Научная статья на тему 'Комплексная оценка в управлении персоналом'

Комплексная оценка в управлении персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байер Ю. П.

В статье изучаются основные составляющие комплексной оценки: метод наблюдения, неструктурированного или полуструктурированного интервью, опрос, экспертная оценка, эксперимент. Аргументируется объективность комплексной оценки. Анализируются такие формы проведения оценки, как деловая и ролевая игра. Автор доказывает эффективность комплексной оценки для самих сотрудников, а также для работодателей. Таким образом, правильно проведенный «ассессмент» способствует максимально объективной оценке сотрудников со стороны работодателей, а также повышает лояльность сотрудников к самой организации. В плюсе, таким образом, оказываются обе стороны, и субъект, и объект оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comprehensive assessment and HR management

The article reviews different components of comprehensive assessment: method of observation, structured or semi-structured interview, questionnaire, expert opinion and experiment. Justification is given for impartial approach towards comprehensive assessment. Such forms are reviews, as business and role games. The author proves efficiency of comprehensive assessment both for employees and employers. Thus, accurately performed assessment facilitates unbiased evaluation of employees by employers, as well as enhances loyalty of employees to organisation as a whole. Finally both sides win, i.e. the subject and an object of assessment.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка в управлении персоналом»

КАДРЫ •

Изменение количества резюме в профобласти Транспорт/Логистика по Санкт-Петербургу

- 2007 год

- 2008 год

Ж

Л'

Л1-

*

ж

У

<0*

ж

/ у*

г

По данным hh.ru

оптимизации штатного расписания и затрат на услуги провайдеров.

Одним из факторов, который обеспечит успешное преодоление кризиса для компании, является сохранение коллектива, поддержание его лояльности, сплоченности и нацеленности на результат даже в тяжелых условиях. Именно поэтому особое внимание ра-

ботодателя должно быть обращено на информирование сотрудников об изменении тактики и стратегии компании, ситуации на рынке, ближайших задачах. Критически важной становится работа НИ-менеджера с настроениями, страхами, мотивами (разъяснительная работа, коучинг, мобилизация команды на задачи, лояльность).

От корректности сокращения окладов и бонусных частей и, в случае необходимости, от корректности увольнений зависят не только внутренние настроения в коллективе, а значит, способность к росту производительности труда, но и внешний имидж компании в качестве работодателя. Недовольные и обиженные сотрудники, расставание с которыми прошло со скандалом, «по статье», без выплаты достойной компенсации и рекомендаций, понесут эту информацию во внешнюю среду, в семьи, в интернет, даже в прессу, что может значительно сказаться на компании при выходе из кризиса, когда возникнет потребность в возвращении старых и притоке новых квалифицированных кадров. Те же компании, которые в добровольном порядке обеспечивают сокращаемый персонал не только «денежным парашютом», но и оказывают действенное содействие в трудоустройстве бывших сотрудников (например, заказывая услуги по «аутплейс-менту» в кадровых агентствах), имеют шанс завершить кризис «с человеческим лицом», минимальными кадровыми и финансовыми потерями.

Комплексная оценка в управлении персоналом

Ю. П. БАЙЕР, канд. социол. наук, доцент кафедры Управления персоналом Северо-Западной академии госслужбы

В настоящее время так называемый центр оценки (или ассессмент-центр) является одним из самых популярных методов оценки персонала. В данной статье мы будем придерживаться термина «комплексная оценка», подразумевая под этим то же самое.

Этот метод позволяет оценить персонал или кандидатов на должность максимально объективно и приближенно к рабочей ситуации. Руководителям подразделений и организации в целом этот метод может быть интересен еще и тем, что по затратам времени и, соответственно, оплаты труда сотрудников службы УП он сопоставим с традиционными методами отбора, а по эффективности их превосходит.

Эффективность комплексной оценки обусловливается тремя факторами:

• системным подходом к изучению объекта, в данном случае работника или кандидата на должность;

• оценка проводится в ситуации, максимально приближенной к реальной (это связано с выполнением деятельности, соответствующей должности, на которую претендует объект исследования);

• оценка, как правило, проводится внешними независимыми экспертами (в среднем, материалы комплексной оценки просматривают три эксперта, затем обсуждают их и приходят к единому мнению).

Тем не менее, оценку могут проводить и свои сотрудники службы УП, предварительно прошедшие обучение по использованию этого метода. Данный метод и его составляющие, кото-

рые мы рассмотрим ниже, предполагает знание «управленцами» социологии и психологии не на ознакомительном (читай «дилетантском»), а на хорошем профессиональном уровне.

Сначала немного истории. Метод комплексной оценки впервые стал использоваться в США в начале 1970-х и применялся он (в силу трудоемкости и отсюда высокой стоимости) только для оценки кандидатов на позиции топ-менеджмента. В настоящее время трудоемкость и высокая стоимость процедуры тоже актуальны, но применяется

КАДРЫ

она консалтинговыми и аудиторскими фирмами для оценки не только топ-менеджмента, но и других специалистов, имеющих высокий образовательный и профессиональный уровень.

Рассмотрим более подробно основные составляющие процедуры комплексной оценки.

Ее основой является моделирование рабочей ситуации в команде (групповые дискуссии, ролевые игры) с целью определения с помощью экспертной оценки профессиональных и личностных качеств участников, или, другими словами, компетенции настоящего или будущего сотрудника. Мы считаем этот метод основным, хотя вполне отдаем себе отчет, что остальные методы также важны и без их использования комплексная оценка будет неполной.

Если говорить социологическим языком, то в основе комплексной оценки лежит полевой эксперимент (группа или отдельный сотрудник находится в естественных условиях функционирования) или же лабораторный эксперимент (группа формируется искусственным образом).

Деловая игра или обсуждение в группе — вариант проведения эксперимента, когда его участники проявляют свои способности в рамках модельных ситуаций (разработанных заранее на основе требований к предполагаемой или занимаемой должности). Здесь уже речь идет о полевом эксперименте, то есть максимально приближенном к реальной ситуации. При этом обсуждается реальная бизнес-ситуация, связанная с текущей или предполагаемой работой. В наше время техническое обеспечение наблюдения значительно упростилось. Если раньше материалы эксперимента фиксировались на бумагу несколькими наблюдателями, то теперь идет видеозапись, которая впоследствии и анализируется.

Например, РИ-отдел компании работает недостаточно эффективно. Нам необходимо понять причину низкой эффективности, определить уровень профессионализма каждого, проследить распределение ролей в команде, определить возможных из-

гоев и аутсайдеров группы, а также лидеров, генераторов идей, критиков, аналитиков и т.д. Мы даем группе (сотрудникам РИ-отдела) задание: разработать новую РИ-стратегию фирмы с учетом новых социально-экономических условий и дефицита бюджета этого отдела.

На выполнение задания дается определенное, разумно ограниченное время, ведется видеозапись, которая впоследствии анализируется.

Как одна из разновидностей деловой игры может выступать ролевая игра — моделируется рабочая ситуация с одним из участников (как правило, из команды исследователей), заранее подготовленным к роли клиента, подчиненного или начальника. Такая ситуация должна быть типичной для будущей или настоящей деловой роли наблюдаемого. Например, разрешение конфликтной ситуации между клиентом и сотрудником отдела оптовых продаж.

То, что оценивается в ходе Центра оценки — это компетенция как поведенческий индикатор, характеризующий реальное поведение человека для достижения результата в условиях, максимально приближенных к реальным.

Наконец, интервью с сотрудником как следующая составляющая комплексной оценки, которое может быть полуструктурированным или же свободным, входит в оценку и дополняет ее. Специфика такого интервью заключается в том, что интервьюируемый (как один из вариантов) за несколько минут в свободной форме должен рассказать комиссии экспертов о себе, своем месте в компании, видении своего вклада в общее дело. Помимо качественной информации, получаемой в результате такого интервью, эксперты оценивают умение быстро ориентироваться, структурированно подавать информацию, разделять главное и второстепенное, умение держаться перед аудиторией, адекватность мимики и жестов.

Теперь обратимся к вопросу, когда уместно проводить комплексную оценку. Как мы уже упоминали, метод этот высокоэффективен в случае отбора сотрудников на вакантную должность (будь то из внутренних или внешних источников).

Любопытно, что этот метод в ряде случаев повторяет эффект Хоторнских экспериментов: он нравится кандидатам и создает высокий уровень приверженности к организации, в которой они собираются работать. Ведь в процессе проведения оценки (а длится она, в среднем, один день) кандидаты знакомятся друг с

другом, с оценщиками, чувствуют повышенное внимание к себе, направленное на всестороннее выявление их творческого потенциала. Таким образом, проведение комплексной оценки по отношению к штатным сотрудникам можно рассматривать и как своего рода метод мотивации персонала.

Тем более этот метод становится эффективным, если в оценке принимает участие руководитель. Форма участия может быть разная: от присутствия в течение всего времени оценки до участия в подведении итогов. В любом случае, внимание руководителя к своим настоящим или будущим сотрудникам в данном случае оправданно по ряду причин:

• в случае необходимости принятия того или иного решения ответственность все равно будет нести руководитель организации;

• работникам важно знать, что судьи не только компетентны в сфере психологии и социологии, но и в профессиональной области, а это может обеспечить только факт присутствия руководителя организации в процессе оценки;

• и, наконец, в процессе оценки у руководителя появляется возможность по-новому взглянуть на своих подчиненных, увидеть их в новых ситуациях, а работники, соответственно, раскрывают свой потенциал, который может быть в дальнейшем использован в организации на ее благо.

Полезен этот метод и для самих оцениваемых. По результатам проведенной оценки ее участники получают обратную связь (дополненную материалами видеозаписи), причем это будет не субъективное мнение, а максимально объективный взгляд со стороны, результат нескольких оценочных процедур. Такая обратная связь, как правило, становится хорошим импульсом к саморазвитию, «подтягиванию» своих слабых сторон.

Таким образом, правильно проведенный «ассессмент» будет способствовать максимально объективной оценке сотрудников со стороны работодателей, а также повысит лояльность этих сотрудников к самой организации. В «плюсе», таким образом, оказываются обе стороны, и субъект, и объект оценки.

ЛИТЕРАТУРА

1. В. М. Даринская, И. Н. Чаплыгин. Оценка и развитие персонала методом «Ассессмент-центр». М., 2008.

2. Ю. М. Демин. Ассессмент персонала. Как объективно оценить деловые качества сотрудника и соискателя за 15 минут. СПб, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.