Научная статья на тему 'Комплексное информационно-библиотечное обеспечение банковского дела (на примере ИНИОН РАН)'

Комплексное информационно-библиотечное обеспечение банковского дела (на примере ИНИОН РАН) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексное информационно-библиотечное обеспечение банковского дела (на примере ИНИОН РАН)»

В.А. Шурпаков*

КОМПЛЕКСНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БАНКОВСКОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ ИНИОН РАН)

В статье на основе многолетнего опыта работы Центра информационного обеспечения банковской деятельности и предпринимательства ИНИОН РАН продолжено рассмотрение вопросов, затронутых более десяти лет назад (1). Информационное обеспечение (ИО) понимается как «сбор-обработка-хранение-распространение» информации, в данном случае библиотечной информации, отражающей все отрасли знаний, представленные в фондах Библиотеки.

Известно, что ИО в крупных библиотеках, накопивших миллионные фонды, имеет свои особенности. Чем больше фонды, тем сложнее решаются проблемы как для самой библиотеки, так и для читателей, ради которых библиотеки и существуют. Читатели, условно говоря, также имеют свою систему ИО, хотя и не задумываются об этом. На наш взгляд, эта система может быть представлена в уточненном виде как «сбор-обработка-хранение-использование» информации. Системы ИО библиотеки и ИО читателя глубоко дифференцированы по ряду причин1.

Для удовлетворения своих информационных потребностей читатель библиотеки зачастую не обладает явным представлением о релевантности собственного поискового образа запроса и поис-

* Шурпаков Виктор Александрович - руководитель Центра информационного обеспечения банковского дела и предпринимательства ИНИОН РАН.

1 Здесь и далее автором употребляются термины, не принятые в информатике и библиотековедении - «информационное обеспечение читателя», «поисковый документ». Подобное видение, а также рассуждения о «настройке» ИО читателя на ИО библиотеки отражают личную точку зрения автора и могут стать предметом специальных дискуссий. - Прим. ред.

кового образа документа, который должен ему соответствовать. И только после практического использования информационно-поисковых систем (ИПС) библиотеки ИО читателя в элементе «сбор информации» как бы «настраивается» на ИО библиотеки в элементе «распространение информации», что способствует повышению качественной эффективности использования ИПС.

Под «настройкой» ИО читателя на ИО библиотеки мы подразумеваем освоение читателем ряда ИПС библиотеки и понимание им содержания различных форм представления поисковых документов, например, в каталожной карточке или в результате использования библиографической базы данных, или при пользовании предметным указателем в РЖ ИНИОН. Все это в конечном итоге дает возможность читателю правильно выбрать необходимую для его задач ИПС и более точно формулировать свои информационные потребности. Но для такой «настройки» ИО читателя нужно время, и чем крупнее библиотека, тем оно больше. Да и количество предлагаемых ИПС в библиотеке не всегда сразу облегчают эту проблему, так как требуется время на их освоение.

Для иллюстрации проблемы ниже дается примерная классификация ИПС в ИНИОН РАН (табл. 1).

Таблица 1

Примерная классификация общедоступных информационно-поисковых систем в ИНИОН РАН

1. Традиционные формы ИПС

1.1. Карточные каталоги:

- алфавитные каталоги - 3 (книжный - 1, журнальные - 2)

- предметный каталог - 1

1.2. Книжно-журнальные формы:

- 9 серий отраслевых библиографических указателей

- 8 отраслевых предметных указателей в РЖ ИНИОН

2. Автоматизированные (электронные) формы ИПС

2.1. Представленные на сайте ИНИОН:

- 23 сводные и тематические библиографические базы данных

- 1 «Содержание» (оглавление) всех выпусков периодического сборника анали-тико-реферативных материалов «Банки: Мировой опыт» с начала издания (1995 - 2009)

2.2. На компакт-дисках (CD-ROM):

- 8 отраслевых библиографических баз данных

Всего в ИНИОН, по нашим подсчетам, существует 53 общедоступных библиографических ИПС. Количество служебных ИПС всех видов и форм определить сложно. Некоторые позиции приведенной классификации могут показаться спорными. Возможно, отдельные позиции требуют уточнения, но цель классификации -показать широту и сложность современного информационно-поискового аппарата, используемого в ИНИОН, т.е. того, с чем сталкивается читатель.

Конечно, читателю не надо глубоко изучать ИПС ИНИОН. Необходимую ему библиографическую информацию он соберет, обращаясь в различные подразделения Института, на что затрачивается значительное время. Задача по сокращению времени на ИО читателя в рамках отдельной узкой темы знаний (в данном случае - банковского дела) решается созданием специализированного подразделения.

В ИНИОН таким подразделением является Центр информационного обеспечения банковской деятельности и предпринимательства, созданный в 1995 г. согласно Договору об информационном сотрудничестве между ИНИОН РАН и Центральным банком России. Договор ставит своей целью развитие финансового и банковского дела в Российской Федерации, требующее постоянного информационного обеспечения, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта. Позже к договору присоединилась Ассоциация российских банков.

Выбор направления деятельности Центра был не случаен. В начале 1990-х годов экономическая, финансовая, банковская, биржевая тематики пользовались сверхвысоким спросом. И если в начале своей деятельности при ограниченности новых информационных ресурсов Центр пытался сделать сферу своих научно-информационных интересов как можно шире, то позже, при лавинообразном росте экономической литературы часто невысокого научного качества, стратегия деятельности была скорректирована. Было отдано предпочтение финансово-кредитной, банковской тематике, в первую очередь зарубежной.

Центр осуществляет свою деятельность с использованием научного фонда ИНИОН, своего подсобного книжно-журнального фонда, автоматизированных библиографических баз данных (БД) ИНИОН, собственных БД и других организаций с использованием Интернета. Виды и формы информационно-библиотечных работ (услуг) Центра представлены в табл. 2.

Таблица 2

Виды и формы информационно-библиотечных работ (услуг) Центра

1. Справочно-информационное консультирование потребителей информации Центра

2. Поиск и предоставление информации из библиографических БД ИНИОН

3. Поиск и предоставление информации из собственных полнотекстовых БД Центра

4. Поиск и предоставление информации с использованием Интернета

5. Ручной подбор информационных материалов по теме посетителя из подсобного фонда Центра

6. Предоставление книжно-журнальных материалов из подсобного фонда Центра

7. Работа с подсобным фондом Центра (организация книжной выставки, пополнение, изъятие источников, ведение каталогов)

8. Выполнение разовых информационных справок

9. Оформление и техническое ведение договоров

10. Организация и выполнение работ по договорам

11. Организация ксерокопирования материалов из фондов Центра

12. Сканирование материалов из фондов Центра

Книжный фонд Центра комплектуется частично из книг Фундаментальной библиотеки (ФБ) ИНИОН (в настоящее время это в основном литература справочного характера по финансам и кредиту) и новейших изданий из различных источников, в том числе подаренных авторами. Журнальный фонд создается за счет подписки, но большая часть журналов присылается бесплатно банковскими организациями (Центральный банк РФ, Ассоциация российских банков, Национальный банк Республики Беларусь и др.) и редакциями финансово-банковских журналов («Деньги и кредит», «Аналитический банковский журнал», «Банковское дело», «Национальный банковский журнал» и др.).

Услугами Центра пользуются читатели ФБ ИНИОН, сотрудники Института и других организаций РАН, Банка России, Ассоциации российских банков, различных научных и деловых структур. Для

разового посещения Центра записываться в Библиотеку необязательно, но всех посетителей регистрируют.

Довольно часто посетители заранее по телефону или по электронной почте договариваются с сотрудниками Центра о дате и времени своего посещения. Как правило, это дипломники или аспиранты московских вузов, получившие рекомендацию от своих научных руководителей воспользоваться услугами Центра. Нередко работники банковской сферы в целях сохранения служебной тайны стараются не афишировать принадлежность к определенному банку.

Сотрудники Центра поддерживают широкие и дружеские связи с ведущими вузами столицы в своей области знаний. Это МГУ им. М.В. Ломоносова, Финансовая академия при Правительстве РФ, Государственный университет управления, Государственный университет-Высшая школа экономики и др.

По сути дела, в Центре осуществляется большинство видов и форм научно-информационной и библиотечной деятельности, представленных в ИНИОН, что свидетельствует о его комплексном характере. И если информационные интересы посетителя совпадают со сферой деятельности Центра, ему не нужно обращаться в другие специализированные подразделения ИНИОН. Некоторые виды информационно-библиотечных работ и услуг в Центре платные. Это работы, связанные с использованием компьютерной тех-ники,ксерокопирование, сканирование.

Необходимо отметить, что Центр предлагает некоторые формы обслуживания, которые отсутствуют в других подразделениях ИНИОН. Одной из таких форм является справочно-инфор-мационное и научное консультирование. У потребителя информации выясняют тему его научного исследования, обсуждают с ним основные проблемы его работы и предлагают формы информационного обслуживания для решения его круга задач с использованием информационно-поисковых систем и информационных ресурсов Центра и ИНИОН. Информационное консультирование получают все посетители Центра. Именно эта форма работы с читателем дает возможность говорить о личной системе ИО читателя (как концепции).

Другой формой работы, осуществляемой только в Центре, является подготовка к изданию и предоставление читателям материалов в печатном и электронном виде периодического аналитико-реферативного сборника «Банки: Мировой опыт». Эту работу Центр ведет с 1995 г.

В сборнике отражаются только результаты зарубежных исследований, опубликованные на английском, французском, немецком, испанском и польском языках и не публиковавшиеся ранее на русском. Материалы готовят в основном специалисты ИНИОН и представители московских вузов, реже - зарубежные ученые. Организацию работ по подготовке материалов и составление сборника осуществляет Центр. Издает сборник на договорной основе с ИНИОН издательский дом «Хроникер». Основными подписчиками сборника являются российские и зарубежные банки, вузы и крупнейшие библиотеки России. Подписаться можно с любого номера любого года издания сборника по настоящее время. Лаг использования материалов сборника значителен и, как правило, крупные банки и библиотеки вузов выкупают издания сборника, начиная с первого выпуска.

Источниками аналитических и реферативных публикаций сборника в начале его издания были только фонды ФБ ИНИОН РАН и Научной библиотеки Центрального банка РФ, крупнейшей библиотеки по банковскому делу в стране. В настоящее время основным источником для материалов сборника стал Интернет.

Мы ищем и копируем для реферирования выставленные в Интернете публикации Международного валютного фонда, Федеральной резервной системы (Центральный банк США), Европейского центрального банка, Банка международных расчетов, центральных банков отдельных стран и различных международных финансовых организаций. Правда, большинство из этих изданий ИНИОН получает позже в печатном виде, но публикации в Интернете практически на год опережают их появление в каталогах и БД ИНИОН. Материалы Всемирного банка мы не используем, так как практически все свои публикации банк дает и на русском языке, а это не согласуется с концепцией сборника - отражать только зарубежные материалы, не публиковавшиеся на русском языке.

Подбор информационных источников для аналитических обзоров и реферативных материалов сборника осуществляется с ориентацией на российского читателя. Отбираются информационные источники, содержащие новейшие тенденции развития банковского дела за рубежом, оценку состояния финансово-кредитной сферы (мировой и в отдельных странах, включая Россию), новые банковские услуги и продукты, опыт управления банковской сферой на различных уровнях и т.д. Начиная с 2007 г. уделяется значительное внимание вначале надвигающемуся, а затем «неожиданно» (!) разразившемуся глобальному финансовому кризису и антикризисным мерам.

Ознакомиться с «Содержанием» (оглавлением) всех выпусков сборника можно не только в помещении Центра, но и в режиме удаленного доступа - по Интернету. На сайте ИНИОН в разделе информации о Центре можно прочитать «Содержание» сборника (2), составленное из заглавий материалов - обзоров и рефератов, - с делением по годам и номерам выпусков (около тысячи заглавий). Текст «Содержания» дан в формате «pdf», и по нему возможен автоматизированный поиск по одному слову или его части. В работе над сборником мы старались сделать заглавия материалов как можно информативнее, отражающие основные проблемы первоисточника.

Материалы сборника расширяют научно-проблемную и терминологическую базу читателей. Перевод новых терминов или «старых» терминов, но в новом значении - сложнейшая задача при подготовке реферата. Естественно, печатные словари, в том числе и специальные, таких терминов не содержат, обновление и редактирование терминологии в них происходит далеко не каждый год. Электронные словари более гибкие, в них обновление происходит чаще, но и они далеко не всегда выручают. Обсуждение проблемы на виртуальных терминологических форумах не всегда решает ее, иногда может запутать, да и растянуто во времени. А перевод нужен сейчас. Обращение к специалистам в банках показало полную бесперспективность таких попыток. Это неудивительно, поскольку зарубежная банковская сфера в своем развитии во времени значительно опережает российскую. Только переводчики Центрального банка РФ могут выручить немедленно. Спасибо им за это, но и они не всегда доступны, да и подобные терминологические консультации не входят в круг их обязанностей. Так или иначе, но проблема перевода новых терминов решается.

Материалы сборника «Банки: Мировой опыт» являются наиболее востребованным информационным ресурсом Центра. Публикации из сборника часто перепечатывают с нашего согласия другие российские банковские журналы, что свидетельствует об их актуальности. Приходили заказы на отдельные материалы сборника из Казахстана, Украины, Польши, Великобритании, Колумбии, Мали.

В 2009 г. на основе напечатанных ранее материалов сборника «Банки: Мировой опыт» по заказу Финансовой академии для использования в учебном процессе подготовлен к печати тематический сборник «Международные банки и финансы». Это первый

опыт централизованного использования аналитико-реферативных материалов ИНИОН в учебном процессе вуза.

Подведу некоторые итоги 15-летней деятельности Центра. Можно с уверенностью сказать, что комплексное информационно-библиотечное обеспечение не только сокращает время читателя на получение релевантной информации, но и часто корректирует саму тему его исследования за счет быстро доступных информационных услуг и ресурсов. Услуги Центра вышли далеко за рамки традиционного библиотечного обслуживания, поэтому называть Центр чисто библиотечным подразделением будет не точно.

Центр информационного обеспечения банковской деятельности и предпринимательства ИНИОН РАН - специализированное подразделение Института, где переплелись и дополняют друг друга научное и информационно-библиотечное обеспечение, что способствует изучению, обобщению и распространению отечественного и зарубежного опыта в области банковского дела.

Правда, настойчиво рекомендовать создание подобных информационных центров в других библиотеках мы не вправе. 15-летний опыт деятельности Центра показал, что основные проблемы его функционирования связаны не столько с первоначальными сложностями организации, сколько с последующей постоянной необходимостью доказательств целесообразности его существования в условиях стремительного развития информационной среды.

Подобные центры информационного обеспечения - «штучное», не типовое подразделение, отражающее кадровые, технические, экономические возможности современной библиотеки и концептуальное направление ее развития.

Литература

1. Шурпаков В.А. Центр информационного обеспечения банковской деятельности и предпринимательства ИНИОН РАН как форма комплексного информационно-библиотечного обслуживания // Библиотечно-информационное обеспечение в области социальных и гуманитарных наук на пороге XXI века: Материалы научной конференции, Москва, 26 мая 1998 г. / РАН. ИНИОН. Фундам. б-ка; Редкол.: Ю.С. Пивоваров (отв. ред.) и др. Сост. В.З. Григорьева. - М., 1999. -С. 94-99.

2. Банки: Мировой опыт: Сб. аналит. и реф. материалов по зарубеж. источникам: Содержание всех выпусков сборника с начала издания, 1975-2010. Режим доступа: http ://www.ol d.inion. ru/centers/bank_opyt.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.