Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Каждый инновационный проект должен пройти цикл «наука-производство-потребление». Вероятность получения положительных результатов в зависимости от вида и характера инновационных исследований колеблется от 5 до 95 %.
Реализация инновационного проекта - процесс по созданию и выведению на рынок какого-либо инновационного продукта. Следует учесть существующую практику отбора бизнес-проектов международными сетями бизнес-ангелов (частных инвесторов): из 30 000 бизнес проектов инвестируется в 12-24 проектов.
В отечественной практике реализации инновационных проектов и программ имеет ряд сложностей, обусловленных как инфраструктурными проблемами, так и некоторой инертностью среды, рыночной невосприимчивостью и недостатком финансовых и иных видов ресурсов. Данные обстоятельства делают
все более актуальным вопрос исследования и развития методов управления инновационными проектами и программами с учетом реалий российской экономической среды.
Библиографические ссылки
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Москва: Академия, 1999
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / пер. с англ. М. : Прогресс, 1982. 455 с.
© Батраева И. М., 2012
УДК 669.713.7
Н. В. Буравлев, Ю. А. Корюкина Научный руководитель - М. А. Волкова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
КОМПЛЕКСНЫЕ УСЛУГИ, ОБЗОР ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА «ОДНОГО ОКНА», МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ
ПРИНЦИПА «ОДНОГО ОКНА»
Государство будущего - это государство «одного окна». Принцип «одного окна» является основой государственного управления, ориентированного на граждан. Каждое правительство обязано предоставить гражданам и предприятиям свободу выбора канала для двухстороннего взаимодействия и транзакций по принципу «одного окна» в соответствии с их предпочтениями, возможностями и нуждами. Помимо доступа к государственным услугам посредством Интернет, в ряде стран успешно используются такие каналы, как многофункциональные центры обслуживания населения, автоматизированные киоски, центры телефонного обслуживания, мобильные порталы («мобильное правительство»), телевизионные порталы («т-правительство»).
Зарубежный опыт очень важен для России, поскольку является более успешным в сфере создания и развития государств «одного окна». А так как все больше филиалов МФЦ открываются и в других муниципальных образованиях края, то необходимо делать упор на качестве предоставляемых услуг. Для территорий с низкой плотностью населения министерством рассматривается возможность создания «мобильных» МФЦ, а в качестве дополнительных точек доступа - электронные киоски.
В настоящее время в Красноярском крае создано уже 7 филиалов МФЦ, которые работают в режиме «одной двери», то есть в одном месте собраны специалисты всех ведомств - участников, предоставляющих в общей сложности 140 государственных и муниципальных услуг населению [1]. Прежде, чтобы получить эти услуги, граждане вынуждены были обходить инстанции, расположенные в разных концах города. Сегодня все они находятся в одном месте, в просторных, оснащенных справочными терминалами и системами электронной очереди залах. К тому же здесь имеются отделения банков, нотариусы, платежные терминалы и банкоматы, оборудован сектор ожидания, а воздух в помещениях кондиционируется.
Самыми востребованными являются услуги по государственной регистрации объектов недвижимости и сделок с ним. В соответствии с регламентом, на работу с каждым клиентом отводится определенное количество времени [3]. В среднем, МФЦ может обслуживать около 2 тысяч посетителей в день, число операторов ограничено ведомственным штатным расписанием. На этом фоне возникают очереди, людям приходится занимать места в них задолго до начала работы центра. Технические, в сущности, проблемы вызывают недовольство потребителей. Преодолеть их можно, снизив поток посетителей за счет перевода МФЦ в режим «одного окна» и оказания услуг через Интернет.
Принцип «единого окна» предполагает, что заявитель единожды подает заявку в центр, а МФЦ обеспечивает цепочку услуг, в которой необходимо участие различных ведомств разных уровней власти. При этом документы принимают не ведомственные, а универсальные специалисты. Во второй раз заявитель приходит в МФЦ, чтобы получить запрошенные документы. Это и есть результат предоставления услуги. Таким образом, нагрузка на гражданина, его издержки (временные, финансовые) по сбору различных доку-
Секция «Современнее технологии социального и проектного управления»
ментов снизятся в разы. Значительно уменьшится пакет документов, который нужно будет собрать заявителю. Одновременно уменьшатся и очереди в различных органах власти. По мнению автора статьи, это идеальная модель предоставления услуг, к которой надо стремиться и для улучшения работы МФЦ необходимо обобщить опыт других регионов и создать наиболее оптимальную модель работы центра, основанную на тесном взаимодействии всех участников МФЦ. Человек должен обратиться в одно окно, предъявив минимум документов, и через определенное время получить требуемые справки. Все нужные сведения - от ИНН до перечня собственности гражданина имеются в базах ведомств и люди не должны ходить от окна к окну, дублировать данные. Значит, необходимо наладить межведомственный обмен, либо открыть доступ к базам данных. Но сделать это можно лишь на федеральном уровне.
Переход к функционированию по принципу «единого окна» сегодня затруднен, поскольку требует участия различных ведомств разных уровней власти. Автор статьи считает, что там, где задача касается взаимодействия региональных и муниципальных органов власти, проблема корректировки регламентов рассмотрения документов вполне может быть решена, и принцип «одного окна» на определенном этапе может быть реализован. Однако наибольшую обеспокоенность вызывает организация взаимодействия с федеральными структурами. Разработанные в каждой из них регламенты приема документов, хранения данных и предоставления информации не согласуются между собой, препятствуют организации эффективной совместной работы. Все это фактически не позволяет МФЦ работать в оптимальном режиме и практически реализовать положения ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», запрещающего чиновникам требовать с заявителя те документы, справки и согласования, которые можно получить в органах власти любого уровня без его участия.
В целом же, деятельность центра вполне может служить инструментом повышения правовой и компьютерной грамотности населения, что станет особенно актуальным на новом этапе предоставления
государственных услуг населению в удаленном доступе. Для этого, по мнению автора статьи, необходимо сделать следующий шаг - внедрить в оборот электронную цифровую подпись, универсальную электронную карту физического лица и другие средства идентификации, обеспечить функционирование региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Препятствием на пути к этому являются многочисленные действующие внутренние положения, инструкции и регламенты работы органов власти, ориентированные только на бумажные носители. Это ограничивает возможность принятия решений на основании электронных документов, использование документов в электронной форме во взаимодействии с органами власти. Преодолеть преграду помогут требования к системе электронного взаимодействия, утвержденные на федеральном уровне в конце 2010 года. От того, как скоро будет проделана эта работа, будет зависеть и степень доступности государственных и муниципальных услуг через специализированный единый Интернет-портал, и как следствие повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг населению.
Библиографические ссылки
1. Краевое государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». URL: http://24mfc.ru.
2. О создании краевого государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» : Распоряжение от 29 декабря 2009 г. № 1125-р.
3. О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления : Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 № 797.
© Буравлев Н. В., Корюкина Ю. А., 2012
УДК 669.713.7
Д. В. Гринева Научный руководитель - П. С. Зеленский Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИНКУБАТОР ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ (СИСТЕМА «4И») -СИСТЕМА СБОРА И ОБРАБОТКИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Рассмотрена система «4И», ее эффекты внедрения на предприятии.
На сегодняшний день общепризнано, что человеческие ресурсы оказывают наибольшее влияние на деятельность организации. Стабильное развитие и конкурентоспособность современной компании в огромной степени зависит от использования новых идей и разработок в производстве продукции и услуг. Актуальной явля-
ется проблема эффективного внедрения новых идей на предприятии, так как на практике знания и опыт сотрудников используют лишь в рамках прямых должностных обязанностей. Знания и опыт сотрудников, выходящие за рамки должностных инструкций, остаются невостребованными или используются не в полной мере.