И. В. Грандилевская КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННЫХ
Современный человек характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации вследствие влияния быстро меняющихся социальных и технологических условий. Неумение и неспособность человека совладать со стрессом является основой расстройства здоровья, или, по крайней мере, ухудшения качества жизни в различных сферах. Беременность относится к критическому нормативному событию биологической природы. Оно имеет позитивное значение, но психика женщины подвергается стойкой нагрузке из-за необходимости к адаптации. Любые дополнительные сложности могут стать для будущей матери серьезным испытанием, усилить внутренний конфликт или вызвать состояние острой эмоциональной напряженности. Следовательно, беременные нуждаются не только в заботе близких, но и в профессиональном психологическом сопровождении в течение всего периода вынашивания ребенка.
Среди многообразия стрессоров, влияющих на психологическую адаптацию женщины в этот важный период ее жизни, значительное место занимает патология беременности. Каждая третья беременная госпитализируется в дородовые стационары для лечения. Число врожденных аномалий и хромосомных нарушений у плодов достигает 85 на каждую 1000 беременностей. Около 40% всех врожденных пороков развития диагностируется пренатально. Необходимо отметить, что свойства личности беременной определяют психические и адаптивные реакции на возникшую патологию. Все больший интерес исследователей вызывают проблемы возникновения нарушений материнской сферы женщины и анализ причин осложнений материнско-детских отношений после рождения ребенка. Именно поэтому, объективная информация о влиянии стрессора «патология беременности» на особенности адаптивного реагирования женщин, оценка готовности беременных к материнству является основой повышения эффективности деятельности психолога в учреждениях родовспоможения.
Научное исследование, направленное на изучение некоторых психологических особенностей реагирования женщин на выявленную патологию беременности, позволило разработать комплексную программу психологического сопровождения беременности в учреждениях родовспоможения и медико-генетического консультирования.
Цель программы — совершенствование деятельности психолога в медицинских учреждениях родовспоможения и медико-генетического консультирования.
Основная задача — обеспечение действенной психологической поддержки женщин с учетом их психологических особенностей.
Были выделены типологические варианты психологической поддержки с учетом организационных, психосоциальных и психологических аспектов:
• соблюдение принципов желательности, рекомендательности, обязательности помощи;
• выделение уровней помощи с учетом интенсивности психологического вмешательства, применяемых психологических методик и приемов.
© И. В. Грандилевская, 2009
I уровень. Психологическая поддержка беременных в условиях женских консультаций, ориентированная на формирование отношения женщины к себе и «внутренней картине беременности».
II уровень. Психологическая поддержка беременных в условиях дородовых отделений родильных домов, носящая рекомендательный характер, ориентированная на создание рациональных представлений пациенток о патологии беременности.
III уровень. Психологическая поддержка и психологическая помощь беременным в условиях медико-генетического центра. Психологическое вмешательство носит обязательный характер, рассматривается как составляющая медицинской помощи.
Программа поддержки беременных в условиях женских консультаций
(I уровень)
Психологическая поддержка беременных в условиях женской консультации основана на положениях, разработанных и апробированных авторами «Личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии» Б. Д. Карвасарским, Г. Л. Исуриной, В. А. Ташлыковым. Естественно, программа упрощена, адаптирована к задачам, стоящим перед психологами, работающими в женской консультации, и является программой психологической поддержки, но не терапии.
Условно программа носит название «Я — беременная» и используется при групповых занятиях с беременными, испытывающими потребность в общении с профессиональным психологом по данному направлению.
Задачи программы сформулированы следующим образом.
1. Когнитивная сфера. Беременность — это новое состояние в жизни женщины, которое требует «осознание себя при беременности». На занятиях психолог должен помочь беременным понять, какие ситуации вызывают усиление напряжения и тревоги, страха и других негативных эмоций и связаны ли они с беременностью и предстоящими родами; осознать особенности своего поведения и эмоционального реагирования при беременности в различных ситуациях, их повторяемость, степень адекватности и конструктивности. Женщина должна быть осведомлена о медико-социальных потребностях ребенка после рождения; а также о характерных защитных механизмах и их конструктивности при воспитании и заботе о ребенке; понимать собственную роль, меру своего участия в рождении здорового ребенка. Работа психолога с беременными, направленная на когнитивный аспект личности, должна способствовать созданию устойчивой мотивации вынашивания плода и активному и осознанному участию в дородовом медицинском патронаже.
2. Эмоциональная сфера. Занятия направлены на то, чтобы обеспечить эмоциональную поддержку беременных со стороны психолога и участников группы, помочь пережить совместно положительные эмоции, связанные со скорым рождением ребенка; получить поддержку и взаимопомощь; научиться искренности в чувствах к себе, своему будущему ребенку, окружающим; стать более свободными в выражении своих позитивных и негативных эмоций; научиться более точно понимать и принимать, а также вербализовать свои собственные чувства; формировать эмоционально благоприятное отношение к себе и своему будущему ребенку.
3. Поведенческая сфера. В процессе занятий психолог должен помочь беременной увидеть неадекватные поведенческие стереотипы, в том числе относительно заботы о своем здоровье; приобрести навыки более искреннего и свободного общения; развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, ответственностью и самостоятельностью; закрепить формы поведения, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию после рождения ребенка.
Программа поддержки беременных в условиях дородовых отделений родильных домов
(II уровень)
Программа психологической поддержки в дородовом отделении относится к рациональному направлению. Дюбуа (1912) выделил метод рациональной психотерапии как один из важнейших при работе с людьми, состояние которых требует медицинского вмешательства. Рациональная психотерапия — это метод, в котором используется логическая способность пациента проводить сопоставление, делать выводы, доказывать их обоснованность. При работе с пациентками дородового отделения мишенью воздействия становится заболевание (осложнение беременности), которое привело женщину к необходимости госпитализироваться для интенсивного лечения. Трудности работы заключаются в том, что зачастую причиной госпитализации является не столько болезненное состояние матери, сколько угроза ее здоровью или здоровью плода. Это создает дополнительный источник эмоциональных переживаний для женщины.
Преодоление неопределенности, коррекция противоречивости, непоследовательности в представлениях пациенток, касающихся прежде всего осложнения, послужившего поводом для госпитализации, — таковы основные звенья воздействия психолога в дородовом отделении родильных домов.
Основными этапами взаимодействия психолога и пациенток дородового отделения должны быть следующие:
1. Объяснение, включающее истолкование сущности осложнения. В результате этого достигается более ясная, определенная картина осложнения, снимающая дополнительные источники тревоги и открывающая перед женщиной возможность более активно контролировать возникшее патологическое состояние. На этом этапе, помимо психолога, должны привлекаться акушеры, работающие непосредственно с пациентками. Для этого они должны иметь дополнительные знания по психологии, уметь общаться, а также неукоснительно соблюдать права пациента, закрепленные в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
2. Убеждение — коррекция не только когнитивного, но и эмоционального компонента отношения к госпитализации и патологии беременности, способствующая переходу к модификации личностных установок.
3. Переориентация — достижение более стабильных перемен в установках беременной, прежде всего по отношению к возникшей патологии.
На групповых и индивидуальных занятиях психолог должен помочь беременной снизить тревожность, связанную с госпитализацией, а также способствовать осознанию позитивных перспектив для самой женщины и ее будущего ребенка.
Особенности психологического вмешательства при беременности в условиях медико-генетического центра
(III уровень)
В конце прошлого столетия появились научные работы, в которых, показаны изменения, необходимые для совладания с хроническим стрессом в процессе психотерапии. Стресс, вызванный известием о наличии у плода врожденного порока развития (особенно, если порок требует хирургической коррекции и/или длительного постнатального лечения, приводит к ограничению жизнедеятельности ребенка) можно отнести к острому, но постепенно переходящему в хронический, который может оказывать негативное влияние на мать.
В условиях медико-генетического центра при пренатальной диагностике врожденного порока развития плода, несовместимого с жизнью, работа психолога носит только индивидуальный характер. В этом случае умение использовать нестандартные, интегративные подходы к преодолению стрессовых расстройств, которые позволят дифференцированно использовать многие методы психологических вмешательств и комбинировать их, ведет к достижению лучших результатов. Эффективность использования таких подходов имеет научное подтверждение.
При работе психолога с контингентами беременных, плоды которых имеют порок развития совместимый с жизнью, требуется высокий профессионализм, а также дополнительная подготовка по проблемам медицинской генетики, хирургии новорожденных, прогнозе и исходах лечения детей с врожденной патологией относительно последующего качества их жизни. Только в этом случае индивидуальные или групповые занятия, направленные на адаптацию к стрессу, будут эффективны. Женщины должны быть настроены на сотрудничество с медицинскими работниками, понимать свою значимость в лечении и воспитании больного ребенка, обладать навыками по преодолению хронического стресса, связанного с болезнью ребенка и необходимостью длительного лечения.
1. Абрамченко В. В. Психосоматическое акушерство. СПб., 2001. С. 311.
2. Айламазян Э. К. Антенатальная диагностика и коррекция нарушений развития плода // Рос. вестник перинатологии и педиатрии. 1999. №3. С. 6-11.
3. Вахарловский В. Г. Особенности медико-генетического консультирования в акушерско-гинекологической клинике // Сб. материалов конф. «Перинатальная психология в родовспоможении». СПб., 1997. С. 36-40.
4. Грандилевская И. В. Психологические особенности реагирования женщин на выявленную патологию беременности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб, 2004.
5. Добряков И. В. Психотерапия и перинатальная психология // Сб. материалов конф. «Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей». СПб., 2000. С. 11-16.
6. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 1999. С. 709.