DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-43 УДК 304.444
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Санникова А.И., Коробкова В.В.
В статье раскрываются теоретические вопросы комплексного сопровождения детей и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Комплексность понимается как единство научных подходов в трактовке терминов, в согласовании критериев и выступает необходимым принципом организации исследования проблемы, а также специфики осуществления социально-педагогической деятельности в данном направлении. Учитываются следующие аспекты при разработке технологий комплексного сопровождения: во-первых, сущностное понимание процесса социализации; во-вторых, двусторонний характер социализации как единство адаптации и самореализации; в-третьих, логика возрастного и ситуационно-проблемного подходов.
В качестве методологических оснований в статье раскрываются: личностно ориентированный подход, а также проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения.
В основу моделирования процессов комплексного сопровождения детей и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации положена «возрастно-нормативная модель социализации», ключевая схема которой включает диагностику, прогностику, коррекцию.
Ключевые слова: комплексное сопровождение, социализация, социально-педагогическая деятельность, теоретико-методологические основы.
COMPREHENSIVE SUPPORT FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE FACING A DIFFICULT LIFE SITUATION: THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT OF THE STUDY
Sannikova A.I., Korobkova V.V.
The article focuses on the theoretical issues of comprehensive support for children and young people facing a difficult situation. The comprehensiveness implies the unity of scientific approaches in the interpretation of terms and matching the criteria. It also serves as a crucial principle for organizing a study of the problem , as well as the features of performing social and educational activity in this area. The following aspects are taken into account when elaborating the methods of comprehensive support: the essential understanding of the socialization process; the dualistic nature of socialization as the unity of adaptation and self-actualization; and the logic of the age and situation-problem approaches.
The personality oriented approach and the project-oriented approach to the organization of psychological, medical and social support are discussed as the methodological grounds in this article.
The simulation of comprehensive support of children and young people facing a difficult situation is based on the "age-normative model of socialization"; its key scheme includes diagnostics, prognosis, and correction.
Keywords: comprehensive support, socialization, social and educational activities, theoretical and methodological foundations.
Исследование проблемы комплексного сопровождения детей и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, лежит в более широком проблемном поле социализации подрастающего поколения и предполагает поиск ответов на такие вопросы, как: Кого и зачем сопровождать? Какое содержание вкладывать в понятие «сопровождение»? Какие технологии использовать и что считать позитивным результатом сопровождения?
«Проблемное поле» исследования вопросов социализации охватывает совокупность теоретико-методологических и практических задач, решение которых направлено на устранение противоречий между должным и сущим, между идеальным (целесообразным) и реально существующим в социальной практике.
Эти задачи, как правило, связаны с трудностями, отклонениями, «сбоями» в процессе социализации и социальном функционировании индивидов или групп, а также с неоднозначным влиянием на этот процесс различных факторов и обстоятельств.
Ведущими тенденциями современных социальных, психологических, педагогических исследований являются дифференциация направлений научного поиска, интегративный характер в теоретическом построении научных исследований, проблемная ориентированность в организации практических разработок.
Обращаясь к теоретическим основаниям исследования проблемы комплексного сопровождения детей и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, следует отметить, что содержанием сопровождения выступает именно социально-педагогическая деятельность. Однако базируется она не только на психолого-педагогических основах, но и на социологических, культурологических, медицинских, юридических основаниях. Такой подход, с одной стороны, вытекает из самой постановки вопроса и значительно углубляет наши представления о сущности человека в социуме, о способах
решения его проблем и путях оказания помощи в проблемных ситуациях. А с другой, комплексность, понимаемая как единство научных подходов в трактовке терминов, в согласовании критериев выступает в данном случае необходимым принципом организации исследования проблемы и специфики осуществления социально-педагогической деятельности в данном направлении.
Современные исследования социально-педагогической деятельности в рамках комплексного сопровождения в научном плане развиваются в трех взаимосвязанных направлениях: как разработка педагогических оснований социальной работы (социальной помощи, социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты), как изучение воспитательных возможностей среды, как теоретическое обоснование задач социального воспитания.
Следует констатировать, что «проблемное поле» исследования сущности социально-педагогической деятельности за последние два десятилетия существенно расширилось «по вертикали», включая вопросы социализации людей всех возрастов: детей, молодежи, зрелых и пожилых людей.
«Проблемное поле» исследований стало также весьма неоднородным и «по горизонтали». В его «орбиту» попали различные социальные группы: работающая и учащаяся молодежь; родители и дети из семей разного социального и экономического статуса, реализующие разные стили детско-родительских отношений; семьи, представляющие собой различные варианты семейного благополучия и неблагополучия; молодежные организации и объединения, создающиеся по самым разным основаниям.
В современных исследованиях направленности и содержания социально-педагогической деятельности анализируются факторы риска, которые превращают человека в «жертву» неблагополучных условий социализации (неблагополучие в семье, неблагоприятный социально-психологический климат в образовательном учреждении, социальные патологии, ограниченные
возможности здоровья, отсутствие родительского попечения т.п.). Исследователи отмечают также появление относительно новых факторов риска, таких как активизация криминальных, экстремальных, квазирелигиозных сообществ. Фиксируется появление социально ценных увлечений, которые приобретают характер зависимостей (игровая зависимость, компьютерная, интернет зависимость).
Расширение проблемного исследовательского поля социально-педагогической деятельности выражается и в том, что оно вышло далеко за рамки только образовательно-воспитательных учреждений (детский сад, школа, училище, вуз) в более широкую социальную среду. При этом исследованиях социальной среды активно дифференцируются, конкретизируются ее признаки (городской и сельский социум, воспитательная и образовательная среда, социокультурная, полиэтническая, семейная, среда в детском общественном объединении). В числе задач социально-педагогической деятельности формулируются: гуманизация социума, оздоровление социальной среды, усиление ее воспитательного и развивающего потенциала.
Таким образом, разнообразие и острота проблем социализации молодежи, а также расширение круга явлений, обоснованно относимых к числу «факторов риска», обусловливают необходимость исследования содержания и моделей социально-педагогической деятельности, обеспечивающих комплексное сопровождение процесса социального взросления подрастающего поколения. При этом важным условием эффективности научного поиска нам представляется единство теоретико-методологических подходов. Это, во-первых, обеспечит вариативность как соотношение общего и особенного в проектировании различных моделей сопровождения отдельных групп и категорий детей и молодежи (относящихся к группе норма, имеющих девиантное и делинквентное поведение, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья и др.).
Во-вторых, будет способствовать поиску путей решения таких задач, как оздоровление социальной среды, усиление и реализация ее социально-педагогического потенциала, совершенствование механизмов социализации, разработку и апробацию путей повышение уровня социализированности детей и молодежи.
И, в-третьих, позволит уделить особое внимание вопросам взаимодействия специалистов в рамках комплексного сопровождения процесса социализации молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, при разработке адресного содержание и конкретных методов организации социально-педагогической деятельности.
В настоящее время существует, по крайней мере, три наиболее распространенных подхода к трактовке содержания социально-педагогической деятельности специалистов. Первый подход заключается в определении ее как помощи, необходимой молодым людям в острых, социально опасных ситуациях.
Второй подход состоит в трактовке ее как педагогической поддержки, направленной на содействие в решении личностных проблем молодых людей с учетом возрастных особенностей развития.
И, наконец, третий подход, представляет собой понимание социально-педагогической деятельности как социально-педагогического сопровождения процесса социализации в целом.
Преимущества последнего толкования, по нашему мнению, состоят в том, что в этом случае оно вбирает в себя оба предыдущих подхода. Но вместе с тем социально-педагогическая деятельность определяется как поддержка процесса социализации, что означает следование за естественным развитием молодых людей, опору на возрастные закономерности их развития, учет личностных достижений, признание безусловной ценности каждой личности, приоритетность ее целей и установок. При этом организация взаимодействия в
рамках сопровождения трактуется с фасилитаторских позиций как стимулирование процессов самости, принятия на себя ответственности, проявления субъектной позиции в решении собственных проблем.
Исследование содержания социально-педагогической деятельности как комплексного сопровождения социализации детей и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, безусловно, предполагает привлечение специалистов различного профиля к разработке эффективных путей решения возникающих проблем (с позиций педагогов, социальных работников, медиков, юристов, инспекторов служб по делам несовершеннолетних, специалистов органов опеки и попечительства и др.).
Однако данный подход связан с необходимостью смыслового самоопределения всех участников исследования и наличия у них единых теоретико-методологических подходов к моделированию процесса, к отбору критериев эффективности решения проблем, толкованию терминов и сущности их определений.
В рамках исследования проблемы комплексного сопровождения детей и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, мы определили целесообразные, с нашей точки зрения, методологические позиции.
Обращаясь к понятию «социализация», отметим, что данный термин трактуется нами в логике субъект-субъектного подхода как двусторонний процесс. С одной стороны, это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в социуме. А с другой, - это процесс не только усвоения личностью социального опыта, но и активное его воспроизводство (творение), развитие социальной природы человека. (Г.М. Андреева).
Такая трактовка сущностного содержания процесса социализации определяет необходимость рассмотрения ряда аспектов:
• мировоззренческий аспект (формирование взглядов, убеждений и отношений),
• личностный аспект (овладение социальными ролями, социальным опытом, обретение социального статуса),
• культурологический аспект (освоение норм и ценностей, присвоение культуры социума),
• эмоционально-волевой аспект (проявление эмоций, развитие активности).
Социализация как процесс социального формирования личности рассматривается нами как длительный по времени, имеющий двусторонний характер процесс, отражающий единство адаптации личности к социуму и активной самореализации в нем (А.В.Петровский, А.В. Мудрик).
Социализация трактуется как условие, обозначающее необходимость наличия благоприятного социума для формирования личности в социально одобряемом направлении. И одновременно с этим, социализация понимается нами как результат, то есть как социализированность личности, ее характеристика как члена социума.
Следовательно, в рамках нашего исследования, изучая различные аспекты проблемы комплексного сопровождения социализации детей и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и создавая для этого различные технологии, мы, во-первых, рассматриваем их в контексте сущностного понимания процесса социализации. Во-вторых, учитываем двусторонний характер данного процесса как единство адаптации и самореализации. И, в-третьих, для оценки эффективности их практической реализации ставим задачу создания уровневых моделей социализированности личности в логике возрастного и ситуационно-проблемного подходов.
Отметим, что при разработке моделей мы считаем необходимым учитывать динамичность современных представлений о возрастных
характеристиках личности и различия в представлениях общества о типичных моделях поведения и самореализации личности. Подобная дифференциация обусловлена рядом причин различного уровня. Это и плюрализм современного общества (ценностный, политический, экономический); это углубляющаяся социальная и профессиональная структуризация общества; это компьютеризация и телефонизация коммуникаций в социуме, разделяющая сверстников по степени включенности в киберпространство. Проявляющиеся различия касаются мировосприятия, целевых жизненных установок, которые важно анализировать с понимающих и объясняющих позиций, чтобы проектировать пути и способы их профилактики, минимизации, компенсации и коррекции через выстраивание диалога культур и жизненных смыслов.
В качестве методологических оснований заявленного исследования выступают: личностно ориентированный подход (И. Якиманская), а также проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е. Бурмистрова).
В основу моделирования процессов комплексного сопровождения детей и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, положена «возрастно-нормативная модель социализации», ключевая схема которой включает диагностику, прогностику, коррекцию (В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев).
Теоретически обоснованная модель процесса позволит представить его в форме различных технологий организации социально-педагогической деятельности, основными признаками которой являются систематичность, структурированность, целенаправленное проектирование и ориентированность на достижение запланированного результата. К числу базовых принципов комплексного сопровождения мы отнесли непрерывность, междисциплинарность, приоритет интересов ребенка, командный подход, согласованную работу всех специалистов сопровождения.
К основным требованиям разработки различных технологий комплексного сопровождения детей и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, мы отнесли концептуальность как наличие научно-теоретического обоснования и контекстность как встроенность в реальную социальную и педагогическую практику.
В рамках социально-педагогического сопровождения мы полагаем целесообразным использование элементов других гуманитарных технологий, таких, как антропная (исследование своих духовных ценностей и смыслов), задачная (преобразование проблемной ситуации в задачи ее решения), проблемная (как ситуация выбора, дискуссии, «мозгового штурма), проектная, диалогическая, игровая и другие.
Технологии комплексного сопровождения детей и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в логике нашего исследования, как и любая гуманитарная технология, будут иметь, условно, два уровня. Первый - проектировочный, при этом предметом выступает процесс комплексного сопровождения молодого человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, а предметом - управление этим процессом для достижения запланированного результата. Второй - этап реализации, где предмет - взаимодействие, а цель - повышение социализированности молодого человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
Специфика нашего исследования характеризуется также возможностью применения таких видов деятельности в рамках комплексного сопровождения, как психосоциальная, медико-социальная, социально-правовая, социокультурная и воспитательная деятельность.
Таким образом, формулирование теоретико-методологических основ исследования, общей цели и его результата позволят перейти к описанию конкретных моделей комплексного сопровождения детей и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в логике проблемно-
ориентированного подхода, а также обратиться к разработке индикаторов и показателей его эффективности.
Материал подготовлен в рамках Проекта № 0-14 П Программы стратегического развития ПГПУ.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд. Аспект. Пресс, 2010.
2. Мудрик А.В. Поколение как субъект социального воспитания и О социальной педагогике // Социальная педагогика в России. 2012. №2. С. 35-38.
3. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат,
1982.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М.: Школа-пресс, 1995.
5. Якиманская И. С. Основы личностно-ориентированного образования -М.: Бином, 2011.
References
1. Andreeva G.M. Social'naja psihologija [Social Psychology]. Moscow: Aspect. Press Publ., 2010.
2. Mudrik A.V. Social'naja pedagogika v Rossii [Social Pedagogy in Russia], no. 2 (2012): 35-38.
3. Petrovskij A.V. Lichnost'. Dejatel'nost'. Kollektiv. [Personality. Activity. Collective]. Moscow: Politizdat, 1982.
4. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija cheloveka [Fundamentals of psychological anthropology. Human psychology]. - Moscow: Shkola-press, 1995.
5. Jakimanskaja I.S. Osnovy lichnostno-orijentirovannogo obrazovanija [Fundamentals of student-centered learning]. Moscow: Binom, 2011.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Санникова Анна Илларионовна, доктор педагогических наук, профессор Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет ул. Сибирская, 24, г. Пермь, 614990, Россия
Коробкова Венера Викторовна, декан факультета правового и социально-педагогического образования, доцент кафедры социальной педагогики
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет ул. Сибирская, 24, г. Пермь, 614990, Россия E-mail: vkorobkova@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Sannikova Anna Illarionovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Perm state humanitarian-pedagogical University 24, Sibirskaya Str., Perm, 614990, Russia
Korobkova Venera Viktorovna, Dean of the legal and socio-pedagogical education, Associate Professor, Department of Social Pedagogy
Perm state humanitarian-pedagogical University 24, Sibirskaya Str., Perm, 614990, Russia E-mail: vkorobkova@mail. ru
Рецензент:
Качуровский В.И., к.пед.наук