Вестник Новосибирского государственного педагогического университета Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin
1(17) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Л. В. Судоргина
УДК 373.3 + 612
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Л. В. Судоргина (Новосибирск, Россия)
Высокий уровень патологии здоровья школьников указывает на приоритетность решения проблемы здоровья подрастающего поколения для современной школы. Настало время для объединения усилий всех заинтересованных структур для совместной деятельности по охране здоровья подрастающего поколения. При помощи мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. Программа мониторинга гуманитарной образовательной среды предполагает реализацию личностно-ориентированного подхода, так как в центре внимания находится человек как личность, человек в самых сущностных, самых человечных своих проявлениях.
Задачи мониторинга:
• экспертиза различных направлений деятельности образовательного учреждения;
• экспертное оценивание качества образования, соответствие образовательному стандарту;
• исследование педагогического и управленческого профессионального мастерства;
• психологическая, педагогическая и медицинская диагностика участников образовательного процесса.
Начинать мониторинг необходимо с самоанализа форм и методов здоровьесберегающей деятельности и здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения.
Ключевые слова: здоровье школьников, мониторинг, образовательная среда, оценка деятельности образовательного учреждения.
Крайне высокий уровень патологии здоровья школьников указывает на приоритетность решения проблемы здоровья подрастающего поколения для современной школы. Практика показывает, что решить данную проблему одной медицине не под силу. Поэтому в соответствии с государственной политикой часть этой работы обязаны взять на себя образовательные учреждения в соответ-
ствии с Законом об образовании и Концепцией модернизации российского образования, которая предусматривает «создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся».
Настало время для объединения усилий всех заинтересованных структур для совместной деятельности по охране здоровья подрастающего поколения. Значительную
Судоргина Любовь Вилениновна - учитель географии высшей квалификационной категории, заслуженный учитель России, директор, МБОУ Гимназия № 14 «Университетская».
E-mail: [email protected]
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
1(17) 2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
роль в этой деятельности должна сыграть школа, которой предстоит сформировать у детей новую философию жизни, цель которой здоровый образ жизни, жизнь без вредных привычек. Каждый ребенок должен понимать, что здоровье в его руках и от этого зависит вся будущая жизнь, ведь «в здоровом теле - здоровый дух». Разве мы можем противоречить этой истине? Давно известно: «посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу». В целом мы можем говорить о создании нового направления в педагогике - здоровьесберегающей педагогики. Понимая под здоровьесберегающей педагогикой - образовательную систему, провозглашающую приоритет культуры здоровья, которую необходимо воспитывать у всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей); обеспечивающую ее реализацию при организации обучения и воспитания, в содержании учебных программ и в создании инфраструктуры школьного пространства.
Ведущей задачей современности становится качество образовательного процесса и в связи с этим инновационные процессы, охватившие образовательное пространство нашей страны диктуют и новые подходы к организации педагогического мониторинга, прежде всего, мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Своевременное выявление позитивных и негативных явлений в педагогической системе позволяет быстро реагировать на них, изменяя тактику при сохранении общих направлений образовательной стратегии. При помощи мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, показывающая соответствие фактиче-
ских результатов деятельности педагогической системы ее целям.
Образовательным учреждениям дано право выбора образовательной программы, использования различных педагогических технологий, учебно-методических комплексов, но вместе с тем проблема сохранения духовного и физического здоровья каждого ученика остается актуальной. Модернизация образования, принявшая форму широкомасштабного общенационального эксперимента, сделала как никогда актуальным вопрос и об оценке эффективности проводимых инноваций с точки зрения здоровьесберегающей педагогики. Конечная цель оценки эффективности и качества работы школы заключается в том, чтобы помочь педагогическому коллективу выявить не только истоки затруднений, но и сильные стороны, возможности роста, ресурсы развития здоровьесберегающего пространства.
Значимость внедрения мониторинга здоровья обучающихся в образовательных учреждениях подтверждается Приказом Министерства образования и науки РФ от 12.01.07, в котором ставится задача организации и проведения ежегодного мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений. Организация мониторинга здоровьесберегающей деятельности нашего образовательного учреждения опирается на современные научные теории и нормативно-правовую базу:
• здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе, качественная система оценки деятельности образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья (М.М. Безруких [1-2]);
• формирование культуры здоровья в развивающейся образовательной среде, опыт
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
1(17) 2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
реализации проекта в различных регионах России [3-8];
• санитарно-эпидемилогические правила (2.4.2.1178-02), Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений, Практические рекомендации по организации системной
комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья подростков в образовательной среде, оздоровительная программа г. Новосибирска «Здоровый город» и др.
«Все, что мы несем детям и что может повлиять на их судьбу, подлежит проверке судом совести, согласно императиву: «Не вреди!». И здесь он должен быть строже, чем во врачевании...»
Г.С. Батищев
Модель службы мониторинга
В гимназии № 14 «Университетская» разработана и внедрена концепция и программа мониторинга гуманитарной образовательной среды, осуществление которой предполагает реализацию личностно-ориентированного подхода, т.к. в центре внимания
находится человек как личность, человек в самых сущностных, самых человечных своих проявлениях [9-10]. Полноценное изучение образовательной среды должно осуществляться, прежде всего, по базовым гуманитарным, общечеловеческим критериям, которые
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
1(17) 2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
в каждом конкретном случае должны дополняться соответствующими частными показателями: уровнем знаний и умений, уровнем развития отдельных психических функций и т.п. Современное образование, провозглашающее демократические ценности заинтересовано в изучении сферы образования на предмет ее «гуманитарной полноценности». Мониторинг гуманитарной образовательной среды социально-ориентирован на тот социум, который окружает данное образовательное учреждение. Таким образом, центральной определяющей «сферой интересов» педагогического мониторинга гуманитарной образовательной среды является ребенок, его жизнь, здоровье и развитие.
Цель мониторинга - получение объективной информации, анализ и прогнозирование состояния гуманитарной образовательной среды в соответствии с концепцией развития гимназии до 2020 г.
Задачи:
• экспертиза различных направлений деятельности образовательного учреждения;
• экспертное оценивание качества образования, соответствие образовательному стандарту;
• исследование педагогического и управленческого профессионального мастерства;
• психологическая, педагогическая и медицинская диагностика участников образовательного процесса;
• оценка инновационной деятельности образовательного учреждения.
Уровни мониторинга
(под уровнями мониторинга понимается система организационных форм и методов изучения особенностей образовательного процесса, индивидуальных особенностей учащихся)
1 уровень - учителя, классные руководители, руководители доп. образования;
2 уровень - предметные секции, методические объединения, кафедры;
3 уровень - общегимназический: администрация, функциональные службы гимназии
А начинать необходимо с самоанализа форм и методов здоровьесберегающей деятельности и здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения. Методические рекомендации под ред. М.М. Безруких,
В.Д. Сонькина [2].
Такой анализ позволяет создать школьную программу здоровья, отвечающую современным требованиям конкретного образовательного учреждения, учитывающую специфику данного образовательного учреждения и способствующую естественному развитию учеников.
Для анализа здровьесберегающего потенциала образовательного учреждения, также используем рекомендации института возрастной физиологии РАО. Алгоритм здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения сравнивается с предложенными в анкете критериями, соответствующими каждому баллу. Далее баллы по всем пунктам суммируются, и определяется суммарный балл.
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
1(17) 2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Схема
экспертного анализа форм и методов здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения
Предварительный мониторинг
•анализ инфраструктуры и внутришкольной среды
•анализ организации учебного процесса
•анализ организации двигательного режима и физкультурнооздоровительной работы
•анализ организации работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
•анализ состояния медицинской помощи, состояния здоровья школьников
*
Выделение школьных факторов риска
Внутришкольная
среда
Организация
учебного
процесса
±
Организация Организация Анализ состояния
двигательного работы по медицинской помо-
режима формированию щи и состояния
и физкультурно- ценности здоровья
оздоровительной здорового школьников
работы образа жизни
Определение комплекса мер, форм и методов организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения (по каждому направлению)
Организация системной работы
І
Заключительный мониторинг (оценка качества эффективностиздоровьесберегающейдеятельности
© 2011-2014 Вестник НГПУ
Все права защищены
1(17) 2014
Анализ здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения свидетельствует о том, что гимназия обладает достаточными ресурсами для развития
здоровьесберегающего процесса.
Для углубленного анализа здоровьесберегающей деятельности образовательного
ISSN 2226-3365
учреждения, оценки проводимых здоровьесберегающих мероприятий мы осуществляем качественную систему оценки деятельности гимназии по охране и укреплению здоровья участников образовательного процесса, которая представлена в следующей таблице:
www.vestnik.nspu.ru
Мониторинг здоровьесберегающего процесса Цель: анализ состояния и условий здоровьесберегающего пространства гимназии
Направления Показатели Диагностические средства Испытуемые/ эксперты Использование результатов
Эффективность здоровьесберегающей деятельности гимназии Рациональная организация учебного процесса Рациональная организация режима дня Состояние здоровья, изменения функционального состояния, напряженности и текущей заболеваемости Характеристика физического развития и физической подготовленности Изменение отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни Качественная система оценки деятельности образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья (М.М. Безруких, М., 2005) Учителя, родителя, учащиеся 1-11 классов / заместитель директора по учебно-воспитательной работе и функциональные службы гимназии Педагогический совет, семинары различных уровней, методические объединения и предметные секции учителей-предметников, совет при директоре, индивидуальные собеседования, аналитический отчет, родительское собрание, родительская конференция.
Такой анализ позволяет создать школь- менным требованиям конкретного образова-
ную программу здоровья, отвечающую совре- тельного учреждения
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
1(17) 2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Приложение 1
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
1(17) 2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей // Магистр. - 1999. - № 3. -С.30-38.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: учеб. пособ. - М.: Изд-во ACADEMA, 2002. - 415 с.
3. Айзман Р.И. Здоровье педагогов и обучающихся - ключевая задача современной школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. -№ 3(7). - С. 24-35.
4. Айзман Р. И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Плетнёва Е.Ю., Рубанович В.Б. Мониторинг здоровья учащихся и педагогов с применением компьютера и программных средств // Народное образование. - 2010. - № 6. - С. 147-155.
5. Борцова О. А. Медико-социальные аспекты обучения школьников правильному образу жизни // Философия образования. - 2006. - № 1. - С. 211-214.
6. Епоян Т.Г., Плахутина Ю.Б. Фактологический обоснованный подход к профилактическому образованию // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5. - С. 5-13.
7. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Руднева Е. Л. и др. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / 3-е изд., перераб. - М.: Издательство «Омега-Л», 2013. - 443 с.
8. Шуленина Н.С., Корощенко Г.А., Терехова Э.А., Лысова Н.Ф. Анализ состояния здоровья школьников МКОУ Доволенской СОШ №1 Новосибирской области // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5. - С. 58-66.
9. Пушкарёва Е.А., Судоргина Л.В. Культура самоопределения: адаптационные механизмы личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2012. - № 4. - С. 80-87.
10. Судоргина Л.В. Здоровьесберегающие аспекты раздельно-параллельного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 3. -
С. 36-42.
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin
1(17) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© L. V. Sudorgina
UDC 373.3 + 612
COMPLEX ESTIMATION HEALTH PROTECTION ACTIVITY OF MODERN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
L. V. Sudorgina (Novosibirsk, Russia)
The high level of a pathology of health of schoolboys specifies on Priority of decisions of a problem of health of rising generation for modern school. Time for association of efforts of all interested structures for joint activity on health protection of rising generation has come. By means of monitoring revealing and Estimation of the lead pedagogical actions is spent. The program of monitoring of the humanitarian educational environment assumes realization of the person-focused approach as in the center of attention there is a person as the person, the person in the most intrinsic, most human displays.
Problems of monitoring:
- Examination of various directions of activity of educational establishment;
- Expert Estimation of qualities of education, conformity to the educational standard;
- Research of pedagogical and administrative professional skill;
- Psychological, pedagogical and medical diagnostics of participants of educational process.
To begin monitoring it is necessary from introspection offorms and methods of Health protection for activity and Health protection ofpotential of educational establishment.
Keywords: health of schoolboys, monitoring, the educational environment, an estimation of activity of educational establishment.
REFERENCES
1. Bezrukih M.M. Shkol'nye faktory riska i zdorov'e detei [Shool risk factors and health of children]. The Magister, 1999, no. 3, pp. 30-38.
2. Bezrukih M.M., Sonkin V.D., Farber D.A. Vozrastnaya fiziologiya [Age physiology]. Moscow, Publishing House of the ACADEMA, 2002, 415 p.
3. Aizman R.I. Zdorov'e pedagogov i obuchayushchikhsya - klyuchevaya zadacha sovremennoi shkoly [Health of teachers and pupils - a key problem of modern school]. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 3, pp. 24-35.
4. Aizman R.I., Aizman N.I., Lebedev A.V., Pletneva E.Yu., Rubanovich V.B. Monitoring zdo-rov'ya uchashchikhsya i pedagogov s primeneniem komp'yutera i programmnykh sredstv [Monitoring of health of pupils and teachers with application of a computer and software]. National education, 2010, no. 6, pp. 147-155.
5. Bortsova O.A. Mediko-sotsial'nye aspekty obucheniya shkol'nikov pravil'nomu obrazu zhizni [Medicine and social aspects of training of pupils to a correct way of life]. Philosophy of education, 2006, no. 1, pp. 211-214.
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin
1(17) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
6. Epoyan T.G., Plakhutina Yu.B. Faktologicheskii obosnovannyi podkhod k profilakticheskomu obrazovaniyu [The factological proved approach to preventive education and use of information-communication technologies in informal education]. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 5, pp. 5-13.
7. Kazin Э.М., Kasatkina D.C., Rudneva E.L., etc. Zdorov'esberegayushchaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika [Healthcare activity in an education system: the theory and practice]. Moscow, Publishing house "Omega-l", 2013, 443 p.
8. Shulenina N.S., Koroshchenko G.A., Terehova I.A., LysovaN.F. Analiz sostoyaniya zdorov'ya shkol'nikov MKOU Dovolenskoi SOSh №1 Novosibirskoi oblasti [The analysis of the state of health of schoolchildren of Dovolenskaya school №1 of Novosibirsk region]. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 5, pp. 58-66.
9. Pushkareva E.A., Sudorgina L.V. Kul'tura samoopredeleniya: adaptatsionnye mekhanizmy lich-nosti [Culture of self-determination: adaptable mechanisms of the person]. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 4, pp. 80-87.
10. Sudorgina L.V. Zdorov'esberegayushchie aspekty razdel'no-parallel'nogo obrazovaniya [Health protection aspects of separate and parallel education]. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 3, pp. 36-42.
Sudorgina Lubov Vileninovna, the teacher of the maximum qualifying category, the deserved teacher of Russia, the Grammar School 14 «University».
E-mail: [email protected]
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены