могла быть устранена автоматически, самим рыночным механизмом, вследствие "давления" предложения труда на зарплату вниз до равновесия. Другими словами, с позиции экономической теории сама безработица способна снижать уровень зарплаты и повышать занятость.
Из классической концепции вытекает однозначный ответ о роли государства в экономике. Если рынок обладает регуляторами, способными обеспечить автоматическое использование имеющихся ресурсов, то вмешательство государства является излишним. Именно в классической теории был сформулирован принцип невмешательства государства в экономику вообще и в сферу рынка труда, в частности.
Литература:
1. Основные направления действий на рынке труда Российской Федерации на 2011 - 2015 гг.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/docs/doc_ projects/554.
2. Павленков В. А. Рынок труда. Занятость. Безработица / В. А. Павленков. - М. Кнорус, 2009. 282 с.
3. Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование: учеб. пособие / Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
4. Павленков В. А Рынок труда; Занятость; Безработица: учеб. изд. - М.: Изд. - во МГУ, 2004. - 368
с.
КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ
Лайпанов Шамиль Артурович
магистрант 3 курса ФЭУ Научный руководитель: Бадахова Ирина Тельмановна
кандидат исторических наук, доцент Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия
Аннотация. Статья посвящена исследованию устойчивого социально -экономического развития муниципальных образовании и решению социальных проблем граждан.
Annotation. The article is devoted to the study of sustainable socio-economic development of municipalities and solving social problems of citizens.
Ключевые слова: муниципальное образование, социальные проблемы, устойчивое развитие.
Keywords: municipal formation, social problems, sustainable development.
Важнейшими факторами сохранения муниципальных образований являются перспективное, устойчивое социально-экономическое развитие и решение социальных проблем граждан.
Особое значение в управлении муниципальными образованиями уделяется развитию социальной сферы, на которой основаны и реализуются условия для воспроизводства населения образования, в первую очередь, это удовлетворение потребностей граждан [3].
Необходимо отметить, что управление социально-экономическим развитием муниципального образования - это управление согласованными между собой программами развития и функционирования сфер жизнедеятельности общества муниципального образования, которые согласованны как по срокам, так и по ресурсам в соответствии с расставленными населением приоритетами, а также исполняющимися на базе договоров, региональных программ развития и федеральных законов.
Также следует отметить, что если в муниципальном образовании будет отсутствовать упор на рыночный механизм, то возникнет ситуация при которой будет происходить деградация человеческих возможностей и имеющегося потенциала, что в результате приведет к затормаживанию социально -экономического развития в целом.
Но прежде чем рассматривать комплексное социально-экономическое развитие, важно определиться с полномочиями, функциями и компетенцией органов местного самоуправления в данной области. Права, обязанности и компетенции местного самоуправления основаны на действующем законодательстве, сложившихся в обществе традициях, а также инициативе органов местного самоуправления. Важно разграничить предметы ведения и определить полномочия местного самоуправления. К предметам ведения органов местного самоуправления относится благоустройство территории, а именно планировка территории, обустройство и строительство зданий общественного и частного пользования, эксплуатация и ведение жилищного фонда, озеленение территорий. Для того чтобы органы местного самоуправления могли реализовывать возложенные на них обязанности, необходимо, чтобы они имели следующие права
[4]:
- право на распоряжение муниципальным имуществом, а именно определение списка неотчуждаемых объектов собственности и арендной платы по отношению к муниципальной собственности:
- право на распоряжение финансами муниципального образования, а также функционирования налогообложения на данной территории;
- право юридического лица, которое предусматривает выступать истцом или ответчиком в суде, подписывать контракты и заключать договоры, отчуждать или приобретать имущество;
- право на управление предприятиями и организациями, которые находятся в собственности муниципалитета;
- право на принуждение, которое осуществляется на базе организации деятельности полиции, в частности для санитарной, экологической и общественной безопасности;
- право на формирование цен на услуги и товары, произведенные муниципальными предприятиями и организациями.
Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования выполняет определенные управленческие функции. Реализация функций управления осуществляется:
- специалистами, которые объединены в органы управления;
- системой комплексных методов управления;
- связями между объектами управления и внешней средой, органами управления;
- техническим оборудованием (организационная техника) и необходимым документооборотом;
- гражданами соответствующего муниципального образования.
Основными элементами системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования являются:
- органы местного самоуправления;
- граждане муниципального образования;
- органы государственной власти и субъекта Российской Федерации;
- подсистема взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти и субъектами Российской Федерации, а также с местным сообществом;
- информационное обеспечение, необходимое для осуществления процесса управления муниципальным образованием.
Социально-экономическое развитие муниципальных образований как подсистема занимает особое место в системе управления, так как входит в социально-экономическую систему страны. Данная подсистема организуется органами местного самоуправления на базе финансирования, осуществляемого на региональном уровне. Органы местного самоуправления подчиняются и зависят от вышестоящего уровня, потому что входят в систему государственного регионального управления [1].
Следует отметить, что сельские и городские поселения, административные районы, городские округа, относятся к системе местного самоуправления и являются на законодательном уровне самостоятельными, то есть не зависят от государственного уровня управления. Однако, развиваются и финансируются муниципальные образования при помощи региональных органов власти, то есть можно сделать вывод о том, что органы местного самоуправления формально зависят региональной власти.
Управление муниципальными образованиями предусматривает некоторые особенности и свойственные исключительно им особенности развития. Выделим особенности муниципального уровня управления и сформулируем основные функции местного самоуправления:
- управление муниципальным образованием возможно лишь в том случае, если распределены все предметы его ведения;
- органы местного самоуправления - это подзаконная власть, действующая на основе законов, которые регулирует и принимает федеральная региональная власть;
- муниципалитеты должны иметь собственные ресурсы, а именно бюджет и муниципальную собственность, для осуществления деятельности в соответствии с предметами ведения муниципальных образований.
Данные особенности позволяют выявить основные характеристики местного самоуправления, которое является управляемой, и тот же момент, управляющей подсистемой. Определив компетенцию органов местного самоуправления, рассмотрим непосредственно вопрос социально-экономического развития муниципальных образований.
Социально-экономическое развитие муниципальных образований должно осуществляться комплексно. Реализацию стратегии, разработанной муниципальным образованием, необходимо осуществлять, ориентируясь на собственные ресурсы , благодаря которым, можно разработать и реализовать успешные социально-экономические программы, обеспечивающие приток финансов в бюджет муниципального образования.
Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований относится к полномочиям органов местного самоуправления и регулируется на основе Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].
Акцент следует делать на непрерывном отслеживании качества жизни граждан, потому что повышение данного показателя является важнейшей, ключевой задачей социально-экономического развития. Исходя из этого основой для исследования и анализа экономического состояния является расчет значения показателя качества жизни населения муниципального образования, а также выявление динамики, при осуществлении социальных программ и стратегии развития, для оценки результатов влияния на уровень благосостояния населения. Подсчет всех необходимых показателей позволит
скорректировать своевременно управление социально-экономическим развитием, путем принятия необходимых решений.
Для устойчивого социально-экономического развития муниципального образования необходимо своевременное выявление конкурентных преимуществ территории, анализ возможностей, угроз, а также анализ сильных и слабых сторон, которые являются важными компонентами при определении дальнейшей стратегии развития.
Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования представляет собой управляемый процесс, при котором происходят изменения во всех сферах жизни муниципального образования. Оно направлено на организацию и достижение высокого уровня развития экономической и социальной сфер на территории муниципального образования, с минимальным ущербом для природных ресурсов и экологии и максимальным уровнем удовлетворения потребностей граждан муниципального образования, а также государственных интересов в целом.
Необходимо отметить, что комплексное социально-экономическое развитие согласовано по ресурсам и срокам, принятым к исполнению на базе законов и договоров федеральных и региональных программ развития. Для комплексного социально-экономического развития необходимо выполнять следующие действия:
- обеспечивать организацию муниципальных заказов;
- согласовывать формы участия организаций в успешном развитии муниципальных образований;
- обеспечивать реализацию местных целевых и программ и стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
- заключать договоры.
Главной особенностью управления процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования является то, что периоды планирования и корректировки планов развития должны быть согласованы по срокам, с характерными циклами жизни муниципалитета. К ним относятся принятие бюджета муниципального образования, а также срок полномочий органов местного самоуправления [1].
Структура концепции комплексного развития функционирует за счет целей и задач социально -экономического развития муниципального образования, и включает в себя следующие основные разделы:
1) начальная оценка исходной социально-экономической ситуации, сложившейся в муниципальном образовании;
2) приоритетные направления и стратегические цели социально-экономического развития муниципального образования
3) реализация направлений стратегических целей;
4) программы и подпрограммы развития;
5) механизм реализации стратегии, программы развития муниципального образования.
На начальном этапе оценки исходной ситуации исследуются данные социально-экономическом уровне развития не только соответствующего муниципального образования, но и страны и региона в целом. Также определяется роль и место конкретного муниципального образования в регионе и стране.
При определении приоритетных направлений стратегических целей рассматриваются стратегические пути возможного развития. На данном этапе необходимо выбрать, либо сохранение, имеющегося направления развития, то есть инерционную стратегию, либо разработать новую инновационную стратегию с изменение приоритетов и перестройкой всей экономики муниципального образования. На практике обычно реализуется совокупность обеих стратегий. Данный этап является самым важным в разработке стратегии концепции комплексного социально-экономического развития, так как он определяется все последующие решения. Реализация направлений развития стратегических целей состоит их подразделов:
- преобразование промышленного потенциала муниципального образования;
- формирование и функционирование инфраструктурных элементов рыночной экономики муниципального образования;
- социальная, экологическая и кадровая политика, реализуемая на территории муниципального образования;
- благоустройство территории;
- усовершенствование деятельности органов муниципальной власти.
При определении программ и подпрограмм органами местного самоуправления принимаются некоторые программные документы, в частности генеральные планы, планы за строй и планировки отдельных населенных пунктов, а также программы приватизации на территории муниципального образования.
Механизм реализации стратегии и программ социально - экономического развития муниципального образования предусматривает определение форм государственной и муниципальной поддержки при реализации планируемой стратегии развития, а также источники для ее финансирования.
Литература:
1. Барамзин, С.В. Методика оценки социально-экономического развития сельских поселений / С.В. Барамзин //Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - №9.- С.38-47.
2. Бондаренко, Е.Ю. Региональная стратегия частно-государственного партнерства: мировой опыт и российская практика: монография / Е.Ю. Бондаренко. - Москва: Научная книга, 2008. - 203 с.
3. Ворошилов, Н.В. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз / Н.В. Ворошилов, Е.С. Губанова// Оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований Вологодской области. - 2012.- №6.- С. 8-15.
4. Мокрый, B.C. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления/ В.С. Мокрый // Государственная власть и местное самоуправление. -2014. - № 4. - С. 14-17.
5. Шугрина, Е.С. Муниципальное право: учеб. пособие/ Е.С. Шугрина. - Москва.: Дело, 2011. - 496
с.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Лайпанов Шамиль Артурович
магистрант 3 курса ФЭУ Научный руководитель: Бадахова Ирина Тельмановна
кандидат исторических наук, доцент Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия
Аннотация. Данная статья посвящена оценке эффективности управления социально-экономическим развитием который является важнейшим условием совершенствования инструментов и механизмов воздействия местных органов власти на изменения, которые происходят в локальной системе развития, в частности в местном сообществе.
Annotation. This article is devoted to evaluating the effectiveness of socio-economic development management, which is an important condition for improving the tools and mechanisms of local authorities ' influence on changes that occur in the local development system, in particular in the local community.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, муниципальное образование, качество жизни. Keywords: socio-economic development, municipal education, quality of life.
С одной стороны, все существующие на данный момент методики оценки направлены на исследование, оценку и анализ уровня социально-экономического развития, а с другой, на анализ процесса разработки и реализации стратегических планов, проектов, программ развития муниципальных образований.
В современные методики оценки уровня социально-экономического развития эффективны и имеют ряд значительных достоинств. Но можно выделить и существенные недостатки. К ним относятся недостаточное внимание, которое уделяется оценке управленческого воздействия на степень развития, а также ошибочная оценка значимости социальных, экономических и экологических факторов, оказывающих влияние на развитие муниципальных образований [3].
Важным показателем эффективности социально-экономического развития муниципального образования является качество жизни. Данный показатель определяет удовлетворенность населения, имеющимися духовными и материальными благами, обеспеченность, продолжительность и комфортность жизни, удобство жизненных условий, то есть характеризует - насколько хорошо живется населению. Система интегральных показателей, входящих в понятие «качество жизни населения», рассмотрена в таблице 1.
Таблица 1
СИСТЕМА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ВХОДЯЩИХ В ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО
ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ»
№ п\п Показатель Интегральные понятия, определяющие данный показатель
1. Благосостояние доходы, финансовая обеспеченность;
2. Образование уровень образованности: дошкольное, общее среднее, среднее и высшее, специальное, развитие способностей одаренных граждан, повышение квалификации, общая образовательная программа для населения;
3. Жилищные условия качество жилых помещений, обеспеченность граждан жильем, инфраструктура на территории жилого фонда;