Проблемы стоматологии 2015, Т. 11 № 5-6, стр. 37-45. © 2015, Екатеринбург, УГМУ
The actual problems in dentistry 2015. Vol. 11 № 5-6 pp. 37-45. © 2015, Yekaterinburg, UGMU
комплексное клинико-инструментальное стоматологическое обследование музыкантов, играющих на медных духовых инструментах
Золотницкий И.В.1, Лебеденко И.Ю.2
1 ГБОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова
2 ФГБУ ЦНИИ Стоматологии и челюстно-лицевой хирургии МЗ РФ
Резюме
Проведено комплексное клинико-инструментальное обследование твердых тканей зубов, зубных рядов, тканей и органов рта у пациентов-музыкантов молодого и среднего трудоспособного возраста, играющих на медных духовых инструментах. Оценивали адаптационно-компенсаторные возможности тканей и органов рта у пациентов-музыкантов молодого и среднего трудоспособного возраста, играющих на медных духовых инструментах, по показателям кровенаполнения регионарных сосудов и реакции опорного аппарата пародонта, скорости слюноотделения до и после игровой стимуляции на музыкальном инструменте. В результате проведенного обследования пациентов сформирован гипотетический морфо-функциональный стоматологический портрет (статус) музыканта, играющего на медных духовых инструментах.
Ключевые слова: стоматологическое проблемы музыкантов, стоматологическое обследование музыкантов, реабилитация музыкантов, профессиональная пригодность.
Адрес для переписки:
Золотницкий Игорь Валерьевич,
кандидат медицинских наук, доцент кафедры
ортопедической стоматологии стоматологического
факультета ГБОУ ВПО Московского Государственного
Медико-Стоматологического Университета
им. А.И. Евдокимова, Москва, Россия
Тел. +7 901 529 44 32
E-mail: [email protected]
Образец цитирования:
Золотницкий И.В., Лебеденко И.Ю.
«Комплексное клинико-инструментальное
стоматологическое обследование музыкантов,
играющих на медных духовых инструментах».
Проблемы стоматологии, 2015, Т. 11, № 5-6. C. 37-45.
doi: 10.18481/2077-7566-2015-11-37-45.
© Золотницкий И.В. и соавт., 2015
Address for correspondence: Zolotnitskiy Igor Valeryevich
Candidate of Medical Sciences, docent of prosthetic department of stomatological faculty of Moscow Medico-Stomatological State University named after A.I. Evdokimov Phone: +7 901 529 44 32 E-mail: [email protected]
For citation:
Zolotnitskiy I.V., Lebedenko I.Y.
«Complex clinical and instrumental stomatological
survey of musicians, playing copper wind instruments»
The actual problems in dentistry,
2015. Vol. 11, № 5-6, pp. 37-45.
DOI: 10.18481/2077-7566-2015-11-37-45.
Complex clinical and instrumental stomatological survey of musicians, playing copper wind instruments
Zolotnitskiy I.V.1, Lebedenko I.Y.2
1 Medico-Stomatological State University named after A.I. Evdokimov, Moscow
2 Central Scientific Research Institute of Stomatology and Maxillofacial Surgery
The summary
We carried out the complex clinical-instrumential survey of hard tooth tissues, dentures, tissues and organes of oral cavity of young and middle working aged patients-musicians, who play copper wind instruments. We estimated adaptational-compensational abilities of tissues and organes of oral cavity of young and middle working aged patients-musicians, who play copper wind instruments, according to blood filling of regional blood vessels and reaction of supporting apparatus of parodon-tium, speed of salivation before and after stimulation by playing on musical instrument. In the result of the survey of patients we formed hypothetical morpho-functional stomatological portrait (status) of musician, who play copper wind instruments.
Keywords: stomatological problems of musicians, stomatological survey of musicians, rehabilitation of musicians, work aptitude.
В медицине известно множество заболеваний, связанных с игрой на музыкальных инструментах. В связи с этим высказывается мнение о возможности выделения медицины музыкантов в отдельную новую дисциплину
[1, 2, 3].
В России этой проблеме не уделено должного внимания. Имеются лишь единичные работы. Широкой стоматологической общественности не известны стоматологические особенности и проблемы этих пациентов [4, 5, 6, 7, 8, 9]. Чтобы ликвидировать этот пробел, была проведена настоящая работа.
Цель исследования
Всестороннее стоматологическое обследование музыкантов-профессионалов, играющих на духовых инструментах, для создания системы профилактических мероприятий.
Материалы и методы исследования
Для клинического обследования были отобраны 163 музыканта-профессионала, играющих на медных духовых инструментах, и 54 музыканта-профессионала, играющих на струнных, клавишных или щипковых музыкальных инструментах. Контрольную группу составили 49 человек немузыкальных профессий. Группы обследованных были пред-
ставлены мужчинами, сопоставимыми по возрасту. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (WHO, 2007), каждая группа была разделена на две возрастные подгруппы пациентов: «а» - молодые люди в возрасте 20-44 года, «б» - лица среднего возраста 45-60 лет.
Все пациенты, согласно целям и задачам исследования, были разделены на три группы:
1) основная группа - музыканты, играющие на медных духовых музыкальных инструментах с внеротовым мундштуком (n=163);
2) группа сравнения - музыканты, играющие на ударных, струнных или клавишных музыкальных инструментах (n=54);
3) группа контроля - лица, не относящиеся к музыкальной профессии (n=49).
Из числа музыкантов, играющих на медных духовых инструментах (n=163) 20 человек (12,3%) начали музыкальную карьеру в 5-7 лет, 94 музыканта (57,6%) - в возрасте 8-10 лет, 44 человека (27%) - в возрасте 11-15 лет и 5 музыкантов (3,1%) - в юношеском возрасте от 16 до 17 лет.
Всего для комплексного обследования и выявления стоматологических особенностей у музыкантов, играющих на медных духовых инструментах, мы использовали 21 метод кли-нико-инструментального стоматологического
обследования: Метод анкетирования пациентов для установления стоматологического анамнеза, Метод визуальной оценки кожных покровов лица и красной каймы губ, состояния языка, слизистой оболочки полости рта, Метод оценки гигиенического состояния полости рта, Метод оценки интенсивности поражения твердых тканей зубов кариесом, Метод оценки интенсивности и распространенности некариозных поражений твердых тканей зубов, Метод оценки интенсивности воспалительных изменений в тканях паро-донта (CPI), Метод оценки состояния десны (индекс РМА), Метод оценки демпфирующей способности тканей пародонта, Метод оценки капиллярного сосудистого русла пародонта, Метод оценки скорости поверхностного капиллярного сосудистого русла пародонта, Метод рентгенологической оценки степени деструкции костной ткани пародонта, Метод определения белково-пептидных показателей в десневой жидкости, Метод определения скорости слюноотделения, Метод исследования рН слюны, Метод элементного анализа смешанной слюны, Метод иммуноферментного анализа в образцах смешанной слюны, Метод миотонометрии височной и жевательной мышц, Метод исследования тонуса круговой мышцы рта (подробно методики стоматологического обследования музыкантов были раскрыты в публикациях Золотницкого И.В. [10, 11, 12, 13].
В ходе обследования, оценки стоматологического статуса основной группы пациентов в сопоставлении с группами сравнения и контроля выявлены достоверные особенности состояния зубочелюстной системы у музыкантов-«духовиков».
Результаты исследования и их обсуждение
Выявлены существенные различия в частоте и проявлении на коже и красной кайме губ патологических изменений. В основной группе признаки хейлитов и полулунных шрамов на красной кайме губ отмечены в подгруппе «1а» у 92,6%, в подгруппе «1б» у 100% обследованных, заеды - у 41,2% и 27,8%, трещины в углах рта - у 81,6% и 74,1% соответственно. Характерными для музыкантов основной группы являлись участки мацерации кожи
вокруг красной каймы губ, частота которых с возрастом увеличивалась до 7,4%. В группе сравнения у музыкантов как молодого, так и среднего возраста отмечены лишь единичные случаи хейлитов (в «2а» - 6,5% и в «2б» - 4,3%). В контрольной группе признаки хейлитов отсутствовали, и только у одного молодого пациента и у одного пациента среднего возраста выявлены заеды и трещины губ (табл. 2). Таким образом, мы установили у музыкантов, играющих на медных духовых инструментах, более чем пятикратное превышение распространенности хейлитов, заед и трещин губ в сравнении с группами сравнения и контроля. Подобное состояние губ у музыкантов мы расцениваем как контактный хейлит, связанный с профессиональной деятельностью пациентов.
Таблица 2
частота поражений кожных покровов и красной каймы губ у обследованных лиц в группах, %
Группы (подгруппы) Состояние губ
Хейлиты Заеды Трещины
1(«а») 92,6 81,6 41,2
1(«б») 100 74,1 27,8
2(«а») 6,5 3,2 9,7
2(«б») 4,3 8,7 17,4
3(«а») 0 4,2 4,2
3(«б») 0 4 4
Обследование слизистой оболочки языка показало, что у 81,5% музыкантов среднего возраста основной группы (1«б»), на спинке языка наблюдалось интенсивное скопление налета, почти у каждого пятого пациента этой группы (18,5%) выявлена складчатость слизистой языка, сглаженность сосочков - у каждого седьмого пациента (14,8%), что отсутствовало у обследованных в группах сравнения и контроля.
У лиц молодого возраста (гр.«1а») уровень гигиены рта был «удовлетворительным», у пациентов среднего возраста этой группы показатели ИГР-У были хуже (2,04±0,22), но также в диапазоне «удовлетворительного» уровня. В двух остальных группах у молодых лиц (гр. «2а», «3а») уровень гигиены рта был «хорошим», а у лиц среднего возраста (гр. «2б» и «3б») был «удовлетворительным», что сопоставимо с данными основной группы.
Примечание: % поражений твердых тканей зубов рассчитывался от общего числа имеющихся зубов
Таблица 3
частота поражения твердых тканей зубов у обследованных пациентов в группах
Группы (Подгруппы) Число естественных сохраненных зубов Виды поражений твердых тканей зубов Общее число зубов с поражениями твердых тканей Число пациентов с сочетанными поражениями твердых тканей зубов Число пациентов без дефектов твердых тканей зубов
Кариес зубов Клиновидные дефекты Эрозия эмали Повышенное стирание
1(а) 3009 147 (4,9%) 120 (4%) 62 (2,1%) 268 (8,9%) 597 (19,8%) 91 (83,5%) 2 (1,8%)
1(б) 1264 55 (4,4%) 103 (8,1%) 21 (1,7%) 188 (14,9%) 367 (29%) 47 (87%) 0
2(а) 859 22 (2,6%) 8 (0,9%) 10 (1,2%) 25 (2,9%) 65 (7,6%) 9 (29%) 5 (16,1%)
2(б) 540 22 (4,1%) 19 (3,5%) 6 (1,1%) 35 (6,5%) 82 (15,2%) 12 (52,2%) 3 (13%)
3(а) 652 25 (3,8%) 4 (0,6%) 21 (3,2%) 10 (1,5%) 60 (9,2%) 10 (41,7%) 3 (12,5%)
3(б) 595 49 (8,2%) 15 (2,5%) 11 (1,8%) 16 (2,7%) 91 (15,3%) 8 (32%) 1 (4%)
Однако, изучение частоты и интенсивности повреждений твердых тканей зубов у пациентов 3-х групп, выявило существенные достоверные различия (табл. 3). Установлено, что у молодых музыкантов, играющих на медных духовых инструментах (группа 1 «а»), наиболее часто встречалось повышенное стирание - 8,9% осмотренных зубов, кариес зубов - 4,9%, клиновидные дефекты - 4%. В 83,5% имели место сочетанные (кариозные и не кариозные) поражения твердых тканей зубов и только у 1,8% пациентов твердые ткани зубов были интактны. По мере увеличения возраста и продолжительности музыкальной карьеры у обследованных 1-й группы в 2,3 раза снижалось число естественных сохраненных зубов. У всех музыкантов-профессионалов среднего возраста (групп «1б» и «2б») отмечен рост частоты патологий твердых тканей зубов. В группе сравнения в молодом возрасте (в гр. «2а») число пациентов с интактными зубами достигало 16,1%, а в средней возрастной группе (в гр. «2б») их число понизилось до 13%. Данные контрольной группы были сопоставимы с показателями группы сравнения и достоверно отличались от значений основной группы.
Выявлена высокодостоверная положительная корреляционная связь между длительностью музыкальной карьеры и индексом КПУ у музыкантов-профессионалов основной группы ^=0,62; р<0,о0оО), слабая корреля-
ционная связь (г=-0,13; р=0,10) с кариесом и прямая высокодостоверная связь с числом пломбированных и удаленных зубов.
Распространенность некариозных поражений твердых тканей зубов в подгруппах пациентов мы оценивали по предложенному нами индексу распространенности повышенного стирания и клиновидных дефектов - КС (табл. 4).
Таблица 4
распространенность некариозных поражений зубов у обследованных пациентов разных групп
Группы (подгруппы) Среднее число пораженных зубов на человека (М±т) Индекс КС
Клиновидные дефекты Повышенное стирание
1(а) 1,10±0,11* 2,45+0,18** 3.55
1(б) 1,91+0,24** 3,48+0,21** 5.39
2(а) 0,25+0,11 0,81+0,26* 1.06
2(б) 0,82±0,29 1,52+0,36* 2.34
3(а) 0,16+0,11 0,41+0,21 0.57
3(б) 0,62+0,26 0,67+0,33 1.29
Примечание: достоверность отличий *р<0,05 и **р<0,001 по сравнению с данными контрольной группы
Мы обнаружили, что у молодых музыкантов-духовиков («1а») частота поражения клиновидными дефектами была в 4 раза выше по сравнению с группой сравнения того же
возраста («2а)» и в 7 раз выше данных группы контроля («3а»). У пациентов среднего возраста («1б», «2б», «3б») наблюдалась та же тенденция: в первой группе клиновидные дефекты встречались в 2 раза чаще по сравнению с группой («2б») и в 3 раза чаще, чем в группе контроля («3б»).
У музыкантов, играющих на духовых инструментах, чаще отмечалось также и повышенное стирание. У лиц основной группы молодого возраста «1а» оно встречалось в 3 и 6 раз чаще, чем у лиц группы сравнения («2а») и контроля («3 а») соответственно. Похожее соотношение обнаружено и у музыкантов старшей возрастной группы («1б»): повышенное стирание диагностировано в 2,3 раза чаще, чем в группе «2б», и в 5,5 раза чаще, чем в группе «3б».
Сумма распространенности некариозных поражений (значения индекса КС) у музыкантов, играющих на медных духовых инструментах, молодого возраста («1а») была выше в 3 раза по сравнению с группами сравнения («2а») и контроля («3 а») этого же возраста. Сопоставление значений индекса КС в трех группах среднего возраста дало идентичные результаты: частота встречаемости некариозных поражений зубов была выше в группе («1б») в 2,3 раза по сравнению с группой сравнения («2б») и в 4 раза выше по сравнению с контрольной группой («3б»).
У 40% музыкантов основной группы выявлена прямая высокодостоверная связь между возрастом, музыкальным стажем и индексом КС.
При обследовании тканей пародонта у молодых музыкантов-профессионалов основной группы показатели индекса РМА и CPI в 23,8% случаях отражали незначительные воспалительные явления, в 16,5% случаев определялись пародонтальные карманы глубиной от 0,9 до 1,2 мм, которые были наиболее выражены во фронтальном участке зубного ряда. У музыкантов среднего возраста явления пародонтита выявлены уже в 83,3% случаях, также наиболее выраженные во фронтальных участках верхней и нижней челюстей. Зубные отложения в виде мягкого зубного налета имелись на всех зубах (индекс CPI = 3,56±0,42 балла). Зубной камень преимущественно локализовался на язычной поверхности фронтальных зубов нижней челюсти. У 33,3% музыкантов-«духовиков» среднего возраста («1б») при осмотре выявлялась цианотичность и отечность десневых сосочков и свободной
десны. Зондирование десневой борозды было безболезненным, имелись явления кровоточивости, глубина пародонтальных карманов в 29,6% случаях колебалась от 2 до 3 мм, что свидетельствует о наличии средней степени тяжести пародонтита (индекс РМА = 32,4±3,96%). У пациентов среднего возраста группы сравнения («2б») и контроля («3б») также выявлялись признаки гингивита и генерализованного пародонтита, но без ярко выраженных изменений во фронтальных участках челюстей (табл. 5).
Таблица 5 показатели пародонтологических индексов у пациентов в группах (M±m)
Группы (подгруппы) Возрастной интервал n Стоматологические индексы
CPI (баллы) PMA (%)
1(а) 20-44 109 1,95±0,36** 23,9±1,54*
1(б) 45-60 54 3,56±0,42* 32,4±3,96
2(а) 20-44 31 0,83±0,23* 22,3±1,23*
2(б) 45-60 23 2,78±0,95 35,2±2,61
3(а) 20-44 24 0,54±0,11 21,8±1,56
3(б) 45-60 25 2,65±0,57 31,9±2,18
Примечание: достоверность отличий *р<0,05 и **р<0,001 по отношению к данным контрольной группы по возрасту.
Визуальный анализ ОПТГ показал, что у музыкантов, играющих на медных духовых инструментах, уже к 30 годам наблюдается неравномерная убыль кортикальной пластинки в межзубных перегородках как на верхней, так и на нижней челюстях до 1/3 длины корней зубов. Более выраженная патология наблюдалась в области передних зубов верхней челюсти по сравнению с боковыми зубами. Эти показатели свидетельствуют об имеющемся гингивите и начальной формы хронического генерализованного пародонта у музыкантов-«духовиков» молодого возраста «1а» и пародонтите средней степени тяжести у музыкантов-«духовиков» среднего возраста («1б»), с более выраженным поражением во фронтальном отделе верхней и нижней челюстей, что, по-видимому, можно объяснить давлением мундштука музыкального инструмента на передние функциональные группы зубов во время исполнительской деятельности.
Примечание: отличия достоверны *р<0,05 по отношению к данным группы сравнения.
Таблица 6
результаты ультразвуковой и лазерной допплерографии пародонта центральных резцов у пациентов-музыкантов различного возраста (M±m)
Группы 1- «Основная» (n=70) 2 — «Сравнения» (n=51)
Подгруппы 1а (n=46) 1б (n=24) 2а (n=31) 2б (n=20)
Челюсть/ Показатели Верхняя Нижняя Верхняя Нижняя Верхняя Нижняя Верхняя Нижняя
Vas (см/с) 0,72±0,02 0,69±0,02 0,73±0,01 0,71±0,02 0,62±0,01 0,60±0,03 0,67±0,03 0,68±0,01
Qas (мл/мин) 0,03±0,001 0,03±0,001 0,03±0,001 0,03±0,002 0,02±0,001 0,02±0,001 0,03±0,001 0,03±0,002
Vam (см/с) 0,43±0,02 0,31±0,03 0,44±0,01 0,40±0,02 0,39±0,04 0,29±0,01 0,40±0,02 0,38±0,03
Vakd (см/с) 0,40±0,03 0,25±0,009 0,40±0,03 0,36± 0,03 0,34±0,01 0,23±0,01 0,37±0,02 0,34± 0,01
Qam (мл/мин) 0,03±0,002 0,03±0,002 0,03±0,002 0,03±0,002 0,02±0,006 0,02±0,004 0,03±0,02 0,03±0,01
PI 1,91±0,08 2,28±0,03 1,74±0,09 2,02±0,05 2,18±0,08 2,40±0,03 2,06±0,001 1,85±0,001
RI 0,74±0,04 0,86±0,02 0,73±0,05 0,77±0,02 0,81±0,03 0,78±0,001 0,71±0,002 0,72±0,001
ПМ (перф.ед) 15,9±0,34 13,9±0,22* 16,8±0,28 16,5±0,24 14,4±0,21 11,2±0,35* 15,3±0,67 15,2±0,14
а (перф. ед) 3,32±0,35* 2,25±0,25 2,78±0,42 2,76±0,11 4,15±0,12* 3,80± 0,46* 3,01±0,17 2,89±0,09
Kv (%) 14,1±0,26* 14,6±0,35 16,0±0,41 15,9±0,36 12,6±0,82* 13,8±0,76* 15,6±0,26 15,2±0,66
Для характеристики состояния костной ткани пародонта был рассчитан индекс Фукса. У молодых пациентов основной группы индекс Фукса во фронтальном и боковом отделах достоверно не отличался от показателей группы сравнения. Наименьшие показатели индекса Фукса определялись во фронтальном участке челюстей у пациентов основной группы в возрасте от 45 до 60 лет (0,60±0,02). Менее выраженная убыль костной ткани была в боковых отделах (0,66±0,02). В группе сравнения пациентов среднего возраста индекс Фукса достигал 0,72±0,11 для фронтального отдела и 0,74±0,06 для боковых зубов.
Результаты лазерной допплеровской фло-уметрии в области пародонта центральных резцов обеих челюстей позволили выявить в группе «1б», достоверное снижение показателя микроциркуляции по сравнению с данными группы «2б», особенно на нижней челюсти. УЗИ-допплерография также показала нестабильную микроциркуляцию тканей паро-донта во фронтальном участке нижней челюсти у музыкантов основной группы (в подгруппах «1а» и «1б») (табл. 6).
Этот факт подтвержден и данными перио-тестометрии. Установлено значительное ухудшение (более чем на 20%) демпфирующей способности пародонта фронтальных зубов верхней и нижней челюстей у музыкантов,
играющих на духовых инструментах («1а» и «1б») по сравнению с контрольной группой («2а», «2б»). У музыкантов-исполнителей средней возрастной группы результаты перио-тестометрии зубов фронтальной группы достоверно выше (р<0,001; р<0,05) показателей музыкантов молодого возраста, что свидетельствует о еще большем снижении сопротивляемости волокон периодонта нагрузке (табл. 7).
Результаты вестибулотонометрии показали наличие гипертонуса круговой мышцы рта, у молодых музыкантов, играющих на медных духовых инструментах, который в наибольшей степени (р<0,001) выражен у музыкантов, играющих на тубе (в 1,8 раза выше нормы). С возрастом тонус круговой мышцы рта достоверно уменьшается (р<0,001, р<0,05) и также наиболее значимо (в 2,8 раза) у музыкантов, играющих на тубе (табл. 8).
Исследование тонуса жевательных мышц показало, что у молодых музыкантов основной группы и группы сравнения тонус покоя и напряжения этих мышц был несколько ниже, чем у лиц среднего возраста (табл. 9). Обратная картина наблюдалась при исследовании тонуса покоя и напряжения височных мышц.
В средней возрастной группе музыкантов, играющих на медных духовых инструментах, имелись существенные отличия в тонусе жевательных и височных мышц как с правой, так
Таблица 7
результаты периотестометрии фронтальных зубов пациентов-музыкантов различного возраста (M±m)
Группы Основная (п=70) Сравнения (п=51)
Подгруппы 1 «а» (n=46) 1 «б» (n=24) 2 «а» (n=31) 2 «б» (n=20)
№ зуба Верхняя челюсть Нижняя челюсть Верхняя челюсть Нижняя челюсть Верхняя челюсть Нижняя челюсть Верхняя челюсть Нижняя челюсть
3 1,90±0,65 5,58±0,60* 11,1±0,49 14,3±0,69 1,06±0,36 2,33±0,39 8,90±0,72 10,2 ±0,85
2 3,38±0,65 7,98±0,90* 14,2 ±0,63* 16,0±0,68 2,22±0,38 3,61±0,28 11,0±0,83 13,1±1,10
1 4,40±0,62 8,48±0,76* 21,3±0,85* 17,2 ±0,62 2,78±0,36 3,67±0,28 16,1±0,84 12,4+1,24
1 4,55±0,60 9,13±0,83* 23,0±0,76* 17,4±0,98 2,95±0,37 4,00±0,33 17,4±0,83 11,9±0,91
2 3,53±0,54 8,28±0,81* 15,6±0,60* 16,2±0,61 2,22±0,31 3,94±0,39 10,0±0,69 12,9±0,84
3 2,05±0,69 5,15±0,50* 11,5±0,54 13,7±0,54 1,39±0,47 2,50±0,35 7,80±0,72 8,2±0,63
Примечание: различия достоверны *р<0,05 по отношению к данным группы сравнения.
Таблица 8 показатели вестибулотонометрии у пациентов-музыкантов разных возрастных групп (г/см2)
Возрастной интервал, годы Музыкальные инструменты
Труба (n=49) Тромбон (n=34) Туба (n=23) Ударные (n=20)
20-44 34,7±3Д3* 40,5 ±4,63** 45,7±5,89** 24,8±1,49
45-65 18,1±2,18 23,5±2,13 16,2±3,56* 25,9±1,32
Примечание: отличия достоверны при **р<0,001 и *р<0,05 по отношению к данным группы музыкантов, играющих на ударных инструментах
и левой стороны по отношению к данным группы сравнения (р<0,05).
Результаты исследования секреторной активности слюнных желез и показателей смешанной слюны у пациентов-музыкантов до и после игры на медных духовых инструментах показали, что у музыкантов молодого и среднего возраста скорость слюноотделения до исполнительской игры на музыкальном инструменте была достоверно снижена (р<0,05) по отношению к контролю и составляла 0,27±0,06 мл/мин и 0,31±0,01 мл/ мин соответственно. После исполнительской игры на музыкальном инструменте скорость слюноотделения у музыкантов, играющих на медных духовых инструментах с внеротовым мундштуком молодого (0,33±0,03 мл/мин) и среднего возраста (0,41±0,04 мл/мин) увеличивалась, но у молодых музыкантов это повышение было менее значимым.
Показатели кислотно-щелочного равновесия находились в прямой зависимости от скорости саливации (г=0,13; р=0,05). У музыкантов
молодого возраста, играющих на медных духовых инструментах, значения рН слюны в среднем равнялись 6,27±0,05, а у музыкантов среднего возраста - 6,90±0,01. Наши исследования показали, что профессиональная игровая стимуляция не оказывала существенного влияния на количественный и качественный состав белков и пептидов слюны, как в группе молодых музыкантов, так и среднего возраста.
Обращает на себя внимание уменьшенное количество в слюне фосфатов, кальция, калия и увеличенное содержание натрия, магния, что, несомненно, сказывается на формировании мицелл слюны и ее минерализующих свойствах.
После игровой стимуляции у молодых музыкантов-исполнителей количество магния, натрия понижалось и увеличивалось количество хлора и углерода, что, вероятно, связано с измененной реабсорбцией этих элементов в выводных протоках слюнных желез. Это, по-видимому, может происходить также вследствие имеющегося стресса во время игры, а, как известно, при стрессе отмечается избыток гормона кортизола, помимо прочего контролирующего и транспорт ионов в слюнных железах. Длительная профессиональная карьера (музыканты средней возрастной группы) сопровождается еще большими сдвигами в содержании кальция и фосфатов в слюне.
Выявленная нами стоматологическая патология позволяет предположить профессиональный ее характер, а также влияние психологических особенностей профессии музыкантов-духовиков.
Дополнительно мы провели специальное психодиагностическое обследование музы-
Таблица 9
результаты миотонометрии височных и жевательных мышц у обследованных пациентов-музыкантов
Группа мышц Группы пациентов Подгруппы Возрастной интервал, годы Тонус покоя (миотоны) Тонус напряжения (миотоны) Амплитуда мышечного тонуса (миотоны)
dextra sinistra dextra sinistra dextra sinistra
Жевательные Основная (п=44) 1а 20-44(п=24) 78,9+5,39 79,5+4,92 102+4,61 103+4,62 23,1+4,69 23,2+4,20
1б 45-60(п=20) 99,3+3,62* 98,9+3,28* 129+3,31* 129+3,31* 30,0+0,94* 29,8+1,33*
Сравнения (п=20) 2а 20-44(п=10) 79,8+4,31 80,0+4,48 104+5,21 104+3,89 24,2+1,55 24,0+0,98
2б 45-60(п=10) 81,6+2,27 80,9+2,47 107+3,39 106+3,26 25,2+1,75 25,3+1,70
Височные Основная (п=44) 1а 20-44(п=24) 112+2,89 112+2,24 123+4,65 123+5,30 11,1+4,14 10,9+4,48
1б 45-60(п=20) 80,6+3,47* 80,5+2,68* 108+2,43* 108+2,48* 27,8+1,52* 27,6+1,39*
Сравнения (п=20) 2а 20-44(п=10) 110+3,85 111+4,56 122+2,64 122+3,40 12,0+2,11 11,0+1,76
2б 45-60(п=10) 62,5+4,88 61,4+2,95 83,9+5,02 80,7+3,77 21,4+1,78 19,3+2,00
Примечание: различия достоверны *р<0,05 по отношению к данным группы сравнения.
кантов. Для оценки стрессоустойчивости музыкантов-профессионалов нами был выбран метод психодиагностического исследования интенсивности профессионального стресса и стресс-факторов по Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышникову (1999). В анкетировании участвовали 100 пациентов-музыкантов, играющих на медных духовых инструментах, из них 60 музыкантов-профессионалов молодого возраста и 40 человек среднего возраста. Для сравнения было проведено анкетирование 44 человек не музыкальных профессий.
Результаты анкетирования установили, что среди обследованных лиц самую высокую устойчивость к стрессу имеют лица не музыкальных профессий среднего возраста (итоговый результат равен 32,2±17,1 балла). В подгруппе молодых людей не музыкальных профессий балл стрессоустойчивости был несколько выше (52,7±23,2 балла) и тоже соответствовал норме. В подгруппе опрошенных молодых музыкантов, играющих на медных духовых инструментах, стрессоустойчивость была существенно меньше, чем в контроле, и показатели достигали 80,8±15,8 балла. Музыканты-духовики среднего возраста оказались самыми подверженными влиянию стресса, о чем свидетельствовали баллы (91,4±13,5), превысившие планку установленного диапазона стрессоустойчивости.
Конструктивные способы преодоления стресса отсутствовали у 34,8% молодых людей и у 45,5% человек среднего возраста не музыкальных профессий, у 80% молодых музы-
кантов и 40% музыкантов среднего возраста. Все музыканты для снятия стресса в 100% случаях использовали сон или общение, а 40% молодых музыкантов предпочитали физическую активность.
Анкетирование музыкантов показало, что независимо от возраста у них имеется сильная реакция на обстоятельства, на которые они не в силах повлиять. Музыканты среднего возраста сильнее подвержены стрессу, который они стараются нивелировать с помощью просмотра телевизора, еды, а также за счет агрессии на окружающих людей. Почти 50% музыкантов для преодоления стресса не используют физическую активность, а предпочитают сон и общение.
Выводы и рекомендации
В результате проведенного нами комплексного клинико-инструментального стоматологического обследования пациентов трех групп, мы смогли сформировать гипотетический морфо-функциональный стоматологический портрет (статус) музыканта, играющего на медных духовых инструментах:
1) кожные покровы лица с элементами травм, полулунными шрамами от мундштука, хейлитом, заедами губ;
2) зубные ряды с повышенным риском возникновения дефектов;
3) зубы с преимущественно некариозными поражениями в виде повышенного стирания и клиновидных дефектов;
4) хронический пародонтит, преимущественно во фронтальном участке обеих челюстей, с ослабленной локальной микроциркуляцией (по данным лазерной и УЗИ допплерографии), с достоверно сниженной демпфирующей способностью паро-донта передних зубов (по данным периотестоме-трии) и неравномерной, больше в переднем отделе, резорбцией костной ткани пародонта (по данным рентгенологических исследований);
5) гипертонус жевательных и височных мышц;
6) нарушение слюноотделения и биохимические сдвиги в смешанной слюне в результате игры на духовом инструменте.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости создания комплексной программы стоматологической профилактики и лечения выявленной стоматологической патологии.
Литература
1. Chambon Ph. «La medicine des musiciens». Sci. et avenir. - 1992. - №550. - Р. б.
2. Herman E. «Influence of musical instruments on tooth positions». Am. J. Orthod. - 1981. - Vol. 80. - P. 145-155.
3. Howard J.A. «Wind instruments: their interplay with orofacial structures». Med. Probl. Perform. Art. -1989. - Vol.4. - P. 59-72.
4. Азарных Т.Д., Тыртышников И.М. Психическое здоровье. Вопросы валеологии. Учебное пособие. -МОДЭК, МПСИ, 1999. - 112 с.
5. Акоев З.У., Золотницкий И. В., Михайлов А.Н., Есенова З.С., Лебеденко И.Ю. «Тонус жевательных и височных мышц у музыкантов, играющих на скрипке». Журнал «Cathedra - стоматологическое образование». - 2009. - №32. - С. 47-49.
6. Михайлов А.Н., Золотницкий И.В., Акоев З.У., Лебеденко И.Ю. «Состояние органов и тканей полости рта у музыкантов, играющих на различных духовых инструментах и пользующихся съемными зубными протезами». Журнал «Cathedra стоматологическое образование». - 2009. -№32. - С. 50-53.
7. Огарева А.В., Золотницкий И.В., Михайлов А.Н. «Клинико-инструментальная оценка пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах». Российский стоматологический журнал. -2007. - №4. - С. 23-25.
8. Сурсимова О.Ю. «О негативном влиянии профессиональной деятельности скрипачей на их опорно-двигательную систему». Вестник Тверского государственного университета. - 2006. - №5 (Биология и экология). - С. 36-39.
9. Хрынин С.А., Золотницкий И.В., Прокопова М.А., Науменко И.С. «Состояние пародонта передней группы зубов у музыкантов, играющих на духовых инструментах». Dental Forum. - 2012. - №5. - С. 130.
10. Золотницкий И.В, Хрынин С.А., Михайлов А.Н., Прокопова М.А. «Сравнительная оценка состояния опорно-удерживающего аппарата фронтальной группы зубов у играющих на духовых инструментах музыкантов в возрасте 40-60 лет». Dental Forum. - 2011. - №5. - С. 116-117.
11. Золотницкий И.В., Хрынин С.А., Прокопова М.А. «Влияние духовых инструментов на состояние пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах, в возрастной группе от 40 до 60 лет». Научно-практический журнал «Стоматология». - 2012. - Том 91, №5. - С. 76-77.
12. Золотницкий И.В., Хрынин С.А. «Особенности обследования и несъемного зубного протезирования музыкантов, играющих на духовых инструментах» Ортодонтия. - 2012. - №4. - С. 41-47.
13. Золотницкий И.В. Лебеденко И.Ю., Прокопова М.А., Манин О.И. «Клинико-лабораторное обследование музыкантов, играющих на медных духовых инструментах, направленное на выявление симптомов гальванизма» «CATHEDRA» №47. - 2014 - С. 16-21.
Авторы:
Золотницкий И.В., к.м.н., доцент кафедры комплексного зубопротезирования стоматологического факультета ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова, Москва Лебеденко И.Ю., Заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор, заведующий лабораторией разработки и физико-химических испытаний стоматологических материалов ФГБУ Центрального научно-исследовательского института стоматологии и челюстно-лице-вой хирургии МЗ РФ
Autors:
Zolotnitskiy I.V., Candidate of Medical Sciences, docent ofprosthetic department of stomatological faculty of Moscow Medico-Stomatological State University named after A.I. Evdokimov
Lebedenko I.U., Honoured Science Worker, Doctor of Medical Sciences, Professor, head of laboratory of stomatological materials development and its 'physic-chemical trials of Central Scientific Research Institute of Stomatology and Maxillofacial Surgery
Поступила 11.11.2015 Принята к печати 13.11.2015
Received 11.11.2015 Accepted 13.11.2015