Научная статья на тему 'Комплекс рекомендаций по разрешению проблем предприятий машиностроения на базе создания промышленных парков'

Комплекс рекомендаций по разрешению проблем предприятий машиностроения на базе создания промышленных парков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПАРК / КОМПЛЕКС РЕКОМЕНДАЦИЙ / ПРЕДПРИЯТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремин Виктор Николаевич, Кузнецова Светлана Николаевна

С учетом международной обстановки именно перед машиностроительным комплексом стоят крайне важные задачи. Вопрос импортозамещения стал очень актуальным, и Минпромторг РФ составил список продуктов и технологий, которые в ближайшее время необходимо быстро освоить на территории России. Сегодняшние санкции по отдельным отраслям все больше и больше заставляют нас вкладывать средства в собственные разработки по многим направлениям, которые являются принципиально новыми для России. Решение этих вопросов представляется возможным на основе создания промышленных парков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SET OF RECOMMENDATIONS ON THE RESOLUTION OF PROBLEMS OF MECHANICAL ENGINEERING ON THE BASIS OF CREATION OF INDUSTRIAL PARKS

Taking into account the international situation just before the machine-building complex are extremely important task. Substituting became very important, and the Ministry of industry and trade of the Russian Federation has compiled a list of products and technologies that will be necessary to quickly learn on the territory of Russia. Today's sanctions on individual sectors increasingly force us to invest in our own development in many areas which are new for Russia. These issues possible through the establishment of industrial parks.

Текст научной работы на тему «Комплекс рекомендаций по разрешению проблем предприятий машиностроения на базе создания промышленных парков»

УДК 338.45:621

B.Н. ЕРЕМИН, доктор экономических наук, профессор, Ивановский государственный университет, [email protected],

C.Н. КУЗНЕЦОВА, кандидат экономических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]

КОМПЛЕКС РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ НА БАЗЕ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ

V.N. Eremin, S.N. Kuznetsova

A SET OF RECOMMENDATIONS ON THE RESOLUTION OF PROBLEMS OF MECHANICAL ENGINEERING ON THE BASIS OF CREATION OF INDUSTRIAL PARKS

С учетом международной обстановки именно перед машиностроительным комплексом стоят крайне важные задачи. Вопрос импортозамещения стал очень актуальным, и Минпромторг РФ составил список продуктов и технологий, которые в ближайшее время необходимо быстро освоить на территории России. Сегодняшние санкции по отдельным отраслям все больше и больше заставляют нас вкладывать средства в собственные разработки по многим направлениям, которые являются принципиально новыми для России. Решение этих вопросов представляется возможным на основе создания промышленных парков. Ключевые слова: промышленный парк, комплекс рекомендаций, предприятия машиностроительного комплекса, инвестиции.

Taking into account the international situation just before the machine-building complex are extremely important task. Substituting became very important, and the Ministry of industry and trade of the Russian Federation has compiled a list of products and technologies that will be necessary to quickly learn on the territory of Russia. Today's sanctions on individual sectors increasingly force us to invest in our own development in many areas which are new for Russia. These issues possible through the establishment of industrial parks.

Keywords: industrial Park, the complex of the recommendations of the enterprises of mechanical engineering, investment.

Без модернизации в ближайшие 2-3 года наши предприятия не смогут рассчитывать на сохранение своих позиций на мировом рынке. По информации регионального министерства промышленности и технологий, в 2013 году предприятия машиностроительного комплекса инвестировали в свое развитие 26 млрд рублей, что на 5,7% больше, чем в 2012-м. В этом году на техническое перевооружение и модернизацию производства планируется направить 29,1 млрд рублей, а в 2015-м - 21,6 млрд рублей. На реализацию инвестиционных проектов в части НИОКР, инновационных продуктов, IT-технологий, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования в 2014 году запланировано потратить 33,6 млрд рублей, в следующем - почти 25 млрд рублей. АВТОВАЗ в 2013 году направил на модернизацию 16,2 млрд рублей, за первое полугодие 2014 года - 7,9 млрд рублей. В рамках постановления правительства страны в прошлом году завод получил субсидии на компенсацию процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение в размере 550 млн рублей. В 2014 году АВТОВАЗ по этому направлению получил 1,6 млрд рублей.

В промышленной политике Правительства РФ уделяется недостаточно внимания развитию промышленных предприятий малого и среднего бизнеса. А именно они являются поставщиками комплектующих для крупных промышленных предприятий и во многом

предопределяют конкурентоспособность их продукции. Недостаточное развитие компонентных производств для ряда отраслей промышленности России (автомобилестроение, авиастроение, кораблестроение, станкостроение) вызвано высоким уровнем импорта в виде комплектующих на отечественные предприятия, осуществляющие производство конечной продукции. Решение этих вопросов возможно на основе создания промышленных парков (1111), которые представляют собой особый вид договорной межфирменной производственной сети малых и средних хозяйствующих субъектов (резидентов 1111), расположенных на специально созданной и управляемой промышленной зоне с единой инженерной инфраструктурой, и технологически связанных с крупным предприятием (интегратором 1111), осуществляющим разработку и производство конечной продукции [1].

В качестве основных направлений создания 1111, способных интенсифицировать промышленное производство, следует выделить (рисунок 1):

- импортозамещение компонентной базы для производства конкурентоспособной продукции предприятий машиностроения. Особо остро эта проблема стоит перед развивающимися автомобилестроительными кластерами;

- развитие малого и среднего производственного бизнеса. Использование механизмов финансовой поддержки резидентам 11 будет способствовать созданию новых малых промышленных предприятий;

- повышение инвестиционной привлекательности машиностроительного сектора. 1о консолидированному мнению экспертов, привлечение инвестиций в такие технологически сложные отрасли, как машиностроение, во многом сдерживается недостаточным развитием современной производственной инфраструктуры;

- создание новых высокооплачиваемых рабочих мест в реальном секторе экономики. Создание большого количества малых и средних промышленных предприятий в рамках ПП позволит создавать новые рабочие места, что является не только важной экономической, но и социальной проблемой для территорий, в которых машиностроение является структурообразующей отраслью, в первую очередь, в так называемых моногородах;

- трансфер инновационных технологий от крупных машиностроительных холдингов к независимым поставщикам комплектующих [3,4,5].

Импортозамещение

Импортозамещение компонентной базы для производства конкурентоспособной продукции предприятий машиностроения

Развитие малого и среднего производствен ного бизнеса

Создание новых высокооплачиваем ых рабочих мест в реальном секторе экономики

Основные направления создания ПП

Инвестиции

Повышение инвестиционной привлекательности промышленного сектора

Инновации

трансфер инновационных технологий от крупных машиностроительных холдингов к независимым поставщикам

Рисунок 1 - Основные направления создания промышленных парков [6]

В отличие от вертикально интегрированной организации, межфирменная производственная сеть, созданная на базе промышленных парков, предполагает

использование договорных соглашений при осуществлении производственной деятельности между поставщиками компонентов и системным интегратором, осуществляющим выпуск конечной продукции и управление всей производственной цепочкой. Модель сетевой структуры промышленного парка представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Модель сетевой структуры промышленного парка [7]

Машиностроение - вторая ведущая отрасль промышленности, по объемам промышленной продукции уступающая только электроэнергетике. При этом в машиностроительном комплексе существуют проблемы, которые возможно решить за счет интеграции: создания кластеров и промышленных парков:

- проблема сбыта профильной продукции, следствием которой стал катастрофический для некоторых предприятий машиностроительного комплекса спад объемов производства, при этом объем производства и использование производственных мощностей упали;

- старение оборудования, его физический и моральный износ, связанный с низкими темпами обновления, для машиностроения актуально состояние активной части основных фондов, которая в структуре фондов занимает около 60%. От машин и оборудования зависит и качество изготовления продукции, и производительность, определяющие затем экономические и финансовые результаты деятельности предприятий;

- низкая производительность труда обусловлена наличием «избыточного» промышленно-производственного персонала, резким ухудшением структуры кадров;

- падение эффективности деятельности машиностроительных предприятий, выражающееся в увеличении доли убыточных заводов, низкой рентабельности продукции вследствие высокой себестоимости, в основном за счет роста удельного веса материальных затрат в ее структуре;

- низкая конкурентоспособность продукции: низкое качество конструкторских и технологических разработок, низкое качество изготовления, отсутствие жизненно важных для предприятий элементов маркетинговой деятельности, особенно в условиях транзитивной экономики, сложное финансовое положение предприятий и т.д.;

- низкая доступность кредитов, приводящая к невозможности, во-первых, пополнения оборотных средств предприятий для возобновления воспроизводства продукции, а, во-вторых, привлечения инвестиций для обновления основных производственных технологий и фондов;

- тяжелое финансовое состояние предприятий, обусловленное огромной просроченной задолженностью по обязательствам в бюджеты всех уровней;

- снижение платежеспособности потребителей, обусловленное резким спадом производства в большинстве отраслей экономики;

- низкая оплата труда, что является главной причиной ухудшения структуры кадров на предприятиях машиностроительного комплекса;

- отсутствие достаточных инвестиционных ресурсов вследствие низкой инвестиционной привлекательности машиностроительного комплекса;

- опережающий рост цен на сырье, энергоресурсы и транспортные расходы, что объясняет в основном рост удельного веса материальных затрат в общем объеме затрат на производство;

- уменьшение доли новой техники в ассортименте производителей оборудования, то есть «упрощение» ассортимента, что характеризуется резким снижением инновационной активности;

- принцип регионального самообеспечения, определивший «машиностроительный комплекс» значительной части Нижегородской и Ивановской областей;

- технологическая отсталость, которая усугубляется отсталостью в этом аспекте заготовительных и вспомогательных производств, что ведет к повышению материалоемкости изделий, к повышению себестоимости продукции, к увеличению затрат на техническое обслуживание производства и т.д.;

- неиспользуемые основные фонды, облагаемые налогом на имущество и налогом на землю, ухудшают финансово-экономические показатели деятельности предприятий;

- завышенный уровень налогообложения, не позволяющий предприятиям формировать собственные оборотные средства, инвестировать часть прибыли в развитие производства и решение социальных проблем своих работников;

- задолженность ЖКХ муниципальных образований промышленным предприятиям за услуги по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;

- неэффективная государственная политика или ее полное отсутствие по поддержке отечественных производителей;

- порочная практика авансирования платы за природный газ, электрическую и тепловую энергию, значительно снижающая оборотные средства предприятий;

- повышенные в полтора раза затраты на закупку сверхлимитного природного газа, при этом утвержденные лимиты по природному газу покрывают лишь до 15 % потребности активно работающих предприятий;

- значительно (на 10-20%) более высокие тарифы на электроэнергию в России для промышленных предприятий, чем в развитых странах для этой же категории потребителей;

- замедление оборачиваемости оборотных средств, вследствие ужесточения конкуренции, низкой платежной дисциплины;

- отсутствие практической кооперации деятельности предприятий машиностроительного комплекса;

- неэффективное управление предприятиями машиностроительного комплекса и практическое отсутствие возможности повлиять на эту ситуацию со стороны администрации области;

- близость области к крупным машиностроительным комплексам Московской и Ярославской областей, что предопределило отток кадров специалистов-машиностроителей в период экономического подъема;

- низкий уровень информатизации управления предприятиями машиностроительного комплекса [2].

В настоящее время Правительством Нижегородской области ведется работа по созданию нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии.

Якорными участниками кластера являются предприятия автомобилестроения, составляющие ядро Группы ГАЗ - ООО «Автозавод ГАЗ», ОАО «ГАЗ» и нефтехимические предприятия ООО «СИБУР», которые вместе формируют российский рынок легких коммерческих автомобилей и нефтехимии. В 2013 году в состав кластера вошли мощные участники: на проектную мощность выходят совместные проекты концернов «Фольксваген», «Дженерал Моторз», «Даймлер» и ООО «Автозавод ГАЗ», а в 2014 году запустится крупнейшее в Европе производство поливинилхлорида на совместном предприятии компаний «СИБУР» и «Сольвей» - ООО «РусВинил» [8,9,10].

В число других участников кластера входят известные российские и иностранные предприятия Нижегородской области, которые производят широкий спектр высококачественных профильных товаров («Магна», «Валео», «Лир», «Коллини», «ТРМ», «ЛЕОНИ», «Флайг+Хоммель», «Дайдо», «Борышев», «МАТАДОР», «Бозал», «Эй Джи Си», «Тубор», «Кнорр-Бремзе» и другие).

Создание кластера подразумевает интеграцию действующих предприятий, модернизирующих свои производства и вновь создаваемых производств, что значительно расширит круг потенциальных резидентов кластера. Резидентами кластера могут стать смежные и обслуживающие производства (поставщики сырья, материалов, услуг, провайдеры логистических услуг, провайдеры технологий, НИИ и др.).

В качестве места реализации проекта определены четыре промышленные площадки: свободные земельные участки и существующие производственные помещения как для начала и модернизации производств, так и для развития и строительства новых предприятий. Это «коричневые» инвестиционные площадки на территории завода «Капролактам» (300 Га) и завода «ГАЗ» (54 Га) и две «зеленые» площадки в промышленном парке «Дзержинск -Восточный» и в районе п. Доскино (общая площадь 300 Га), компактно расположенные рядом с якорными участниками [11,12,13,14].

«Зеленые» инвестиционные площадки, расположенные в Автозаводском районе г. Н. Новгорода в районе п. Доскино, а также находящиеся в 10 км от них «коричневые» площадки «Группы ГАЗ», что позволит построить работу по системе «justintime» (eng. «точно в срок»). Автозаводский район обеспечен всеми необходимыми ресурсами для начала производства: современной системой подготовки кадров, развитой системой гостеприимства, жилищными ресурсами. Площадки в районе поселка Доскино удобно расположены с логистической точки зрения. Рядом проходит федеральная трасса М7, расположен международный аэропорт Стригино [15,16,17].

К свободным площадкам «Группы ГАЗ» (54 Га) подведена необходимая инженерная инфраструктура. Сервисное обеспечение площадок «ГАЗ» включает капитальный ремонт промышленного оборудования, услуги в сфере ВЭД, пожарную часть, обучение персонала, заводскую логистику, услуги по ОСМ и платным медицинским услугам. Размещение кластера в районе Дзержинска также неслучайно: таким образом, обеспечивается оптимальная логистическая структура как с точки зрения логистики сырья и материалов, так и с точки зрения логистики конечной продукции. Близость к Москве, основному рынку сбыта и дистрибуции производимой продукции, доступ к федеральной автодороге М7 «Волга» и железной дороге обеспечивает предприятиям-резидентам лучшие позиции в части логистических затрат [18,19,20].

«Коричневая площадка» на территории завода «Капролактам» обеспечена на данный момент всей необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а к «зеленой»

площадке 11 «Дзержинск - Восточный» (403 Га) 1равительство Нижегородской области осуществляет подведение необходимой инфраструктуры.

11 следует рассматривать как эффективный инструмент развития российской машиностроительной промышленности, который позволяет локализовать в России массовое серийное производство высокотехнологичной продукции. Авторами предложены меры по разрешению проблем машиностроения:

- воссоздание системы внутрифирменного стратегического планирования, базирующейся на исследовании возможностей и опасностей рынка, анализе сильных и слабых сторон предприятия;

- информационное обеспечение активной маркетинговой политики с целью повышения оборачиваемости оборотных средств, а при необходимости и условий диверсификации предприятий;

- в рамках государственной программы рассмотреть реструктуризацию промышленности;

- необходимо проводить валютную политику усиления рубля, что способствует модернизации экономики на основе импорта общемировых технических, технологических и инновационных достижений;

- усилить контрольные функции государства и акционеров за деятельностью акционерных обществ путем совершенствования соответствующих законов;

- создание законодательных условий для активизации процессов инвестирования реального сектора экономики коммерческими организациями и населением в виде: гарантий защиты инвестирования средств; создание фондов частичного покрытия ставки кредитования; участия кредитора в формировании уставного капитала и владение на этой основе частью акций, обеспечивающих реальный доход; разработки регулирующих инструментов рефинансирования и резервирования; совершенствования и стимулирования лизингового механизма и других форм непрямого кредитования;

- активизация государственных закупок и заказов продукции, в том числе и для удовлетворения внутриобластных потребностей, с безусловной и своевременной оплатой, а также авансирование создания оборотных средств предприятия на вышеуказанные цели для стимулирования спроса на этапе «внедрения» жизненного цикла товара, развития внутренней конкуренции, инициирования производства инновационной продукции;

- создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции, совершенствование сертификационной и лицензионной деятельности государственных органов в направлении их либерализации и дебюрократизации с одновременным усилением ответственности производителей за безопасность товаров, охрану труда и окружающей среды;

- проведение гибкой государственной политики по повышению ценовой конкурентоспособности экспортируемой продукции, не противоречащей международным соглашениям и требованиям международной торговли;

- совершенствование управления государственной собственностью для повышения эффективности деятельности предприятий;

- реализация и совершенствование механизмов: кредитования инвестиционных проектов из бюджетов развития субъектов Федерации под половину ставки рефинансирования ЦБ РФ; компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставленным предприятиям коммерческими банками на цели обновления производства, осуществления экспортных поставок, лизинговых платежей, освоение и выпуск инновационной продукции;

- реализация политики регулирования темпов роста тарифов естественных монополий в рамках темпов роста цен обрабатывающей промышленности;

- стабильное снижение налогообложения, уровень которого в настоящее время ограничивает развитие предприятий машиностроительного комплекса;

- определение приоритетов инвестирования налоговыми льготами: освобождение от налогообложения части прибыли; частичное освобождение от налога прибыли; предоставление налоговых льгот и преференций «избранным» экономическим субъектам;

- реструктуризация накопленных налоговых долгов в форме: снижения; «замораживания» до улучшения финансового положения предприятия и согласование индивидуального графика погашения задолженности при условии проплаты текущих платежей; конвертации просроченных платежей в ценные бумаги по индивидуальным схемам;

- целесообразно осуществлять максимальное снижение пошлин на продукцию тех отраслей, конкурентоспособность которых в России находится на мировом уровне, а также на продукцию, которая в России практически не производится или производство ее является технически отсталым и не оказывает существенного влияния на ситуацию в области занятости;

- необходимо обеспечить таможенной защитой: отрасли, потенциально имеющие хорошие перспективы на мировых рынках, но находящиеся на стадии формирования; отрасли, имеющие особое значение с точки зрения национальной безопасности или социальной точки зрения и осуществляющие программы модернизации; отрасли, бесперспективные в долгосрочном плане, но спад, в которых резко обострил бы положение с занятостью;

- совершенствование кадровой работы на предприятиях;

- существенное повышение уровня заработной платы на основе: повышения производительности труда; оздоровления правового «климата» на предприятиях и в окружающей среде; рационального использования трудовых ресурсов предприятий, социальной ориентации распределения прибыли и т.п.;

- сглаживание социально несправедливых уровней оплаты труда верхних «эшелонов» управленцев акционерными обществами и значительной частью остальных представителей 111;

- комплектование штатов работников с квалификацией среднего профессионального уровня на основе договоров предприятий со средними специальными учебными заведениями;

- реализация идеи формирования регионального адресного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием от областной администрации;

- разработка и реализация активной социальной политики на предприятиях [2]. Концентрированным результатом проведенного анализа машиностроительного

комплекса региона является комплекс рекомендаций по разрешению проблем предприятий машиностроения. Обоснована необходимость вычленения из всей совокупности предложений пяти групп рекомендаций: организационно-экономического характера, налогового регулирования, регулирования таможенных тарифов и пошлин, социального характера, специфического регионального характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецова, С.Н. Развитие организационно-экономического механизма формирования промышленных парков: автореферат / С.Н.Кузнецова. - Иваново, ИвГУ, 2013. - 24 с.

2. Еремин, В.Н. Машиностроительный комплекс региона: анализ, перспективы развития и совершенствование управления на основе идеологии информационного пространства / В.Н. Еремин. - Иваново: Иван.гос. ун-т, 2008. - 272 с.

3. Кузнецов, ВЛ. Теоретические аспекты развития организационно-экономического механизма формирования промышленных парков/ВЛ. Кузнецов, С.Н. Кузнецова, Д.Н. Лапаев.- Казань: Изд-во «Лознание» Института экономики, управления и права, 2014.-148 с.

4. Кузнецова, С. Н. Закономерности переходного периода в промышленности / С. Н. Кузнецова // Актуальные проблемы современной науки: труды II Междунар. форума

молодых ученых, преподавателей (7-й Международной конференции), Самара, 20-23 ноября 2006. - Самара: Изд-во «Самарский институт управления», 2006. - С. 164-168. (0,3 п. л.).

5. Кузнецова, С. Н. Проблема перехода к новому хозяйственному механизму / С. Н. Кузнецова // Актуальные вопросы развития экономики России: теория и практика: труды IV Междунар. науч.-практич. конф. преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 24 ноября 2006 г. - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2006. -С. 117-119 (0,2 п. л.).

6. Кузнецова, С. Н. Новые тенденции в развитии промышленного комплекса / С. Н. Кузнецова // Государственное регулирование экономики. Региональный аспект: мат-лы VI Междунар. науч.-практич. конф., Нижний Новгород, 17-19 апреля 2007 г.: В 2 т. Т. II. -Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2007. - С. 123-125. (0,2 п. л.).

7. Кузнецова, С. Н. Повышение эффективности экономической деятельности ОАО «ГАЗ» / С. Н. Кузнецова // Инвестиционная стратегия региона: состояние, проблемы и перспективы: мат-лыМеждунар. научно-практ. конф., 26 декабря 2007г./ под общ.ред. А. Е. Илларионова, Ю. Н. Лапыгина, Н. В. Юдиной. - Владимир: Собор, 2007.- С. 74-76 (0,13 п. л.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кузнецова, С. Н. Модели корпоративного управления / С.Н. Кузнецова // Инновации в экономике и социальной сфере: труды Всерос. науч.-практич. конф., Нижний Новгород, 06 февраля 2008 г. - Н. Новгород : Изд-во НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2008 - С. 88-90 (0,13 п. л.).

9. Кузнецова, С. Н. Оценка инвестиционной деятельности ОАО «ГАЗ» и ОАО «АМЗ» / С. Н. Кузнецова // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы: труды VI Междунар. науч.-практич. конф. преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов: В 2 т., Нижний Новгород, 26 ноября 2008 г. - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2008. -С. 287-291 (0,3 п. л.).

10. Кузнецова, С. Н. Организация управления качеством на ОАО «ГАЗ» / С. Н. Кузнецова // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Нижний Новгород. - 2008. - Вып. 1. - С. 160-162 (0,2 п. л.).

11. Кузнецова, С. Н. Изменения в корпоративном менеджменте российских компаний / С. Н. Кузнецова // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы: труды VII Междунар. науч.-практич. конф. преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 24 ноября 2009 г. - Н. Новгород : Изд-во ВГИПУ, 2009. - С. 171-176 (0,3 п. л.).

12. Кузнецова, С. Н. Систематизация понятийного аппарата теории корпоративного управления организацией / С. Н. Кузнецова // Факторы развития региональных рынков: мат-лыМеждунар. научно-практ. конф. / под общ.ред. Ю. Н. Лапыгина, Р. В. Скубы. - Владимир: ВлГУ, 2011.- С. 66-69 (0,3 п. л.).

13. Кузнецова, С. Н. Оценка экономической эффективности корпораций на основе экономико-математического моделирования / С.Н. Кузнецова // Ключевые вопросы в современной науке: мат-лы 7-ой международной научно - практической конференции. - 1725 апреля 2011 г. ,Т. 12. Экономика. София: «Бял ГРАД - БГ» ООД - С. 86-90. (0,3 п. л.).

14. Кузнецова, С. Н. Использование математических методов и моделей в экономике и управлении машиностроительными компаниями / С. Н. Кузнецова // Промышленное развитие России: сб. статей по мат-лам IX Междунар. науч.-практич. конф. преподавателей, учёных, специалистов, аспирантов, студентов, в 3 т., Нижний Новгород,, 14 декабря 2011 г.-Н. Новгород: НГПУ, 2011. - С. 185-189 (0,2 п. л.).

15. Кузнецова, С. Н. Повышение потенциала развития экономической системы машиностроения / С. Н. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала России в XXI веке: сб. мат-лов КВсерос. научно-практ.конф. -Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012. - С 69-73. (0,3 п. л.).

16. Кузнецова, С.Н. Промышленные парки как механизм повышения эффективности малых и средних производств / С. Н. Кузнецова // Образование и наука в XXI веке - 2012: VIII

Международная научно - практическая конференция, Белград, 17-25 октября 2012. Том 7. Экономика. София : «Бял ГРАД - БГ» ООД - С 40-44. (0,25 п. л.).

17. Кузнецова, С. Н. Мероприятия по совершенствованию системы управления деятельностью ОАО «ГАЗ»/ С. Н. Кузнецова // Региональная экономика: теория, проблемы, практика: мат-лы V Междунар. научно-практ. конф. - Владимир : Владимирский филиал РАНХиГС, 2012. - С 95-101. (0,25 п. л.).

18. Кузнецова, С.Н. Роль прикладных экономико-математических исследований / С. Н. Кузнецова // Математика и математическое моделирование: сб. мат-лов VI всерос. молодежной научно-инновационной школы, Саров, 17-20 апреля 2012 г. - СарФТИ НИЯУ МИФИ, г. Саров - С. 312-316. (0,25 п. л.).

19. Кузнецова, С.Н. Анализ факторов создания и функционирования промышленных парков / С. Н. Кузнецова // Многоуровневое общественное воспроизводство : вопросы теории и практики: сб. науч. тр. / под ред. Б. Д. Бабаева, Е. Е. Николаевой, Н. А. Амосовой. - Иваново: Иван.гос. ун-т, 2012. Вып. 3 (19) - С. 232-242 (0,8 п.л.).

20. Методические аспекты государственного и корпоративного управления: монография /Д.Н. Лапаев, ВЛ. Кузнецов, Г.А. Морозов; Ниж.гос.техн.ун-т им. Р.Е. Алексеева. - Нижний Новгород, 2013 - 255 с.

21. Методические аспекты государственного и корпоративного управления: монография /Д.Н. Лапаев, ВЛ. Кузнецов, Г.А. Морозова; Ниж.гос.техн.ун-т им. Р.Е. Алексеева. -Нижний Новгород, 2013 - 255 с.

© Еремин В. Н., Кузнецова С.Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.