ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №3(25)
УДК 159.937.51:39:378.016
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ И ЦВЕТОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ
© А.С.Егоров
В статье рассматривается методика оценки цветовосприятия и цветовоспроизведения студентов художественных вузов. Суть комплексной оценки - в разностороннем мониторинге уровня цветовосприятия и цветовоспроизведения в процессе изучения цветоведения. Также методика позволяет оперативно оценивать эффективность усвоения новых знаний по цветоведению. Предложенная комплексная оценка является универсальной и может быть применена на любом этапе изучения цвето-ведения и колористики.
Ключевые слова: цветоведение, колористика, комплексная оценка, восприятие цвета, воспроиз-
ведение цвета.
На сегодняшний день накоплено большое количество информации о влиянии цвета на человека. Психофизиологической основой поисков новых методов по формированию цветовосприятия являются труды таких видных физиологов и психологов, как Л.С.Выготский, Г.Гельмгольц, С .И. Вавилов и др. Их работы посвящены вопросам психологии зрительного восприятия цвета в изобразительной деятельности, вопросам эмоциональной реакции на цвет и индивидуальным особенностям цветоразличения. С позиции рассматриваемой нами проблемы несомненный интерес представляют авторские концепции восприятия и использования цвета, разработанные И.Иттеном, В.В.Кандинским, К.С.Малевичем и др. Методические аспекты развития цветовос-приятия и цветовоспроизведения в процессе обучения изобразительному искусству нашли свое отражение в педагогических рекомендациях выдающихся русских художников-педагогов
(К. А. Коровина, А.А.Иванова, В.А.Серова,
И.Е.Репина), указывавших на необходимость постановки глаза на живописное восприятие цвета, воспитания целостного восприятия цветовых качеств натуры и передачи цветового богатства окружающей действительности. Большой вклад в изучении психосемантики цвета сделал П.В.Янь-шин [1]. Эти данные позволяют нам говорить о том, что цвет играет большую роль в формировании, развитии и жизнедеятельности личности. Таким образом, возникает потребность в квалифицированных специалистах, умеющих работать с цветом на высоком профессиональном уровне. На наш взгляд, в методике преподавания цвето-ведения есть много областей, которые нуждаются в доработке с учетом новых данных. Для построения современной методической системы обучения цветоведению необходимо создание
комплексной модели оценки цветовосприятия и цветовоспроизведения, которая должна учитывать современные научные данные, сложившиеся традиции и новые подходы в обучении цветове-дению. Благодаря комплексной оценке, учителя цветоведения получат возможность определять эффективность той или иной методики, формирующей гармоничное цветовосприятие и цветовоспроизведение.
Проведенные теоретические исследования, экспериментальная работа, обобщение опыта работы педагогов-практиков в области цвета в педагогических и художественных вузах, анализ действующих программ по живописи, композиции, дизайну и цветоведению, а также методических и учебных пособий, тесты и опросы обучающихся позволили нам сделать вывод о том, что комплексная оценка цветовосприятия и цветовоспроизведения студентов ХГФ необходима для формирования эффективной методики преподавания цветоведения.
Изучив опыт специалистов, работающих в области преподавания цветоведения, мы выявили 4 основных направления в изучении предмета. Наша модель "Комплексной оценки цветовосприятия и цветовоспроизведения" состоит из 4 разделов, приведенных в таблице 1.
Таблица 1.
№ Основные разделы комплексной оценки Оценка за выполнение задания Время, отведенное на выполнение задания
1 Оценка цветочувствительности зрения студентов 0-10 пунктов 5-10 мин.
2 Определение уровня теоретических знаний цветоведения у сту- 0-20 пунктов 15-20 мин.
дентов
3 Оценка точности цветовоспроизведения 0-30 пунктов 20 мин.
4 Оценка использования цвета при решении творческих задач 0-40 пунктов 30 мин.
Комплексная оценка цветовосприятия и цветовоспроизведения рассчитана на одну учебную пару. Ограниченные временные рамки позволяют повысить интенсивность работы; этот фактор также привносит элемент соревнования, повышая конкуренцию внутри коллектива, что немаловажно в современных условиях. Помимо тестовых упражнений, мы предлагаем выполнить и творческие задания, которые помогут оценить степень владения цветом непосредственно во время творческой деятельности. Именно навыки владения цветом при решении творческих задач являются основным показателем успешности той или иной методики преподавания цветоведения. В основной части статьи мы подробно раскрываем каждый из этапов комплексной оценки.
1. Оценка цветочувствительности зрения студентов.
На данном этапе изучается цветочувствительность на физиологическом уровне: насколько чётко испытуемый может различать те или иные цвета их оттенки и нюансы. Изысканиями в этой области занимаются учёные из разных отраслей науки. Для нашего исследования интересен опыт и тесты, которые разработал профессор Альберт Манселл (Albert H.Munsell) во время работы над созданием стандартов и цветовых моделей в начале XX века. Особый интерес представляет Farnsworth Munsell 100 Hue Test. По всему миру это тестирование успешно применяется уже на протяжении 40 лет. Тест оказался наиболее востребован в сфере графического дизайна. Farnsworth-Munsell (FM) 100 Hue Test содержит всего 85 оттенков. Процесс тестирования занимает около часа. Тест FM не измеряет общее цветовое восприятие, однако позволяет определить уровень цветовосприятия. Он состоит из четырех наборов, каждый из которых содержит 21 маленький стаканчик (размером и формой они напоминают крышечки от бутылок). Стаканчики пронумерованы снизу, а сверху на них нанесены близкие оттенки цветов. Задача состоит в том, чтобы отсортировать стаканчики по оттенкам, что для многих людей не составляет никакого труда. На практике, поскольку со временем цветовое зрение ухудшается, с каждым годом пройти тест становится все труднее.
После того как стаканчики отсортированы, числа, нанесенные на их нижние стороны, следу-
ет ввести в оценочную программу, которая создает график особенностей цветового зрения, а также цветовых "предпочтений" испытуемого [2:
14].
На первый взгляд кажется, что в художественном образовании не так важно оценивать способность человека различать цвета. Данные о цветочувствительности человеческого глаза сильно разнятся и в различных источниках варьируются в диапазоне от 2 до 6 миллионов цветов и оттенков. Результаты, полученные в 2006-2009 годах на базе гистологических исследований с применением новых технологий, показали, что колбочки, отвечающие за цветное зрение, воспринимают 3 основных цвета, а оттенки цветов появляются на этапе анализа мозгом полученной от зрительных рецепторов информации. То, что мы видим как цвет, "представляет собой комбинированное воздействие: 1) спектрального распределения светового потока из дающего энергию источника света; 2) физических и/или химических свойств всех материалов, пропускающих или отражающих световой поток (по меньшей мере часть светового потока, переориентированную в сторону глаза); 3) физиологической реакции глаза на световой поток, включающей в себя нервные импульсы, передаваемые в ту часть коры головного мозга, которая отвечает за зрение; 4) переработки нашим мозгом этих сигналов в сочетании с сигналами из соседних областей поля зрения, нашими воспоминаниями о сходных ситуациях, имевших место в прошлом опыте" [3: 7]. Тестирования показали, что активизируются именно те участки коры головного мозга, которые отвечают за формирование оттенков. Учитывая результаты подобных тестов, можно сделать вывод, что они помогают расширить спектр восприятия цветов, которые сможет различать человек.
2. Определение уровня теоретических знаний цветоведения у студентов.
В этой части основной упор делается на выявление уровня теоретической грамотности. Как показала практика, теоретические знания о цвете играют большую роль в работе с ним. Для этого студентам предлагается тест с вопросами по теории цвета. На начальном этапе освоения курса цветоведения проводится "общий тест" для выявления уровня теоретических знаний. Основные темы тестирования:
• основные термины;
• история теории цвета;
• цветовые сочетания, стандартные цветовые схемы;
• цветовые гармонии;
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕНАУКИ: ПЕДАГОГИКА
• оптические эффекты, связанные с цветом (контрасты, симультанные цвета и т. д.);
• значение (символика) цвета.
Тест может содержать от 20 до 50 вопросов в зависимости от количества времени на выполнение задания. По мере получения новой информации студенты сдают тесты по определенным темам. Мы считаем, что тестирование должно иметь системный характер и проводиться по окончании изучения каждого раздела цветоведе-ния. Таким образом, мы имеем возможность отслеживать динамику усвоения теоретических знаний.
3. Оценка точности цветовоспроизведения.
Существует большое количество заданий для оценки точности цветовоспроизведения. Мы разработали ряд заданий, в которых студенты могли бы тренировать технические навыки. Для примера следующее задание:
На доске экспонируется репродукция картины известного художника (картина может быть любого жанра и эпохи), можно использовать и фотографии с изображениями натюрмортов, пейзажей или портретов. Студентам раздаются листы бумаги с контурами картины и даются следующие задания:
I задание - репродукция картины разбита на небольшие сегменты, которые нужно покрыть локальным цветом, соответствующим примеру на доске.
II задание - в репродукции очерчиваются основные контуры элементов картины, студенты выполняют максимально приближенную по цвету и содержанию копию картины.
Выполнение задания ограничено по времени. В течение одного занятия можно выполнить последовательно I и II задания, а III дать как самостоятельную работу.
Можно использовать различные варианты усложнения задания: демонстрировать репродукцию только часть времени, отведенного на задание, так чтобы студенты по памяти подобрали нужные цвета, или выполнить задание, используя ограниченную палитру или ахроматическую гамму. Преимуществом данной методики является её универсальность и простота в оценке уровня цветовоспроизведения. Все студенты поставлены в одинаковые условия и лишь воспроизводят общепризнанную удачную цветовую гамму известного художника. Также данный вид деятельности позволяет использовать время, отведенное на занятие с большей эффективностью, так как не будет тратиться время на построение композиции и разработку идеи. Подобные работы - чисто техническая задача, направленная на улучшение цветовоспроизведения.
4. Оценка использования цвета при решении творческих задач.
В ходе проведения этого этапа оценки студентам предлагается определенная творческая задача, для решения которой необходимо применить на практике знания из области цветоведе-ния.
Работы, выполненные студентами художественно-графических факультетов, должны представлять собой законченную композицию и оцениваться по определенным критериям. Предлагаем следующий подход к оценке творческих заданий студентов:
а) интерпретация темы - соответствие композиции заданной теме и степень участия каждого отдельного элемента;
б) композиционный баланс - равновесие элементов внутри композиции, организация композиционного пространства;
в) цветовой баланс - цвета в интерпретации темы, их сочетание, отсутствие случайных цветов;
г) техника исполнения - мастерство использования материалов и их сочетаемость;
д) оригинальность исполнения и материалов.
Фактор оригинальности - является важнейшим в создании любого художественного произведения. Оригинальность - это способность художника увидеть новое, необычное в обычном. Она может выражаться как в форме, так и в содержании учебной работы.
Также следует просматривать не только законченную композицию, но и эскизы, которые помогут увидеть в студенте две его ипостаси: эмоциональную и рациональную. Работа в законченном виде должна сохранить общее настроение эскиза.
Предложенный курс комплексной оценки наглядно доказывает свою эффективность. В ходе практической апробации данной методики среди студентов первого курса художественно-графического факультета ЧГПУ им.И.Я.Яковлева удалось отследить динамику повышения уровня цветовосприятия и цветовоспроизведения. Был отмечен рост среднего уровня успеваемости по цветоведению с 50 пунктов в начале до 70-80 в конце семестра. Ценным качеством такого тестирования является то, что удалось свести к минимуму субъективную оценку работы студента и добиться более объективного анализа знаний о цвете. Данное комплексное тестирование полезно не только педагогам в процессе разработки новых подходов в обучении, но и непосредственно самим обучающимся. Оно позволяет определить слабые и сильные стороны студента в области цветоведения. В комплексной оценке мы
стремились к тому, чтобы совместить теорию, практику и творчество. Ни для кого не секрет, что в творчески успешной работе есть два составляющих компонента - это 10 процентов таланта и 90 процентов труда. Наш тест организован таким образом, что всё проведенное на занятии время уходит непосредственно на работу с цветом. Также наша комплексная оценка содержит разноплановые упражнения, не вызывающие утомления от монотонной работы.
Обобщая полученные результаты, мы можем сделать выводы о том, что улучшение цветовос-
приятия будет способствовать повышению уровня цветовоспроизведения, и наоборот.
1. Яньшин П.В. Психосемантика цвета.- СПб.: Речь, 2006. - 368 с.
2. X-Rite World Headquarters, Systems for precise color validation. Defining Color Munsell, X-Rite, Incorporated. // URL: http://www.xrite.com/documents/ literature/en/L10-315_Defining_Color_Munsell_en. pdf 2007. - 24 c. (дата обращения 21.06.2011).
3. Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии / отв. ред. А.А.Митькин, Н.Н.Корж. -М.: Наука, 1993. - С.5-53.
COMPREHENSIVE EVALUATION OF COLOUR VISION AND COLOUR REPRODUCTION OF THE ART STUDENTS
A.S.Egorov
This article deals with the methods of evaluation of colour vision and colour reproduction of art students at universities. The essence of integrated evaluation lies in the multi-sided monitoring of the level of colour perception and colour reproduction in the process of learning chromatics. Also this technique can quickly assess the efficiency of absorption of new knowledge on chromatics. The proposed integrated evaluation is universal and can be applied at any stage of study chromatics and colouring.
Key words: chromatics, colouring, integrated evaluation, colour perception, colour reproduction.
Егоров Алексей Станиславович - аспирант кафедры декоративно прикладного искусства и методики преподавания изобразительного искусства Чувашского государственного педагогического университета им.И.Я.Яковлева.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 24.08.2011