Научная статья на тему 'Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций'

Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
767
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ / КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ПРОЦЕССОВ / КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Наталия Владимировна

Наряду с традиционной охранительной стратегией здоровьесберегающей деятельности, заключенной в создании здоровьесберегающей образовательной среды, в работе делается акцент на развитие личностных качеств обучающихся, формирование их готовности к здоровьеориентированной деятельности, что соответствует основным видам деятельности образовательных организаций (обучение, воспитание и развитие) и позволяет пересмотреть как целевую направленность здоровьесберегающей деятельности, так и показатели ее эффективности. Предложена система комплексной оценки здоровьесберегающей деятельности, соответствующая структуре компонентов качества образования: качество условий, качество процессов и качество результатов здоровьесберегающей деятельности. Использование предложенной комплексной системы оценки служит значимым инструментов в управлении качеством здо-ровьесберегающей деятельности образовательных организаций. Показаны результаты опытно-поисковой работы, подтвердившие, что эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций зависит от полноты реализации соответствующих условий обеспечения ее качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций»

_HEALTH-SAFETY ACTIVITIES_

УДК 371.7

Третьякова Наталия Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Российский государственный профессионально-педагогический университет, [email protected], Екатеринбург

комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций1

Аннотация. Наряду с традиционной охранительной стратегией здоровьесберегающей деятельности, заключенной в создании здоровьесберегающей образовательной среды, в работе делается акцент на развитие личностных качеств обучающихся, формирование их готовности к здоровьеориентированной деятельности, что соответствует основным видам деятельности образовательных организаций (обучение, воспитание и развитие) и позволяет пересмотреть как целевую направленность здоровьесберегающей деятельности, так и показатели ее эффективности. Предложена система комплексной оценки здоровьесберегающей деятельности, соответствующая структуре компонентов качества образования: качество условий, качество процессов и качество результатов здоровьесберегающей деятельности. Использование предложенной комплексной системы оценки служит значимым инструментов в управлении качеством здо-ровьесберегающей деятельности образовательных организаций. Показаны результаты опытно-поисковой работы, подтвердившие, что эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций зависит от полноты реализации соответствующих условий обеспечения ее качества.

Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций, комплексная оценка, критерий оценки условий, критерий оценки процессов, критерий оценки результатов.

Вызовы времени и задачи, стоящие перед современным обществом, связанные с преодолением негативных тенденций в области человеческого потенциала, ведут к пониманию важности организации и осуществления образовательными организациями здоро-вьесберегающей деятельности, способствующей, наряду с сохранением и укреплением здоровья, формированию соответствующей личностной позиции, заставляющей человека преодолевать инерцию внутри себя по отношению к собственному здоровью и тем самым обеспечить его сохранность. В этой связи организация и осуществление здоровьесберегающей деятельности образовательными организациями выступает как первостепенная и одновременно как системообразующая задача, решение которой во многом определит целевую перспективу социально-экономического развития общества [1-3; 6].

Следует отметить, что эффективность здоровьесберегающей деятельности об-

разовательных организаций традиционно оценивается по медико-биологическим критериям, ориентированным преимущественно на показатели заболеваемости ребенка и уровень его физического развития. С позиции данных критериев следует констатировать недостаточную результативность здоровьесберегающей деятельности, о чем свидетельствуют статистические данные высокого уровня детско-подростковой заболеваемости [4]. Принимая во внимание, что основными видами деятельности образовательных организаций являются обучение, воспитание и развитие, правомерно пересмотреть как целевую направленность здоровьесберегающей деятельности, так и показатели ее эффективности, соответствующие основным видам деятельности образовательных организаций. Раскрытию данных вопросов посвящено настоящее исследование.

Высокий рост заболеваемости и значительное влияние на здоровье обучающихся

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в рамках проекта N° 14-16-66019 «Разработка модели управления качеством здоровьесберегающей деятельности».

внешних факторов риска служат основанием для применения исследователями медико-биологического подхода к здоровьесбере-гающей деятельности с преимущественной ориентацией образовательных организаций на реализацию охранительной стратегии в образовательном процессе через создание здоровьесберегающей образовательной среды. В то же время, учитывая, что уровень здоровья более чем на 50-55 % зависит от образа жизни (здорового или нездорового), важно стимулировать непосредственно деятельность человека в поддержании собственного здоровья. На личную ответственность человека за состояние своего здоровья указывается и в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В этой связи педагогическое сообщество ставит перед собой задачу формирования у обучающихся ряда компетенций, связанных с сохранением и укреплением здоровья [1-3]. В то же время достаточный уровень компетентности не всегда может являться побуждающим фактором к изменению образа жизни человека. Соответственно, с позиции гуманизации образования и личностно ориентированной парадигмы в педагогике, наряду с реализацией образовательными организациями охранительной стратегии здоровьесберегающей деятельности и формированием у обучающихся соответствующих компетенций, важно развитие их личностных качеств. Данные качества должны быть направлены на актуализацию потенциала ребенка в отношении сохранения и укрепления здоровья, на организацию собственного стиля здорового образа жизни, то есть речь идет о готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности (субъективному состоянию, означающему желание и способность сохранять и укреплять здоровье). Именно формирование готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности, наряду с созданием здоровьесберегающей образовательной среды, должно выступать основой при определении сущностной и содержательной сторон здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций, одним из критериев которой является качество данного вида образовательной деятельности.

Современные требования к повышению качества образования (отраженные, как

следствие реализации соглашений Болон-ской декларации, в большинстве нормативно-правовых документов Министерства образования и науки Российской Федерации) закономерно распространяются на деятельность образовательных организаций в части сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Данные требования связаны с необходимостью обеспечения эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций.

Исходя из понимания качества как степени соответствия совокупности присущих характеристик установленным требованиям, качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций рассматривается нами как степень способности образовательной организации выполнять на требуемом уровне свои функции по сохранению и укреплению здоровья обучающихся [5]. Данное качество комплексно отражает в себе, во-первых, достижения в личностном развитии обучающихся, связанные с формированием их готовности к здоровьеориенти-рованной деятельности; во-вторых, объем, структуру и полноту реализации организацией кадрового, материально-технического, научно-методического и иных внутренних ресурсов, необходимых в здоровьесберега-ющей деятельности; в-третьих, динамику процессов развития здоровьесберегающей деятельности образовательной организации (целевого, нормативного, критериального, организационного, содержательного, моти-вационного). Многоаспектность здоровьес-берегающей деятельности предусматривает и комплексность оценки ее результативности.

Рассматривая качество здоровьесберега-ющей деятельности одним из элементов качества образования, его комплексную оценку правомерно осуществлять в соответствии со структурой компонентов качества образования: качество условий, качество процессов и качество результатов [5-10]. В соответствии с этим нами разработана система критериев: критерий качества условий (КУ), критерий качества процессов (КП) и критерий качества результатов здоровьесберегающей деятельности (КР). Каждый из критериев, в свою очередь, включает в себя определенные показатели, дескрипторы и соответствующие им методики оценки (традиционные, модифицированные и авторские) [6].

HEALTH-SAFETY ACTIVITIES

1. Критерий качества условий здоровьесберегающей деятельности (КУ) отражает:

- уровень управления здоровьесберегающей деятельностью (показатель характеризует уровень организации и управляемости данного вида деятельности, в частности оценивается наличие и эффективность деятельности соответствующей службы здоровья или координационного совета; важно отметить, что наряду с традиционной постановкой цели в управлении здоровьес-берегающей деятельностью, заключенной в улучшении работы образовательных организаций в области охраны и укрепления здоровья обучающихся, основная цель расширена направленностью на постоянный системный учет интересов основных субъектов здоровьесберегающей деятельности и вовлечение в данную сферу деятельности всех участников образовательного процесса);

- уровень ресурсного обеспечения здоро-вьесберегающей деятельности (оценивается степень соответствия инфраструктуры образовательной организации условиям здо-ровьесберегающей деятельности; уровень профессиональной компетентности специалистов, обеспечивающих проведение здоровьесберегающей деятельности; уровень учебно-методического и научного обеспечения данного процесса);

- уровень здоровьесберегающей образовательной среды (оценивается степень соответствия образовательной среды санитарно-гигиеническим требованиям; уровень рациональности образовательного процесса; степень влияния факторов риска образовательной среды на состояние здоровья обучающихся; эффективность предупреждающих и корректирующих действий по воздействию факторов риска образовательной среды на уровень здоровья обучающихся).

2. Критерий качества процессов здоровьесберегающей деятельности (КП) характеризует результативность основных направлений здоровьесберегающей веятетьности образовательных организаций (уровень медицинского и санитарно-гигиенического сопровождения образовательного процесса; уровень формирования здоровьесберегаю-щей личностной позиции у субъектов образовательного процесса педагогическими средствами; уровень физкультурно-оздоровительного и психолого-педагогического со-

провождения образовательного процесса).

3. Критерий качества результатов здоровьесберегающей деятельности (КР) отражает уровень готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности (мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-процессуальный, оценочно-рефлексивный), уровень состояния здоровья обучающихся (уровень здоровья, физической подготовленности, психоэмоционального состояния) и уровень удовлетворенности потребностей основных субъектов здоровьесберегающей деятельности (обучающихся, их родителей и педагогов).

Оценка каждого критерия и его показателей осуществляется по 10-балльной шкале. Попадание значения в диапазон от 1 до 3 свидетельствует о низком уровне соответствия качества установленным требованиям; от 4 до 7 - среднем уровне; от 8 до 10 -высоком уровне. С целью унифицирования значени° данных- различных методик бына разработана переводная шкала показателей в 10-балльную систему.

ОбоИщзющая оценка кавества здоровьесу берегающей деятельности (КЗ) получена посредством соотнесения суммы всех трех представленных выше критериев к их сум-мррному чьсту:

Представленная система критериев позволила в качественно-количественном отношении оцениаь уровень качества здоровьес-берегающей деятельности образовательных организаций, работающих в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных организаций Федеральной инновационной площадки Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки Росаийской Федерации. Инновационная деятельность обозначенных образовательных организаций по обеспечению качества здоровьесберегающей деятельности осуществлялась в три этапа:

0-й этап (начальный): 1) организационный период: проведение нормативно-правовых и структурно-функциональных преобразований в организации; 2) проектировочный период: разработка направлений здоровье-

сберегающей деятельности, проведение SWOT-анализа и определение стратегии развития здоровьесберегающей деятельности;

2-й этап (становление): полное развертывание инновационной деятельности по обеспечению качества здоровьесберегающей деятельности;

3-й этап (совершенствование): реализация плана корректирующих действий; выявление несоответствий, их устранение и дальнейшее совершенствование здоровьесбере-гающей деятельности.

Так, интегративный критерий качества здоровьесберегающей деятельности (КЗ) на начальном этапе опытно-поисковой деятельности составлял 4,22 балла, на этапе становления - 5,45 и на этапе совершенствования - 7,14 (рис. 1). Общий прирост составил 2,91 балла.

Корреляционный! анализ (коэффициент корреляции Пирсона) позволил выявить очень высокую зависимость между значе-

ниями критерия качества результатов здоро-вьесберегающей деятельности (КР) и критерия качества условий здоровьесберегающей деятельности (КУ): г = 0,848 при уровне значимости р < 0,001 (рис. 2).

Умеренная корреляционная зависимость выявлена между значениями критериев КР и КП : г = 0,358 при уровне значимости р < 0,05 (рис. 3).

В целом представленные результаты опытно-поисковой работы показали, что эффективность деятельности образовательных организаций в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся зависит от полноты реализации соответствующих условий обеспечения качества здоровьесберегающей деятельности [6]. Показатели критерия качества условий здоровьесберегающей деятельности (КУ) их максимально полно отражают.

Таким образом, здоровьесберегающую деятельность (в рамках системы образования) следует характеризовать как способ

10,00 8,00 6,00 4,00 2,00

0,00 > Кр ну Кп Ккз

Начальный этап 4,95 3,22 4,50 4,22

,]_Ктап станооления 5,94 5,26 5,15 5,45

ИКтап совершенствования 7,03 8,26 6,12 7,14

Рис. 1. Изменение значений оценки качества здоровьесберегающей деятельности (КЗ) и ее критериев К^ КП, Кр на этапах опытно-поисковой деятельности (в баллах)

та

т 3 ь О и ьо щ та

2 6 § 5

" х 2 & -0 2

=1 р 1

в О 0

у = 0,6231х + 1,859

^=07197

Значения критерия качества результатов здоровьесберегающей деятельности, баллы

8

0

1

2

3

4

8

Рис. 2. Вия корреляционной зсвисимости между значениями критериев Кр иКу

HEALTH-SAFETY AcTIvITIES

.0

i-

■ъ ГО cof^vo

c § i

о. к

о <и

ч: i

ГО

0

y = 0,2632x + 3,6847

R2 = 0,1284

a*

2

4

6

8

Значения критерия качества результатов здоровьесберегающей деятельности, баллы

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Рис. 3. Вид корреляционной зависимости между значениями критериев КР и КП

реализации всех компонентов образования (воспитания, обучения и развития) в их единстве, обусловливающий деятельность образовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, целенаправленно обеспечивая достижение планируумого результата - готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности. Сущность данной деятельности, в нашем понимании, не должна сводитлся только к реализации охранительной стратегии заботы о одоуовье, но заключаться в формировании у обучающихся опыта деятельно-ути по сохранению и укреплентю здоровья, мотивации к активному поиску оптимальных стратегий, направленных на актуализацию своего личностного потенциала, а также организацию собственного стиля здорового образа жизни. Достижение поставленных задач предусматривает решение вопросов орга-сиоации данного веща обраоователуной деятельности, управления ею, ресурсного обеспечения и создания здоровьесберегающей образоватеиьное среды, обеспечивающих ее результат и качество.

Библиографический список

1. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Системный подход к оовоению ключевых компетенций «быть здоровым» в условиях непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 5. - С. 175-182.

2. Ирхин ВВ. Н., Ирхина И. В. Функции здо-

ровьеориентированной педагогической системы университета И Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. -№ 4 (72). - С. 34-35.

3. Малярчук Н. Н. Проблемы сохранения здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. - № 9. - С. 71-81.

4. Российский статистический ежегодник. 2014: Статистический сборник. - М.: Изд-во Рос-стата,2014. - 693 с.

5. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ГОСТ С ИСО 9000-200е. -М.: Изд-во стандартов, 2008. - 26 с.

6. Третсякова Н. В., Федоров В. А Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных ортанизаций: теория и технолегия обеспечения. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. -/98 с.

7. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Методы коетроля качества в оценке здоровьесберегаю-щей деятельности образовательного учреждения // Унивтрситетское управленде. - 2014 . -№ 1. - С. 32-44.

8. Федоров В., Косегова Е., Мазаева Л. Качество педагогической деятельности: проблемы измерения // Высшее образовоние в Рсссии. -2006. -№4. - С. 136-138.

9. Шихооа О. Ф., ШиховЮ. А. Квалимеириче-ский подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы // Образование и наука. -2003. -№4(Т03).-С. 40-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. European report on the quality of school education. Sixteen qrnlity indicators. - Luxembou-g: Office for Official Publications of the European Communities,2001 . - 82 p.

_ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ_

Tretjakova Natalya Vladimirovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of theory and methodology ofphysical education of Russian State vocational-pedagogical University, [email protected], Ekaterinburg

a comprehensive assessment of the effectiveness of educational organizations to preserve the health of students1

Abstract. Traditional educational organizations to preserve the health of pupils is to establish judicial educational environment. The work focuses on the development of personal qualities of students, formation of their preparedness for health. This corresponds to the core activities of educational organizations (training, education and development) and to review how the target focus on preservation of health of pupils and measures of its effectiveness. The system of integrated assessment modelling activities to preserve the health of pupils, which follows the structure of the components of the quality of education: the quality of the environment, the quality of the processes and the quality of the results of students health. The use of the proposed comprehensive system of assessment is an important tool in quality management of educational organizations to safeguard the health of pupils. Shows the results of experimental work confirming the effectiveness of educational organizations to safeguard the health of pupils depends on completeness of implementation of appropriate conditions to ensure its quality.

Keywords: activities of educational institutions to preserve the health of students, integrated assessment, criterion conditions, the criterion of evaluation processes, the criterion of evaluation of the results.

Поступила в редакцию 17.04.2015

1 The study was funded by the Russian State scientific Foundation and the Government of the Sverdlovsk region in the framework of the project No 14-16-66019 «Development of model of quality management of educational organizations of health».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.