Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ'

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комплексная программа / особенности разработки и реализации / инновационная деятельность / comprehensive program / features of development and implementation / innovative activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О А. Бокова, Н Н. Дацюк

Авторами отмечается, что к инновационной опытно-экспериментальной деятельности в области образования можно отнести разработку и реализацию комплексной программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения, в рамках которой осуществляется реализация групповых и индивидуальных форм психолого-педагогического сопровождения как родителей, воспитывающих молодых инвалидов, так и самих взрослых детей. Социально-психолого-педагогическими условиями психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в деятельности специалистов Комплексного центра социального обслуживания населения являются повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей и степени вовлеченности в коррекционно-развивающий процесс, формирование принимающего отношения к взрослому ребенку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О А. Бокова, Н Н. Дацюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX PROGRAM AS AN INNOVATIVE EXPERIMENTAL ACTIVITY: EXPERIENCE OF PEDAGOGICAL DEVELOPMENT

The authors note that the development and implementation of a comprehensive program of psychological and pedagogical support of families raising young people with disabilities in a complex center of social services for the population, a priority area of activity, within which is the implementation of group and individual forms of psychological and pedagogical support of both parents raising young disabled people and the adult children themselves. Families raising young disabled people in the activities of the specialists of the complex center for social services of the population are to increase the level of psychological and pedagogical literacy of parents and the degree of involvement in the correctional and developmental process, the formation of an accepting attitude towards an adult child.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ»

подготовки по математике в дистанционной форме составило 4,9 баллов, при этом 62% опрошенных оценили данный показатель от 0 до 5 баллов. Низкий уровень подготовки к ЕГЭ в школе привел к необходимости прибегнуть за помощью к репетитору, 48% опрошенных указали, что при подготовке к Единому государственному экзамену по математике они обращались за дополнительной помощью.

Если говорить о репетиторстве, то можно отметить, что к этому процессу многие относятся неоднозначно. Одни его критикуют, считая, что школьный учитель должен обладать способность подготовить каждого ребенка, неависимо от его индивидуальных особенностей, другие положительно относятся к данному виду подготовки. Так, Кулешова О.Е. выделяет следующие основные достоинства индивидуального обучения (репетиторства): живой диалог учителя и ученика, который не могут заменить односторонние вещания информации со стороны педагога или самостоятельное считывание информации учеником; полностью индивидуализированное содержание занятия, позволяющее рассматривать любую тему предмета; личностно ориентированные подходы в образовании; индивидуальные темпы учебной деятельности ребенка; продолжительность занятия, которая определяется учеником, его родителями и репетитором совместно; работа в привычной домашней обстановке, где обучающийся не испытывает чувства страха или неловкости; экономная работа ученика, не тратится время на усвоенные понятия; постоянный контроль действий ученика, дающий возможность во-

Библиографический список

время вносить необходимые коррективы в его деятельность. Однако в современном мире репетиторство подвергается резкой критике за свои слабые стороны: финансовая неэкономичность (оплачивать услуги репетиторов могут позволить себе обеспеченные семьи); совмещение школьного образования и дополнительного обучения с репетитором способствует утомляемости детей; ограниченность влияния учителя, так как у репетитора нет возможности ставить оценки в журнал; отсутствие формирования умения работать в коллективе, что очень важно для социализации обучаемого [7].

Наше исследование показывает, что в условиях пандемии коронавируса у многих ребят просто не было выбора, они вынуждены были обращаться к услугам репетитора в связи со слабо организованной подготовкой к ЕГЭ в школе. Также исследование позволяет сделать вывод, что пандемия каронавируса стала не только фактором, отрицательно влияющим на результаты ЕГЭ, но и на выбор вуза и направления подготовки. Небольшой процент опрошенных ребят (15%), преимущественного проживающих в городе, отметили, что им пришлось изменить выбор вуза либо направления подготовки.

Таким образом, формат дистанционного обучения в настоящее время наиболее актуален и требует активного изучения и модернизации на основе современных инновационных образовательных компьютерных платформ. Внедрение новых форм обучения, позволяющих на высоком уровне осуществлять процесс обучения, является одной из важнейших областей современного образования [8].

1. Артеменков М.Н., Сухова Е.Е. Трансформация образовательных стратегий выпускников школ в условиях распространения коронавируса COVID-19: региональный аспект. Региональные исследования. 2020; № 2 (68): 111 - 120.

2. Пилилян Н.Ю. Анализ использования современных образовательных технологий в образовательном учреждении, работающем в дистанционном режиме. Вопросы педагогики. 2020; № 6-2: 195 - 198.

3. Мартьянов Е.Ю., Мартьянова Е.Г. Опыт системного анализа дистанционного обучения в российских школах в период пандемии коронавируса: философско-методоло-гический дискурс. Концепция «Общество знаний» как новая форма постиндустриального общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. уфа, 2020: 241 - 247.

4. Кучма В.Р, Седова А.С., Степанова М.И., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б., Александрова И.Э., Чубаровский В.В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; № 2: 4 - 23.

5. Александрова О.М., Орлов Е.В., Степанова Л.И. Переход на дистанционное образование в школе. Управленческие решения. Современные тенденции развития системы образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2020: 52 - 55.

6. Кораблева Е.Л., Орлов Е.В., Степанова Л.И. Опыт проведения воспитательной работы во время дистанционного обучения. Научный форум: педагогика и психология. сборник статей по материалам XLI Международной научно-практической конференции. Москва, 2020: 18 - 24.

7. Кулешова О.Е. Педагог-репетитор в современном образовательном пространстве. Современные образовательные технологии в системе образования: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Центр научной мысли, 2017: 8 - 11.

8. Якобюк Л.И., Виноградова М.В. Использование элементов технологии развития критического мышления на занятиях по математике у студентов инженерного профиля. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 242 - 246.

References

1. Artemenkov M.N., Suhova E.E. Transformaciya obrazovatel'nyh strategij vypusknikov shkol v usloviyah rasprostraneniya koronavirusa COVID-19: regional'nyj aspekt. Regional'nye issledovaniya. 2020; № 2 (68): 111 - 120.

2. Pililyan N.Yu. Analiz ispol'zovaniya sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij v obrazovatel'nom uchrezhdenii, rabotayuschem v distancionnom rezhime. Voprosy pedagogiki. 2020; № 6-2: 195 - 198.

3. Mart'yanov E.Yu., Mart'yanova E.G. Opyt sistemnogo analiza distancionnogo obucheniya v rossijskih shkolah v period pandemii koronavirusa: filosofsko-metodologicheskij diskurs. Koncepciya «Obschestvo znanij» kak novaya forma postindustrial'nogo obschestva: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 2020: 241 - 247.

4. Kuchma V.R., Sedova A.S., Stepanova M.I., Rapoport I.K., Polenova M.A., Sokolova S.B., Aleksandrova I.'E., Chubarovskij V.V. Osobennosti zhiznedeyatel'nosti i samochuvstviya detej i podrostkov, distancionno obuchayuschihsya vo vremya 'epidemii novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19). Voprosy shkol'noji universitetskojmediciny izdorov'ya. 2020; № 2: 4 - 23.

5. Aleksandrova O.M., Orlov E.V., Stepanova L.I. Perehod na distancionnoe obrazovanie v shkole. Upravlencheskie resheniya. Sovremennye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary, 2020: 52 - 55.

6. Korableva E.L., Orlov E.V., Stepanova L.I. Opyt provedeniya vospitatel'noj raboty vo vremya distancionnogo obucheniya. Nauchnyj forum:pedagogika ipsihologiya. sbornik statej po materialam XLI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2020: 18 - 24.

7. Kuleshova O.E. Pedagog-repetitor v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v sisteme obrazovaniya: materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Centr nauchnoj mysli, 2017: 8 - 11.

8. Yakobyuk L.I., Vinogradova M.V. Ispol'zovanie 'elementov tehnologii razvitiya kriticheskogo myshleniya na zanyatiyah po matematike u studentov inzhenernogo profilya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 242 - 246.

Статья поступила в редакцию 30.09.20

УДК 37 001.12.18

Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Datsyuk N.N., MA Student (Pedagogy), Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

COMPLEX PROGRAM AS AN INNOVATIVE EXPERIMENTAL ACTIVITY: EXPERIENCE OF PEDAGOGICAL DEVELOPMENT. The authors note that the development and implementation of a comprehensive program of psychological and pedagogical support of families raising young people with disabilities in a complex center of social services for the population, a priority area of activity, within which is the implementation of group and individual forms of psychological and pedagogical support of both parents raising young disabled people and the adult children themselves. Families raising young disabled people in the activities of the specialists of the complex center for social services of the population are to increase the level of psychological and pedagogical literacy of parents and the degree of involvement in the correctional and developmental process, the formation of an accepting attitude towards an adult child.

Key words: comprehensive program, features of development and implementation, innovative activities.

О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

Н.Н. Дацюк, магистрант, Институт психологии и педагогики АлтГПУ, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»,

г. Барнаул, E-mail: [email protected]

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Авторами отмечается, что к инновационной опытно-экспериментальной деятельности в области образования можно отнести разработку и реализацию комплексной программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения, в рамках которой осуществляется реализация групповых и индивидуальных форм психолого-педагогического сопровождения как родителей, воспитывающих молодых инвалидов, так и самих взрослых детей. Социально-психолого-педагогическими условиями психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в деятельности специалистов Комплексного центра социального обслуживания населения являются повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей и степени вовлеченности в коррекционно-развивающий процесс, формирование принимающего отношения к взрослому ребенку.

Ключевые слова: комплексная программа, особенности разработки и реализации, инновационная деятельность.

В современном мире вопрос инвалидности - это проблема не только одного человека, но и общества в целом. Современная ситуация в мире и в нашей стране характеризуется увеличением доли инвалидов в структуре населения. По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2020 года в России было зарегистрировано 12, 1 млн. инвалидов, что составляет 10% населения страны. Инвалидов, старше 18 лет - 11, 3 млн. человек. Среди них инвалиды первой группы - 1,47 млн. человек, второй группы - 5,6 млн. человек, третьей - 4,4 млн. человек [1]. Специалистами Комплексного центра социального обслуживания населения города Барнаула практикуются различные формы организации взаимодействия с семьями, воспитывающих молодых инвалидов. Однако применяемые бессистемно они не способствуют гармонизации детско-родительских отношений и укреплению партнерских отношений между специалистами Комплексного центра социального обслуживания и микросоциальным окружением молодого инвалида. В процессе организации образования, социализации и интеграции молодых инвалидов трудноразрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности к такому общению, обусловленная узостью контактов; неадекватная самооценка и неадекватное восприятие других людей.

Нам видится, что решению данной проблемы будет способствовать оказание комплексной помощи семьям, воспитывающим молодых инвалидов с использованием комплексной программы, которая реализуется нами как инновационная опытно-экспериментальная деятельность организации [2].

Актуальность разработки программы психолого-педагогического сопровождения молодых инвалидов в условиях полустационарного учреждения социального обслуживания обусловлена необходимостью реализации гарантированного права каждого человека с индивидуальностью на получение комплекса реабилитационных и абилитационных услуг независимо от места проживания, тяжести и нозологического вида индивидуализирующего заболевания [3 - 5]. С ратификацией Конвенции о правах инвалидов государство берет на себя обязательства по обеспечению права всех инвалидов жить в обычных местах проживания по их выбору, права свободного доступа к услугам, оказываемым по месту проживания, включая персональную помощь для поддержания приемлемого образа жизни и исключения изоляции от общества. Реализация этих гарантированных обязательств для инвалидов с детства после 18 лет требует переоценки региональной системы социальной защиты в сторону приоритетности семейных форм воспитания и проживания над интернатными.

Важными факторами, определяющими успешность социализации молодых инвалидов, является комплексность, цикличность и непрерывность абилитаци-онных мероприятий, начинающихся с ранней помощи как системы межведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения и социального обслуживания. В условиях недостатка внешнего ресурсного обеспечения учреждений социального обслуживания, эффективной технологии системной психолого-педагогической помощи и поддержки, социальной адаптациии и интеграции молодых инвалидов, проживающих в семьях, важной является организация работы групп кратковременного дневного пребывания на базе учреждения социального обслуживания по месту жительства [6].

В рамках функционирования группы реализуются новые виды работы с использованием элементов арт-терапии (более широко - терапии искусством), проводятся мероприятия, способствующие формированию адаптационных возможностей молодых инвалидов посредством средовой творческой активности и обеспечивающих социальную интеграцию «особой» молодежи. Новизна программы определяется тем, что в ней практически реализован подход к организа-

ции психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов с использованием элементов арт-терапии (сказкотерапии, музыкоте-рапии, игротерапии, изотерапии, песочной терапии).

В ходе реализации программы необходимо руководствоваться следующими принципами: принцип динамичности: от простого к сложному; принцип наглядности; принцип доступности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.

Программа рассчитана на инвалидов в возрасте от 18 до 24 лет 2, 3 групп инвалидности, способных к обучению элементарным навыкам самообслуживания и общественно полезной деятельности и их родителей. Длительность реализации программы зависит от нозологии и тяжести инвалидности, а также от индивидуальных особенностей личности инвалида. В программу включены мероприятия по социально-средовой, социально-бытовой, психолого-педагогической, физкультурно-оздоровительной и социокультурной реабилитации. Важной составляющей программы является раздел по включению родителей, воспитывающих молодых инвалидов, в процесс адаптации инвалидов как равноправных субъектов.

Основанием для разработки программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов, послужили результаты диагностики молодых инвалидов и их родителей. Программа психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов, «От сердца к сердцу» с использованием элементов арт-терапии направлена на социализацию и адаптацию молодых инвалидов в обществе.

Цель программы: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социализации молодых инвалидов, привлечение родителей молодых инвалидов к совместной деятельности с ними, направленную на повышение эффективности их вовлечения в общество.

Задачи программы:

- сформировать у родителей позитивное восприятие личности инвалида молодого возраста;

- сформировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами Центра социального обслуживания населения, направленную на социализацию и адаптацию личности инвалида молодого возраста;

- познакомить родителей, воспитывающих детей-инвалидов, с эффективными методами родительско-детских взаимодействий, с воспитательными приемами, необходимыми для эффективной социализации и адаптации личности инвалида молодого возраста;

- создание группы взаимоподдержки родителей, воспитывающих молодых инвалидов;

- формирование навыков межличностного общения у всех участников психолого-педагогического сопровождения.

Срок реализации программы - 1 год.

Процесс реализации программы состоит из трех этапов, которые представлены в табл. 1.

Этапы реализации программы «От сердца к сердцу»:

1. Организационный (подготовительный) - 2 недели. В ходе данного этапа предполагается осуществить разработку программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов, направленную на их социализацию и адаптацию в обществе:

- сбор информации о семьях, воспитывающих молодых инвалидов;

- ведение журнала регистрации обращений родителей (законных представителей) за помощью в филиал КЦСОН.

Таблица 1

Этапы реализации программы «От сердца к сердцу»

Направление деятельности Сроки и исполнители Сроки и форма отчетности

Организационный (подготовительный) 2 недели. Психолог Предварительный контроль. В течение 20 дней

Практический (основной) Долгосрочный. Специалист по социальной работе, инструктор по АФК, психолог Текущий контроль. В течение всего периода программы

Итоговый (аналитический) В конце каждого отчетного периода. Психолог В завершении деятельности. В течение 10 дней

2. Практический (основной) этап реализации программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов, направленной на социализацию и адаптацию молодых инвалидов в обществе. Практическая работа по созданию взаимосвязанной системы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов, направленной на их социализацию и адаптацию в обществе.

3. Итоговый этап реализации программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов, направленной на их социализацию и адаптацию в обществе. В конце каждого отчетного периода обобщается опыт работы специалистов сопровождения и намечаются пути дальнейшего развития программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов.

Формы и методы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов, представлены в табл. 2 и 3.

Таблица 2

Формы работы при реализации комплексной программы (групповые и индивидуальные)

Групповые Индивидуальные

Беседы, консультации, тренинги, творческие мастерские, встречи со специалистами, тематические выставки психологической литературы, лекции, семинары, игра на ХЬох-приставке, участие в городских соревнованиях по БОЧЧЕ среди лиц с ограниченными возможностями здоровья Занятия с психологом, беседы, консультации, коррекционные занятия

Многообразие методов работы в филиале Комплексного центра социального обслуживания населения с участниками программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов, направлено на развитие личности, социальную интеграцию инвалида молодого возраста. Это позволяет родителям и детям пополнять свои знания, знакомиться с новыми приемами грамотного, конструктивного общения с инвалидами молодого возраста, что способствует созданию условий развития каждого из них как личности, способной к интеграции в социальную среду.

Программа психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов, раскрывает организацию и содержание работы специалистов Комплексного центра социального обслуживания населения с детьми-инвалидами. Работа строится по формированию таких видов социализации личности, как организационная и психолого-педагогическая.

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в течение года:

1) психологическая диагностика (индивидуальная /групповая форма работы): выявление причин возникновения проблем в жизнедеятельности инвалида; определение сильных сторон личности, ее ресурсного потенциала, резервных возможностей; выявление индивидуальных интересов, склонностей молодого инвалида для обеспечения конструктивного самоопределения, самореализации и интеграции в общество;

2) психологическое консультирование (индивидуальная форма работы - 1 раз в неделю): оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи; оказание профессиональной помощи в решении заявленной инвалидом проблемы; предоставление эмоциональной поддержки и внимания к переживаниям инвалида; достижение инвалидом состояния психологического комфорта; повышение стрессовой устойчивости; коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний; мобилизация скрытых психологических ресурсов молодых инвалидов, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;

3) психологическая коррекция (индивидуальная и групповая форма работы - 2 раза в неделю): восстановление целостности личности и баланса ее психологических сил; исправление возникших социальных, психологических проблем, возникших в процессе жизнедеятельности молодых инвалидов; модификация поведения молодых инвалидов за счет обогащения и изменения среды и научения их новым, социально приемлемым, конструктивным формам поведения;

4) социально-психологическая реабилитация (индивидуальная и групповая форма работы - 2 раза в неделю): гармонизация эмоционального состояния молодых инвалидов; коррекция коммуникативной сферы молодых инвалидов; расширение позитивного социального опыта молодых инвалидов; восстановление положительного восприятия жизни, самого себя, семьи, общества;

5) психологическое просвещение (групповая форма работы - 1 раз в неделю): формирование у молодых инвалидов психологической грамотности; освещение актуальных социально-психологических проблем общества с представлением основных подходов по их решению; формирование у молодых инвалидов и их родителей запроса на психологические услуги;

6) психологическая профилактика (групповая форма работы - 1 раз в месяц): предупреждение возможных социально-психологических и психологических проблем; создание благоприятного эмоционально-психологического климата как среди сотрудников отделения социальной реабилитации, так и среди молодых инвалидов и их родителей.

Программа «От сердца к сердцу» осуществляется в соответствии с планом мероприятий, представленных в табл. 4. План может быть изменен в зависимости от обстоятельств. Мероприятия проводятся во второй половине дня в связи с тем, что в первой половине молодые инвалиды находятся на лечении или обучении.

Таблица 3

Методы психолого-педагогического сопровождения семей при реализации комплексной программы

Организационные Практические Итоговые

Информирование населения о новой форме психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов, и способах адаптации инвалидов молодого возраста в среде здоровых сверстников; формирование группы; разработка планов, расписания занятий, мероприятий, совместные встречи, консультации и т.д. Анкетирование. Работа с родителями, семьями, специалистами центра: специалистом по социальной работе, инструктором по АФК Групповые и индивидуальные занятия. Беседы, творческие занятия. Игры. Мастер-классы. Праздники. Соревнования

Привлечение городских организаций к мероприятиям группы. Привлечение волонтеров и спонсоров Оформление помещений Тематические выставки. Концерты. Выезды.

Таблица 4

Календарный план мероприятий программы «От сердца к сердцу»

№ п/п Наименование мероприятия Сроки

1. 2. 3. 4. Встреча «Мы вместе». Тренинг для родителей, воспитывающих молодых инвалидов, «Мои проблемы и проблемы моей семьи». Групповое коррекционно-развивающее занятие для молодых инвалидов «Семь волшебных источников, которые чудо-силы питают». Профилактическая работа с родителями. Беседа «Как контролировать эмоциональное состояние ребенка» Апрель

5. 6. 7. 8. Лекция для родителей, воспитывающих молодых инвалидов, «Особенности и принципы семейного воспитания детей с ОВЗ». Конкурс рисунков «Моя семья». Групповое занятие с родителями, воспитывающими молодых инвалидов. Психологическая игра «Властелин чудес». Коррекционно-развивающее занятие с молодыми инвалидами «Маленькая страна внутри меня» Май

9. 10. 11. 12. Арт-терапия «Мир сказок». Заседание детской правовой службы «Точка опоры». Групповое коррекционно-развивающее занятие с молодыми инвалидами «Эффективное общение». Семинар-тренинг «Сказочный путь» Июнь

13. 14. 15. 16. Участие в городских соревнованиях по БОЧЧЕ среди лиц с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ «СОШ № 133». Групповое психолого-коррекционное занятие с молодыми инвалидами «Индивидуальный стиль общения». Семинар-тренинг «Сто вопросов - сто ответов» Коррекционно-развивающее занятие с молодыми инвалидами «Волшебные краски» Июль

17. 18. 19. 20. Участие в музыкальном мероприятии, посвященному Международному женскому дню 8 марта. Мастер-класс для родителей, воспитывающих молодых инвалидов, «Сказка к нам пришла». Консультация для родителей «Эффективное вербальное общение в коммуникации «родитель - ребенок». Просветительская работа со специалистами отделения социальной реабилитации, направленная на профилактику конфликтов в коллективе. Занятие на саморегуляцию поведения Август

21. 22. 23. 24. День именинника. Концерт коллектива «Сударушка» Семинар-тренинг «Тайны нашей души». Коррекционно-развивающее занятие для молодых инвалидов «Чувства и поступки». Сентябрь

25. 26. 27. 28. Соревнования по игре на приставке ХЬох- приставке. Групповое коррекционно-развивающее занятие для молодых инвалидов «Сказки звездной страны зодиакалии». Тренинг для родителей, воспитывающих молодых инвалидов, «Эмоциональная компетентность» Октябрь

29. 30. 31. 32. Экскурсия в музей шоколадного мастерства для семей, воспитывающих молодых инвалидов. Просветительская работа с родителями, воспитывающими молодых инвалидов, «Теоретические и практические аспекты семейной педагогики». Консультация для специалистов отделения социальной реабилитации « Оперативные техники самопомощи и саморегуляции в период дисбаланса» Ноябрь

33. 34. 35. 36. Беседа «Мой особый ребенок». Спортивные соревнования по настольному теннису. Групповое коррекционно-развивающее занятие «Волшебная страна внутри нас» Групповое занятие с родителями, воспитывающими молодых инвалидов, «Саморегуляция на основе позитивной метафоры» Декабрь

37. 38. 39. 40. Тематическая выставка психологической литературы. Конкурсная программа «Караоке-баттл». Проведение группового коррекционно-развивающего занятия с использованием элементов сказкотерапии. Тема «Точка опоры». Групповое занятие с молодыми инвалидами «Я и другой человек» Январь

41. 42. 43. 44. Консультация для специалистов отделения социальной реабилитации «Установление партнерских отношений специалистов отделения социальной реабилитации с родителями, воспитывающими молодых инвалидов». Круглый стол со специалистами. Мастер- класс «Букет для мам». «Квилинг». Лекция для родителей, воспитывающих молодых инвалидов, на тему «Особенности и принципы семейного воспитания детей с ОВЗ». Февраль

45. 46. 47. 48. Тренинг для молодых инвалидов «Эффективное общение». Конкурсное мероприятие «Взрыв эмоций». Групповое коррекционно-развивающее занятие для молодых инвалидов с элементами сказкотерапии. Работа в психологической песочнице. Тема: «Мечта». Просветительская работа с родителями, воспитывающими молодых инвалидов. Тематическое занятие «Мой особый ребенок», сочинение родителей на тему «История жизни моего ребенка» Март

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих молодых инвалидов, направлено на социализацию и адаптацию молодых инвалидов в обществе. Процесс требует достаточно длительного времени. После реализации программы анализируется проделанная специалистами центра работа, выявляются проблемы и запросы родителей, воспитывающих молодых инвалидов. Затем составляется план на следующий год.

Предусматривается три вида контроля: предварительный контроль (осуществляется до начала работы по программе, проверка планов, содержания мероприятий); текущий контроль (оценка эффективности проведенных мероприятий); заключительный контроль (проводится при завершении реализации программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов, дается оценка достигнутого результата в ходе реализации программы, разрабатываются рекомендации по обобщению и распространению опыта).

Библиографический список

С целью исключения трудностей в работе команды специалистов, осуществляющих данный вид деятельности, рекомендуется проводить анкетирование социальных педагогов, инструкторов по АФК, юрисконсультантов, логопедов.

Конструктивное взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов, невозможно без учета запросов родителей.

В этом случае взаимодействие специалистов с семьей будет продуктивным, а привлечение родителей к разработке и реализации программы психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей молодого инвалида, - осмысленной. Представленная программа психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов, направлена на социализацию и адаптацию молодых инвалидов в обществе, преодоление социальной изоляции семей, воспитывающих подобных детей, на формирование круга регулярного общения и поддержки.

1. Рабочая книга участкового социального работника: методические рекомендации по внедрению модели социального сопровождения участковыми социальными работниками семей с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Составители Е.Б. Марущак, О.Е. Игнатенко, О.А. Дураченко. Новосибирск: НГПУ, 2014.

2. Дацюк Н.Н., Бокова О.А. Возможности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих молодых инвалидов. Педагогическое образование на Алтае. 2020; № 1: 84 - 88

3. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015: 45 - 48.

4. Лапшин В.А. Политическая социализация как фактор формирования культурно-ценностного потенциала у молодежи с ограниченными возможностями по здоровью и без таковых. Ученый совет. 2017; № 8: 68 - 73.

5. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник. Москва: ИНФРА, 2020.

6. New trends in education of children with disabilities. Procedía Social and Behavioral Sciences. 2011; № 15.

References

1. Rabochaya kniga uchastkovogo social'nogo rabotnika: metodicheskie rekomendacii po vnedreniyu modeli social'nogo soprovozhdeniya uchastkovymi social'nymi rabotnikami semej s det'mi-invalidamii det'mi s OVZ. Sostaviteli E.B. Maruschak, O.E. Ignatenko, O.A. Durachenko. Novosibirsk: NGPU, 2014.

2. Dacyuk N.N., Bokova O.A. Vozmozhnosti psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya semej, vospityvayuschih molodyh invalidov. Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae. 2020; № 1: 84 - 88

3. Kazakova E.I. Sistema kompleksnogo soprovozhdeniya rebenka s OVZ. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya rebenka: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet pedagogicheskogo masterstva, 2015: 45 - 48.

4. Lapshin V.A. Politicheskaya socializaciya kak faktor formirovaniya kul'turno-cennostnogo potenciala u molodezhi s ogranichennymi vozmozhnostyami po zdorov'yu i bez takovyh. Uchenyj sovet. 2017; № 8: 68 - 73.

5. Strebeleva E.A. Psihologo-pedagogicheskaya podderzhka sem'irebenka s ogranichennymi vozmozhnostyamizdorov'ya: uchebnik. Moskva: INFRA, 2020.

6. New trends in education of children with disabilities. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2011; № 15.

Статья поступила в редакцию 30.09.20

УДК 378.637 (571.150)

Moskalenko E.V., senior teacher, Department of Theoretical Bases of Computer Science, Institute of Physics and Mathematics Education, Altai State Pedagogical

University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

ANALYSIS OF THE NEEDS OF FUTURE TEACHERS IN THE FIELD OF USING ELECTRONIC LEARNING TECHNOLOGIES. The main content of the research is an analysis of the needs of future teachers in mastering the skills of designing and using e-learning technologies and distance learning technologies in the process of university training. The article presents the results of a questionnaire survey of future teachers on the impact of the transition of educational institutions to e-learning using distance learning technologies on the process of professional training of future teachers on the example of the Altai State Pedagogical University. The article focuses on the fact that in the context of the global process of informatization of education, a modern teacher must meet the needs of society, new rapidly changing conditions, in particular, have the skills to implement e-learning, including indirectly using distance educational technologies, as well as use technologies e-learning and in the framework of their professional activities.

Key words: e-learning, professional training of future teacher, distance educational technologies, information and communication technologies, informatization of education.

Е.В. Москаленко, ст. преп., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Основное содержание исследования составляет анализ потребностей будущих педагогов в освоении навыков проектирования и использования технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе вузовской подготовки. В статье приводятся результаты анкетирования будущих педагогов, касающегося влияния перехода образовательных учреждений на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий на процесс профессиональной подготовки будущих педагогов, на примере Алтайского государственного педагогического университета. В статье акцентируется внимание на том, что в условиях глобального процесса информатизации образования современный педагог должен соответствовать запросам общества, новым быстроизменяющимся условиям, в частности обладать навыками реализации электронного обучения, в том числе и опосредованно, с применением дистанционных образовательных технологий, а также использовать технологии электронного обучения и в рамках своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: электронное обучение, профессиональная подготовка будущего педагога, дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, информатизация образования.

В настоящее время, в условиях глобального процесса информатизации образования, важное значение приобретает оснащение образовательных учреждений средствами ИКТ разного уровня. Под информационно-коммуникационными технологиями будем понимать широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг [1]. Формирование будущего специалиста в системе образования определяется всей складывающейся и динамично изменяющейся социокультурной ситуацией в обществе [2]. В условиях недавнего массового перехода образовательных учреждений с очной контактной формы обучения на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий меняются подходы в

Таблица 1

Ответы респондентов

Варианты ответов Процент ответов

Повышает уровень знаний, умений, навыков 16,8%

Формирует навыки работы с объемами информации, развивает самостоятельность в поиске и использовании необходимой информации 69,3%

Предоставляет возможность расширить круг своего общения 6,9%

Развивает способности 21,8%

Развивает навыки самоконтроля 48,5%

Формирует мотивацию к самообразованию 29,7%

Предоставляет возможность обучения в удобное время и удобном месте 69,3%

Отрицательно отношусь к применению технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 22,8%

Затрудняюсь ответить 3%

Другое 0%

обучении и, соответственно, возрастают требования к профессиональной подготовке будущего педагога. Активное внедрение в учебный процесс технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обусловливает необходимость нововведений в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов, в частности, будущие педагоги должны не только обладать теоретическими знаниями, владеть навыками работы со средствами электронного обучения, но и уметь эффективно применять их в своей профессиональной деятельности [3].

В этой связи автор статьи посчитал необходимым провести анализ того, какие средства электронного обучения, дистанционные образовательные технологии наиболее востребованы у будущих педагогов, а также какие из них будущие педагоги планируют использовать в учебном процессе в рамках своей профессиональной деятельности. В данной статье используются материалы опроса на тему «Влияние перехода образовательных учреждений на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий на процесс профессиональной подготовки будущих педагогов на примере Алтайского государственного педагогического университета» (сентябрь 2020 г), в котором из Алтайского государственного педагогического университета принял участие 101 студент направления «Педагогическое образование» разных профилей подготовки. В исследовании использованы следующие методы: анкетирование, статистическая обработка данных и сравнительный анализ результатов [4].

Для проведения исследования была разработана анкета, содержащая 20 вопросов различного типа: одиночного и множественного выбора, шкала оценивания, открытой формы. Анкета была размещена в открытом доступе, для сбора данных использовался сервис GoogleForms.

Первый вопрос направлен на сбор информации о том, на каком курсе обучается респондент В анкетировании принимали участие студенты 1 - 5 курсов и студенты магистратуры. Среди респондентов было 12,9% студентов 1 курса, 8,9% студентов 2 курса, 16,8% студентов 3 курса, 44,6% студентов 4 курса,15,8% студентов 5 курса и 1% студентов магистратуры.

На вопрос: «Какие задачи, с вашей точки зрения, решает электронное обучение?» получены следующие ответы (табл. 1) (приведены в процентах от общего количества ответов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.