Научная статья на тему 'Комплексная оценка течения адаптации первоклассников к школе на современном этапе'

Комплексная оценка течения адаптации первоклассников к школе на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
898
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ШКОЛА / ПЕРВОКЛАССНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина А. А., Таранушенко Т. Е.

В рамках наблюдения за течением адаптации у детей первого года обучения в школе изучены динамика массы тела, эмоционально-поведенческие реакции, отношение к основным составляющим школьной жизни, частота невротических расстройств. Впервые для оценки течения адаптации по критерию динамики массы тела предложены центильные шкалы, составленные с учетом гендерных различий. Установлены наиболее частые неблагоприятные эмоционально-поведенческие реакции первоклассников. Определена доля детей с низким уровнем социальной интеграции, у которых наблюдалось негативное восприятие основных составляющих школьной жизни. Представлены данные по частоте невротических расстройств у детей при поступлении в школу и в течение первого года обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмина А. А., Таранушенко Т. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX ESTIMATION OF CURRENT OF ADAPTATION FIRST-GRADERS TO SCHOOL AT THE PRESENT STAGE

The dynamics of weight of a body, emotional-behavioral reactions, the attitude to the basic components of school life, frequency of neurotic disorders are investigated within the framework of supervision over current of adaptation at children of the first year of school education. For the first time the percentile scales made in view of gender distinctions are offered for an estimation of current of adaptation by criterion of dynamics of weight of a body; the most often adverse emotional-behavioral reactions of first-graders are shown; the share of children with a low level of social integration at which the negative perception of the basic components of school life was observed is determined; the data on frequency of neurotic frustration at children are submitted at school entry and within the first year of school education.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка течения адаптации первоклассников к школе на современном этапе»

© КУЗЬМИНА А.А., ТАРАНУШЕНКО Т.Е.

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

А.А. Кузьмина, Т.Е. Таранушенко Красноярская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов; кафедра детских болезней №1, зав. - д.м.н., проф. Т.Е.

Таранушенко

Резюме. В рамках наблюдения за течением адаптации у детей первого года обучения в школе изучены динамика массы тела, эмоциональноповеденческие реакции, отношение к основным составляющим школьной жизни, частота невротических расстройств. Впервые для оценки течения адаптации по критерию динамики массы тела предложены центильные шкалы, составленные с учетом гендерных различий. Установлены наиболее частые неблагоприятные эмоционально-поведенческие реакции

первоклассников. Определена доля детей с низким уровнем социальной интеграции, у которых наблюдалось негативное восприятие основных составляющих школьной жизни. Представлены данные по частоте невротических расстройств у детей при поступлении в школу и в течение первого года обучения.

Ключевые слова: адаптация, школа, первоклассники.

Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот период сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психо-эмоциональную сферу [2, 3, 5]. Успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка в значительной мере зависит от благополучия адаптационного периода при поступлении в школу.

В 1987 году Р.Р. Шиляевым, А. А. Солнцевым, М.С. Философовой, Л. А. Ждановой с соавт. разработаны критерии комплексной оценки течения адаптации первоклассников: динамика массы тела, психо-эмоциональное состояние, возникновение невротических расстройств и, в качестве критерия социальной интеграции, успеваемость [6].

Интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу.

Цель настоящего исследования: усовершенствовать критерии оценки течения адаптации первоклассников к школе.

Материалы и методы

Объектом исследования были дети первого года обучения десяти общеобразовательных школ различных районов г. Красноярска. Все обследованные первоклассники обучались по программе «Начальная школа XXI века».

Комплексная оценка течения адаптации первоклассников включала мониторинг массы тела, динамическое наблюдение за эмоциональноповеденческими реакциями, характеристику эмоционального отношения детей к основным составляющим школьной жизни, определение частоты невротических расстройств.

Измерение массы тела первоклассников проводилось при поступлении в школу, в конце первого месяца обучения, а затем в конце каждой учебной четверти. Группу для статистического анализа составили 470 (250 мальчиков и 220 девочек) детей.

Изучение эмоционально-поведенческих реакций первоклассников выполнялось в конце каждой учебной четверти на основании опроса классных руководителей с использованием специальной балльной шкалы, включающей девять пунктов: настроение, социальные контакты, познавательная

деятельность, дисциплина, реакции агрессии и гнева, страх, игровая

деятельность, двигательная активность в перемену, общее самочувствие [6]. Группу для статистического анализа составили 775 (406 мальчиков и 369 девочек) детей.

Оценка эмоционального отношения первоклассников к основным составляющим школьной жизни (учитель, одноклассники, школа как комплексный объект) осуществлялась в конце каждой учебной четверти с помощью ассоциативного невербального теста: ребенку последовательно показывались три картинки, на которых были изображены учитель у доски, ученики в классе и здание школы, при этом с помощью трех «рожиц» (веселая, грустная, неопределенная) предлагалось выразить свое эмоциональное восприятие каждой из трех картинок [4]. Группу для статистического анализа составил 301 (167 мальчиков и 134 девочки) ребенок.

Выявление признаков невротических расстройств у первоклассников проводилось в конце каждой учебной четверти по результатам опроса родителей с использованием специальной анкеты, регистрирующей жалобы на нарушения сна, аппетита, головную боль, боли в области сердца, заметную двигательную расторможенность, снижение внимания, раздражительность, плаксивость, стремление ударить, страхи, повторяющиеся навязчивые движения, стремление к непослушанию, грубости [6]. Группу для статистического анализа составили 643 (331 мальчик и 312 девочек) ребенка.

Так как распределение полученных данных отвечало требованиям нормального, то для характеристики количественных признаков использовались среднее значение и стандартное отклонение. Распределение по качественному признаку характеризовалось процентным соотношением -долями. Для определения достоверности различий между средними значениями использовались 1-критерий Стьюдента (для сравнения независимых групп) и парный 1-критерий Стьюдента (для анализа повторных измерений). Оценка достоверности различий между долями проводилось с помощью критерия ъ. Различия между распределениями оценивались по критерию х . Критический

уровень значимости при проверке статистических гипотез принимался равным

0,05 [1].

Результаты и обсуждение

Одним из критериев комплексной оценки течения адаптации первоклассников к школе является динамика массы тела, наблюдение за которой показало постепенное увеличение данного параметра с 24,58 кг при поступлении в школу до 26,54 кг в конце учебного года. Анализ динамики массы тела, проведенный с учетом пола, выявил (рис. 1), что уже в конце первой четверти, а затем и далее суммарная прибавка массы по отношению к измерению в начале учебного года у мальчиков была существенно больше, чем у девочек (р<0,01).

Рис.1

Наряду с параметрическими характеристиками суммарная прибавка массы тела представлена также с помощью центильных шкал, которые с учетом указанных гендерных различий составлены отдельно для мальчиков и девочек (рис. 2). Предложенные центильные шкалы позволяют проводить

индивидуальную оценку течения адаптации первоклассников по критерию динамики массы тела: 25-й и 75-й центили можно рассматривать как границы благоприятной адаптации, интервалы от 5-го до 25-го и от 75-го до 95-го центилей характеризуют средне благоприятное течение адаптации, прибавка массы ниже 5-го и выше 95-го центилей свидетельствует о неблагоприятной адаптации.

Рис. 2

Важной составляющей комплексной оценки течения адаптации первоклассников к школе, согласно существующему методическому подходу, является исследование эмоционально-поведенческих реакций. В конце первой четверти благоприятная оценка эмоционально-поведенческих реакций наблюдалась в 30,6% случаев, средне благоприятная - 42,6%, а

неблагоприятная - 26,8% (табл. 1). Установлена достоверная положительная динамика психо-эмоционального состояния первоклассников во второй и

четвертой учебных четвертях (р<0,005). За период второй четверти обнаружено значимое увеличение доли благоприятной оценки и уменьшение неблагоприятной. В четвертой четверти произошло существенное увеличение числа детей с благоприятным состоянием. В конце учебного года благоприятная оценка эмоционально-поведенческих реакций отмечалась в 48,0% случаев, средне благоприятная - 35,6%, а неблагоприятная - 16,4%. На каждом этапе наблюдения у девочек достоверно чаще регистрировалась благоприятная (р<0,04) и реже неблагоприятная оценка (р<0,001) по сравнению с мальчиками.

Табл. 1

Недостатком существующего подхода к оценке адаптации первоклассников по данному критерию является его общий характер, не позволяющий выявлять индивидуальные проблемы в поведении детей. Поэтому выполнен более подробный анализ, для чего детально рассмотрены все девять пунктов вышеуказанной шкалы и каждая эмоционально-поведенческая реакция отнесена к одному из трех вариантов оценки течения адаптации.

Наиболее частыми неблагоприятными эмоционально-поведенческими реакциями были низкая познавательная деятельность, плохая дисциплина на уроках, проявления необоснованной агрессии или наоборот отсутствие адекватного гнева, невозможность защитить себя. Так, в конце первой четверти среди первоклассников с неблагоприятным психо-эмоциональным состоянием слабый интерес к занятиям наблюдался в 46,6% случаев, плохая дисциплина на уроках - 50,0%, проявления агрессии - 16,3%, а отсутствие адекватного гнева -17,8%. По итогам учебного года в данной группе детей низкая познавательная деятельность установлена в 55,1% случаев, плохая дисциплина на уроках -50,2%, необоснованная агрессия - 31,5%, а невозможность защитить себя -15,0%.

Из числа всех первоклассников в конце первой четверти слабый интерес к занятиям отмечался в 12,5% случаев, плохая дисциплина на уроках - 13,4%, проявления агрессии - 4,4%, а отсутствие адекватного гнева - 4,8% (табл. 2).

Вторая четверть характеризовалась достоверным снижением числа детей с низкой познавательной деятельностью и плохой дисциплиной на уроках (р<0,04). За период третьей четверти значимо увеличилась доля первоклассников с необоснованной агрессией (р<0,04). По итогам учебного года у первоклассников слабый интерес к занятиям выявлен в 9,0% случаев, плохая дисциплина на уроке - 8,3%, проявления агрессии - 5,2%, а невозможность защитить себя - 2,5%. В течение всего учебного года у девочек существенно реже, чем у мальчиков регистрировались плохая дисциплина на уроках и проявления агрессии (р<0,02).

Табл. 2

Общее психологическое благополучие первоклассника невозможно без ощущения эмоционального комфорта в значимых для него сферах - отношения с учителем, взаимоотношения с одноклассниками, восприятие школы в целом как комплексного объекта. Оценка эмоционального отношения ребенка к основным составляющим школьной жизни может быть использована в качестве дополнительного критерия для определения уровня социальной интеграции, наряду с успеваемостью.

В конце первой четверти у первоклассников позитивное отношение к учителю наблюдалось в 67,1% случаев, неопределенное - 21,3%, а негативное -11,6% (табл. 3). По итогам учебного года доля детей с позитивной эмоциональной реакцией составила 69,1%, с неопределенной - 19,6%, а с негативной - 11,3%. Значимых изменений в распределении первоклассников по вариантам отношения к учителю в течение учебного года не обнаружено; при этом выявлено преобладание позитивных реакций (р<0,001). На всех этапах наблюдения у девочек отмечалось лучшее эмоциональное восприятие учителя по сравнению с мальчиками (р=0,01).

Табл. 3

В конце первой четверти у детей позитивное отношение к одноклассникам регистрировалось в 48,5% случаев, неопределенное - 36,5%, а негативное - 15,0% (табл. 3). По итогам учебного года доля первоклассников с

позитивной эмоциональной реакцией составила 65,1%, с неопределенной -23,3%, а с негативной - 11,6%. Во второй четверти существенно увеличилась число детей с позитивным отношением к одноклассникам (р=0,002), что обеспечило преобладание данной группы первоклассников, начиная с этого периода (р<0,001). Статистически значимых гендерных различий не выявлено.

В конце первой четверти у детей позитивное отношение к школе как к комплексному объекту обнаружено в 66,8% случаев, неопределенное - 25,6%, а негативное - 7,6% (табл. 3). По итогам учебного года доля первоклассников с позитивной эмоциональной реакцией составила 63,8%, с неопределенной -26,3%, а с негативной - 9,9%. Существенных изменений в распределении детей по вариантам отношения к школе в течение учебного года не установлено; при этом выявлено преобладание позитивных реакций (р<0,001). Статистически значимых гендерных различий не отмечено.

Возникновение невротических расстройств считается одним из основных клинических проявлений школьной дезадаптации. Однако уже при поступлении в школу симптомы невротизации наблюдались в 51,5% случаев. Регистрировались такие жалобы как плаксивость, раздражительность, грубость, нарушения сна, реакция протеста в виде показного непослушания, заметная двигательная расторможенность и др. Далее в течение учебного года происходило увеличение доли первоклассников с признаками невротического расстройства. Так, по итогам первой четверти жалобы астено-невротического характера отмечались в 58,9% случаев, в конце второй четверти - 60,7%, по итогам третьей четверти - 61,4%, в конце учебного года - 62,4%.

На каждом этапе наблюдения регистрировалась группа первоклассников, у которых признаки невротического расстройства были выявлены впервые (рис. 3). Всего за период первого года обучения в школе число детей с симптомами невротизации увеличилось на 10,9%, при этом за первую четверть - на 7,4%. Статистический анализ показал достоверное нарастание доли первоклассников с признаками невротического расстройства как за учебный год в целом (р<0,001), так и за период первой четверти в частности (р<0,01).

Кроме детей с впервые выявленными симптомами невротизации, на каждом этапе учебного года регистрировалась группа первоклассников, у которых отмечалось усиление выраженности признаков невротического расстройства за счет присоединения дополнительных жалоб (рис. 3). Всего за период учебного года данная группа составила 16,6%, при этом за первую четверть - 12,2%.

Рис. 3

В целом за период первого года обучения в школе ухудшение состояния на основании выявления у детей жалоб астено-невротического характера наблюдалось в 27,5% случаев, при этом в первой четверти - 19,6%. Статистический анализ подтвердил достоверность отрицательной динамики как за учебный год в целом (р<0,001), так и за первую четверть в частности (р<0,01).

Как при поступлении в школу, так и в течение всего учебного года симптомы невротизации чаще наблюдались у мальчиков, чем у девочек (р<0,01). В начале обучения жалобы астено-невротического характера были установлены в 57,4% у мальчиков и 45,2% у девочек, по итогам учебного года -в 67,4% и 57,1% соответственно.

Таким образом, наблюдение за динамикой массы тела первоклассников позволило выявить значимые гендерные различия с достоверным преобладанием суммарной прибавки массы у мальчиков по сравнению с девочками и предложить центильные шкалы для оценки течения адаптации по данному критерию на различных этапах учебного года.

Психо-эмоциональное состояние школьников характеризовалось в целом положительной динамикой, особенно выраженной во второй и четвертой учебных четвертях. Однако в конце учебного года благоприятная оценка эмоционально-поведенческих реакций наблюдалась всего в 48,0% случаев, а доля детей с неблагоприятной оценкой составила 16,4%. При этом в течение всего учебного года у девочек по сравнению с мальчиками чаще отмечалось благоприятное состояние и реже неблагоприятное.

Основными проявлениями неблагоприятных эмоционально-

поведенческих реакций были низкая познавательная деятельность, плохая дисциплина на уроках, проявления необоснованной агрессии или наоборот отсутствие адекватного гнева, невозможность защитить себя; при этом в третьей четверти произошло значимое увеличение числа детей с агрессивным поведением. В течение всего учебного года у мальчиков существенно чаще, чем у девочек наблюдались плохая дисциплина на уроках и проявления необоснованной агрессии.

Оценка эмоционального отношения первоклассников к основным составляющим школьной жизни показала преобладание положительного восприятия учителя и школы в целом как комплексного объекта в течение всего учебного года и увеличение числа детей с позитивным отношением к одноклассникам во второй четверти. При этом у девочек установлено лучшее эмоциональное восприятие учителя по сравнению с мальчиками.

Определена доля детей с низкой социальной интеграцией, у которых обнаружено негативное восприятие основных составляющих школьной жизни в конце учебного года по отношению: к учителю - 11,3%, к одноклассникам -11,6%, к школе в целом - 9,9%.

Признаки невротического расстройства регистрировались у детей в 51,5% при поступлении в школу; за период учебного года, особенно в первой четверти, отмечено ухудшение состояния с увеличением числа жалоб астено-невротического характера в 27,5% случаев. При этом обнаружено значимое преобладание симптомов невротизации у мальчиков по сравнению с девочками. COMPLEX ESTIMATION OF CURRENT OF ADAPTATION FIRST-GRADERS TO SCHOOL AT THE PRESENT STAGE А.А. Kuzmina, T.E. Taranushenko Krasnoyarsk state medical academy The dynamics of weight of a body, emotional-behavioral reactions, the attitude to the basic components of school life, frequency of neurotic disorders are investigated within the framework of supervision over current of adaptation at

children of the first year of school education. For the first time the percentile scales made in view of gender distinctions are offered for an estimation of current of adaptation by criterion of dynamics of weight of a body; the most often adverse emotional-behavioral reactions of first-graders are shown; the share of children with a low level of social integration at which the negative perception of the basic components of school life was observed is determined; the data on frequency of neurotic frustration at children are submitted at school entry and within the first year of school education.

Литература

1. Гланц С. Медико-биологическая статистика / Пер. с англ. - М.: Практика, 1999. - 459 с.

2. Жданова Л. А. Системная деятельность организма ребенка при адаптации к школьному обучению: автореф. дисс. ... д-ра мед. наук / М., 1990. - 41 с.

3. Калашникова Т.П., Корюкина И.П., Кравцов Ю.И. Неврологические и нейропсихологические проявления школьной дезадаптации // Рос. педиатр. журнал. - 2001. - № 1. - С. 13-15.

4. Оценка эффектов образовательного процесса с точки зрения здоровья школьников: методич. разработка / Под ред. Б.И. Хасана. - Красноярск, 2003. - 24 с.

5. Поборский А.Н., Пшенцова И.Л. Функциональное состояние кровообращения и некоторые показатели крови у детей в процессе адаптации к школе в условиях Севера // Педиатрия. - 2000. - №4. - С. 5861.

6. Шиляев, Р.Р., Солнцев А.А., Философова М.С. и др. Мероприятия по облегчению адаптации детей к условиям дошкольного учреждения и школы: Методич. реком. - Иваново, 1987. - 31 с.

2,0

ей

^ 1 с

£ 1,5 3

о

о

3 1,0

ю

8

Л

С

0,5

0,0

-0,5

2,10*

0’07 -0,03 Штт

2 3 4

этапы наблюдения

■ мальчики (N=250) 0 девочки (N=220)

Примечание. 1) этапы наблюдения: 1 - конец 1-го месяца обучения, 2 - конец I четверти, 3 -II, 4 - III, 5 достоверность различий по отношению к аналогичному значению у девочекр<0,01 (1-критерий Стьюдента)

1

Рис. 1. Сравнительный анализ прибавки массы тела мальчиков и девочек

IV; 2) * -

прибавка массы тела (кг)

мальчики

девочки

ей

н

нч

Л

о

СЙ

«

!3

ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

а

с

этапы наблюдения

Примечание. Этапы наблюдения: 1 - конец 1-го месяца обучения, 2 - конец I четверти, 3 - II, 4 - III, 5 - IV

Рис. 2. Центильные шкалы прибавки массы тела первоклассников в течение учебного года

60,0%

50,0%

40,0%

30,0%

20,0%

10,0%

0,0%

1,0

□ впервые выявлены

□ усилены

□ сохраняются на прежнем уровне

5

этапы наблюдения

Примечание. Этапы наблюдения: 1 - начало учебного года, 2 - конец I четверти, 3 - II, 4 - III, 5 - IV

Рис. 3. Частота невротических расстройств у первоклассников (п=643)

Динамическая оценка эмоционально-поведенческих реакций (ЭПР)

первоклассников

Варианты оценки ЭПР Структура ЭПР в зависимости от четверти учебного года

I II ііі IV

% % % %

всего п=775 благоприятная 30,6 37,9і 40,7 "о, 8, 4

средне благоприятная 42,6 42,9 40,5 35,6

неблагоприятная 26,8 19,2 і 18,8 16,4

мальчики п=406 благоприятная 27,1 33,7 36,7 44,8

средне благоприятная 40,4 41,9 39,2 34,0

неблагоприятная 32,5 24,4 24,1 21,2

девочки п=369 благоприятная 34,42 42,52 45,02 52,62

средне благоприятная 45,0 43,9 42,0 36,3

неблагоприятная 20,63 3 ,6 т 3 ,0 т 11,13

Примечание. Достоверность различий оценивалась по критерию г; 1 - по

отношению к аналогичному предыдущему значению (р<0,005); 2 - к

аналогичному значению у мальчиков (р<0,04); 3 - к аналогичному значению у мальчиков (р< 0,001).

Доля наиболее частых негативных эмоционально-поведенческих реакций у первоклассников

Негативные эмоционально-поведенческие реакции I четверть II четверть III четверть IV четверть

% % % %

всего N=775 низкая познавательная деятельность 12,5 "о, 9, 10,8 9,0

плохая дисциплина на уроках 13,4 со 9, 11,0 8,3

проявления агрессии 4,4 4,4 7,1! 5,2

отсутствие адекватного гнева 4,8 3,2 1,9 2,5

мальчики N=406 низкая познавательная деятельность 16,3 11,1 13,5 11,1

плохая дисциплина на уроках 18,0 11,8 15,0 11,3

проявления агрессии 7,4 6,9 10,8 7,1

отсутствие адекватного гнева 6,4 4,7 2,5 3,4

девочки N=369 низкая познавательная деятельность 8,4 6,8 7,9 6,8

плохая дисциплина на уроках ,5 8, 6,52 6, 5 4,92

проявления агрессии 1,12 1,62 3,02 3,02

отсутствие адекватного гнева 3,0 1,5 1,4 1,4

Примечание. Достоверность различий оценивалась по критерию г; 1 - по отношению к аналогичному предыдущему значению (р<0,04); 2 - к аналогичному значению у мальчиков (р<0,02).

Эмоциональное отношение первоклассников (ЭОП) к основным составляющим

школьной жизни (п=301)

Варианты эмоционального отношения к основным составляющим школьной жизни Структура показателей ЭОП в зависимости от четверти учебного года

I II III IV

% % % %

отношение к учителю позитивное 67,1і 69,11 71,11 69,11

неопределенное 21,3 19,6 18,3 19,6

негативное 11,6 11,3 10,6 11,3

отношение к учителю мальчики (п=167) позитивное 59,3 62,3 62,3 59,9

неопределенное 24,5 21,5 22,2 23,3

негативное 16,2 16,2 15,5 16,8

отношение к учителю девочки (п=134) позитивное 76,93 77,63 82,13 80,63

неопределенное 17,2 17,2 13,4 14,9

негативное 5,93 5,23 3 ,5 4, 3 ,5 4,

отношение к одноклассникам позитивное 48,5 гя 61 6, 6 65,11

неопределенное 36,5 26,2 20,6 23,3

негативное 15,0 12,3 12,9 11,6

отношение к школе в целом позитивное 66,81 66,41 66,11 63,81

неопределенное 25,6 26,3 25,3 26,3

негативное 7,6 7,3 8,6 9,9

Примечание. Достоверность различий оценивалась по критерию 2; 1 - преобладание

позитивного эмоционального отношения (р<0,001); 2 - по отношению к аналогичному предыдущему значению (р=0,002); 3 - к аналогичному значению у мальчиков (р=0,01).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.