Таблица 3
Предприятие Мощность, Коэффициент использования производственных мощностей, %
т в год 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
ОАО «Молочный комбинат» (Тимашевск) 180000 53,5 64,6 64 84 99,2
ЗАО «Кореновский МКК» 150000 36,6 36,5 48,4 47,5 47,2
ОАО «Сыркомбинат “Калининский”» 110000 45,2 57,3 51,6 47,7 52,9
ЗАО «Сыродел» (Староминская) 72000 84 87,3 84,6 97,7 99,6
ЗАО фирма «Калория» (Каневской р-н) 90000 53,1 58 58,8 51,8 57,8
ЗАО «Тбилисский маслосырзавод» 39000 68,9 76,7 83 82,5 80,1
ОАО «Кропоткинский молокомбинат» 65000 75 71,3 59,7 60,6 51,3
Прочие 858300 46,3 45,9 42,7 35,3 31,3
Итого по отрасли 1564300 50 52,4 50,9 49 48,9
ное, холодильное, кормозаготовительное и другое необходимое оборудование, выступая посредниками между компаниями, производящими оборудование, и частными сельхозтоваропроизводителями.
Один из путей усовершенствования ресурсообеспе-ченности молочной отрасли Краснодарского края -создание молочных мегаферм. Такая мегаферма рассчитана на 2000 коров, что дает около 14 млн л молока в год.
Помимо этого, целесообразно организовывать молочные комплексы на уровне сельского муниципального образования, района, края в форме союза производителей молока, переработчиков и торговли. Такие структуры позволят ликвидировать имеющиеся проти-
воречия, повысить производство молока, полностью загрузить мощности молочных заводов, при разумном механизме взаимодействия обеспечить необходимый уровень экономической эффективности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агропромышленный комплекс Кубани. Стат. сб. - Крас -нодар, 2005. - 243 с.
2. Благивский И.М. Молочные продукты Кубани - всей России // Молочная пром-сть. - 2003. - № 1. - С. 35-39.
3. Новаковский А.Г. Молочная промышленность Красно -дарского края // Молочная пром-сть. - 2006. - № 1. - С. 14—16.
Кафедра экономики и управления производством
Поступила 27.07.06 г.
656.13.003
КОМПЛЕКСНАЯ СТА ТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКО-МА ТЕМА ТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Б.О. ХАШИР
Кубанский государственный технологический университет
Экономико-математические модели показателей работы предприятия должны отражать наиболее важные закономерности преобразования поступающих материальных, финансовых ресурсов в производимую продукцию [1-3]. При построении таких моделей за основу были приняты характеристики финансового функционирования пищевого комбината. Для этого все ресурсы и производимая продукция выражались в стоимостной (денежной) форме. Это позволило получить систему взаимосвязанных экономических модулей для определения различных показателей, необходимых руководству предприятия для принятия управленческих решений по планированию производства, назначению цены на выпускаемую продукцию, управлению разного рода затратами, кредитами, оценке возможной прибыли, накоплению финансовых средств.
Для определенного экономического показателя нужна отдельная математическая модель. Чаще всего на практике возникает ситуация, когда руководству
предприятия необходима информация по нескольким показателям сразу, для этого необходимо иметь универсальную объемную модель. Анализируя предлагаемые модели допускаем, что доминирующим фактором является объем производства пищевой продукции Х(п), от которого зависят многие другие показатели. При этом показатель Х(п) в различных моделях представлен как выходной показатель или как входной задаваемый параметр. Поэтому комплексная модель должна включать в себя (в качестве основного блока) блок вычисления объема производства Х(п).
Переменные и постоянные затраты производства относятся к числу параметров, на которые руководители активно воздействуют различными путями: совершенствование технологии, повышение производительности производства, совершенствование заработной платы, изменение численности персонала. Для повышения эффективности производства крайне важен контроль этих показателей: переменных П(п) и постоянных 2(п) затрат. Для их расчета также предусмотрены отдельные блоки.
Следовательно, блок общей комплексной модели должен включать следующие блоки:
Следовательно, структурная модель определения объема производства Х(п) является моделью с по ложи-
определения объема выпуска пищевой продукции тельной обратной связью по выходной величинеХ(п) с
Х(п);
расчета переменных затрат и(п); расчета постоянных затрат 2 (п).
запаздыванием поступления выручки на 1, 2, 3, ..., г периодов (рисунок).
Для определения Х(п) на период п необходима ин-
Для упрощения схемы расчетов обозначим годовой формация о собственных и привлекаемых финансовых
период средствах Ссрс и Скр, об объеме выпущенной продукции
за предыдущие периоды работы предприятия
д•ер $ у[Цл)-а0Ц(1)]; Аг $агЦ<1>.
(1)
Тогда выражение для определения объема производства Х(п) примет вид
х (п) $ С-р_ (п) + Скр (п, п + 1) + £х (п - г)аг Ц(1) - 2(п)
Д-ер, (2)
где Ссрс(п) - собственные резервные финансовые средства предпри -ятия, тыс. р., которые могут быть использованы для обеспечения заданного объема производства на единицу продукции Х(п), этот пока -затель определяется по данным месячного отчета предприятия; Скр(п) - сумма полученных кредитов банка, которые не должны по -гашаться в анализируемый период года (месяц, квартал).
"Х(п —г) и удельном весе ее реализации а„ индексе
г $1
цен Ц(1), обязательных налогах и платежах, входящих в параметры П(п) и 2(п), а также заработной плате.
Необходимые затраты и(п) и 2(п) рассчитываются в отдельном блоке по зависимостям
ОМ1) + Ч (1)С(1) + Ч (1)С(1) + Ч (1)С(1) +
тп Стп + Ч кч Скч + Ч э- Сэ- + Чт Ст +
п $ 1
+ С3-)о (1 + Р-ф + Рфе- + Рфм- + Рфз ) - Свозв ; (3)
К
2(п)$г Скр (п -1 п)(1^)+ Оэ-.об- сЭ-) +
п -1 ткр
+ОтСТ1)+ С ^р + сЗ-.Об- (1 + Р-Ф +
+ Рфе- + Рфм— + Рфз ) + У€мзС0 + С
м€р.—б -
(4)
где д^)- расход п-го сырья на единицу продукции; С1 - стоимость единицы п-го сырья; д^ - количество комплектующих материалов У-го типа; С - стоимость одного комплектующего материала У-го типа; дЭ? - расход электроэнергии на изготовление единицы продук -ции, кВт • ч; СЭ? - стоимость 1 кВт • ч электроэнергии; д^1' - расход топлива на изготовление единицы продукции; С*1.' 0 - объем заработной платы персонала, непосредственно участвующего в производстве, на единицу продукции; р?ф, рф__, рфм_, рф* - индексы платежей в фонды: пенсионный, социального и медицинского страхования и РФ; СВ0зв - стоимость возвратных средств на
занятости населения
доход вычисляется как произведение количества проданной продукции на цену 1 ед. продукции;
на валовую прибыль предприятия начисляется на -лог на прибыль;
чистая прибыль Рг предприятия определяется зависимостью
Рг $1 —
(1 - Р-р [ (1)-З(1)]х-р
единицу продукции (реализованных отходов); Сф (п — 1, п) а стоимость погашения кредита в период п, взятого в период (п - 1); бэп.обс - расход электроэнергии на непроизводственные цели; акр -процентная ставка при возврате кредита; Сар - арендная плата за пе -риод п; Сзп.обс - стоимость заработной платы обслуживающего персонала; Уамз - индекс амортизационных отчислений на здания в пери -од п; Смар.сб - стоимость мероприятий по маркетингу и сбыту.
Блок определения объема производства продукции дает возможность подготовить заблаговременно все возможные варианты наиболее рациональных управленческих решений на возникающие и прогнозируемые изменения всех задействованных в процессе показателей. Использование данной модели позволяет прогнозировать наступление момента дестабилизации производства и заблаговременного принятия решения по недопущению критической ситуации.
При планировании объема производства продукции Х(п) необходимо добиваться выполнения двух наиболее важных требований:
обеспечение платежеспособности предприятия в любой период времени п, (п + 1), ..., (п + г);
обеспечение приспособленности продукции предприятия к потребностям (спросу) рынка.
Выражение (2) показывает, какой объем производства пищевой продукцииХ(п) в период п обеспечен финансовыми ресурсами.
При нестабильности затрат и финансовых ресурсов план объема выпуска пищевой проду кции должен быть уменьшен или приняты меры по уменьшению затрат, иначе возникнет проблема неплатежеспособности предприятия.
Блок финансового функционирования является важным блоком структурной комплексной модели, при его разработке были приняты следующие предположения [1, 3]:
собственные финансовые ресурсы пищевого комбината создаются из прибыли предприятия от реализации продукции в период п и предыдущие периоды (п - 1), (п - 2), ..., (п - г);
прибыль - разность между доходом - выручкой от продажи ранее выпущенной пищевой продукции и затратами на ее производство, хранение и сбыт; произведенная, но не проданная продукция не может учитываться в прибыли, так как не известно, будет ли она продана и по какой цене;
где Р ф - индекс налога на прибыль; З(1) - затраты на производство 1 ед. пищевой продукции с учетом ее хранения; Хпрод - объем реализации пищевой продукции; при Ц(1) < 3(1) Р„р = 0, т. е. налог на при -быль не взимается, поскольку ее нет.
Блок финансового функционирования предназначен для проведения анализа структуры, прогноза затрат на производство продукции и поступления дохода (выручки) от ее реализации.
На основе сопоставления в денежной форме производства продукции с ее реализацией принимается решение об объеме производства продукции в будущем, руководством предприятия намечаются мероприятия по повышению прибыльности (или обеспечению безубыточности) предприятия, по ускорению сбыта.
Анализ результатов финансовой деятельности предприятия проводится на конец рассматриваемого периода времени п, так как основные поступления за реализацию продукции, а тем более фактические затраты (зарплата, плата за электроэнергию, топливо, сырье, пенсионный фонд РФ, фонд соцстрахования, налог на прибыль и др.) осуществляются в конце периода (месяца, квартала).
Размер выручки (дохода) Вср рассчитывается по данным о фактических продажах пищевой продукции
е—р $"Х(п -г)агЦ
а I 1(1)
(6)
где Х(п — г)€г - объем продукции, произведенный в период (п — г) и реализованный в период п Эг - относительная доля фактически реализованного объема продукции, произведенного в период (п — г) и проданного в период п:
х(п - г, п).р;
X (п -г) ;
(7)
Х(п — г)пр - объем пищевой продукции, проданной в период п, изго -товленной в период (п — г).
Валовая прибыль
те $ е—р - З $ Г Х(п - г)аг Ц(1) - [Х(п)и + ¿]. (8)
Если РВ > 0, то необходимо будет уплатить налог на прибыль. В этом случае чистая прибыль предприятия будет определятся зависимостью
Р $ Рв—(1—МЁ*(п—г>гц(1)— [Хпи & г]1. (9)
т
г $ 0
а
г $ 0
Из схемы модели блока формирования прибыли предприятия по выпуску пищевой продукции, как для случая одного производимого изделия, так и для полного объема, можно сделать вывод, что несмотря на их различие, в персональной ЭВМ вычисление выходных переменных Х(п) и составляющих прибыли РВ и Рг может проводиться одновременно. Для этого составляется программа, в которой общие необходимые для вычисления переменных Х(п), РВ, Рг входные или промежуточные данные должны вычисляться один раз (и(п), 1{п\ Х(п - 1), Х(п - 2), Х(п - 3), Х(п - 4), ..., Х(п - г)) и затем использоваться для определения выходных данных этих моделей. Такое построение единой модели целесообразно для решения задач прогнозирования функционирования предприятия, где ряд коэффициентов ао, а1, а2, ..., агпринимается по статистике удельного веса продаж продукции, накопленной предприятием за предыдущее время.
Для определения реально достигнутой прибыли в период п коэффициенты а0, а1, а2, ..., аг должны отражать фактический, а не прогнозируемый удельный вес продаж и вводиться в качестве реальных исходных данных [1, 3].
Для предприятий по выпуску пищевой продукции непрерывное получение и обработка количественных данных о движении продукции, накопления и расхода финансовых средств является затруднительным из-за недостаточного внедрения автоматизированных систем получения и обработки информации. Поэтому на практике обработка данных о ходе производства, затратах, платежах, продаже продукции, поступлении выручки производится дискретно с периодом в один ме -сяц в один квартал. Поэтому рассмотренные ранее модели являются дискретными, в них номер периода дискретности обозначен символами п, (п — 1), (п - 2), (п - 3), ..., (п — г). Символом п обозначается рассматриваемый текущий период, (п - 1) - период, предшествующий периоду п, (п - 2) - на два периода более ранний по сравнению с п периодом, (п — г) - период, отстоящий от периода п на г периодов.
Переменные, представленные в моделях: объем производства пищевой продукции, переменные и постоянные затраты, собственные и привлекаемые финансовые средства, возврат кредитов являются дискретными величинами и относятся к периоду, обозначенному в виде п, (п - 1), ..., (п — г). ПеременныеХ(п), Х(п - 1), Х(п - 2), ..., Х(п — г), и(п), 1(п), Ц(1)(п), Ссрс(п), Скр(п - 1, п) являются дискретными величинами, представляющими сумму данного фактора за период п, (п - 1), (п- 2), ..., (п - г). Обозначение Скр(п — 1, п) отражает сумму кредита, полученного в период (п - 1), возврат с процентами которого будет осуществляться и в период п. Удельный вес суммы возврата в период обозначается следующим за Скр(п - 1, п) множителем, в форме
(1 + акр )
тк,
или Р 2 $
(1+ а кр )
т„.
(10)
С учетом введенных обозначений и дискретной сущности переменных, исходные данные для моделирования должны соответствовать рассматриваемому периоду времени. Это относится ко всем данным, входящим в переменные и постоянные затраты и(п), 2(п), удельные веса а0, а1, а2 ..., а^ реализации пищевой продукции. Учет таких сведений должна вести бухгалтерия предприятия и предоставлять их персоналу, который проводит моделирование для подготовки вариантов решений руководства. Для ускоренного процесса моделирования на предприятии целесообразно ввести в систему бухгалтерской отчетности систематическое определение за период дискретности п переменных затрат на 1 ед. продукции и(п) и постоянных затрат 2(п) за период п. Аналогичные сведения бухгалтерия предоставляет по наличию собственных финансовых средств Ссрс (п) на начало периода п, поступающих кредитов Скр(п), платежах по возврату кредитов в период п с учетом процентной ставки Скр(п - 1, п) Вг.
Р2 $
(1 + акр )
т,,
где ткр - срок предоставления кредита в периодах (т. е. Шкр - число периодов); акр - процентная ставка за год.
Постоянный учет этих сведений в бухгалтерии по -зволяет быстро готовить исходные данные для экономического моделирования, проводить расчеты и организовывать моделирование по вопросам, необходимым для принятия решений по управлению предприятием.
Наличие обратной связи является особенностью структурных моделей. Входящие в них слагаемые Х(п - 1), Х(п - 2), ., Х(п - г) не являются входной информацией, а представляют выходную информацию модели объема производства продукции соответственно за период (п - 1), (п - 2), ..., (п - г). Таким образом, выходная информация за п-й период задерживается на 1, 2, 3, ..., г периодов и по обратной связи влияет на выходную информацию следующих за п-м периодов. Положительная обратная связь действует с запаздыванием на 1, 2, ..., г периодов.
В зависимости от степени оснащенности предприятия вычислительной техникой, наличия или отсутствия соответствующего персонала могут применяться различные способы использования представленных моделей:
проведение арифметических расчетов по конечным формулам для получения экономических показателей предприятия за рассматриваемые периоды без применения ЭВМ;
разработка отдельных программ для каждого пока -зателя деятельности предприятия и проведение расчетов по этим программам;
разработка о бщей комплексной модели с единой базой данных и блоком для получения отдельных показателей функционирования предприятия.
Большинство исходных данных, необходимых для проведения экономического анализа, являются данными бухгалтерского учета, их целесообразно готовить в бухгалтерии по формам, удобным для применения в ЭВМ.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Экономические аспекты управления малым
бизнесом лесопромышленного комплекса», проект № 05-02-021-64а.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петровский В.С. Экономико-математические методы. - Воронеж: ВГЛТА, 2000. - 158 с.
2. Петровский В.С. Моделирование систем управления. -Воронеж: ВГЛТА, 2000. - 178 с.
3. Хашир Б.О., Хуажев О.З. Маркетинговые аспекты экономического управления лесопромышленным комплексом. - Воро -неж: ВГУ, 2003. - 140 с.
Кафедра экономики и финансов
Поступила 17.10.06 г.
658.114.334.00176
РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Э.Ф. ХАНДАМОВА, М.С. ФИЦУРИНА
Кубанский государственный технологический университет
Формирование конкурентной рыночной экономики и ее структурная перестройка являются серьезным испытанием способности производственных предприятий адаптироваться к изменениям внешней среды. Важным становится обеспечение устойчивости развития, повышения конкурентоспособности и управляемости субъектов производственной сферы. Для решения этих проблем внедряются новые методы управления промышленным предприятием, базирующиеся на использовании инструментов маркетинга и рекламы, которые становятся значимыми в повышении эффективности их функционирования
Однако вследствие нерационального использования маркетингового инструментария наблюдается спонтанность формирования маркетинговых и рекламных коммуникаций. Такое положение сказывается на эффективности маркетинговой деятельности субъектов предпринимательства производственной сферы (перерабатывающей, машиностроительной, пищевой, парфюмерно-косметической и других отраслей), которые в результате этого не способны реализовать сбалансированное по ресурсам экономическое развитие и обеспечить поддержание конкурентоспособного статуса предприятия. Изменить создавшуюся ситуацию возможно путем разработки методического подхода к построению организационно-экономического механизма маркетингового управления и его использования для адаптации ресурсных возможностей и инновационного потенциала промышленного предприятия к внешнему окружению.
Разработка организационно-экономического механизма маркетингового управления инновационным процессом на предприятии базируется на синтезе тео-
ретических положений общего менеджмента, принципов инновационного менеджмента и функций маркетингового управления предприятием, ориентированных на динамичные оптимальные решения, направленные на привлечение инвестиций в инновационную деятельность, создание предпочтений к инновационному продукту, увеличение доли предприятия на рынке. Особую значимость в рамках этой разработки приобретает соединение элементов стратегического, инновационного и тактического маркетинга, обеспечивающих рациональное использование ресурсов предприятия, в том числе в едином коммуникационном поле. Разработка организационно-экономического механизма предусматривает реализацию мероприятий по следующим направлениям:
проведение маркетинговых исследований по но -вым продуктам, сегментам рынка и пробному размещению инновационного товара;
формирование и введение в действие технологиче -ского и коммерческого заделов новых (или усовершенствованных) продуктов и технологий (продуктовые и процессные инновации);
создание процессных инноваций, ведущих к экономии наиболее дорогостоящих покупных ресурсов и снижению постоянных издержек.
Существует ряд научных работ в области методоло -гических основ инновационной теории. С одной стороны, они свидетельствуют о сложности и многоаспект-ности создания инновационного продукта из-за необходимости глубокого проникновения в сущностное его содержание, с другой стороны, - двояко рассматривают проблемы управления инновационным процессом: либо с позиции маркетинга, когда «в основу маркетинговой деятельности положена задача определения достоверной потребности в той или иной продукции» [1], либо с позиции инновационного менеджмента, пред-