колебаниями температуры охлаждающего воздуха. Зимой перепады суточной температуры наружного воздуха не оказывают влияния на изменение температуры двигателя, в этом случае температура в основном зависит от количества ЭГПА, одновременно находящихся в работе в компрессорном цехе. При останове ЭГПА за короткий промежуток времени увеличивается температура обмоток на 10-15 0С по отношению к температуре, предшествующей отключению двигателя, и может превышать максимально допустимые значения для данного класса изоляции.
В соответствии с [З], номинальная мощность СТД 12500-2 определена при номинальных значениях параметров, обусловливающих работу электродвигателя. При отклонении параметров от номинальных изменяются и допустимые режимы работы электродвигателя. В табл. 5 приведены соотношения допустимых параметров электродвигателя при изменении напряжения питания.
Таблица 5
U питана % 110 105 100 95
Sдвигателя, % 90 100 100 100
1 статора, % 82 95,5 100 105
Cos ф 0,985 0,945 0,900 0,870
Кроме напряжения питания, на допустимые режимы работы существенное влияние оказывает температура охлаждающего воздуха. В табл. 6 приведена зависимость максимальной полной мощности от температуры входящего в электродвигатель охлаждающего воздуха.
Таблица 6
і 0С 1 входящего воздуха і 50 45 40 30
в „ах , % от номинальной 87 95 100 106
В соответствии с приведенными значениями допустимых параметров был проведен анализ режимов работы ЭГПА. В результате установлено, что во многих случаях электродвигатели работают с превышением допустимых значений полной мощности. На рис. 4 приведен график изменения температуры обмоток ЭГПА 2 КЦ «Ямбург-Елец-2» КС «Сеченовская», получившего пробой изоляции статора. На графике хорошо заметна тенденция роста температуры электродвигателя. В течение последних 15 суток работы ЭГПА температура сердечника статора в зимнее время увеличилась на 21 0С. В соответствии с зафиксированными перед аварийным остановом ЭГПА в суточной ведомости значениями параметров, электродвигатель работал с полной мощностью 12,9 МВа при напряжении питания 10,9 кВ, температуре входящего воздуха 73 0С. В соответствии с табл. 4, 5, полная мощность электродвигателя при таких условиях не должна превышать 11,1 МВа.
Воздействие электрических полей. На изоляцию любого электрооборудования, находящегося в эксплуатации, воздействуют длительное рабочее напряжение, кратковременные грозовые перенапряжения микросекунд-ной длительности и внутреннее перенапряжение миллисекундного , секундного и даже ми -нутного диапазона. Исходя из этого, был проведен анализ изменения напряжения на электродвигателях в широком диапазоне.
В связи с отсутствием за весь период наблюдений статистических данных о повреждаемости электродвигателей при прохождении грозовых фронтов, этот вид воздействия перенапряжений на обмотку не рассматривался.
На рис. 5 приведены результаты измерения линейных напряжений на секции шин закрытого распределительного устройства 10 кВ (ЗРУ-10 кВ) с интервалом 1 ч в течение 82 ч.
В связи с отсутствием на компрессорных станциях устройств регулирования напряжения 10 кВ, линейное напряжение на электродвигателях может колебаться в зависимости от режима работы как самих электродвигателей, так и питающей их сети. Основную составляющую изменений напряжения вносит энергосистема. В ночные часы происходит увеличение напряжения на шинах ЗРУ-10 кВ, в дневные - сни-
жение. Поскольку СД являются регулируемым источником реактивной мощности, они также оказывают влияние на уровень напряжения секций шин 10 кВ. В результате проведенных на КС опытов установлено, что при изменении соэф в диапазоне от 1 до 0,95 (емкостный) напряжение на секции шин с одним работающим ЭГПА, при дневном минимуме, увеличивается на 150-200 В.
Рис. 4. Суточные изменения температуры (а) и тока статора (б) эГпА-12,5 №2 КЦ «Ямбург-Елец-2» КС «Сеченовская» перед аварийным остановом из-за пробоя изоляции статора
Время, часы ------------иав — — - - Увс ----------------Уса
Рис. 5. График изменения линейных напряжений на шинах ЗРУ-10 кВ КЦ «Ямбург-Елец-1» КС «Починковская» при одном работающем ЭГПА
Напряжение питания электродвигателя при проведении измерений (рис. 5) изменялось от 10,37 кВ до 10,91 кВ. В интервале наблюдения напряжение удовлетворяет требованиям Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей [5], однако, как уже отмечалось выше, при этих значениях напряжения питающей сети необходимо контролировать полную мощность электродвигателя и температуру обмоток статора. Повышение напряжения питания сверх 110 % от номинального недопустимо. Иначе, вследствие насыщения стали, даже незначительный подъем напряжения выше допустимого приводит к возрастанию магнитной индукции, резкому (в несколько раз) увеличению потоков рассеяния и появлению в ребрах корпуса СД и в других конструктивных элементах очень больших паразитных токов, вызывающих дополнительный нагрев. При снижении напряжения ниже 10 кВ увеличивается ток статора и возрастает нагрев обмоток.
Частичные разряды в изоляции. Одним из существенных факторов ускоренного разрушения изоляции под воздействием электрических полей является возникновение частичных разрядов (ЧР) во внутренних полостях и по поверхности изоляции. В соответствии с [4] был проведен контроль изоляции обмотки статоров боле 80 ЭГПА с использованием метода измерения частичных разрядов при подаче переменного напряжения от постороннего источника. Метод позволяет выявлять наличие скрытых дефектов во внутренних полостях изоляции, критические разряды в пазовой части изоляции, скользящие разряды в лобовых частях обмотки. По результатам диагностики установлено, что практически все электродвигатели имеют наличие ЧР различной интенсивности и амплитуды. На некоторых ЭГПА наблюдаются следы активности ЧР в лобовых частях обмотки в виде налета белого порошка соединений азота.
На рис. 6,а приведена амплитудно-
фазовая диаграмма распределения ЧР фазы А обмотки статора ЭГПА 3 КЦ «Ямбург-Елец-1» КС «Починковская». На диаграмме зафиксировано большое количество частичных разрядов низкой амплитуды в диапазоне от 00 до 360 0, что свидетельствует о сильном загрязнении лобовых частей обмотки масляно-графитовой смесью.
На рис. 6,б приведена диаграмма ЧР фазы С ЭГПА 7 КЦ «Ямбург-Елец-1» КС «Починковская», на которой видно большое количество ЧР, возникающих до достижения максимума амплитуды испытательного напряжения, подаваемого на обмотку. ЧР имеют большую амплитуду (до 3000 пКл) и интенсивность 36,2 Рй! (пКл*В/с,). В этом случае обмотка имеет дефекты в пазовой части изоляции и возможен ее пробой. На рис. 6,в приведен пример диаграммы ЧР фазы В ЭГПА 2 КЦ «Ямбург-
Елец-2» КС «Починковская» при отсутствии признаков значительных дефектов изоляции. Все диаграммы получены при измерении прибором контроля частичных разрядов в изоляции типа Р-400.
О 60 1 20 1 80 240 300 36і
Фаза
| РРІ , пКл*В/с = 2,3 ~
а)
О 60 1 20 1 80 240 300 36І
Фаза
| РРІ , пКл*В/с = 36.2
б)
□ 60 1 20 1 80 240 300 36І
Фаза
| РРІ . п Кл*В/с = О.Э |
в)
Рис. 6. Диаграммы фазового распределения ЧР: а - фаза А обмотки статора ЭГПА 3 КЦ «Ямбург-Елец-1» КС «Починковская»; б - фаза С обмотки статора ЭГПА 7 КЦ «Ямбург-Елец-1» КС Починковская; в - фаза В обмотки статора ЭГПА 2 КЦ «Ямбург-Елец-2» КС «Починковская»
Для определения величин перенапряжений, возникающих в обмотке, быстродействующим аварийным регистратором событий (БАРС) были проведены замеры фазных напряжений и токов при пуске, останове и нормальном режиме работы СД. Результаты измерений приведены на рис. 7.
а)
Начало регистрации 10 06 2006г в 3:50: 1 1 389 047Длительность регистрации Ю 5СОс
б)
напряжении Фаза в 3
Ток ток В 3
в)
Рис. 7. Осциллограммы переходных режимов работы электродвигателей: а - пуск ЭГПА 6 КЦ «Ямбург-Елец-2» КС «Починков-ская»; б - останов ЭГПА 5 КЦ «Ямбург-Елец-2» КС «Починковская»; в - ЭГПА 3 КЦ «Ямбург-Елец-2» КС «Починковская» в нормальном режиме работы (зафиксированное увеличение напряжения питания)
На рис. 7,а приведена осциллограмма пуска ЭГПА 6 КЦ «Ямбург-Елец-2» КС «Почин-ковская». Амплитуда напряжения во всех трех фазах в первый момент после пуска составляла 7,5 кВ (действующее значение 5,2 кВ), наибольшая амплитуда пускового тока составила 8 998 А (действующее значение 6 248 А). На рис. 7,б при останове ЭГПА 5 КЦ «Ямбург-Елец-2» КС «По-чинковская» зафиксировано увеличение амплитуды фазного напряжения с 9,1 кВ (действующее значение 6,3 кВ) до 9 кВ (действующее значение 6,7 кВ) в течение 51,87 мс.
На рис. 7,в зафиксировано увеличение амплитуды фазного напряжения по фазе В на ЭГПА 3 КЦ «Ямбург-Елец-2» КС «Починковская» с 9,6 кВ (действующее значение 6,7 кВ) до величины 17 кВ (действующее значение 11,8 кВ). Фактическая величина амплитуды фазного напряжения по фазе В была еще выше, однако сработали ограничители напряжения по входным каналам БАРС. Запись осциллограммы велась в автоматическом режиме в течение 10,56 с. Питание данного компрессорного цеха осуществляется от сети 10 кВ с использованием частичного заземления нейтрали через низкоомный резистор (150 Ом), в связи с чем возникновение феррорезонансных явлений в трансформаторах напряжения можно исключить. Для определения причин такого рода явлений необходимо проводить дополнительные исследования режимов работы СД и питающей их сети.
Перенапряжения при коммутациях и режимных возмущениях питающей сети. Наибольшие уровни перенапряжений на изоляции СД могут возникать:
- при грозовых перенапряжениях;
- дуговых однофазных замыканиях на землю в сети с изолированной нейтралью;
- включении электродвигателя при пуске;
- отключении электродвигателя в нормальных и аварийных режимах.
В результате анализа схем электроснабжения и теоретических расчетов [7] определены параметры перенапряжений, возникающих в различных переходных режимах работы электродвигателей электроприводных КС «Сеченовская».
На рис. 8 приведены результаты моделирования процесса возникновения перенапряжений [6], имеющих наибольшую кратность, полученные с помощью компьютерной программы ЫРАБТ.
Таким образом, уровень перенапряжений, воздействующих на изоляцию СД, может достигать 4,5 о.е..
Механические нагрузки. В процессе эксплуатации на изоляцию обмотки статора в стационарных и переходных режимах действуют механические нагрузки различного происхождения: электродинамические, вибрационные и термомеханические.
к-к|!
17 -----------
I _________(Л
2.6 напряжение на лвиїаіеле фата «Ь»
—і____________і
1 : , Г,
напряжение на двнгоісле флтл «с»
а)
иа\. кВ 2.5^ ......
—• 1.0
- 1
напряжение в м юте помреж лет я на фазе «а» (не врежденноенрмс оелинение с эле ктрол в и гатс л с м)
»а2- кВ
1.0 —■ 11
- '
напряа сние на фазе «аі > (неповреждені ое присоединс» не С ХІСКТрОЛВІІ ІІТСЛСЧ)
ии, кВ 4.0'
— 1
капряя - 2,6Ч сенис на фате «Ь » (неповрежден юс присоедине не с электрода» гателем) |
«.V > КВ 2.3 1
1.8
напряжение на нейтрали
в)
Рис. 8. Результаты компьютерного моделирования перенапряжений на обмотках СД: а - пуск электродвигателя СТД-12500-2 при неодновременном замыкании контактов в фазах выключателя (максимальная кратность перенапряжения 2,7 о.е.); б - дуговое однофазное замыкание на землю в сети с электродвигателями СТД-12500-2, подключенными через реакторы (максимальная кратность перенапряжения 4,0 о.е.); в - отключение выпавшего из синхронизма электродвигателя СТД-12500 (максимальная кратность перенапряжения 4,5 о.е.)
В установившихся режимах работы вит-ковая и корпусная изоляция обмоток подвергается действию относительно незначительных электродинамических усилий [7]. Удельное усилие на единицу длины стержня, находящегося в пазу, может быть определено по формуле, кг/см ,
8 12
Р = 6,4 • 10-8 —,
ьп
где Р - усилие на 1 см длины проводника, кг; Ьп -ширина паза, см; I - мгновенное значение силы тока в стержне, А.
Предельные значения удельных амплитудных электродинамических давлений не превышают 1 кг/см2. Значительно более высоких значений достигают усилия, действующие на обмотку в переходных режимах и, в частности, при реакторном пуске электродвигателя. С учетом проведенных замеров пусковых токов значение предельного электродинамического давления на изоляцию у дна паза составляет 25 кг/см2.
Наряду с усилиями, действующими на стержни обмотки в радиальном направлении и вызывающими их спрессовку, в пазовой части действуют также тангенциальные пульсирующие усилия, прижимающие стержни к стенке паза. Величина этих усилий может быть подсчитана по формуле, кг/см2,
Р = 1,02 • Н • и • 10-7,
где Р - усилие на 1 см длины стержня, кг; Н -радиальная магнитная индукция в пазу, гс; I -амплитудное значение силы тока в стержне, А.
Для электродвигателей СТД-12500-2 величина радиального удельного усилия на 1 м длины стержня не превышает 1,5 кг.
Заключение
По результатам проведенного анализа статистических данных, в настоящее время средняя аварийность электродвигателей ГПА из-за повреждений обмоток статора составляет 2,7 ед/год
На ЭГПА отсутствуют системы контроля, позволяющие обслуживающему персоналу проводить сбор, обработку и комплексный оперативный анализ режима работы электродвигателя.
В процессе эксплуатации электродвигатели периодически работают с превышением допустимых параметров, что приводит к ускоренному старению изоляции и выходу из строя статоров.
Повышение надежности работы электродвигателей необходимо осуществлять по нескольким направлениям:
- улучшение эффективности систем охлаждения;
- поддержание заданного напряжения на секциях шин 10 кВ с использованием РПН питающих трансформаторов и перевод АРВ систем возбуждения СД на закон регулирования по поддержанию напряжения на секциях шин 10 кВ;
- внедрение мероприятий по ограничению коммутационных перенапряжений на изоляцию СД;
- внедрение систем частотного пуска
ЭГПА.
Для увеличения ресурса электродвигателей ЭГПА, повышения их энергоэффективности и снижения затрат на ремонтные работы необходимы разработка и внедрение систем оперативной параметрической он-лайн диагностики и прогнозирования технического состояния.
Список литературы
1. Бабичев С.А., Папков Б.В. Надежность
приводных электродвигателей газоперекачивающих агрегатов: Тр. XVII Всерос. конф. «Неразрушающий
контроль и техническая диагностика». - Н. Новгород, 2007. -С. 495-496.
2. ГОСТ 8865-93 (МЭК 85-84). Системы электрической изоляции. Оценка нагревостойкости и классификация.
3. Двигатели синхронные трехфазные СТД / Техническое описание и инструкция по эксплуатации ОВЖ.412.041 ТО. - Лысьва.
4. Методика по техническому диагностированию электропривода газоперекачивающих агрегатов организаций ОАО «Газпром» / Диагностика энергетического оборудования: Информационный сб. № 4. - М., 2004. -С. 62-92.
5. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
6. Отчет по исследовательской работе «Ограничение перенапряжений и изменение режима заземления нейтрали в электрических сетях КС “Сеченовская”». -СПб.: АЦИА , 2003.
7. Условия работы изоляции обмоток крупных электрических машин и предъявляемые к ней требования. -М.: Отд-е ВНИИЭМ Информэлектро, 1972.
Бабичев Сергей Александрович,
ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», ведущий инженер отдела главного энергетика,
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, аспирант,
телефоны: (831) 4-311-294, 8-910-398-40-33, e-mail: [email protected]