КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКЕ СО СТУДЕНТКАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
И.Ф. КАЛИНИНА,
Московский государственный строительный университет
Аннотация
Оздоровительная аэробика является одной из наиболее популярных систем двигательной активности студенческой молодежи. Статья посвящена разработке комплексной методики проведения занятий со студентками. В исследовании показана высокая эффективность блочного метода построения учебно-тренировочных занятий. В ходе педагогического эксперимента подтверждена эффективность разработанной методики.
Abstract
Recreative aerobics is one of the most popular systems of impellent activity of student’s youth. This article is devoted to development to a complex technique. The high efficiency of a block method of construction of training process is shown. During pedagogical experiment of the developed technique is contirmed.
Ключевые слова: оздоровительная аэробика, студентки, физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовленность, функциональное состояние, техническая подготовленность.
Введение
В настоящее время достаточно остро стоит проблема здоровья студенческой молодежи [5; 6]. В связи с этим в последние годы особую популярность у студенток приобрели занятия оздоровительной аэробикой, которая включает в себя разнообразные виды и направления [1; 3; 7]. Поэтому создание комплексной методики проведения занятий по оздоровительной аэробике является актуальной и своевременной [4].
Актуальность данного исследования обусловлена особой значимостью физической подготовленности, от состояния которого зависит как здоровье, так и будущая профессиональная деятельность студенческой молодежи. Заметное ухудшение уровня физической подготовленности студентов и, следовательно, сниженные возможности их здоровья свидетельствуют о несоответствии организации процесса физического воспитания в вузе современным требованиям [2].
Цель исследования - разработка и теоретическое обоснование системы комплексной методики проведения занятий по оздоровительной аэробике и экспериментальная проверка эффективности ее использования для оптимизации функций управления процессом физического воспитания в вузе.
Методы и организация исследования
В исследовании приняли участие 50 студенток Московского государственного строительного университета в возрасте 17-21 года, которые по результатам анкетирования и контрольных испытаний были разделены на экспериментальную и контрольную группы по 25 человек в каждой. Различия состояли в том, что в экспериментальной группе тренировочный процесс был организован на основе комплексной методики, а в контрольной группе -с использованием традиционной методики тренировки.
ж
На основании опроса инструкторов фитнес-клубов и анкетирования студенток были выявлены наиболее популярные виды оздоровительной аэробики. Наиболее популярными оказались 12 видов - классическая, степ, слайд, фитбол, йога, калланетика, пилатес, кору, флекси, танец живота, тай-бо, тай-чи.
Нами были разработаны комплексы, состоящие из различных видов оздоровительной аэробики, выполняемых в определенной последовательности. Особенности комплексной методики, по сравнению с традиционной, заключается в следующем: построение тренировочных занятий в экспериментальной группе проводилось по блочной схеме, а в контрольной группе - по линейной схеме.
В экспериментальной группе занятия были организованы следующим образом. На первой неделе проведения занятий использовался один вид оздоровительной аэробики (классическая) с постепенным усложнением программы, увеличением темпа и количества выполнения упражнений на последующих двух занятиях текущей недели. На последующих неделях текущего месяца проводились занятия по другим видам оздоровительной аэробики, также с постепенным усложнением программы и увеличением темпа и количества упражнений. За три месяца были использованы двенадцать выбранных видов оздоровительной аэробики (табл. 1).
В контрольной группе занятия были организованы по линейному принципу. Двенадцать видов аэробики проводились в линейной последовательности друг за другом в течение трех месяцев, но в контрольной группе темп выполнения упражнений, их количество и сложность не повышались, так как приходилось повторять базовые упражнения и связки с самого начала (табл. 2). Последовательность проведения различных видов аэробики осуществлялась принципами их воздействия на организм занимающихся.
Таблица 1
Последовательность проведения занятий в экспериментальной группе
Неделя 1-й месяц 2-й месяц 3-й месяц
1. Классическая 1. Степ 1. Кору
1-я неделя 2. Классическая 2. Степ 2. Кору
3. Классическая 3. Степ 3. Кору
1. Калланетика 1. Пилатес 1. Танец живота
2-я неделя 2. Калланетика 2. Пилатес 2. Танец живота
3. Калланетика 3. Пилатес 3. Танец живота
1. Фитбол 1. Слайд 1. Тай-бо
3-я неделя 2. Фитбол 2. Слайд 2. Тай-бо
3. Фитбол 3. Слайд 3. Тай-бо
1. Йога 1. Тай-чи 1. Флекси
4-я неделя 2. Йога 2. Тай-чи 2. Флекси
3. Йога 3. Тай-чи 3. Флекси
Таблица 2
Последовательность проведения занятий в контрольной группе
Недели 1-й месяц 2-й месяц 3-й месяц
1. Классическая 1. Классическая 1. Классическая
1-я неделя 2. Калланетика 2. Калланетика 2. Калланетика
3. Фитбол 3. Фитбол 3. Фитбол
1. Степ 1. Степ 1. Степ
2-я неделя 2. Йога 2. Йога 2. Йога
3. Танец живота 3. Танец живота 3. Танец живота
1. Слайд 1. Слайд 1. Слайд
3-я неделя 2. Пилатес 2. Пилатес 2. Пилатес
3. Флекси 3. Флекси 3. Флекси
1. Тай-бо 1. Тай-бо 1. Тай-бо
4-я неделя 2. Тай-чи 2. Тай-чи 2. Тай-чи
3. Кору 3. Кору 3. Кору
Педагогический эксперимент проводился в течение одного года. В начале, в середине и в конце педагогического эксперимента были проведены контрольные испытания студенток, участвующих в исследовании, которые включали в себя оценку физического развития, функционального состояния организма, уровень физической и технической подготовленности.
Результаты и их обсуждение
На первом этапе обследования показатели студенток экспериментальной и контрольной групп не отличались достоверным различием по уровню физического развития (р > 0,05).
Анализ данных показал, что у студенток наблюдались повышенная масса тела и увеличенный процент жира у 68% обследуемых, норма - у 27% студенток, и у 5% зафиксированы результаты ниже нормы, что сказалось на увеличенных показателях обхватов талии, бедра, голени, плеча, предплечья и ширины таза.
Разница результатов на первом и третьем этапах обследования составила в экспериментальной группе
с 60,7 кг до 57,5 кг (р < 0,05), что составило разницу 3,2 кг; в контрольной группе с 60,5 кг до 59,7 кг (р > 0,05), разница - 0,8 кг. Соответственно обхваты талии, бедра, голени, плеча, предплечья и ширины таза изменились в большей степени в экспериментальной группе, чем в контрольной (р < 0,05) (табл. 3).
Динамика уровня развития функционального состояния в процессе исследования оценивалась при помощи контрольных испытаний и проб (табл. 4).
На первом этапе обследования не наблюдалось достоверных отличий между результатами экспериментальной и контрольной групп во всех проводимых испытаниях (р > 0,05). В середине проведения эксперимента результаты в экспериментальной группе стали достоверно лучше, чем в контрольной. К третьему этапу обследования результаты студенток технического вуза контрольной группы возросли более существенно, чем ко второму этапу, но различия между группами сохранились (р < 0,05).
До начала педагогического эксперимента исследования показателей физической подготовленности студенток технического вуза в экспериментальной и контрольной
Таблица 3
Результаты исследования физического развития
№ п/п Измерения Экспериментальная группа Контрольная группа
до экспер. середина экспер. после экспер. до экспер. середина экспер. после экспер.
1. Длина тела (см) 167,4 + 0,9 168,3 + 0,9 169,0 + 0,9 167,6 + 0,9 168,2 + 0,9 168,5 + 0,9
2. Масса тела (кг) 60,7 + 1,1 58,6 + 1,1 57,5 + 1,1 60,5 + 1,2 60,2 + 1,2 59,7 + 1,2
3. Жировой комп. (%) 24,6 + 0,9 23,0 + 0,8 19,2 + 0,8 24,6 + 1,1 23,7 + 1,0 22,9 + 1,2
4. Обхват талии (см) 70,7 + 0,9 69,3 + 0,8 68,3 + 0,7 71,0 + 0,9 70,1 + 0,9 69,8 + 0,8
5. Ширина таза (см) 98,8 + 0,7 96,8 + 0,7 94,1 + 0,9 99,3 + 0,8 97,8 + 0,7 97,7 + 0,7
6. Обхват бедра (см) 58,0 + 0,8 55,0 + 0,8 52,5 + 0,9 57,9 + 0,9 57,4 + 0,8 56,8 + 0,8
7. Обхват голени (см) 36,2 + 0,3 35,8 + 0,3 35,2 + 0,3 36,2 + 0,4 35,4 + 0,3 35,6 + 0,3
8. Обхват плеча (см) 25,0 + 0,4 25,0 + 0,3 25,6 + 0,3 25,2 + 0,4 24,8 + 0,3 25,4 + 0,3
9. Обхват предпл.(см) 23,2 + 0,3 22,9 + 0,3 22,7 + 0,3 23,4 + 0,2 23,1 + 0,2 23,1 + 0,2
10. Весоростовой индекс, г/см 362,5 + 5,7 348,1 + 5,9 340,2 + 10,9 360,9 + 6,3 357,7 + 6,4 354,1 + 6,1
Таблица 4
Результаты исследования функционального состояния
№ п/п Измерения Экспериментальная группа Контрольная группа
до экспер. середина экспер. после экспер. до экспер. середина экспер. после экспер.
1. ЖЕЛ (л) 2,2 ± 0,1 2,5 ± 0,1 2,7 ± 0,1 2,2 ± 0,1 2,3 ± 0,1 2,4 ± 0,1
2. ЧСС исх. (уд./мин) 75 ± 1,3 73 ± 1,3 71 ± 1,3 76 ± 1,7 75 ± 1,8 74 ± 1,8
3. АД сист. (мм рт. ст.) 113 ± 2,0 114 ± 1,2 116 ± 0,8 112 ± 1,4 113 ± 1,0 114 ± 0,8
4. АД диаст. (мм рт. ст.) 68 ± 2,2 67 ± 1,2 67 ± 0,8 66 ± 2,0 66 ± 1,5 66 ± 1,3
5. Жизн. индекс (мл/г) 37,1 ± 1,0 43,0 ± 1,1 47,1 ± 1,1 37,2 ± 1,0 38,9 ± 1,0 40,3 ± 0,9
6. Функц. проба (баллы) 8,0 ± 0,4 7,0 ± 0,4 5,8 ± 0,3 8,2 ± 0,4 7,8 ± 0,3 7,6 ± 0,3
7. Степ-тест (усл.ед.) 59,8 ± 0,6 66,3 ± 0,6 70,2 ± 0,5 57,9 ± 0,6 59,3 ± 0,5 59,8 ± 0,4
Таблица 5
Результаты исследования уровня физической подготовленности
№ п/п Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа
до экспер. середина экспер. после экспер. до экспер. середина экспер. после экспер.
1. Отжимание за мин, кол-во раз 36,0 ± 1,6 40,0 ± 1,5 45,0 ± 1,3 32,0 ± 1,3 35,0 ± 1,1 37,0 ± 1,1
2. Сила правой кисти (кг) 20,8 ± 0,6 22,8 ± 0,5 24,4 ± 0,5 19,9 ± 0,7 21,3 ± 0,6 22,4 ± 0,7
3. Сила левой кисти (кг) 19,1 ± 0,5 20,4 ± 0,6 21,9 ± 0,5 18,3 ± 0,6 19,0 ± 0,6 20,4 ± 0,6
4. Силовой индекс кисти (%) 34,5 ± 1,2 38,8 ± 1,2 42,7 ± 1,1 33,2 ± 1,4 35,6 ± 1,2 37,7 ± 1,3
5. Подъем прямых ног за мин, раз 31,0 ± 1,1 35,0 ± 1,1 39,0 ± 1,1 29,6 ± 1,0 33,3 ± 0,9 36,0 ± 0,9
6. Подъем туловища за 1 мин, кол-во раз 35,8 ± 1,2 39,6 ± 1,3 44,0 ± 1,1 31,4 ± 1,2 34,0 ± 1,2 36,8 ± 1,1
7. Подвижность позвоночного столба (баллы) 2,9 ± 0,2 3,7 ± 0,2 4,3 ± 0,1 3,0 ± 0,2 3,5 ± 0,2 4,0 ± 0,2
8. Подвижность плечевого сустава (см) 27,2 ± 2,6 29,6 ± 2,5 32,0 ± 2,6 23,5 ± 1,5 26,3 ± 1,5 28,0 ± 1,5
9. Подвижность в тазобедренном суставе (см) 52,6 ± 2,0 60,4 ± 1,8 64,7 ± 1,8 51,8 ± 1,8 53,3 ± 1,8 55,1 ± 1,8
Таблица 6
Результаты исследования технической подготовленности
№ п/п Виды аэробики Экспериментальная группа Контрольная группа
до экспер. середина экспер. после экспер. до экспер. середина экспер. после экспер.
1. Классическая 2,6 ± 0,2 3,5 ± 0,1 4,5 ± 0,1 2,5 ± 0,2 2,9 ± 0,1 3,3 ± 0,1
2. Степ 2,9 ± 0,2 3,7 ± 0,1 4,4 ± 0,1 2,8 ± 0,2 3,0 ± 0,1 3,0 ± 0,1
3. Фитбол 3,5 ± 0,1 4,2 ± 0,1 4,7 ± 0,1 3,3 ± 0,1 3,5 ± 0,1 3,7 ± 0,1
4. Тай-бо 2,5 ± 0,2 3,6 ± 0,2 4,2 ± 0,1 2,5 ± 0,2 2,8 ± 0,2 3,0 ± 0,1
5. Йога 3,0 ± 0,2 3,8 ± 0,2 4,4 ± 0,1 3,0 ± 0,2 3,2 ± 0,1 3,3 ± 0,1
6. Слайд 3,4 ± 0,2 4,1 ± 0,1 4,7 ± 0,1 3,4 ± 0,1 3,6 ± 0,1 3,7 ± 0,1
7. Пилатес 3,0 ± 0,2 3,8 ± 0,1 4,3 ± 0,1 3,1 ± 0,2 3,3 ± 0,2 3,3 ± 0,1
8. Калланетика 3,5 ± 0,2 4,2 ± 0,1 4,7 ± 0,1 3,4 ± 0,2 3,6 ± 0,1 3,7 ± 0,1
9. Флекси-бар 2,9 ± 0,1 3,7 ± 0,1 4,3 ± 0,1 2,8 ± 0,1 3,1 ± 0,1 3,3 ± 0,1
10. Кору 3,0 ± 0,1 3,7 ± 0,1 4,3 ± 0,1 2,9 ± 0,2 3,1 ± 0,1 3,2 ± 0,1
11. Тай-чи 2,5 ± 0,1 3,3 ± 0,1 3,6 ± 0,1 2,6 ± 0,1 2,9 ± 0,1 3,2 ± 0,1
12. Танец живота 2,9 ± 0,1 3,5 ± 0,1 3,9 ± 0,1 2,8 ± 0,1 3,0 ± 0,1 3,0 ± 0,1
группах не отличались достоверным различием. Уровень физической подготовленности на первом этапе по определению средней величиной всех показателей соответствует среднему физическому развитию (табл. 5).
Сравнивая результаты первого и третьего этапов мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе уровень физической подготовленности стал достоверно выше (р < 0,05).
На первом этапе обследования не наблюдалось достоверных различий между результатами контрольных упражнений по технической подготовленности в экспериментальной и контрольной группах (р > 0,05). К третьему этапу обследования результаты студенток экспериментальной группы возросли еще более существенно, чем в конт-
рольной, что подтверждает нашу гипотезу исследования (р < 0,05).
Наибольший эффект освоения, совершенствования, овладения техникой выполнения наблюдался в экспериментальной группе (р < 0,05).
На основании полученных данных основного педагогического эксперимента мы имеем возможность констатировать, что в результате занятий по комплексной методике оздоровительной аэробики, проводимых со студентками технического вуза, имеет место положительное изменение результатов контрольных упражнений в экспериментальной группе, но незначительный прирост показателей в контрольной группе на трех этапах основного педагогического эксперимента.
Выводы
1. Анализ литературы и результатов проведенных исследований свидетельствует, что использование оздоровительной аэробики в процессе физического воспитания студентов технического вуза оправдано и целесообразно. Эффективность формирования физической культуры личности обусловливается прежде всего общим положительным отношением студенток к оздоровительной аэробике.
2. Оценка уровня физического развития, функционального состояния организма, физической и технической подготовленности студенток на начальном этапе исследования подтвердила низкий уровень этих показателей. Полученные данные указывают на отчетливые признаки дефицита двигательной активности.
3. Систематическое применение комплексной методики оздоровительной аэробики достоверно улучшают показатели физического развития, функционального со-
стояния организма, физической и технической подготовленности занимающихся.
4. Предложенная комплексная методика оздоровительной аэробики по блочному принципу достоверно эффективней линейного принципа проведения занятий в физическом воспитании студенток и может быть использована в системе высшего образования, поскольку она реализуется в структуре учебно-тренировочных занятий и не требует дополнительных экономических затрат.
5. Разработанная, экспериментально обоснованная и реализованная методика занятий со студентками оздоровительной аэробикой показала высокую эффективность для повышения уровня функциональных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, укрепления здоровья занимающихся. Может целенаправленно использоваться в практике физического воспитания студенческой молодежи.
Литература
1. Афонская А. О. Эффективность методики формирования основных приемов оздоровительной аэробики у студентов в процессе физического воспитания. - Тула, 2004. - 139 с.
2. Дикаревич Л.М. Педагогические приемы управления нагрузкой в занятиях оздоровительной аэробикой женщин различного уровня функционального состояния: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996.- 144 с.
3. Дубогрызова И.А. Методика дифференцированных занятий оздоровительной аэробикой со студентами технического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2005. -166 с.
4. Иваненко О.А. Комплексная методика занятий по оздоровительной аэробике с женщинами молодого возраста: Дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2002. - 163 с.
5. Лисицкая Т. С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2 т. Т. 1. -Теория и методика. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 232 с.
6. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физич. культуры. -1993. - № 5-6. - С. 15-19.
7. Ростовцева М.Ю. Повышение физической работоспособности женщин молодого возраста средствами ритмической гимнастики. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Москва, 1987. - 23 с.