КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИЯ МОДИФИЦИРУЕМЫХ ФАКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ ХРОНИЧЕСКИХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У СТУДЕНТОВ
Г.В. Уское
Областной врачебно-физкультурный диспансер, г. Челябинск
Изложены вопросы комплексной реабилитации учащейся молодежи, представлены средства и формы лечебной физкультуры при различных заболеваниях на амбулаторно-поликлиническом этапе восстановительного лечения.
Состояние здоровья молодежи - показатель социально-экономического благополучия страны и общества. Учащаяся молодежь является наиболее чувствительным контингентом, быстро реагирующим на любые изменения окружающей среды.
Проблемы деградации здоровья населения, особенно учащихся, чрезвычайно актуальны и для нашего региона [1, 5].
Хорошо известно, что наибольшее влияние на уровень здоровья оказывает образ жизни, в том числе: уровень двигательной активности (ДА) и психоэмоциональных нагрузок, характер питания, наличие или отсутствие возможностей для полноценного отдыха [8]. Проблема адаптации организма к внешним воздействиям и поиск путей немедикаментозной защиты и коррекции входят как основная часть в большинство современных работ [3,9].
Специфические условия обучения и образа жизни студенческой молодежи выводят эту категорию населения в особый социальный слой, который можно отнести к группе высокого риска в силу активной физиологической перестройки организма, интенсивной социализации личности, напряжённого умственного труда и большой психологической нагрузки [6].
Вхождение в новые условия жизни связано с некоторой психофизиологической перегрузкой организма студента, что может сказаться на продуктивности умственной работоспособности и напряжении адаптационно-приспособительных возможностей организма [2,4, 6].
По мнению Н.А. Гамза, И.П. Кругляковой, Л.И. Вагановой, М.Е. Сурковой и нашим наблюдениям, заболеваемость среди учащейся молодежи в последние годы увеличилась. Среди студентов существенно возрос уровень гиподинамии, что является одной из причин снижения показателей здоровья [7].
Цель исследования
Цель исследования - провести интегральную оценку состояния здоровья студентов с различными режимами физической активности, разработать и оценить влияние комплексных коррекционных программ на модифицируемые факторы риска
(ФР), развитие хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ).
Результаты и обсуждение
Проведенное анкетирование показало, что наиболее частыми жалобами были головные боли и утомляемость (80,7 %), а также боли в спине (37,6 %).
Среди известных методов оздоровления наиболее часто назывались физические упражнения, психорегуляция и психотерапия. Однако 41,9 % будущих врачей считают свои знания по оздоровлению средствами и методами физической культуры и спорта недостаточными.
Всего спортом в вузе занимается 17,4 % юношей и 11,6 % девушек. Анкетирование показало, что основными мотивами для занятий физическими упражнениями являются: желание быть аттестованным по предмету «Физическая культура» - 34,8 %, быть привлекательным для лиц противоположного пола - 15,5 %, добиться признания окружающих, поднять свой авторитет - 10,6 %, оптимизировать вес - 10,9 %, улучшить осанку, походку - 9,1 %, повысить свою физическую подготовленность - 7,8 %, продлить активное долголетие - 5,4 %, приобрести жизненно необходимые умения и навыки - 4,1 %, воспитать силу воли - 3,7 %, использовать возможность отдохнуть, отвлечься от обыденных дел - 1,8 %, участвовать в спортивных мероприятиях - 2,4 %. Таким образом, ведущим мотивом на занятиях физическим воспитанием остается аттестация по предмету, а не самосовершенствование в физическом развитии.
Перед началом занятий было организовано углубленное медицинское обследование на базе студенческой больницы в клинико-диагностическом центре Челябинской областной больницы. В комплекс исследования входили: электрокардиография, эхокардиография, математический анализ сердечного ритма, функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой, в том числе в ортостазе.
Физическая реабилитация студентов, страдающих гипертонической болезнью (ГБ), проводилась амбулаторно, а также в условиях профилактория. Реабилитация лиц с пограничной АГ и
больных ГБ I стадии проводилась, как правило, немедикаментозным методом (бессолевая диета, лечебная физкультура, аутогенная тренировка).
Включение в методику средств психорегулирующей тренировки (массажа, комплекс дыхательных психорегулирующих упражнений, релаксационных упражнений, функциональной музыки) способствовало оптимизации психоэмоционального состояния занимающихся, что повышало эмоциональный фон занятий и сглаживало отрицательные эмоции (переживание неудачи).
Лекарственные средства назначались лишь при отсутствии эффекта. Лечебная гимнастика проводилась групповым способом в различных исходных положениях: лёжа, сидя и стоя, включались упражнения для всех мышечных групп, выполнялись в среднем темпе. У студентов с пограничной АГ и у больных ГБ I стадии использовались физические нагрузки, при которых ЧСС составляла 125-140 уд./мин., а АД не превышало 180/100 мм рт. ст. в основной части занятий. Кроме того, включались физические упражнения в изометрическом режиме (статические упражнения). Врачебно-педагогические наблюдения показали, что час спустя после выполнения статических нагрузок АД понижается на 15-20 мм рт. ст.
Для снижения повышенного мышечного тонуса включались элементы массажа, пассивные упражнения, изометрические упражнения с последующим расслаблением и дыхательными упражнениями. Через 5-6 месяцев и более занятий студенты с пограничной гипертензией и с I стадией заболевания при стойком нормальном АД переходили в группы занятий плаванием, прогулок на лыжах, туризмом, оздоровительным бегом, некоторыми спортивными играми (волейболом, теннисом), продолжая применять упражнения в расслаблении мышц. Назначался массаж головы, воротниковой зоны, при котором проводилось глубокое поглаживание, растирание, разминание трапециевидных мышц. Помимо массажа головы и воротниковой зоны назначался сегментарнорефлекторный массаж паравертебральных зон: С7-С2 и Д5-Д1 в положении сидя с опорой головы на руки или подушку.
В условиях профилактория и спортивно-оздоровительного лагеря назначался тренирующий двигательный режим, где ставились задачи: тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение физической работоспособности и выносливости пациента, адаптация организма к бытовым и учебным нагрузкам, достижение максимальной индивидуальной физической активности.
Применение физических упражнений в комплексной реабилитации оказало положительное влияние на самочувствие студентов: у 87 % уменьшилась раздражительность, головные боли, головокружение, бессонница, повысилась умственная работоспособность.
Продолжительность занятий лечебной гимнастикой составляла 40-60 мин. Для отягощения применялись гантели весом от 1,5 до 3 кг. Широко использовались упражнения на координацию движений, равновесие, дыхательные упражнения.
Постепенно увеличивали дистанцию ходьбы до 4 км/ч. Дозированный бег на расстояние 1-2 км со скоростью 5 км/ч. Продолжительность воздушных процедур - 2 часа, купание и плавание - 1 час. Летом рекомендовались прогулки на велосипеде, зимой на лыжах.
При изучении физического развития избыточная масса тела выявлена у 5 % юношей и 5,6 % девушек всей исследуемой популяции. С переходом от младших курсов к старшим количество студентов с ИМТ имеет тенденцию к повышению. Ко второму курсу возрастает процент студентов с повышенным развитием подкожно-жирового слоя (более чем на 7 % у мужчин и женщин).
При реабилитации студентов с ожирением применялся комплекс методов, главными из которых являлись физические упражнения и диета. Необходимым условием восстановления здоровья студентов, страдающих ожирением, является правильный режим двигательной активности.. При занятиях лечебной физкультурой мы ставили следующие задачи: улучшение и нормализация обмена веществ, в частности, жирового обмена; уменьшение избыточной массы тела; восстановление адаптации организма к физическим нагрузкам, повышение неспецифической сопротивляемости.
Использовались физические нагрузки средней интенсивности, способствующие усиленному расходу углеводов и активизации энергетического обеспечения за счёт расщепления жиров. Занятия ЛФК проводились в виде макроциклов, которые делились на два периода: вводный и основной,
В начальном периоде ставилась задача - преодолеть сниженную адаптацию к физической нагрузке, повысить физическую работоспособность, сформировать потребность и желание активно и систематически заниматься двигательной активностью. С этой целью применялись следующие формы ЛФК: лечебная гимнастика (ЛГ) с вовлечением крупных мышечных групп (дозированная ходьба, самомассаж). В основном периоде помимо лечебной гимнастики рекомендовали дозированную ходьбу, бег, прогулки, спортивные игры, тренажёры. Длительность занятий достигали 45-60 мин и более. В работу вовлекались крупные мышечные группы, упражнения с предметами. Большой удельный вес занимали циклические упражнения с преимущественным развитием выносливости, в частности ходьба и бег. В студенческом спортивно-оздоровительном лагере широко применялись плавание и гребля, поскольку занятия этими видами спорта приводят к значительным энерготратам.
Существенное место в комплексной реабилитации ожирения занимали занятия на тренажерах
Интегративная физиология, восстановительная и адаптивная физическая культура ______________________________________
в течение 60-90 мин, что оказывало благоприятное влияние на клинические показатели и липидный обмен. ЧСС при тренировочных занятиях не превышала 65-75 % от индивидуального максимального пульса. Использовались также массаж, водные процедуры, по показаниям другие физиопроцедуры. В процессе занятий регулярно проводились врачебно-педагогические наблюдения, где измерялись ЧСС и АД, оценивались показатели самочувствия и проводились функциональные пробы (проба Мартине, степ-тест, дыхательные пробы Штанге, Генчи и др.).
По окончании курса реабилитации у студентов увеличилась физическая работоспособность с 12,40 ± 0,68 до 14,90 ± 0,60 кгм/мин/кг (Р < 0,001) и улучшилась переносимость умственных нагрузок, исчезли жалобы, что позволило им успешно сдать сессию.
Из года в год при комплектовании учебных групп для занятий физическим воспитанием до 20 % студентов оказываются в специальной медицинской группе. У студентов, не занимающихся физкультурой и спортом, сколиоз отмечается от 20 % до 25 %, а у студентов-спортсменов -лишь в 0,8 %.
Физическая реабилитация студентов, страдающих сколиозом, была направлена на обеспечение нервно-психической разгрузки, расширение резервов организма, повышение его адаптационных возможностей. Восстановительно-адаптивные технологии повышают тонус мышц, укрепляют мышечный корсет, коррегируют нарушение осанки. В результате у студентов вырабатываются навыки самокоррекции и осанки, что приводит к компенсации и стабилизации позвоночника, его коррекции и деторсии. Совместная работа медиков и преподавателей физической культуры позволяет решать проблему физической реабилитации не только средствами и методами упражнений, но и включения в программу лечебного массажа, рефлексотерапии, фито- и витаминотерапии, лечебного питания, курса физиотерапии.
В реабилитации студентов страдающих сколиозом широко применялась лечебная физкультура, которая способствует формированию рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции. В комплекс ЛГ включались общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения. Ведущая роль в занятиях ЛГ принадлежала симметричным упражнениям, которые укрепляют ослабленные мышцы на стороне выпуклости искривления, что непосредственно приводит к нормализации мышечной тяги позвоночного столба.
В группу общеразвивающих упражнений включались упражнения общеукрепляющего воздействия на все мышечные группы силового и скоростно-силового характера, на равновесие, коррекцию движения, вытяжения и расслабления.
Занятия ЛГ проводились групповым методом по 10-12 человек, однородных по деформации, возрасту, а также назначениям индивидуальных упражнений и дозировке. Занятия корригирующей гимнастикой проводились 3 раза в неделю по 45-60 минут. Значительное место в физической реабилитации сколиоза занимало плавание стилем брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены.
После обучения физическим упражнениям, увеличения силовой выносливости мышц и постановки правильной осанки студентам с 1-Н степенью сколиоза рекомендовалось рациональное (постепенное) повышение физических нагрузок в секциях плавания, волейбола, ходьба на лыжах.
Оптимальное сочетание физических упражнений и комплекса оздоровительных средств способствует повышению уровня саморегуляции. Статические и динамические дыхательные упражнения, общеукрепляющие и специальные упражнения в сочетании с аутотреннингом повышают уровень активности студентов и сознательного управления своим функциональным состоянием, в результате чего возрастают работоспособность, уровень физической подготовленности, общий оздоровительный эффект.
У студентов после окончания курса занятий ЛФК отмечался достоверный прирост в функциональных показателях по сравнению со студентами контрольной группы, который составил: жизненной емкости легких - на 457 мл, становой силы -на 5,9 кг, силы правой кисти - на 4,7 кг, левой - на 4,3 кг. Продолжительность задержки дыхания на вдохе увеличилась на - 14,3 с, на выдохе на - 10,2 с и была достоверно лучше, чем у студентов контрольной группы.
Заболеваемость студентов, занимающихся оздоровительной физкультурой, была в среднем на 18,3 % ниже по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, занятия оздоровительными физическими упражнениями создают благоприятные условия для улучшения физического развития, физической подготовленности и функционального состояния, положительных изменений в состоянии здоровья студентов.
Выводы
Установлена эффективность немедикаментозных методов оздоровления студентов (коррекция вертебральных нарушений, избыточной массы тела, артериальной гипертензии), основанных на повышении уровня двигательной активности. Разработана и апробирована тренировочная программа для студентов с различной степенью толерантности к физическим нагрузкам. Предложены организационные формы проведения занятий: в группах общефизической подготовки в вузе.
Эффективность проводимых коррекционных мероприятий нашла отражение в уменьшении количества академических отпусков за период наблюдения на 8,5 %. Ежегодно из специальной медицинской группы в подготовительную в среднем переводится 14-17 %, из подготовительной в основную группу - 16-21 %.
Разработана и внедрена в практику модель системы охраны здоровья, профилактически важнейших неинфекционных заболеваний средствами и методами физической культуры.
Литература
1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и задачи союза педиатров России // Педиатрия. -1995. -№ 1,-С. 7-11.
2. Быков В.А., Никитушкин ВТ. Теоретико-методологическое обоснование комплексной системы спортивной подготовки студенток высших учебных заведений физической культуры //Теория и практика физической культуры. - М., 2004. -№2.-С. 50-53.
3. Гаркави Л.К., Квакша Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1990.-283 с.
4. Григорьева В.Н. Состояние здоровья студенток, как социальная проблема // Наши
пути к гражданскому обществу: проблемы молодежи XXI века: Материалы междунар. научной конференции. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. - С. 213-214.
5. Исаев А.П., Фомин Н.А. Экологические и демографические проблемы Уральского региона и пути их решения. - Челябинск: Интерполиарт и К, 1997.-63 с.
6. Круглякова И.П. Заболеваемость сту-
дентов и меры по улучшению их здоровья // Актуальные проблемы охраны здоровья населения Челябинской области: Материалы
V съезда врачей Челяб. обл. 25-26 ноября 2004 г. -Челябинск: Изд-во ЧелГМА, 2004. -
Т. 1. - С. 96-99.
7. Круглякова И.П, Ваганова Л.И., Суркова М.Е. Медицинская помощь студенческой молодежи в г. Челябинске //Избранные вопросы клинической медицины: Сборник научно-практических работ. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. -№ 2. -С. 3-38.
8. Лисицын Ю.П. Теоретико-методологические проблемы концепции общественного здоровья // Общественные науки и здравоохранение. — М.: Наука, 1987. -С. 48-62.
9. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. -М.:Наука, 1981. -178 с.