Научная статья на тему 'Комплексная механизация взрывных работ на подземных рудниках Горной Шории и Хакасии'

Комплексная механизация взрывных работ на подземных рудниках Горной Шории и Хакасии Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Машуков И. В., Мюнх А. Ф., Джалов В. К., Филиппов В. Н., Лоскутов А. Л.

Для снижения доли ручного труда, повышения производительности на всех операциях переработки ВВ, сокращения числа рабочих, привлекаемых с других участков, и ограничения круга лиц, допущенных к обращению с ВВ, на подземных рудниках Горной Шории и Хакасии в 70-80-х годах были разработаны и внедрены схемы комплексной механизация взрывных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Машуков И. В., Мюнх А. Ф., Джалов В. К., Филиппов В. Н., Лоскутов А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For decrease in a share of manual skills, increase of productivity on all operations of processing explosive, reductions of number of the workers involved from other sites and restriction of a circle of persons, admitted(allowed) to the reference with explosive on underground mines Mountain Shorie and Khakassias 70-80 years have been developed and introduced circuits complex mechanization of explosive works.

Текст научной работы на тему «Комплексная механизация взрывных работ на подземных рудниках Горной Шории и Хакасии»

УДК 622.235

И.В.МАШУКОВ

ОАО «ВостНИГРИ», Новокузнецк, Россия А.Ф.МЮНХ, В.К.ДЖАЛОВ ОАО «Евразруда», Новокузнецк, Россия В.Н.ФИЛИППОВ, А.Л.ЛОСКУТОВ

Горно-Шорский филиал ОАО «Евразруда», Россия

КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ВЗРЫВНЫХ РАБОТ НА ПОДЗЕМНЫХ РУДНИКАХ ГОРНОЙ ШОРИИ И ХАКАСИИ

Для снижения доли ручного труда, повышения производительности на всех операциях переработки ВВ, сокращения числа рабочих, привлекаемых с других участков, и ограничения круга лиц, допущенных к обращению с ВВ, на подземных рудниках Горной Шории и Хакасии в 70-80-х годах были разработаны и внедрены схемы комплексной механизация взрывных работ.

For decrease in a share of manual skills, increase of productivity on all operations of processing explosive, reductions of number of the workers involved from other sites and restriction of a circle of persons, admitted(allowed) to the reference with explosive on underground mines Mountain Shorie and Khakassias 70-80 years have been developed and introduced circuits complex mechanization of explosive works.

По техническому заданию ПО «Сибру-да» институт ВостНИГРИ разработал типовые схемы механизации, в которых предусматривалась переработка ВВ от вагона до забоя на следующих операциях: погрузочно-разгрузочные работы на складах ВМ, раста-ривание, доставка ВВ к месту взрыва, заряжание. В схемах механизации (рис.1) предполагалось использование уже существующего оборудования и разработка и создание нового.

Для механизации разгрузки ВВ из вагонов и погрузочно-разгрузочных работ на складах ВМ применены аккумуляторные погрузчики ЭПВ-1 и переоборудованные дизельные автопогрузчики «Балканкар», которые значительно сократили долю ручного труда. Производительность разгрузки вагонов увеличилась в 3,5 раза и составила 6,5 т/чел. в смену. Число рабочих, которые заняты укладкой мешков ВВ на поддоны сокращается до четырех человек. Сократилось и время простоя вагонов под разгрузкой.

На основе опыта работы перепуска ВВ в шахту по трубопроводу на Лениногорском комбинате разработки КазПТИ были проведены испытания перепуска на Таштаголь-ском РУ и осуществлено строительство комплексов на Абаканском, Шерегешском и Казском РУ.

Для реализации комплексной механизации взрывных работ по доставке ВВ в шахту и заряжании институт НИПИГормаш разработал новое оборудование: вагон ВД-2,4 для доставки рассыпного ВВ от комплекса перепуска до блока; машина перегрузочно-зарядная МП-6, на основе которой в дальнейшем была создана транспортно-зарядная машина МТЗ-3; контейнер КВ-10 для доставки рассыпного ВВ автотранспортом от растаривающей установки до комплекса перепуска; транспортная тележка ТТ-250 для перевозки и хранения зарядного трубопровода; механизм подачи зарядного трубопровода в восходящие скважины МТ-100. Испытания и совершенствование новых образцов оборудования осуществлялось на рудниках ПО «Сибруда».

Разгрузочная площадка

Базисный склад Транспортирование _________________, на складе ВМ

Пункт растаривания

Рис. 1. Комплексная механизация взрывных работ с использованием транспортно-зарядных машин

1 - вагон железнодорожный; 2 - контейнер; 3 - автопогрузчик; 4 - хранилище ВМ; 5 - растаривающая установка; 6 - бункер-накопитель; 7 - машина доставочная; 8 - транспортно-зарядная машина МТЗ-3; 9 - верхний бункер; 10 - трубопровод; 11 - подземный бункер-накопитель; 12 - электровоз; 13 - разделитель потока; 14 - механизм

подачи трубопровода

Комплекс перепуска по трубопроводу включает поверхностный приемный бункер, транспортный трубопровод, подземный приемный бункер на рабочем горизонте, размещенный в специальной подземной выработке.

Работа комплекса осуществляется по следующей схеме. Гранулированное ВВ на растаривающей установке загружается в транспортную машину или в контейнер КВ-10, затем доставляется к комплексу перепуска и разгружается в поверхностный приемный бункер. После этого открываются верхний и нижний краны и осуществляется перепуск ВВ под собственным весом в режиме свободного падения гранул в подземный приемный бункер, откуда производится загрузка транспортно-зарядной машины МТЗ-3.

На Таштагольском, Абаканском, Шере-гешском и Казском рудниках перепуск ВВ в шахту осуществлялся на глубину 200-500 м. Во время эксплуатации комплексов было

обнаружено, что при перепуске ВВ по трубопроводу на глубину более 200 м происходит значительное разрушение гранул и увеличивается количество пылевидной фракции. Из-за этого в зарядном шланге образуются пробки и увеличивается запыленность воздуха в рабочей зоне при пневмозаряжа-нии. По этим причинам отказались от строительства комплексов на нижележащих горизонтах. В настоящее время на шахтах Абаканского и Горно-Шорского (бывшее Шерегешское РУ) филиалов заряжание полностью производится доставочными вагонами ВД-2,4 и транспортно-зарядными машинами МТЗ-3 с загрузкой ВВ на поверхности или в шахте.

Для снижения деградации гранул при перепуске ВВ по трубопроводу разработан и апробирован способ перепуска с предварительным заполнением в режиме регулируемого пневмотранспортирования. При этом способе исключается свободное падение гранул ВВ в трубопроводе, а транспортиро-

вание происходит за счет перемещения при выпуске ВВ из трубопровода. Для осуществления способа комплекс перепуска оборудовали системой регулируемого пнев-мотранспортирования, которая включает арматуру регулирования и подвода сжатого воздуха и приборы контроля давления.

По способу перепуска с предварительным заполнением получено снижение деградации гранул в 2 раза и ликвидированы пробки в трубопроводе. Полученные результаты показали возможность применять перепуск ВВ по трубопроводу на глубокие горизонты шахт.

Перспективным направлением развития комплексной механизации взрывных работ на горно-добывающих предприятиях в настоящее время является внедрение техники и технологии изготовления простейших ВВ на местах потребления.

Основной объем применения простейших ВВ приходится на горные предприятия с открытым способом разработки полезных ископаемых. Изготовление ВВ на них осуществляется на смесительно-зарядных машинах (СЗМ) и стационарных пунктах изготовления (СПИ).

Применение простейших ВВ на подземных рудниках сдерживается высокими требованиями к ВВ при пневмотранспорти-ровании, которое осуществляется с минимальным содержанием пылевидной фракции компонентов и необходимой сыпучести состава ВВ.

В производственном объединении «Сибруда» для освоения технологии изготовления ВВ на местах потребления на подземных рудниках было принято решение о строительстве стационарного пункта изготовления с использованием существующего оборудования комплексной схемы механизации взрывных работ. Оборудование разместили в выработке комплекса перепуска ВВ по трубопроводу (рис.2). По техническому заданию ПО «Сибруда» институт НИПИ-Гормаш в 1990 г. разработал рабочие чертежи оборудования, предназначенного для изготовления ВВ на комплексе перепуска. Оборудование было произведено на заводе «Знамя» (г.Киселевск) и установлено на шах-

те Казского рудника в выработке комплекса перепуска на горизонте +50 м. Основной технологический узел оборудования изготовления ОПИ-500. Питатель-смеситель ОПИ-500 установлен под бункером аммиачной селитры на рабочей площадке, где расположен также пульт управления электроприводами питателя-смесителя и маслостан-ции. В отдельных специальных камерах размещены маслостанция и пусковое электрооборудование. Для загрузки бункера твердого горючего компонента (ТГК), в качестве которого может применяться алюминиевый или угольный порошок, установлен механизм подъема контейнеров ТГК. Изготовление простейших ВВ осуществляется по следующей схеме. Аммиачная селитра (АС) с базисного склада завозится на комплекс перепуска и по трубопроводу с поверхности горизонта +562 м доставляется в нижний приемный бункер на горизонт +50 м. Из бункера аммиачная селитра через патрубок под собственным весом поступает в питатель-смеситель. Нефтепродукт (НП) из цистерны маслостанции насосом подается в бак и из него самотеком поступает в форсунки и омасливает аммиачную селитру. Твердый горючий компонент, например угольный порошок (УП), из бункера питателем ТГК подается через патрубок на выход питателя-смесителя АС и НП. Трехкомпонентная смесь - АС, НП и УП доставляется шнеком в питатель-смеситель ВВ, шнек которого размещен на одном вале со шнеком питателя-смесителя АС и НП. В питателе-смесителе ВВ происходит смешение трех компонентов и готовое ВВ загружается в транспортно-зарядную машину МТЗ-3. Оборудование ОПИ-500 предназначено для изготовления трехкомпонентных ВВ с двумя сыпучими и одним жидким компонентами, а также и для двухкомпонентных составов. Кроме того, в оборудовании предусмотрено регулирование скорости вращения шнеков-питателей компонентов согласно их процентному содержанию по техническим условиям.

В процессе испытаний изготовления опытных партий гранулита А6, игданита, гранулита Д5 определена работоспособ-

Рис.2. Подземный стационарный пункт изготовления простейших ВВ 1 - насосная станция нефтепродукта; 2 - трубопровод нефтепродукта; 3 - бак нефтепродукта; 4 - бункер аммиачной селитры; 5 - контейнер ТГК; 6 - бункер ТГК; 7 - шибер; 8 - питатель-смеситель АС и НП; 9 - вибратор пневматический; 10 - питатель ТГК; 11 - питатель-смеситель ВВ; 12 - привод питателей; 13 - рама; 14 - транспортно-зарядная машина МТЗ-3

ность разработанного оборудования. При проведении испытаний было выявлено, что гранулит А6 не отвечает требованиям пнев-мотранспортирования, а игданит - санитарным нормам по условию содержания дизельного топлива в воздухе рабочей зоны.

Составы ВВ, содержащие небольшое количество нефтепродукта, такие как гранулит Д5, гранулит УП-1, комбизар марки КЗ-1, гранулит НК марок А и Б могут быть применены в подземных условиях при пнев-мотранспортировании.

В связи с широким применением на отбойке горного массива вертикальных кон-

центрированных зарядов (ВКЗ) на рудниках Горной Шории и Хакасии перспективным является применение простейших ВВ в зарядах ВКЗ. Поршневое действие взрыва в зарядах ВКЗ с инертными и воздушными промежутками хорошо согласуется с низкобризантными характеристиками простейших ВВ. Кроме того, применение маломощных простейших ВВ требует увеличения массы ВВ в заряде, что обеспечивает более полное заполнение зарядной полости и уменьшение объема инертного материала в зарядах ВКЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.