Научная статья на тему 'Комплексная программа развития национального исследовательского университета'

Комплексная программа развития национального исследовательского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕСУРСО-ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ / УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОГО УРОВНЯ / NATIONAL RESEARCH TOMSK POLYTECHNIC UNIVERSITY / COMPLEX DEVELOPMENT PROGRAM / PRIORITY DEVELOPMENT FIELDS / TECHNOLOGIES FOR RESOURCE-EFFICIENT ECONOMY / WORLD LEADING UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чубик Петр Савельевич, Могильницкий Сергей Борисович

В статье отражена стратегия развития Национального исследовательского Томского политехнического университета лидера технического образования в России, стремящегося войти в группу университетов мирового уровня. На основе анализа условий и факторов, оказывающих существенное влияние на стратегию развития университета в новых условиях, разработана пятая Комплексная программа на 20112015 гг. Приводятся основные положения Программы как итогового документа, интегрирующего основные программы развития вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чубик Петр Савельевич, Могильницкий Сергей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TPU development strategy

The paper covers the development strategy of National Research Tomsk Polytechnic University the leader of Russian technical education striving to join the group of world leading universities. The fifth Complex Development Program for 2011-2015 was developed on the basis of analysis embracing conditions and factors considerably influencing TPU development strategy. The paper also describes the basic provisions of the Program as its final document integrating major development programs of the university for the next five years.

Текст научной работы на тему «Комплексная программа развития национального исследовательского университета»

П. С. ЧУБИК, профессор, ректор С.Б. МОГИЛЬНИЦКИЙ, доцент, начальник информационно аналитического управления

Комплексная программа развития национального исследовательского университета

В статье отражена стратегия развития Национального исследовательского Томского политехнического университета - лидера технического образования в России, стремящегося войти в группу университетов мирового уровня. На основе анализа условий и факторов, оказывающих существенное влияние на стратегию развития университета в новых условиях, разработана пятая Комплексная программа на 20112015 гг. Приводятся основные положения Программы как итогового документа, интегрирующего основные программы развития вуза.

Ключевые слова: Национальный исследовательский университет, Комплексная программа развития, приоритетные направления развития, технологии для ресурсоэффективной экономики, университет мирового уровня.

Томский политехнический университет является автором инновационного проекта «Комплексная программа развития вуза ». Начиная с 1991 г. развитие университета определяется пятилетними комплексными программами развития (КПР). На основе системного анализа ситуации в стране и мире в целом, основных трендов в сфере высшего профессионального образования формируются цель и задачи развития на ближайшую пятилетку, индикаторы их достижения и необходимые ресурсы. Выполнение четырех КПР позволило нашему вузу достичь следующих результатов.

В ходе выполнения первой программы (1991-1995 гг.) были решены задачи формирования и становления института как технического университета, отработаны эффективные механизмы повышения качества, продуктивности и результативности деятельности технического университета в условиях рыночного социально-экономического уклада, а также выполнены условия интеграции вуза в международную академическую систему, гуманизации и демократизации его жизнедеятельности.

В 1996-2000 гг. осуществлен переход университета на траекторию устойчивого динамичного развития в условиях рыночной экономики при сохранении традиций университета как вуза, обеспечивающего

подготовку инженерных и научных кадров, способных оказать заметное влияние на экономику региона, науку, образование и культуру; созданы основы для широкого вхождения университета в мировое научно-образовательное пространство и превращения его в один из ведущих технических университетов России.

В результате выполнения программы 2001-2005 гг. университет укрепил свое лидирующее положение в сфере высшего

Г

Из жизни вуза

71

профессионального образования России и успешно продолжил интеграцию с мировым научно-образовательным пространством.

В период выполнения КПР 20062010 гг. значительно окрепли экономические отношения предпринимательского и корпоративного характера при сохранении академических ценностей; осуществлен переход к развитию по модели исследовательского университета.

В настоящее время на основе тщательного анализа условий и факторов, оказывающих существенное влияние на стратегию развития университета в новых условиях, разработана пятая комплексная программа на следующий пятилетний период. Основные положения КПР Национального исследовательского Томского политехнического университета на 2011-2015 гг. приведены ниже.

Вызовы внешней среды

Стратегия ведущих российских университетов в начале XXI в. определяется рядом глобальных мировых тенденций, изменением социально-экономического базиса страны, переходом на инновационный путь развития и становлением новых ценностно-смысловых характеристик образования. Основными проблемами, стоящими перед человечеством в настоящее время, являются:

• изменение климата;

• старение населения и проблемы здравоохранения;

• продовольственная безопасность в глобальном масштабе;

• национальная безопасность, в том числе энергетическая;

• экология и сохранение окружающей среды.

На глобальные проблемы современности накладываются вызовы системе высшего профессионального образования национального масштаба:

■ интеграция России в мировое экономическое и научно-образовательное пространство;

■ сокращение числа выпускников школ из-за демографического спада;

■ преодоление последствий финансово-экономического кризиса:

- трудоустройство выпускников,

- развитие системы дополнительного образования,

- финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ со стороны реального сектора экономики;

■ переход на уровневую систему образования и введение ФГОС.

Обозначенные выше трудности диктуют необходимость адекватной реакции университетов и системы ВПО в целом. Курс на кардинальную технологическую модернизацию российской экономики как приоритет следующего десятилетия требует, с одной стороны, подготовки кадров с новыми компетенциями, а с другой - формирования в системе высшего образования центров инновационных идей и технологий (центров превосходства). В первую очередь такими центрами должны стать ведущие российские университеты мирового уровня. Термин «университет мирового уровня » означает не только улучшение качества об-

разовательных услуг и научных исследований, но и способность конкурировать на глобальном рынке интеллектуального труда. Можно выделить следующие основные признаки такого университета:

♦ концентрация талантов(преподаватели и студенты);

♦ изобилие ресурсов для создания творческой атмосферы и проведения опережающих научных исследований;

♦ эффективная система управления, заинтересованная в инновациях.

Основными причинами, осложняющими вхождение российских университетов в группу мировых лидеров, являются:

♦ низкий уровень интеграции российской науки в мировую и соответственно низкий индекс цитируемости трудов ученых;

♦ дефицит публикаций в зарубежных журналах с высоким импакт-фактором;

♦ недостаточная степень интернационализации (низкая академическая мобильность преподавателей, ученых и студентов);

♦ недостаток ресурсного, в том числе бюджетного, обеспечения.

Цель и задачи программы

Целью программы является становление ТПУ как университета мирового уровня, как вуза, ориентированного на кадровое обеспечение ресурсоэффективной экономики и разработку соответствующих технологий.

Достижение цели осуществляется по следующим приоритетным направлениям развития (ПНР) университета.

ПНР 1. Рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов.

ПНР 2. Традиционная и атомная энергетика, альтернативные технологии производства энергии.

ПНР 3. Нанотехнологии и пучковоплазменные технологии создания материалов с заданными свойствами.

ПНР 4. Интеллектуальные информаци-

онно-телекоммуникационные системы мониторинга и управления.

ПНР 5. Неразрушающий контроль и диагностика в производственной и социальной сферах.

Следует подчеркнуть, что все ПНР университета лежат в русле приоритетов развития страны, объявленных Президентом России.

Анализ условий и факторов, оказывающих существенное влияние на высшее профессиональное образование, а также общественная экспертиза проекта КПР позволили сформировать следующие основные направления деятельности на 20112015 гг.:

■ обеспечение инновационного прорыва в области подготовки кадров, научных исследований, разработки и коммерциализации технологий по приоритетным направлениям развития ТПУ;

■ развитие в университете открытой мультикультурной научно-образовательной среды мирового уровня;

■ формирование комфортной социокультурной среды и условий для развития личности;

■ позиционирование университета в группе университетов мирового уровня.

Решение поставленных задач зависит от реализации объединенных глобальной целью взаимоувязанных блоков мероприятий и программ инновационного развития структурных подразделений, направленных на достижение показателей результативности программ, включающих в себя в том числе:

• вовлечение всего коллектива университета в реализацию комплексной программы развития;

• развитие системы непрерывного образования;

• развитие системы профессиональной языковой подготовки сотрудников и студентов университета;

• тиражирование инноваций в научной и образовательной сферах.

Из жизни вуза

73

Структура программы

КПР 2011-2015 гг. синтезирует основные идеи ряда программ нашего университета как ведущего вуза России, а именно:

V программы развития ТПУ как национального исследовательского университета (НИУ) на 2009-2018 гг.;

V проектов, победивших в конкурсах по Постановлениям Правительства (№ 218, № 219, № 220), соответственно: «Развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий», «Развитие инновационной инфраструктуры в российских вузах», «Привлечение ведущих ученых в российские вузы»;

V программы Национального исследовательского Томского политехнического университета по повышению эффективности бюджетных и внебюджетных расходов на период до 2013 г.;

V целевой программы «Энергосбережение в ГОУ ВПО “Национальный исследовательский Томский политехнический университет” на период 2010-2018 гг.»;

V программ инновационного развития структурных подразделений ТПУ.

Пятая КПР состоит из семи блоков задач по следующим стратегическим направлениям:

1) образование;

2) наука;

3) кадровый потенциал;

4) система управления университетом;

5) инфраструктура и кампус;

6) позиционирование ТПУ;

7) социальная сфера.

Достижение целей программы задается ключевыми индикаторами каждого блока задач, которые в долгосрочной перспективе

выступают в качестве отличительных характеристик высшего учебного заведения мирового уровня.

Следующий уровень декомпозиции Программы - тактические мероприятия, разработанные управлениями и структурными подразделениями университета. Мероприятия, в свою очередь, содержат ключевые проекты, направленные на решение задач, стоящих перед университетомв краткосрочной и среднесрочной перспективе и обусловленных внутренними и внешними вызовами. Показателями результативности служат индикаторы мероприятий блоков задач КПР.

Управление программой осуществляет Координационный совет, председателем которого является ректор университета. Оперативное управление и анализ эффективности реализации программы осуществляются секретариатом программы. Распределение бюджетных и внебюджетных средств между блоками КПР осуществляется координационным советом в соответствии с консолидированным бюджетом университета.

Комплексная программа развития Национального исследовательского Томского политехнического университета на период 2011-2015 гг. представляет собой документ,

содержащий объединенные глобальной целью комплексы целевых установок, соответствующие им индикаторы достижения целей, а также систему ключевых проектов, ранжированных по степени важности, упорядоченных по срокам исполнения и обеспеченных необходимыми ресурсами.

Благодаря реализации программы к концу 2015 г. ТПУ значительно повысит:

V качество и спектр предоставляемых образовательных услуг;

V уровень научной и инновационной деятельности;

V финансовую устойчивость университета;

V уровень международного сотрудничества;

V удовлетворенность сотрудников и студентов условиями производственной деятельности и социальной сферы;

V социальную защищенность коллектива университета.

Все это позволит упрочить позиции ТПУ как лидера отечественного технического образования и тем самым войти в группу университетов мирового уровня.

CHUBIK P., MOGILNITSKY S. TPU DEVELOPMENT STRATEGY The paper covers the development strategy of National Research Tomsk Polytechnic University - the leader of Russian technical education striving to join the group of world leading universities. The fifth Complex Development Program for 2011-2015 was developed on the basis of analysis embracing conditions and factors considerably influencing TPU development strategy. The paper also describes the basic provisions of the Program as its final document integrating major development programs of the university for the next five years.

Keywords: National Research Tomsk Polytechnic University, Complex Development Program, priority development fields, technologies for resource-efficient economy, world leading university.

А.И. ЧУЧАЛИН, профессор, проректор по образовательной и международной деятельности Е.Г. ЯЗИКОВ, профессор, зам. проректора М.А. СОЛОВЬЕВ, начальник учебно-методического управления

Образовательная деятельность ТПУ

В статье освещаются основные направления образовательной деятельности ТПУ согласно реализуемой в вузе концепции непрерывного образования. Дается анализ новых образовательных программ, основных образовательных программ по приоритетным направлениям развития ТПУ, а также моделей и технологий подготовки бакалавров и магистров в области техники и технологий по направлениям ФГОС.

Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), стандарт ООП ТПУ, Double Degree-программы, элитное техническое образование, дополнительное образование.

Традиции, сложившиеся за более чем вековую историю: единство научного и учебного процессов, фундаментальная подготовка практических инженеров, высокий уровень требований к студентам и преподавателям, а также новаторские идеи и непрерывное совершенствование образова-

тельной деятельности - позволяют Томскому политехническому университету (ТПУ) занимать лидирующие позиции среди технических вузов России. Подтверждением тому является реализация Инновационной образовательной программы (ИОП) в рамках приоритетного националь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.