КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
и.а. Новосёлова,
кандидат исторических наук, доцент Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета
Региональная экономика основана на динамике показателей социально-экономического развития территориального комплекса. Экономическое развитие регионов определяет инвестиционную привлекательность территории, региональных рынков и уровень жизни населения.
Комплексная характеристика инвестиционной привлекательности регионов складывается из целого ряда показателей социально-экономического развития. Для оценки инвестиционной привлекательности регионов Центрального федерального округа (ЦФО) рассмотрим инвестиции в основной капитал организаций как в действующих ценах, так и индекс физического объема, оценку инвестиционного потенциала регионов, интегральную оценку инвестиционной привлекательности, степень инвестиционных рисков.
Инвестиции в основной капитал за исследуемый период по ЦФО в целом характеризуются положительной динамикой [3]. Однако Костромская, Тверская и Ярославская области не имеют роста инвестиций за последние два года, остальные
регионы имеют разный прирост инвестиций в основной капитал. Наибольший прирост инвестиций у столичных регионов. Наименьший прирост инвестиций у Брянской, Орловской, Смоленской и Ивановской областей (см. рисунок).
Инвестиции в основной капитал на душу населения также имеют отрицательный прирост в Костромской, Тверской и Ярославской областях. Наибольший прирост инвестиций имеет Москва, а Московскую область опережает Липецкая. Наименьший прирост инвестиций на душу населения имеют Брянская, Ивановская, Владимирская, Орловская, Смоленская и Костромская области.
Индекс физического объема инвестиций за 2004—2006 гг. лишь у Воронежской и Калужской областей имеет положительную динамику роста (табл. 1). Две области — Костромская и Ярославская — напротив, имеют отрицательный прирост инвестиций в основной капитал за этот период. Остальные региональные комплексы не отличаются стабильностью. За 2005 г. наименьший индекс физического объема у Тверской области (66,3 %). Уменьшилась доля
- Белгородская область
- Брянская область -Владимирская область
- Воронежская область -Ивановская область
- Калужская область
- Костромская область
- Курская область -Липецкая область
Орловская область
- Рязанская область Смоленская область
-Тамбовская область -Тверская область -Тульская область
- Ярославская область
0
2000
2005 2006 Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005
-г.Мосш —Московская область
Год
Динамика инвестиций в основной капитал субъектов ЦФО
Таблица 1
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал [3]
Регион (область) Год Изменение за 2005 г. Изменение за 2006 г.
2004 2005 2006
Белгородская 130,9 135,2 125,2 4,3 -10
Брянская 92,4 88,5 112,2 -3,9 23,7
Владимирская 105,3 107,4 105,1 2,1 -2,3
Воронежская 98,4 108,1 112,4 9,7 4,3
Ивановская 148 104,6 106,2 -43,4 1,6
Калужская 94,1 103,6 107,8 9,5 4,2
Костромская 193,5 114,8 73,5 -78,7 -41,3
Курская 131,3 92,3 100,8 -39 8,5
Липецкая 137,5 100,2 130,5 -37,3 30,3
Московская 123,3 90,5 106,6 -32,8 16,1
Орловская 115 100,2 112,1 -14,8 11,9
Рязанская 120,9 89,7 99,8 -31,2 10,1
Смоленская 87 114,7 88,6 27,7 -26,1
Тамбовская 120,4 116,3 118,9 -4,1 2,6
Тверская 117,3 66,3 84,5 -51 18,2
Тульская 89,8 101,9 100,0 12,1 -1,9
Ярославская 132,1 125,7 76,9 -6,4 -48,8
г. Москва 110,6 106,3 109,4 -4,3 3,1
инвестиций в основной капитал у 11 региональных комплексов. Среди них Тамбовская (4,1 %), Москва (4,3 %), Ярославская (6,4 %), Орловская (14,8 %). Резкое снижение инвестиций в основной капитал имеет место в Костромской (78,7 %), Тверской (51 %), Ивановской (43,4 %), Курской (38,9 %), Липецкой (37,3 %), Московской (32,8 %) и Рязанской (31,2 %) областях. Увеличение инвестиционного показателя наблюдается в Белгородской (4,3 %) и Владимирской областях (2,1 %). Наибольший рост инвестиций в Калужской (9,5 %), Воронежской (9,7 %), Тульской (12,1 %) и Смоленской областях (27,7 %). За 2006 г. отрицательный прирост инвестиций был в Костромской (на 41,3 %), Ярославской (48,8 %) и Смоленской (26,1 %) областях. Наибольший рост инвестиций в основной капитал в Липецкой (30,3 %) и Брянской областях (23,7 %).
Межрегиональные различия приводят к тому, что доля региональных инвестиций в сумме инвестиций по ЦФО разнится от 0,9 % (Брянская область) до 47,3 % (Москва) за 2005г.; от 0,95 % до 48,2 % у этих же регионов в 2006 г. (табл. 2).
Наибольшая доля инвестиций в основной капитал по ЦФО за 2005 г. у столичного региона (суммарно 66,1 %), Ярославской области (4,4), Белгородской (3,63), Липецкой (3,15). Воронежской (2,97 %). Наименьшая доля у Брянской (0,88) и Орловской областей (1,00 %). Остальные 14 регионов имеют средний показатель от 1,25 до 2,97 %. За 2005—2006 гг. долевое участие в суммарном показателе инвестиций по ЦФО увеличилось у девяти регионов (например, столичный регион, Липецкая и Белгородская
Таблица 2
Доля региональных инвестиций в общей сумме инвестиций по ЦФО [3]
Регион (область) Год
2005 2006
Белгородская 3,63 4,20
Брянская 0,88 0,95
Владимирская 1,80 1,76
Воронежская 2,97 3,15
Ивановская 1,25 1,27
Калужская 1,41 1,41
Костромская 1,46 0,96
Курская 1,85 1,81
Липецкая 3,15 3,75
Московская 18,80 19,52
Орловская 1,00 1,05
Рязанская 2,45 2,24
Смоленская 1,49 1,27
Тамбовская 1,52 1,65
Тверская 2,48 1,93
Тульская 2,16 2,00
Ярославская 4,40 2,86
г. Москва 47,30 48,22
области), а доля остальных снизилась (например, Ярославская и Тверская области).
Для исследования инвестиционной привлекательности регионов ЦФО автором использована методика рейтинговой оценки [1]. Исследование регионального инвестиционного потенциала включает анализ следующих показателей: трудовой, потребительский, производственный, финансовый, инновационный, инфраструктурный, туристический потенциалы (табл. 3).
Таблица 3
Интегральная оценка инвестиционной привлекательности регионов ЦФО
Регион (область) Ранги потенциалов, составляющих инвестиционный потенциал Сводный индикатор
Трудовой Потребительский Производственный Финансовый Инновационный Инфраструктурный Туристический
Белгородская 7,22 7,22 7,77 7,22 4,44 2,78 5,56 6,03
Брянская 7,77 4,44 3,33 5,00 3,89 6,67 2,78 4,84
Владимирская 6,11 2,22 4,44 4,44 7,22 2,22 8,33 5,00
Воронежская 8,33 8,33 6,67 7,77 8,33 6,11 5,00 7,22
Ивановская 2,78 0,56 1,11 1,11 1,11 1,67 7,22 2,22
Калужская 3,89 3,33 3,89 3,33 7,77 5,00 3,33 4,36
Костромская 0,1 0,1 0,56 0,56 0,56 0,56 3,89 0,88
Курская 4,44 3,89 5,56 5,56 5,00 8,33 2,22 5,00
Липецкая 2,22 5,56 8,33 8,33 1,67 7,22 1,67 5,00
Московская 8,89 8,89 8,89 8,89 8,89 8,89 8,89 8,89
Орловская 1,11 1,11 2,22 1,67 3,33 4,44 1,11 2,14
Рязанская 3,33 2,78 6,11 3,89 2,78 3,89 6,11 4,13
Смоленская 0,56 1,67 2,78 2,22 2,22 5,56 4,44 2,78
Тамбовская 1,67 5,00 1,67 2,78 6,11 1,11 0,56 2,70
Тверская 5,00 7,77 5,00 6,11 5,56 3,33 7,77 5,79
Тульская 5,56 6,67 7,22 6,67 6,67 7,77 6,67 6,75
Ярославская 6,67 6,11 н. д. н. д. н. д. н. д. н. д. 6,39
г. Москва 9,44 9,44 9,44 9,44 9,44 9,44 9,44 9,44
Примечание: Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата за 2006—2007 гг.
Самый низкий сводный индекс инвестиционной привлекательности у Костромской области (0,88). Высокий показатель сводного индикатора у столичных регионов, Воронежской, Ярославской и Белгородской областей.
Минимальный показатель индикатора трудового потенциала у Костромской, Смоленской, Орловской и Тамбовской областей. Максимальный индикатор трудового потенциала имеют столичные регионы, Воронежская, Брянская, Белгородская области. Минимальный показатель индикатора потребительского потенциала у Костромской, Орловской и Смоленской областей. Максимальный индикатор потребительского потенциала имеют столичные регионы, Воронежская, Тверская и Белгородская области. Минимальный показатель индикатора производственного потенциала у Костромской, Ивановской и Тамбовской областей. Максимальный индикатор производственного потенциала имеют столичные регионы, Воронежская, Липецкая, Белгородская и Тульская области. Минимальный показатель индикатора финансового потенциала у Костромской, Ивановской и Орловской областей. Максимальный индикатор финансового потенциала имеют столичные регионы, Липецкая, Воронежская и Белгородская области. Минимальный показатель индикатора инновационного потенциала у Костромской, Ивановской и Липецкой областей. Максимальный индикатор инновационного потенциала имеют столичные ре-
гионы, Воронежская, Калужская и Владимирская области. Минимальный показатель потенциала инфраструктуры в Костромской, Тамбовской и Ивановской областях. Максимальный индикатор инфраструктуры имеют столичные регионы, Курская, Тульская, Липецкая области. Минимальный показатель индикатора туристического потенциала в Тамбовской, Орловской и Липецкой областях. Максимальный индикатор туристического потенциала имеют столичные регионы, Владимирская, Тверская, Ивановская области.
Таким образом, столичные регионы (Москва и Московская область) по всем сферам имеют самые высокие показатели (9,44 и 8,89 соответственно). В тройку регионов-лидеров, кроме столичных регионов вошли области, у которых высокие показатели инвестиционного потенциала в четырех сферах. Это Воронежская (трудовой, потребительский, финансовый, инновационный) и Белгородская области (трудовой, потребительский, финансовый, производственный). Липецкая область имеет высокие показатели в трех сферах (производственный, финансовый, инфраструктура).
К регионам-аутсайдерам относятся области с низким инвестиционным потенциалам в нескольких сферах. Например, Костромская — во всех сферах (кроме туристической), Ивановская — в четырех из семи (производственный, финансовый, инновационный, инфраструктура), Орловская — в четырех сферах (трудовой, потребительский, фи-
нансовый, туристический) и Тамбовская область (трудовой, производственный, инфраструктура, туристический потенциал). Интересно отметить, что Липецкая область относится и к регионам-лидерам (высокие показатели финансового, производственного потенциала, а также в сфере инфраструктуры) и одновременно эта же область имеет низкие показатели инновационного и туристического потенциалов. Безусловно, при планировании региональной политики необходимо учитывать этот факт для ликвидации диспропорций в развитии области.
Оценить инвестиционную привлекательность регионов ЦФО невозможно без учета степени инвестиционных рисков (инвестиционный риск по России равен единице). Семь регионов имеют показатель средневзвешенного риска инвестиционного потенциала меньше единицы (г. Москва, Белгородская, Калужская, Липецкая, Московская, Орловская и Ярославская области). У остальных одиннадцати регионов этот показатель больше единицы [2].
Ранговая оценка составляющих инвестиционные риски за 2006—2007 гг. включает экономический, финансовый и социальный риски. Минимальный ранг экономического риска у Москвы, Московской, Белгородской, Курской и Ярославской областей. Максимальный риск у Воронежской, Тверской, Тульской, Владимирской областей. Минимальный финансовый риск у столичного региона, Белгородской, Липецкой и Калужской областей. Максимальный риск у Ивановской, Воронежской и Тамбовской областей. Минимальный социальный риск у столичного региона, Липецкой и Калужской областей. Максимальный риск у Ивановской, Тамбовской и Тверской областей. В целом, наименьший инвестиционный риск в 2006—2007 гг. имеют Липецкая и Белгородская области и г. Москва (эти же регионы были самыми «безрисковыми» и в предыдущем периоде — 2005—2006 гг.). Стабильным регионом — лидерами по риску является Белгородская область. Из числа лидеров вышла Московская область, уступив место Москве и Ярославской области. Заметнее других снизила свой интегральный риск Владимирская область. Лучшие показатели сразу по трем видам частных рисков: экономическому, финансовому и социальному у Москвы, наиболее благоприятное положение по криминальному риску у Липецкой области. Первые три места по минимальному интегральному инвестиционному риску по результатам рейтинга заняли в ЦФО Липецкая, Белгородская области и Москва.
Расчет среднего уровня инвестиционного риска регионов за последние 12 лет позволил выявить наиболее привлекательные и стабильные регионы по инвестиционному климату. Ниже среднероссийского уровня индекс интегрального инвестиционного риска имеют Брянская, Владимирская, Калужская, Курская, Рязанская, Тверская, Тульская и Ярославская области. Стабильными регионами, т. е. имеющими наибольшую долю в совокупном инвестиционном потенциале и риск ниже среднероссийского уровня, являются Москва, Московская, Липецкая и Белгородская области [2].
На основе комплексной оценки инвестиционной привлекательности ЦФО можно выделить регионы с высокой степенью инвестиционной привлекательности: г. Москва, Московская и Белгородская области. Регионы со средним уровнем инвестиционной привлекательности: Воронежская, Липецкая, Тульская, Брянская, Владимирская, Калужская, Курская, Рязанская, Тверская, Ярославская области. Причем у первых трех регионов инвестиционная привлекательность выше, чем у остальных из этой группы. К регионам с низкой степенью инвестиционной привлекательности относятся Костромская, Орловская, Смоленская, Тамбовская и Ивановская области. Регионом-аутсайдером является Ивановская область, которая имеет самую низкую инвестиционную привлекательность из всех региональных комплексов ЦФО.
Анализ показателей инвестиционной привлекательности регионов ЦФО показал, что регионы, в которых темпы роста инвестиций снижаются, слабо используют необходимые меры, направленные на привлечение инвестиций, что грозит дефицитом регионального бюджета, уменьшением расходов на социальные нужды и бюджетные инвестиции. Привлечение инвестиций в региональную экономику должно рассматриваться как важнейший источник создания конкурентоспособных территорий, формирующих перспективу общего экономического роста. В качестве основных задач инвестиционного регионального развития на ближайшую перспективу можно выделить:
1) обеспечение эффективного использования потенциальных инвестиционных возможностей регионов;
2) привлечение ресурсов для инвестиционного развития территории;
3) вовлечение в инвестиционный процесс банковского сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов;
4) содействие развитию конкурентоспособных отраслей региональной экономики для формирования инвестиционного имиджа территорий. В настоящее время в регионах используются разнообразные формы бюджетной поддержки инвесторов. Наиболее распространенным инструментом поддержки инвесторов является практика частичного погашения из средств регионального бюджета процентов по коммерческим кредитам, предоставленным для реализации инвестиционных проектов, предоставление гарантий инвесторам и осуществление защиты инвестиций, а также предоставление налоговых льгот. Популярными инструментами поддержки инвесторов являются Фонды развития региона и Фонды муниципального развития. Фонды развития региона являются специальным инструментом государственного стимулирования инвестиционной и инновационной активности, способствуют развитию и стабилизации экономики региона. В настоящее время деятельность большинства этих фондов направлена на развитие инженерной и социальной инфраструктур, что весьма важно для создания благоприятного инвестиционного климата в регионе. Фонды муниципального развития способствуют
выравниванию уровня социально-экономического развития муниципальных образований. Финансовые средства из этих фондов в форме субсидий предоставляются местным бюджетам для долевого финансирования инвестиционных проектов развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований.
Целью современной инвестиционной политики должно стать не только стимулирование инвестиционной деятельности, но и эффективное использование инвестиционных ресурсов для решения проблем социально-экономического развития региональных комплексов и, как следствие, улучшения качества жизни населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зандер Е. В. Интегральная оценка детерминант конкурентоспособности регионов / Е. В. Зандер, И. С. Ферова, Е. В. Инюхина, Ю. И. Старцева // Эко. 2007. № 11. С. 43-59.
2. Перераспределение рисков. Эксперт. № 47(588) / 17 декабря 2007 г. — http://www. гаехрей. га/.
3. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. / Росстат. — М.: 2006. — 806 с.
Приглашаем к сотрудничеству!
Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке - от 40 дней.
Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.fin-izdat.ru
(495) 621-91-90 e-mail: post@fin-izdat.ru