Научная статья на тему 'Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школы'

Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1292
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Ю. В.

В статье раскрываются основные подходы к оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы. Приводится авторское видение критериев такой деятельности, а также содержание экспертного листа, позволяющего повысить технологичность процедуры экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Complex Assessment of School Activity on Health Keeping

The article examines the main approaches to the assessment of school activity on health keeping. There is an author's understanding of criteria of this kind of activity and also the content of expert sheet that gives the opportunity to increase the technological effectiveness of expertise procedure.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школы»

ІІІІІІІИІІІІШ № 3/4, 2007

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

Ю. В. Науменко, зав. кафедрой коррекционной педагогики и здоровьесберегающих технологий Волгоградского государственного института повышения квалификации и переподготовки работников

образования, доцент

В статье раскрываются основные подходы к оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы. Приводится авторское видение критериев такой деятельности, а также содержание экспертного листа, позволяющего повысить технологичность процедуры экспертизы.

В педагогической литературе до сих пор нет устоявшегося мнения о критериях эффективности деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся в целостном учебно-воспитательном процессе. В то же время сравнительный анализ теоретической и практико-ориенти-рованной педагогической литературы по данной проблеме (С. М. Десятов, Л. Б. Духан, Н. П. Капустин, Е. Е. Лунина и др.) позволяет выделить следующие общие критерии оценки такой деятельности:

— создание, поддержание и упрочение у детей мотивации здорового образа жизни;

— включение в содержание образования информации о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека;

— выбор форм, методов и средств учебного процесса в соответствии с медико-гигиеническими требованиями;

— формирование умений и навыков здравотворческой деятельности учащихся (системы умений по сохранению и укреплению своего здоровья);

— создание благоприятной социокультурной и образовательной среды, способствующей разностороннему развитию личности, формированию здоровья, предупреждению стресса и хронического утомления; создание оптимальных гигиенических условий в школе;

— помощь педагогического коллектива образовательного учреждения медицинской службе в оздоровительной

работе и лечебно-профилактических мероприятиях для учащихся.

Выделенная система критериев оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности школы, по нашему мнению, имеет существенные недостатки. В частности, она не оценивает здоровье учащихся как целостное явление, а акцентирует свое внимание на оценке изменений психофизиологической жизнеспособности в процессе образования. Отдельные показатели оценки деятельности образовательного учреждения не равноценны, и их вклад в образовательный процесс не равнозначен. Некоторые показатели не могут быть диагностически точно проверены.

В целом выделенная система критериев оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности школы не позволяет судить о влиянии образовательного процесса на формирование здоровья учащихся в процессе их обучения и воспитания.

В. Н. Ирхин считает, что принцип системности и комплексности в организации здоровьесберегающей деятельности школы требует системной и комплексной оценки этой деятельности по формальным и неформальным признакам. К ним он относит: зрелость педагогической системы здоровьесберегающей деятельности школы, подготовленность педагогического коллектива к деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся, результативность сохранения и укрепления физического и психического здоровья школьников в це-

© Ю. В. Науменко, 2007

лостном учебно-воспитательном процессе, удовлетворенность всех участников педагогического процесса здоровьесберегающей деятельностью школы.

Мы согласны с тем, что для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по организации здоровьесберегающей деятельности необходимо применять систему формальных и неформальных критериев, и предлагаем авторское видение содержания этих критериев.

Формальные критерии — это характеристики проектирования образовательной среды и создания педагогических условий для формирования у подрастающего поколения смысла жизни на основе системообразующего социальнокультурного символа «здоровье». Формальные критерии должны помочь оценить степень целостности, системности и последовательности макро- и микропреобразований традиционного образовательного процесса с целью повышения его здоровьеформирующей направленности.

Неформальные критерии — это характеристики эффективности и качества здоровьесберегающей деятельности школы с точки зрения изменения психофизиологического состояния учащихся в процессе обучения. В частности, мы выделяем следующую группу неформальных критериев эффективности здоровьесберегающей деятельности школы: количественные и качественные изменения в структуре заболеваемости школьников в течение учебного года; количественные и качественные изменения в составе групп здоровья в физкультурных группах; оценка уровня физической подготовленности учащихся и овладения ими двигательными умения и навыками по результатам мониторинга на основе двигательных тестов; оценка уровня психологических адаптационных возможностей учащихся (психологическое напряжение, конфликтность, тревожность, страхи и фобии, истощение ЦНС, возбудимость ЦНС, снижение мотивации к обучению,

снижение уровня интеллектуальной активности).

Формальную оценку эффективности здоровьесберегающей деятельности школы (характеристики проектирования образовательной среды и создания педагогических условий для формирования у подрастающего поколения смысла жизни на основе системообразующего социально-культурного символа «здоровье») мы предлагаем осуществлять по следующим направлениям.

Первое направление — здоровъесбе-регающая инфраструктура образова-телъного учреждения — должно быть нацелено на выполнение школой следующих требований: содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими требованиями; оснащение учебных кабинетов, физкультурного зала и спортивной площадки необходимым оборудованием и инвентарем; оснащение медицинского кабинета необходимым оборудованием; оснащение необходимым оборудованием школьной столовой и организация качественного питания; наличие в школе квалифицированных специалистов, обеспечивающих лечебнопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу с учащимися (медицинских работников, учителя ЛФК, социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда и т. п.).

Второе направление — рационалъ-ная организация учебного процесса — имеет целью выполнение следующих требований: соблюдение гигиенических норм и требований к организации учебного процесса, объему учебной и внеурочной нагрузки учащихся на всех ступенях образования; использование технологий и методик обучения, адекватных возрастным и психофизиологическим возможностям и особенностям учащихся; медико-психолого-педагогический мониторинг образовательных инноваций; контроль за соблюдением требований к использованию технических средств обучения и компьютеров в образовательном процессе; организация индивидуального

111!111Й1И1!Ш №3/4

обучения учащихся на всех ступенях образования.

Третье направление — организация физкультурно-оздоровительной работы — предполагает осуществление системной полноценной физкультурно-оздоровительной работы с учащимися всех групп здоровья; проведение занятий по ЛФК, динамических перемен и физкультурных пауз на уроках; организацию работы разнообразных спортивных секций и привлечение к занятиям в них большинства учащихся школы; регулярное проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Четвертое направление — просветительно-воспитательная работа с учащимися по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни — включает в себя такие элементы, как введение в образовательный процесс образовательных курсов, посвященных проблеме сохранения и укрепления здоровья; организация регулярных встреч и консультаций учащихся с квалифицированными специалистами (медицинскими работниками, социальными педагогами, педагогами-психологами) по вопросам сохранения и укрепления здоровья во всех его формах и проявлениях; регулярное проведение массовых воспитательных мероприятий, направленных на формирование у школьников ценности здоровья и здорового образа жизни.

Пятое направление — организация системы просветительной и методической работыг с педагогами и родителями — составляют проведение регулярных встреч и консультаций педагогов и родителей с квалифицированными специалистами (медицинскими работниками, социальными педагогами, педагога-ми-психологами) по вопросам сохранения и укрепления здоровья ребенка в ходе учебной деятельности и во внеурочное время; систематическое привлечение родителей и общественности к организации и участию в массовых мероприятиях, посвященных формированию у школьников ценности здоровья и здорового образа жизни.

Шестое направление — профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся — предусматривает организацию систематических лечебно-профилактических мероприятий со всеми учащимися; осуществление постоянного мониторинга состояния физического и психологического здоровья школьников в учебной деятельности; создание системы комплексной помощи детям со школьными проблемами; систематическое привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Для повышения технологичности процедуры экспертизы эффективности здоровьесберегающей деятельности школы по формальным критериям мы разработали экспертный лист, содержание которого приводим ниже.

Инструкция: каждый показатель оценивается экспертом по 3-балльной системе (0 — показатель отсутствует; 1 — школой ведется определенная работа по данному критерию; 2 — школой полностью выполняются требования критерия).

1. Материально-технические условия.

1.1. Здание и оборудование школы соответствуют требованиям СанПиН, включая классные помещения, рекреации, туалеты, школьную мебель и т. д.

1.2. Спортивные залы оборудованы минимально необходимым спортивным инвентарем в соответствии с Требованиями к оснащению образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура».

1.3. Количество спортивных залов обеспечивает возможность проведения занятий 3 ч в неделю для каждого класса.

1.4. В школе есть дополнительное физкультурное оборудование (тренажеры, станки для хореографии и др.).

1.5. На пришкольном участке оборудована спортивная площадка для занятий на свежем воздухе.

1.6. Школьная столовая соответствует требованиям СанПиН и обеспечивает для всех учеников возможность получения горячих завтраков и обедов.

1.7. Школьное здание и школьная территория, учебные кабинеты соответствуют требованиям техники безопасности.

2. Кадровое обеспечение.

2.1. В школе есть медико-психологопедагогическая служба (Центр «Здоровье» образовательного учреждения), объединяющая усилия узких специалистов (медицинских работников, педаго-га-психолога, социального педагога, учителя-логопеда) и педагогов (учителя физкультуры, преподавателя ОБЖ, педаго-га-организатора), действующая в соответствии с Примерным положением о Центре «Здоровье» образовательного учреждения.

2.2. В администрации школы есть специалист, непосредственно отвечающий за организацию здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

2.3. Педагог-психолог и социальный педагог прошли обучение и имеют сертификат на проведение тренинговой работы с учащимися (коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста, антинаркотические тренинги и др.).

2.4. Учитель физкультуры или медицинский работник имеет сертификат на организацию с учащимися занятий по ЛФК.

2.5. Не менее 50 % педагогов школы прошли обучение по образованию в области здоровья.

3. Медицинское обслуживание.

3.1. В школе есть медицинский кабинет, оснащенный стандартным комплектом оборудования.

3.2. В медицинском кабинете есть дополнительное оборудование, позволяющее проводить профилактические и лечебные процедуры (ингалятор, офтальмотренажер и др.).

3.3. В школе есть постоянная медицинская сестра.

3.4. К школе прикреплен постоянный врач.

3.5. На каждого ребенка заведена медицинская карта.

3.6. Проводятся регулярные профилактические осмотры в соответствии с декретированными сроками.

3.7. Существует картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению.

3.8. Проводятся мероприятия по профилактике острых заболеваний.

3.9. Уровень острых заболеваний снизился по сравнению с данными предыдущего года.

3.10. Уровень острых заболеваний ниже среднестатистического по району.

3.11. Проводятся мероприятия по профилактике обострений хронических заболеваний.

3.12. Число обострений хронических заболеваний за текущий год ниже, чем за предыдущий год.

3.13. Число обострений хронических заболеваний за текущий год ниже среднестатистического по району.

3.14. Процент школьников, состоящих на диспансерном учете в связи с наличием хронического заболевания, ниже среднестатистического по району.

3.15. Организована работа по санации полости рта у детей.

3.16. Проводится работа по профилактике кариеса у детей.

3.17. Систематически проводятся мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.

3.18. Число школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (уплощение свода стопы, плоскостопие, нарушение осанки) снизилось по сравнению с показателями предыдущего года.

3.19. Процент школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (уплощение свода стопы, плоскостопие, нарушение осанки) ниже среднестатистического по району.

3.20. Проводятся мероприятия по профилактике близорукости в рамках уроков (физкультминутки, гимнастика для глаз и др.).

3.21. Проводятся занятия для детей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью.

11111111111* №3/4

3.22. Число детей, страдающих близорукостью или дальнозоркостью, остается стабильным.

3.23. Процент детей, страдающих близорукостью средней и высокой степени или дальнозоркостью, ниже среднестатистического по району.

3.24. Проводятся мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний (гигиенические, санитарно-просветительные и др.).

3.25. Всем детям обеспечена возможность получения профилактических прививок в соответствии с декретированными возрастами.

3.26. Частота инфекционных заболеваний в количестве случаев на 100 детей по школе ниже, чем среднестатистическая по району.

3.27. Индекс здоровья (число детей, не болевших ни разу в году, к общему числу детей в школе, в процентах) выше, чем в предыдущем году.

3.28. Школьный врач (медицинская сестра) регулярно выступает перед педагогическим коллективом по вопросам здоровья школьников.

3.29. Школьная медицинская сестра постоянно контролирует соблюдение правил техники безопасности территории, здания и занятий в школе.

4. Двигательная активность и физическое развитие детей.

4.1. В школе введен спортивно-оздоровительный час (не менее 1 раза в месяц для начальной школы, для учащихся 5—7-х, 8—9-х и 10—11-х классов).

4.2. Разработана программа проведения спортивно-оздоровительного часа.

4.3. Проводятся динамические перемены на свежем воздухе (после 3-го урока).

4.4. Во время уроков проводятся динамические паузы.

4.5. Работают спортивные секции.

4.6. Не менее 60 % школьников имеют возможность посещать спортивные секции в школе.

4.7. Процент школьников, занимающихся в спортивных секциях, вырос по

сравнению с данными предыдущего года.

4.8. Отсутствуют пропуски занятий физкультурой без уважительной причины.

4.9. Организованы занятия лечебной физкультурой для детей, освобожденных от основного урока физкультуры по медицинским показаниям.

4.10. Число детей с уровнем физического развития ниже среднего (не связанным с наличием врожденной патологии или хронического заболевания) уменьшилось за учебный год.

4.11. Процент детей с физическим развитием ниже среднего (не связанным с наличием врожденной патологии или хронического заболевания) ниже, чем среднестатистический показатель по району.

4.12. Число детей с дисгармоничным развитием уменьшилось за учебный год.

4.13. Процент детей с дисгармоничным развитием ниже, чем среднестатистический показатель по району.

4.14. Организованы команды по различным видам спорта, которые участвуют в районных (городских) соревнованиях.

5. Организация питания.

5.1. Все учащиеся в школе получают горячие завтраки.

5.2. Все учащиеся, посещающие группы продленного дня, получают горячие обеды.

5.3. Обеспечена возможность получения диетического питания.

5.4. В школьном буфете продаются только те продукты, которые имеют сертификат качества.

5.5. В школьной столовой организована сезонная дотация витаминов (пищевые добавки, свежие овощи и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Политика содействия здоровью.

Содействие здоровью в школе включает в себя все виды активности, направленные на укрепление здоровья школьников и персонала школ. Составной частью понятия «содействие здоровью» является понятие «обучение здоро-

вью» — комплекс педагогических мероприятий, проводимых в виде уроков, лекций, бесед, тренингов, которые направлены на трансляцию знаний о здоровье, изменение отношения к собственному здоровью, приобретение поведенческих навыков, содействующих здоровью.

6.1. Учебные нагрузки в школе не превышают возрастные нормативы, оговоренные в СанПиН.

6.2. В образовательном учреждении разработана программа «Здоровье», содержащая следующие разделы: а) охрана и совершенствование физического здоровья школьников; б) охрана психического здоровья школьников и профилактика аддитивных форм поведения;

в) формирование социальных установок на здоровый образ жизни и профилактика употребления ПАВ и наркотиков;

г) взаимодействие образовательного учреждения с другими учреждениями и организациями по формированию здоровья школьников во всех его проявлениях; д) просветительно-информационная работа с родителями и в окружающем социуме по пропаганде здорового образа жизни.

6.3. В школе существует долгосрочный план (не менее, чем на 2 года) по реализации стратегии содействия здоровью школьников.

6.4. Программа «Здоровье» прошла экспертизу в Комитете по образованию администрации области.

6.5. Опыт работы школы тиражируется средствами массовой информации (не менее 3 публикаций в год).

7. Обучение детей здоровью.

7.1. В рамках учебной программы ведется курс обучения здоровью (в виде отдельного предмета или интегрированного курса) не менее 1 часа в неделю в каждой параллели.

7.2. Во внеурочное время проводятся факультативы (другие формы занятий) для девочек, мальчиков по половому просвещению, профилактике ВИЧ/СПИД и ИППП.

7.3. Проводятся тренинговые занятия для детей групп риска по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма или другим актуальным для территории проблемам.

7.4. Действует группа волонтеров из старшеклассников, которая проводит занятия с учащимися по предупреждению рискованных для здоровья форм поведения и работу с жителями района по формированию социальных установок на здоровый образ жизни.

7.5. В образовательном учреждении не реже 1 раза в месяц проводятся встречи учащихся и их родителей с узкими специалистами, посвященные различным аспектам здорового образа жизни и профилактики асоциальных форм поведения.

7.6. Образовательное учреждение систематически участвует в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции среди молодежи на уровне района (города) и области.

8. Превентивные меры.

8.1. В школе запрещено курение для учащихся, педагогов и посетителей.

8.2. На территории школы, включая пришкольный участок, не курят.

8.3. В районе школы, не менее 200 м от пришкольного участка, нет торговых точек, продающих табачные и спиртные изделия.

8.4. Учащихся не выгоняют с уроков.

8.5. Все случаи пропусков занятий контролируются школой.

8.6. В школе существует специальный представительный орган для обсуждения конфликтов (конфликтная комиссия), в которой принимают участие представители педагогов, учащихся и родителей.

8.7. За истекший год из школы не отчислялись ученики по причине пропусков занятий или отклоняющегося поведения.

8.8. За последние 3 года из школы не отчислялись ученики по причине пропу-

111!111Й1И1!Ш №3/4

сков занятий или отклоняющегося поведения.

8.9. За истекший год в школе не было драк, повлекших за собой обращение за медицинской помощью.

8.10. В школе нет учеников, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних (с учетом выбывших из школы за последние 3 года).

8.11. В школе нет учеников, привлекавшихся к уголовной ответственности (за последние 3 года с учетом выбывших из школы).

8.12. В школе существует наглядная информация по безопасности детей на дорогах.

8.13. За последние 3 года ни один ребенок из школы не стал виновником дорожно-транспортного происшествия.

8.14. За последние 3 года ни один ребенок из школы не попал в дорожнотранспортное происшествие по собственной неосмотрительности.

8.15. На территории школы не зафиксировано случаев продажи наркотических веществ.

9. Сотрудники школы.

9.1. Все сотрудники школы регулярно проходят профилактические осмотры (1 раз в год).

9.2. Сотрудники школы получают медицинскую помощь наравне с учащимися.

9.3. Сотрудники школы посещают все оздоровительные мероприятия наравне с учащимися.

9.4. Каждый сотрудник школы участвует хотя бы в одном мероприятии, запланированном школой по линии содействия здоровью.

9.5. Для сотрудников школы организованы систематические занятия физической культурой.

9.6. В школе есть спортивная команда, которая состоит из сотрудников.

10. Взаимоотношения с родителями.

10.1. В школе систематически проводятся занятия с родителями, посвя-

щенные проблеме охраны и укрепления здоровья детей.

10.2. Родители участвуют в реализации планов школы по содействию здоровью школьников.

10.3. По инициативе родителей в школе проходят мероприятия, направленные на содействие здоровью школьников.

10.4. Регулярно проходят совместные с родителями мероприятия, направленные на содействие здоровью школьников.

11. Внешние связи.

11.1. Школа активно сотрудничает с другими школами территории по вопросам содействия здоровью.

11.2. Школа принимает участие в территориальных программах содействия здоровью.

11.3. В школе регулярно проводятся семинары и открытые уроки, посвященные охране и укреплению здоровья школьников.

11.4. Школа — организатор территориальных акций, посвященных вопросам содействия здоровью.

Интерпретация результатов: максимальная сумма баллов, которую может набрать образовательное учреждение, — 200.

До 100 баллов — образовательное учреждение в своей практической деятельности мало ориентируется на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

От 101 до 139 баллов— образовательное учреждение организует здоровьесберегающую деятельность, в которой отсутствуют системность и последовательность.

От 139 до 161 баллов — минимально достаточный уровень организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

От 161 до 182 баллов — высокий уровень организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Более 182 баллов — образовательное учреждение достигло уровня «Школа — территория здоровья».

Поступила 19.12.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.