Научная статья на тему 'Комплексное применение оздоровительных методик пилатеса и бодифлекса для повышения психофизиологических возможностей студентов'

Комплексное применение оздоровительных методик пилатеса и бодифлекса для повышения психофизиологических возможностей студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
313
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / БОДИФЛЕКС / ПИЛАТЕС / СИЛА / ПОДВИЖНОСТЬ / НЕРВНАЯ СИСТЕМА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / ВОЗМОЖНОСТИ / СКОРОСТЬ / РЕАКЦИЯ / РИТМ / СТУДЕНТИ / ПіДГОТОВЛЕНіСТЬ / іНФОРМАЦіЯ / КОМУНіКАЦіЯ / ВИХОВАННЯ / ЗДОРОВ''Я / ТЕХНОЛОГіЯ / БОДіФЛЕКС / ПіЛАТЕС / РУХЛИВіСТЬ / НЕРВОВА СИСТЕМА / ПСИХОФіЗіОЛОГіЯ / МОЖЛИВОСТі / ШВИДКіСТЬ / РЕАКЦіЯ / STUDENTS / PREPAREDNESS / INFORMATION / COMMUNICATION / EDUCATION / CULTURE / HEALTH / TECHNOLOGY / BODYFLEX / PILATES / STRENGTH / MOBILITY / NERVOUS SYSTEM / PSYCHOPHYSIOLOGY / CAPABILITIES / SPEED / REACTION / RHYTHM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козина Жаннета Леонидовна, Ильницкая Анна Сергеевна, Пащенко Наталья Александровна, Коваль Марина Валентиновна

Цель: определение влияния комплексного применения методик бодифлекса и пилатеса с использованием информационно-коммуникационных технологий на уровень психофизиологических возможностей студентов. Материал: в исследовании приняли участие 46 студентов высших учебных заведений. Методы исследования – психофизиологические (определение скорости простой и сложной реакции в разных режимах тестирования, уровня функциональной подвижности и силы нервной системы), педагогический эксперимент; методы математической статистики. Результаты: показано положительное влияние разработанной методики на уровень психофизиологических возможностей студентов. В результате применения разработанной методики в экспериментальной группе наблюдалось достоверное уменьшение латентного времени простой зрительно-моторной реакции, латентного времени сложной зрительно-моторной реакции, времени выполнения теста «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи. Установлено, что применение бидифлекса и пилатеса способствует повышению силы нервных процессов. Выводы: рекомендовано применение в учебном процессе студентов комплексных методик бодифлекса и пилатеса с использованием информационно-коммуникационных технологий, повышающих уровни психофизиологических возможностей, подвижности и силы нервных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Козина Жаннета Леонидовна, Ильницкая Анна Сергеевна, Пащенко Наталья Александровна, Коваль Марина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated application of health improving methods of Pilates and Bodyflex for improving psychophysiological possibilities of students

Purpose: to determine the effect of complex application procedures Bodyflex and Pilates using information and communication technology on the level of psycho-physiological capabilities of students. Material: the study involved 46 university students. Research methods physiological (speed detection of simple and complex reactions in different modes of testing, the level of functional mobility and strength of the nervous system), pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results: the positive effect on the level of the developed technique psychophysiological capacities of students. The application of the developed technique in the experimental group showed a significant decrease in the latency time of a simple visual-motor reaction time latent complex visual-motor reaction time test run "level of functional mobility of nervous processes" in feedback mode. Found that the use of Bodyflex and Pilates promotes strength of nervous processes. Conclusions: the recommended use in the learning process of students of complex techniques of Pilates Bodyflex using information and communication technologies, increased levels of psychophysiological features, mobility and strength of the nervous processes.

Текст научной работы на тему «Комплексное применение оздоровительных методик пилатеса и бодифлекса для повышения психофизиологических возможностей студентов»

2014

Комплексное применение оздоровительных методик пилатеса и бодифлекса для повышения психофизиологических возможностей студентов

Козина Ж.Л.1, Ильницкая А.С.1, Пащенко Н.А.2, Коваль М.В.2

Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды1 Харьковская государственная академия физической культуры2

Аннотации:

Цель: определение влияния комплексного применения методик бодифлекса и пилатеса с использованием информационно-коммуникационных технологий на уровень психофизиологических возможностей студентов. Материал: в исследовании приняли участие 46 студентов высших учебных заведений. Методы исследования -психофизиологические (определение скорости простой и сложной реакции в разных режимах тестирования, уровня функциональной подвижности и силы нервной системы), педагогический эксперимент; методы математической статистики. Результаты: показано положительное влияние разработанной методики на уровень психофизиологических возможностей студентов. В результате применения разработанной методики в экспериментальной группе наблюдалось достоверное уменьшение латентного времени простой зрительно-моторной реакции, латентного времени сложной зрительно-моторной реакции, времени выполнения теста «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи. Установлено, что применение бидифлекса и пилатеса способствует повышению силы нервных процессов. Выводы: рекомендовано применение в учебном процессе студентов комплексных методик бодифлекса и пилатеса с использованием информационно-коммуникационных технологий, повышающих уровни психофизиологических возможностей, подвижности и силы нервных процессов.

Ключевые слова:

студенты, подготовленность, информация, коммуникация, воспитание, культура, здоровье, технология, бодифлекс, пилатес, сила, подвижность, нервная система, психофизиология, возможности, скорость, реакция, ритм.

Козіна Ж.Л., Ільницька Г.С., Пащенко Н.О., Коваль М.В. Комплексне застосування оздоровчих методик пілатесу і бодіфлексу для підвищення психофізіологічних можливостей студентів. Мета: визначення впливу комплексного застосування методик бодіфлексу і пілатесу з використанням інформаційно-комунікаційних технологій на рівень психофізіологічних можливостей студентів. Матеріал: в дослідженні взяли участь 46 студентів вищих навчальних закладів. Методи дослідження - психофізіологічні (визначення швидкості простої та складної реакції в різних режимах тестування, рівня функціональної рухливості і сили нервової системи), педагогічний експеримент; методи математичної статистики. Результати: показано позитивний вплив розробленої методики на рівень психофізіологічних можливостей студентів. В результаті застосування розробленої методики в експериментальній групі спостерігалося достовірне зменшення латентного часу простої зорово-моторної реакції, латентного часу складної зорово-моторної реакції, час виконання тесту «рівень функціональної рухливості нервових процесів» в режимі зворотного зв'язку. Встановлено, що застосування бідіфлексу і пілатесу сприяє підвищенню сили нервових процесів. Висновки: рекомендовано застосування у навчальному процесі студентів комплексних методик бодіфлексу та пілатесу з використанням інформаційно-комунікаційних технологій, що підвищують рівні психофізіологічних можливостей, рухливості і сили нервових процесів.

студенти, підготовленість, інформація, комунікація, виховання, культура, здоров’я, технологія, бодіфлекс, піла-тес, сила, рухливість, нервова система, психофізіологія, можливості, швидкість, реакція, ритм.

Kozina Zh.L., Ilnitskaya A.S., Paschenko N.A., Koval M.V. Integrated application of health improving methods of Pilates and Bodyflex for improving psychophysiological possibilities of students. Purpose: to determine the effect of complex application procedures Bodyflex and Pilates using information and communication technology on the level of psycho-physiological capabilities of students. Material: the study involved 46 university students. Research methods - physiological (speed detection of simple and complex reactions in different modes of testing, the level of functional mobility and strength of the nervous system), pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results: the positive effect on the level of the developed technique psychophysiological capacities of students. The application of the developed technique in the experimental group showed a significant decrease in the latency time of a simple visual-motor reaction time latent complex visual-motor reaction time test run “level of functional mobility of nervous processes” in feedback mode. Found that the use of Bodyflex and Pilates promotes strength of nervous processes. Conclusions: the recommended use in the learning process of students of complex techniques of Pilates Bodyflex using information and communication technologies, increased levels of psychophysiological features, mobility and strength of the nervous processes.

students, preparedness, information, communication, education, culture, health, technology, Bodyflex, Pilates, strength, mobility, nervous system, psychophysiology, capabilities, speed, reaction, rhythm.

Введение.

Результаты современных научных исследований [4, 5, 6, 9, 12, 14] доказывают, что системообразующим фактором здорового образа жизни студентов является двигательная активность оздоровительной направленности. Поэтому наиболее актуальным становится вопрос привлечения студентов к регулярным физическим упражнениям, увеличения мотивации растущего поколения к оздоровительной двигательной активности и здоровому образу жизни [15, 17, 20, 21, 25, 26, 27]. Необходимость решения данной задачи усиливается тем, что формирование привычки к регулярным занятиям двигательной активностью у детей, подростков и юношей является основной стратегией

© Kozina Zh.L., Ilnitskaya A.S., Paschenko N.A.,

Koval M.V., , 2014

doi: 10.6084/m9.figshare.936963

профилактики хронических заболеваний в зрелом возрасте [12, 18, 19, 28, 29, 30, 31].

Известно, что длительное ограничение двигательной активности приводит к гиподинамии, что само по себе - опасный фактор [22, 23, 24, 31]. Он разрушает организм и приводит к ранней нетрудоспособности, и если у зрелого организма нарушения, вызванные гиподинамией, обратимые (т.е. их можно ликвидировать с помощью своевременной физической тренировки), то у растущего организма эффект гиподинамии ничем не компенсируется. Гиподинамия особенно опасна на ранних стадиях онтогенеза и в период, когда происходит функциональное становление организма молодого человека. Она приводит к значительному снижению темпов роста и развития организма и нарушению прохождения биохимических процессов, включая

функции генетического аппарата клеток. При этом наблюдаются значительные функциональные отклонения в развитии головного мозга, выражающиеся в нарушении высшей нервной деятельности и низком уровне работоспособности мозга [8].

Между тем, гиподинамия становится преобладающим положением большинства студенческой молодежи: режим обучения и достижения современной цивилизации, создающие комфорт, обрекают молодого человека на постоянное «мышечное голодание», лишают его двигательной активности [12, 18, 19].

В этой связи внедрение новых оздоровительных методик в физическое воспитание студентов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий актуально и своевременно, а исследование влияния применения данных методик на уровень психофизиологических возможностей студентов является необходимым условием научного обоснования эффективности их применения.

Исследование проведено согласно Сводному плану научно-исследовательской работы на 2011-2015 гг. по теме 2.4 «Теоретико-методические основы индивидуализации в физическом воспитании и спорте» (№ государственной регистрации 0112Ш02001) и по научной работе, которая выполняется за средства государственного бюджета Министерства образования и науки на 2013-2014 гг. «Теоретико-методические основы применения информационных, педагогических и медико-биологических технологий для формирования здорового способа жизни» (№ государственной регистрации 0113Ш02003).

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - выявить влияние комплексного применения методик бодифлекса и пилатеса с использованием информационно-коммуникационных технологий на уровень психофизиологических возможностей студентов высших учебных заведений.

Методы исследования: психофизиологические

методы исследования (определение скорости простой и сложной реакции в разных режимах тестирования, уровня функциональной подвижности и силы нервной системы [1, 10, 11, 14]), которое проводилось с помощью программы «Психодиагностика» [1]; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

В исследовании приняли участие 46 студентов Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды, из них из них 24 студента составили контрольную группу, 22 - экспериментальную. В экспериментальной группе в течение 2-х семестров применялась комплексная методика бо-дифлекса и пилатеса с использованием авторского интернет-блога для осуществления информированности студентов относительно основ физической культуры.

Результаты исследования.

Умственная работоспособность и умственная выносливость является одним из показателей общей выносливости. В качестве показателей умственной работоспособности применяют психофизиологиче-

ские показатели. Как известно [7, 8, 10, 11, 14], психофизиологические показатели трудно поддаются развитию, и именно поэтому получение статистически значимых различий между показателями, полученными до проведения эксперимента и показателями, полученными после проведения эксперимента, свидетельствуют о положительном влиянии разработанной нами методики не только на уровень функциональной подготовленности, но и на уровень психофизиологических возможностей. Для выявления степени влияния разработанной методики на уровень скорости простой и сложной зрительно-моторной реакции, силы и подвижности нервной системы были отобраны психофизиологические показатели, наиболее значимые для студентов согласно литературным данным. В конце педагогического эксперимента было проведено повторное психофизиологическое тестирование студентов контрольной и экспериментальной групп, и полученные данные были проанализированы с точки зрения наличия статистически значимых изменений в ходе эксперимента.

Поскольку психофизиологические показатели тяжело поддаются развитию [10, 11, 14], получение статистически значимых различий между показателями, полученными до проведения эксперимента и показателями, полученными после проведения эксперимента, свидетельствуют о положительном воздействии разработанной нами методики не только на уровень физической подготовленности и функциональных возможностей, но и на уровень психофизиологических возможностей.

В данном случае под силой нервной системы мы понимаем, согласно общепринятым определениям, способность нервной системы длительное время работать с высокой интенсивностью или проявлять большую силу в ограниченное время.

В нашем исследовании свойства нервной системы определялись с помощью программы «Психодиагностика» [1, 14]. Причем, в качестве показателей силы нервной системы, служили значения количества ошибок в тестах, направленных на определение латентного времени сложной реакции в режиме обратной связи и навязанного ритма (ошибки в тесте «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи и навязанного ритма»). В качестве показателей подвижности нервной системы служили значения в тестах «Время выполнения теста «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи, с» и «Время выхода на минимальную экспозицию в тесте «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи, с».

В результате проведения эксперимента в экспериментальной группе наблюдалось достоверное уменьшение латентного времени простой зрительно-моторной реакции (от 325,76±45,09 мс до 270,89±41,23 мс, р<0,05) (табл. 3.4), латентного времени сложной зрительно-моторной реакции (от 566,87±54,43 мс до 456,44±51,45 мс, р<0,05), время выполнения теста

Э 2014

и

«уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи (от 425,12±56,51 мс до 392,11±47,65 мс, р<0,001), время выхода на минимальную экспозицию в тесте «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи (от 74,54±15,43 мс до 58,21±12,55 мс, р<0,001). В контрольной группе данные изменения не достоверны (р>0,05).

В нашем исследовании в экспериментальной группе наблюдалось достоверное уменьшение количества ошибок в тестах «Уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи и «Уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме навязанного ритма: от 2,78 до 0 на первом этапе (р<0,001), от 2,96 до 0 на втором этапе (р<0,05), от 3,56 до 0,23 на третьем этапе (р<0,05), от 3,88 до 0,32 на четвертом этапе (р<0,05), от 10,45 до 4,52 на пятом этапе (р<0,001) (табл. 3.4, рис. 3.15). В контрольной группе данные изменения не достоверны (р>0,05).

Кроме того, достоверное уменьшение значений в тестах «Время выполнения теста «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи, с» и «Время выхода на минимальную экспозицию в тесте «уровень функциональной подвижности нервных процессов» (р<0,001) в режиме обратной связи, с» свидетельствует об увеличении подвижности нервных процессов в результате применения занятий бодифлексом и пилатесом.

Таким образом, проведенное исследование показало целесообразность применения разработанной нами методики для повышения качества психофизиологических процессов студентов. Очевидно, одним из основных элементов влияния разработанной методики на психофизиологические показатели являлся акцент на сознательное восприятие элементов процесса физического воспитания, в частности, активизация образного восприятия элементов пилатеса и бодифлекса и применения специальных дыхательных упражнений, требующих высокого уровня концентрации внимания, для активизации процессов восстановления работоспособности.

В этой связи можно заключить, что разработанная методика оказывает положительное воздействие не только на уровень физической подготовленности и функциональных возможностей студентов, но и на их психофизиологические возможности, и она может быть рекомендована в практику процесса физического воспитания студентов.

Представленные нами результаты научных исследований по определению психофизиологических состояний студентов дают основание для создания теоретико-методических положений для гармоничного физического и духовного развития человека, которые на современном этапе имеют большие перспективы для науки и практики. Это касается психофизиологии, физиологии, педагогики, психологии, кибернетики и т.д. Ведь физическое воспитание служит процесса совершенствования человека. Но, как считает боль-

шинство специалистов-эволюционистов, развитие человека как биологического существа уже завершен, и дальнейшее ее развитие возможно за счет совершенствования психических и интеллектуальных качеств. Эти положения касаются и физического воспитания, так как физическое и духовное совершенствование связано с развитием психофизиологических функций.

Прежде всего это касается видов деятельности с меняющимися обстоятельствами, которые в современной жизни имеют большое значение для адаптации человека в обществе. Ведь для ситуационных видов деятельности характерна постоянная смена ситуаций, что требует мгновенной реакции на нее. Количество и качество исследований, посвященных данному направлению, постоянно растет. Это свидетельствует о высокой актуальности и перспективности данной проблемы.

Становление личности на всех этапах ее развития имеет свои особенности и большое значение, ибо каждый этап является шагом вперед в совершенствовании психомоторики человека.

Особое значение имеет уточнение особенностей проявления психофизиологических состояний, так как современное физическое воспитание требует разработки методик, которые позволяют оптимизировать учебный процесс. Это является достаточно сложной задачей, поскольку построение учебного процесса по физическому воспитанию требует поиска не только новых форм организации, но и новых форм и средств физического воспитания. Поэтому для гармоничного построения учебного процесса студентов необходимо определение особенностей проявления психофизиологических состояний, что и представлено в нашей работе.

Выводы.

1. Показано положительное влияние разработанной методики на уровень психофизиологических возможностей студентов: в результате проведения эксперимента в экспериментальной группе наблюдалось достоверное уменьшение латентного времени простой зрительно-моторной реакции (от 325,76±45,09 мс до 270,89±41,23 мс, р<0,05), латентного времени сложной зрительно-моторной реакции (от 566,87±54,43 мс до 456,44±51,45 мс, р<0,05), время выполнения теста «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи (от 425,12±56,51 мс до 392,11±47,65 мс, р<0,001). Выявлено повышение подвижности нервных процессов в результате применения разработанной методики: у студентов экспериментальной группы уменьшилось время выхода на минимальную экспозицию в тесте «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи (от 74,54±15,43 мс до 58,21±12,55 мс, р<0,001), наблюдалось также достоверное уменьшение значений в тестах «Время выполнения теста «уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи, с» и «Время выхода на минимальную экспо-

І ПЕДАГОГІКА I

зицию в тесте «уровень функциональной подвижности нервных процессов» (р<0,001) в режиме обратной связи, с».

2. Установлено, что применение бодифлекса и пилатеса способствует повышению силы нервных процессов. В экспериментальной группе студентов наблюдалось достоверное уменьшение количества ошибок в тестах «Уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме обратной связи и «Уровень функциональной подвижности нервных процессов» в режиме навязанного ритма:

Литература:

1. Комп’ютерна програма «Психодиагностика». Авторське свідоцтво № 39679 / Козіна Ж. Л., Барибіна Л.М., Коробєйніков Г.В., Міщенко Д. І., Цикунов О. А., Козін О. В.; заявка від 10.06.2011 // Авторське право і суміжні права : офіційний бюлетень / Державна служба інтелектуальної власності України.

- Київ, 2002№25. С.15.

2. Ермаков С.С. Информационные аспекты здоровья и здорового образа жизни в электронном научном пространстве / Ермаков С.С. // Валеологія: сучасний стан, напрямки та перспективи розвитку: матеріали ІІІ міжнародної науково-практичної конференції, квітень 2006 р. - Харків. - ХНУ - 2006. - Т2. - С. 59-65.

3. Ермаков С.С. Информационное обеспечение преподавания лечебной физической культуры в гуманитарных вузах / Ермаков С.С. // Роль физической культуры, спорта и здоровьезберегающих технологий в подготовке специалистов: международная научнометодическая конференция. - Белгород. - БГТУ. - 2006. - С. 100-106.

4. Зайцев В.П. Физическая рекреация в структуре активного отдыха студентов / В.П. Зайцев, Кристоф Прусик, С.С. Ермаков // Физическое воспитание студентов. - Харьков: ХООНОКУ-ХГАДИ. - 2011. - №1. - C. 68-77.

5. Кашуба В.А. Современные подходы к здоровьесбережению студентов в процессе физического воспитания / В.А. Кашуба, С.М. Футорный, Е.В. Андреева // Физическое воспитание студентов. - 2012. - №7. - С. 50-58.

6. Козина Ж.Л. Гармоничное сочетание интеллектуального и физического развития как необходимое условие укрепления здоровья студентов и подготовки квалифицированных специалистов / Ж.Л. Козина, В.С. Ашанин // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). - 2007. - №1. - С. 152-156.

7. Козина Ж.Л. Система индивидуализации подготовки спортсменов в игровых видах спорта: Монография / Козина Ж.Л. - Lambert Academic Publishing Russia. - 2011. - 532с.

8. Козина Ж.Л. Методологические основы взаимоинтеграции научных знаний в области физического воспитания и спорта и смежных наук / Ж.Л. Козина // Физическое воспитание студентов. - Харьков: ХООНОКУ-ХГАДИ. - 2012. - №. 2. -С. 41-46.

9. Козина Ж.Л. Инновационные технологии аквафитнеса игровой направленности с применением технических устройств в физическом воспитании студенток / Ж.Л. Козина, C.C. Ермаков, Т.А. Базылюк, Е.В. Волошина // Физическое воспитание студентов. - Харьков: ХООНОКУ-ХГАДИ. - 2012. - №.1. -С. 42-47.

10. Лизогуб В.С. Індивідуальні психофізіологічні особливості людини та професійна діяльність / В.С. Лизогуб // Фізіологічний журнал. - 2010. - №.1. - Т56.- С. 148-151.

11. Макаренко Н.В. Методика проведення обстежень та оцінки індивідуальних нейродинамічних властивостей вищої нервової діяльності людини / Н.В. Макаренко // Фізіологічний журнал.-1999.- №.4. - т.45. - С. 125-131.

12. Носко М.О. Теоретико-методичні аспекти зміцнення фізичного здоров’я учнівської та студентської молоді / М.О. Носко, С.С. Єрмаков, С.В. Гаркуша // Вісник Чернігівського національного педагогічного університету імені Т.Г.Шевченка. Серія: педагогічні науки. Фізичне виховання і спорт. - Чернігів: ЧДПУ.

- 2010. - Вип.76. - С. 243-247.

13. Прусик К. Особенности физического развития, физической подготовленности и функционального состояния юношей и девушек - студентов польских высших учебных заведений / К. Прусик, Ж.Л. Козина, С.С. Ермаков // Физическое воспитание

от 2.78 до 0 на первом этапе (р<0,001), от 2.96 до 0 на втором этапе (р<0,05), от 3,56 до 0,23 на третьем этапе (р<0,05), от 3,88 до 0,32 на четвертом этапе (р<0,05), от 10,45 до 4,52 на пятом этапе (р<0,001). В контрольной группе данные изменения не достоверны (р>0,05).

В перспективе дальнейших исследований планируется совершенствование системы оздоровительных технологий для развития психофизиологических возможностей студентов.

References:

1. Kozina Z. L., Baribina L.M., Korobiejnikov G.V., Mishchenko D.

I., Cikunov O. A., Kozin O. V. Avtors’ke pravo i sumizhni prava [Copyright and Related Rights], 2002, vol.25, p. 15.

2. Iermakov S.S. Informacionnye aspekty zdorov’ia i zdorovogo obraza

zhizni v elektronnom nauchnom prostranstve [Informational aspects of health and healthy lifestyles in electronic scientific space], Valeologiia: suchasnij stan, napriamki ta perspektivi rozvitku [Valeology: current status, trends and prospects of development], Kharkov, KNU, 2006, vol.2, pp. 59-65.

3. Iermakov S.S. Informacionnoe obespechenie prepodavaniia

lechebnoj fizicheskoj kul’tury v gumanitarnykh vuzakh [Dataware teaching therapeutic physical culture in liberal arts colleges], Rol’ fizicheskoj kul ’tury, sporta i zdorov’ezberegaiushchikh tekhnologij v podgotovke specialistov [Role of physical culture, sports and health saving technology training], Belgorod, BSTU, 2006, pp. 100-106.

4. Zajcev V.P., Prusik Kristof, Iermakov S.S. Fiziceskoe vospitanie

studentov [Physical Education of Students], 2011, vol.1, pp. 68-77.

5. Kashuba VA., Futornyj C.M., Andreeva E.V. Fiziceskoe vospitanie

studentov [Physical Education of Students], 2012, vol.7, pp. 50-58.

6. Kozina Zh.L., Ashanin V.S. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical

Education of Students], 2007, vol.1, pp. 152-156.

7. Kozina Zh.L. Sistema individualizacii podgotovki sportsmenov v

igrovykh vidakh sporta [Customize system of training athletes in team sports], Lambert Academic Publishing Russia, 2011, 532 p.

8. Kozina Zh.L. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of

Students], 2012, vol.2, pp. 41-46.

9. Kozina Zh.L., Iermakov C.C., Bazyliuk T.A., Voloshina E.V. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2012, vol.1, pp. 42-47.

10. Lizogub V.S. Fiziologichnij zhurnal [Journal of Physiological],

2010, vol.1(56), pp. 148-151.

11. Makarenko N.V. Fiziologichnij zhurnal [Journal of Physiological], 1999, vol.4(45), pp. 125-131.

12. Nosko M.O., Iermakov S.S., Garkusha S.V. Visnik Chernigivs’kogo derzhavnogo pedagogichnogo universitetu [Bulletin of the Chernihiv State Pedagogical University], 2010, vol.76, pp. 243-247.

13. Prusik K., Kozina Zh.L., Iermakov S.S. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2013, vol.1, pp. 54-61.

14. Kozina Zh.L., Barybina L.N., Mishchenko D.I., Kozin A.V. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students],

2011, vol.3, pp. 56-60.

15. Ruslanov D.V., Prusik Kristof, Iermakov S.S. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2011, vol.1, pp. 106-110.

16. Kozina Zh.L., Bludov A., Grigor ’ev A., Iermakova T.S. Slobozhans’kij naukovo-sportivnij visnik [Slobozhansky scientific and sport bulletin], 2007, vol.12, pp. 96-103.

17. Iermakov S.S. Apanasenko G.L., Bondarenko T.V., Prasol S.D. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2010, vol.11, pp. 31-33.

18. Erkollar Alptekin, Oberer B.J. Putting Google+ to the Test: Assessing Outcomes for Student Collaboration, Engagement and Success in Higher Education. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2013, vol.83, pp. 185-189.

19. Rocha Artur, Martins Angelo, José Celso Freire Junior et al. Innovations in health care services: The CAALYX system. International Journal ofMedical Informatics, 2013, vol.82(11), pp. 307-320.

20. Chao-Chien Chen, Shih-Yen Lin. The impact of rope jumping

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

З 2014

Ц

студентов. - 2013. - № 1. - С. 54-61.

14. Козина Ж.Л. Программа «Психодиагностика» как средство определения психофизиологических особенностей и функционального состояния в физическом воспитании студентов / Ж.Л. Козина, Л.Н. Барыбина, Д.И. Мищенко, А.В. Козин // Физическое воспитание студентов. - Харьков: ХООНОКУ-ХГАДИ. - 2011. - № 3. - С. 56-60.

15. Русланов Д.В. Дыхательные практики: новое понимание и подходы / Д.В. Русланов, Кристоф Прусик, С.С. Ермаков // Физическое воспитание студентов. - Харьков: ХООНОКУ-ХГАДИ. - 2011. - №1. - C. 106-110.

16. Козіна Ж.Л. Творчий аспект у застосуванні в спортивній практиці інформаційних технологій / Ж.Л. Козіна, А. Блудов, А. Григорьев, Т.С. Єрмакова // Слобожанський науково-спортивний вісник. - Харків: ХДАФК. - 2007. - Випуск № 12. - С.96-103.

17. Ермаков С.С. Физическая культура - основной инструмент культуры здоровья / С.С. Ермаков, ГЛ. Апанасенко, Т.В. Бондаренко, С.Д. Прасол // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - Харків: ХОВНОКУ-ХДАДМ. - 2010. - №11.- C. 31-33.

18. Alptekin Erkollar. Putting Google+ to the Test: Assessing Outcomes for Student Collaboration, Engagement and Success in Higher Education / Alptekin Erkollar, B.J Oberer // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - vol.83. - pp. 185-189.

19. Artur Rocha. Innovations in health care services: The CAALYX system / Artur Rocha, Angelo Martins, José Celso Freire Junior et al. // International Journal of Medical Informatics. - 2013. - vol.82(11).

- pp. e307-e320.

20. Chao-Chien Chen. The impact of rope jumping exercise on physical fitness of visually impaired students / Chao-Chien Chen, Shih-Yen Lin // Research in Developmental Disabilities. - 2011. vol.32(1). -pp. 25-29.

21. Fernanda Teles Dias Vieira. The influence of Pilates method in quality of life of practitioners / Fernanda Teles Dias Vieira, Lucila Martins Faria, Joâo Irineu Wittmann, et al. // Journal of Bodywork and Movement Therapies. - 2013. - vol.17(4). - pp. 483-487.

22. Frank Hookin Fu. An overview of health fitness studies of Hong Kong residents from 2005 to 2011 / Frank Hookin Fu, Linxuan Guo, Yanpeng Zang // Journal of Exercise Science & Fitness. - 2012. -vol.10(2). - рp. 45-63.

23. Julie A. Consumer health information technology in an adult public health primary care clinic: A heart health education feasibility study / Julie A. Gleason-Comstock, Alicia Streater et al. // Patient Education and Counseling. - 2013. - vol.93(3). - pp. 464-471.

24. Loren L. Toussaint. A Mind-Body Technique for Symptoms Related to Fibromyalgia and Chronic Fatigue / Loren L. Toussaint, Mary O. Whipple, et al. // EXPLORE: The Journal of Science and Healing. -

2012. - vol.8(2). - pp. 92-98.

25. Mikael Backstrôm. Sports Technology Education at Mid Sweden University / Mikael Backstrôm, Mats Tinnsten, Andrey Koptyug, et al. // Procedia Engineering. - 2013. - vol.60. - pp. 214-219.

26. Patrick Waterson. Health information technology and sociotechnical systems: A progress report on recent developments within the UK National Health Service (NHS) / Patrick Waterson // Applied Ergonomics. - 2014. -vol.45(2). - pp. 150-161.

27. Paul R. Medwell. Analysis of the Lawn Bowl Trajectory as a teaching tool for Sports Engineering: development of a graphical user-interface / Paul R. Medwell, Laura A. Brooks, Barry S. Medwell // Procedia Engineering. - 2011. - vol.13. - pp. 531-537.

28. Paul R. Medwell. Developing sports engineering education in Australia / Paul R. Medwell, Paul N. Grimshaw, Will S. Robertson, Richard M. Kelso // Procedia Engineering. - 2012. - vol.34. - pp. 260-265.

29. Swagatam Das. Synergizing fitness learning with proximity-based food source selection in artificial bee colony algorithm for numerical optimization / Swagatam Das, Subhodip Biswas, Souvik Kundu // Applied Soft Computing. - 2013. - vol.13(12). - pp. 4676-4694.

30. Tudor Iulian-Doru. Pilates Principles - Psychological Resources for Efficiency Increase of Fitness Programs for Adults / Tudor Iulian-Doru, Grigore Vasilica, Tudor Maria, Burcea Claudia-Camelia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - vol.84. - pp. 658-662.

31. Susan Hollenbery. Anatomy of Hatha Yoga. Physiotherapy. - 2002.

- vol.88(9). - 571 p.

exercise on physical fitness of visually impaired students. Research in Developmental Disabilities, 2011, vol.32(1), pp. 25-29.

21. Fernanda Teles Dias Vieira, Lucila Martins Faria, Joao Irineu Wittmann, et al. The influence of Pilates method in quality of life of practitioners. Journal of Bodywork and Movement Therapies, 2013, vol.17(4), pp. 483-487.

22. Frank Hookin Fu, Linxuan Guo, Yanpeng Zang. An overview of health fitness studies of Hong Kong residents from 2005 to 2011. Journal of Exercise Science & Fitness, 2012, vol.10(2), pp. 45-63.

23. Julie A., Gleason-Comstock, Alicia Streater et al. Consumer health information technology in an adult public health primary care clinic: A heart health education feasibility study. Patient Education and Counseling, 2013, vol.93(3), pp. 464-471.

24. Loren L. Toussaint, Mary O. Whipple, et al. A Mind-Body Technique for Symptoms Related to Fibromyalgia and Chronic Fatigue. EXPLORE: The Journal of Science and Healing, 2012, vol.8(2), pp. 92-98.

25. Mikael Backstrom, Mats Tinnsten, Andrey Koptyug. Sports Technology Education at Mid Sweden University Procedia Engineering, 2013, vol.60, pp. 214-219.

26. Patrick Waterson. Health information technology and sociotechnical systems: A progress report on recent developments within the UK National Health Service (NHS). Applied Ergonomics, 2014, vol.45(2), pp. 150-161.

27. Paul R. Medwell, Laura A. Brooks, Barry S. Medwell. Analysis of the Lawn Bowl Trajectory as a teaching tool for Sports Engineering: development of a graphical user-interface. Procedia Engineering,

2011, vol.13, pp. 531-537.

28. Paul R. Medwell, Paul N. Grimshaw, Will S. Robertson, Richard M. Kelso. Developing sports engineering education in Australia. Procedia Engineering, 2012, vol.34, pp. 260-265.

29. Swagatam Das, Subhodip Biswas, Souvik Kundu. Synergizing fitness learning with proximity-based food source selection in artificial bee colony algorithm for numerical optimization. Applied Soft Computing, 2013, vol.13(12), pp. 4676-4694.

30. Tudor Iulian-Doru, Grigore Vasilica, Tudor Maria, Burcea Claudia-Camelia. Pilates Principles - Psychological Resources for Efficiency Increase of Fitness Programs for Adults. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2013, vol.84, pp. 658-662.

31. Susan Hollenbery. Anatomy of Hatha Yoga. Physiotherapy, 2002, vol.88(9), 571 p.

Информация об авторах:

Козина Жаннета Леонидовна: д.н.ФВиС, проф.; ORCID: 00000001-5588-4825; [email protected]; Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды; ул. Артема, 29, г. Харьков, 61002, Украина

Ильницкая Анна Сергеевна: ORCID: 0000-0001-5835-8847;

[email protected]; Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С.Сковороды; ул. Артема, 29, г. Харьков, 61002, Украина

Пащенко Наталья Александровна: ORCID: 0000-0002-1110-0440; [email protected]; Харьковская государственная академия физической культуры; ул. Клочковская, 99, г.Харьков, 61002, Украина

Коваль Марина Валентиновна: ORCID: 0000-0003-0127-9667; [email protected]; Харьковская государственная академия физической культуры; ул. Клочковская, 99, г. Харьков, 61002, Украина

Цитируйте эту статью как: Козина Ж.Л., Ильницкая А.С., Пащенко Н.А., Коваль М.В. Комплексное применение оздоровительных методик пилатеса и бодифлекса для повышения психофизиологических возможностей студентов // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2014. - № 3 - С. 31-36. doi:10.6084/m9.figshare.936963

Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html

Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru).

Дата поступления в редакцию: 20.01.2014 г. Опубликовано: 28.01.2014 г.

Information about the authors:

Kozina Zh. L.: ORCID: 0000-0001-5588-4825; Zhanneta.kozina@ gmail.com; Kharkov National Pedagogical University; Artema str. 29, Kharkov, 61002, Ukraine

Ilnickaya A.S.: ORCID: 0000-0001-5835-8847; [email protected]; Kharkov National Pedagogical University; Artema str. 29, Kharkov, 61002, Ukraine

Paschenko N.A.: ORCID: 0000-0002-1110-0440; [email protected]; Kharkov State Academy of Physical Culture; Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.

Koval M.V.: ORCID: 0000-0003-0127-9667; [email protected]; Kharkov State Academy of Physical Culture; Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.

Cite this article as: Kozina Zh.L., Ilnitskaya A.S., Paschenko N.A., Koval M.V. Integrated application of health improving methods of Pilates and Bodyflex for improving psychophysiological possibilities of students. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2014, vol.3, pp. 31-36. doi:10.6084/m9.figshare.936963

The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html

This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).

Received: 20.01.2014 Published: 28.01.2014

І ПЕДАГОГІКА I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.