Комплекс показателей эффективности в рамках системы контроллинга на предприятиях деревообрабатывающей промышленности
The set of performance indicators within the controlling system on woodworking enterprises
Сатывалдиев Азамат Вилаевич Ассистент кафедры экономики и управления предприятиями ФБГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Azamat_88 @mail. ra
Аннотация: В статье раскрыта роль контроллинга на современном этапе управления предприятиями деревообрабатывающей промышленности, обоснована актуальность широкого внедрения данной технологии управления в деятельность предприятий деревообработки. Предложена система показателей эффективности контроллинга на предприятиях деревообрабатывающей промышленности, ориентированная на формирование стоимости компаний отрасли.
Ключевые слова: Контроллинг, система, деревообрабатывающая промышленность, эффективность
Abstract: The article deals with the role of controlling at the present stage of business management woodworking industry, the urgency of the widespread introduction of this technology in the management activities of enterprises of woodworking. The system's performance are controlling at the wood-working industry, focused on value creation companies in the industry.
Keywords: controlling system, wood industry, the effectiveness
Имея потенциал, сопоставимый с потенциалом нефтегазовой отрасли (по объёму ресурсов и численности занятых), лесозаготовительная отрасль в последние годы, несмотря на богатые традиции её развития в национальной экономике, демонстрирует диаметрально противоположные показатели эффективности. Так, на долю лесного комплекса приходится около 1,2 % ВВП страны, 4 % выпуска промышленной продукции и порядка 4 % экспортной выручки в валюте. Удельный вес продукции, произведённой лесопромышленным комплексом составляет около 3,6 % от общего объёма промышленного производства в стране [5]. При этом индексы производства в отрасли не отличаются стабильностью, показывая разнонаправленную динамику (рис. 1).
120.0 107,1;..; 103,6 107,9 <><> и 113,4 110,2 108,0
100.0 80,0 60,0 40,0 20,0 76,9 96,2
0,0 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Рис. 1. Индекс производства в лесопромышленном комплексе РФ за 2005 - 2013 гг. [1]
Помимо неопределённости в перспективах развития, для предприятий деревообрабатывающей промышленности характерны весьма низкие, в сравнении с другими видами деятельности показатели эффективности и финансовой устойчивости: производительность труда на одного занятого одна из самых низких в отрасли и составляет около 2,2 тыс. руб.; в среднем в отрасли относительно невысокий коэффициент автономии, составляющий 23,2 %; в
целом, отрасль занимает одно из последних мест по совокупности отдельных показателей эффективности [4].
Существенное отставание предприятий деревообрабатывающей промышленности от предприятий по другим видам деятельности, а также потенциал отрасли в России, обусловленный уникальными природными ресурсами, обусловливает необходимость внедрения передовых подходов в управлении предприятиями деревообработки. Одной из управленческих технологий, направленных на оптимизацию процессов управления предприятием является контроллинг. Традиционно наиболее полная разработка и внедрение концепции контроллинга было осуществлено в США. Но исторически появление контроллинга относится к этапу формирования государственного управления в средние века в Великобритании. Так, уже в 15 в. в Англии существовала должность «countollor», в обязанности которой входило документирование и контроль финансовых и товарных потоков [3]. В 1778 г. в США создаётся государственное ведомство «Controller, Auditor,Treasurer and six Commissionens of Accounts». Функциями этого ведомства являлось управление государственным имуществом и контроль движения и использования денежных средств.
Появление контроллинга, как концепции, в современном его понимании относят к 1880 г., связывая это с компанией «Atchison, Topeka and Santa Railway System». Контроллинг применялся на предприятиях для решения задач финансово-экономического характера, управления инвестициями и основным капиталом.
Различные аспекты теории и практики внедрения методов контроллинга прорабатывались в трудах отечественных и зарубежных исследователей, среди которых можно выделить исследования Е.А. Ананькиной, Ансоффа, М. Блауга, Р. Буайе, Г. Буча, Дж. Бьюкенен, Дж. Ван Хорна, Р. Вейтилингера, М. А. Федотовой, Б.В. Черниковой, В.В. Чувиковой, А.Л. Шарыкиной, М. Эддоус, .Н. Юдиной и др.
Обилие исследований, посвящённых вопросам применения принципов и технологий контроллинга порождает отсутствие единства и неопределённость в трактовке базового термина рассматриваемой концепции. В данном исследовании под контроллингом будет пониматься процесс непрерывного информационного обеспечения руководства предприятия, основанного на применении методов оперативного и стратегического менеджмента; учёта, анализа, планирования и контроля; направленный на обеспечение долгосрочного эффективного функционирования предприятия.
Система контроллинга «встроена» в стратегическую систему управления предприятием, обеспечивая её эффективное развитие на основе взаимодействия группы элементов этой системы и в наиболее общем смысле включает следующие элементы: планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.
По мнению российского исследователя, Э. М. Короткова, целью контроллинга является своевременное устранение узких мест функционирования предприятия для обеспечения её стратегического развития [2]. Автор систематизирует задачи контроллинга, деля их на стратегические и тактические. Среди функций контроллинга указанный исследователь выделяет: аналитический обзор состояния и изменения предприятия по всем основным аспектам его функционирования; информационная поддержка управления; осуществление контроля и мотивации реализации решений и творчества в деятельности предприятия; оценку устойчивости развития предприятия; реализацию мер по антикризисному управлению, профилактике внутренних кризисов; определение возможных рамок отклонений от установленных нормативов и плановых показателей; анализ причин отклонений от нормативов; составление кратко- и долгосрочных прогнозов развития предприятия; осуществление контроля расходов и регулирования использования финансовых ресурсов предприятия; формирование методологии планирования предприятия на ос-
новании возможностей контроля, регулирования и координации, критериев динамики, эффективности, ресурсосбережения.
Таким образом, на основе анализа задач контроллинга можно выделить одну из его ключевых глобальных функций в управлении предприятием -контроль и управление эффективностью функционирования предприятия. Реализация данной функции предполагает необходимость построения действенных механизмов контроллинга, которые бы включали ряд обоснованных, с точки зрения стратегических задач развития предприятия показателей.
На сегодняшний день в условиях низкой рентабельности предприятий деревообрабатывающей промышленности и смещения акцентов в стратегических задачах управления этими предприятиями в пользу формирования их акционерной стоимости, возникает необходимость адаптации традиционных методик контроллинга к особенностям функционирования рассматриваемых предприятий.
В связи с этим, одним из наиболее приемлемых подходов к внедрению системы контроллинга на предприятиях деревообрабатывающей промышленности становится подход, ориентированный на создание стоимости компаний. Отсюда следует, что формирование системы показателей эффективности контроллинга на предприятиях деревообрабатывающей промышленности должно строиться в рамках и для достижения задач данного подхода.
Учитывая сказанное, а также специфику функционирования предприятий деревообрабатывающей промышленности, формирование системы показателей эффективности должно строиться для достижения одного из ключевых стратегических индикаторов - таким нам видится показатель, отражающий эффективность управленческих решений - EVA, рассчитывающийся как разница между чистой операционной прибылью после налогов, но до выплаты процентов и произведением среднезвешенной стоимости капитала на инвестиционный капитал:
EVA = (EBIT - N) - (WACC * Inv)
где
EBIT (Earnings before Income, Tax) - чистая операционная прибыль после налогов, но до выплаты процентов;
N - налоги ;
WACC - средневзвешенная стоимость капитала;
Inv - инвестиционный капитал.
Как видно указанный стратегический индикатор формируется под влиянием следующих групп показателей: чистой операционной прибыли после налогов, но до выплаты процентов; стоимости инвестированного капитала.
В свою очередь показатель EBIT декомпозируется на показатели выручки от реализации деревообрабатывающей продукции и затрат на её производство. Учитывая формат данной работы и её задачи, для отражения специфики контроля системы эффективности на предприятиях деревообработки представляется важным рассмотреть декомпозицию показателя EBIT, как одного из ключевого, влияющего на состояние показателя EVA.
В таблице 1 представлена декомпозиция показателей, формирующих EBIT деревообрабатывающего предприятия.
Таблица 1.
Декомпозиция показателей, формирующих EBIT деревообрабатываю-
щего предприятия
Показатель Показатели 1 уровня Показатели 2 уровня Показатели 3 уровня Показатели 4 уровня Показатели 5 уровня
Структура
Цена на готовую продукцию сторонним клиентам клиентского портфеля
Ассортимент-
ная структура заказа
Объём отгруз-
ки товарной
продукции с
завода
Объём отгруз-
ки товарной
продукции из
порта
Объём поставки сырья Породный состав сырья
Диаметр сырья
Вы- Качество сырья
ручка от реализации Продуктовый портфель
Объём реализации товарной продукции по породному составу (сечение, сортность, длина)
Вид подвижного состава
Объём производства товарной продукции Объём производства валовой продукции Собственные нужды Схема загрузки готовой продукции в транспорт
Нормируемый брак Возвратный и
Ненормируемый брак невозвратный брак
Мощность проектная (базовая)
Количество внеплано-
вых простоев оборудования Износ оборудования
Количество плановых
простоев оборудования
Стоимость сырья Качество сырья
Затраты на сы- Удельные нор- Диаметр сырья
Прямые производственные рьё мы расходов Породный состав сырья
сырья Длина сырья
Затра- Численность Сдельно-
ты Трудовые пря- основного про- премиальная
мые затраты изводственного персонала Система оплаты труда Повременно-премиальная
Косвенные про- Трудовые кос- Численность ремонтного персонала Сдельно-
изводственные венные затраты премиальная
Административно-
управленческие расходы
Ненормируе-мые материальные затраты
Нормируемые материальные затраты
Численность цеховых РСС
Услуги сторонних организаций по ремонту
Расход материалов и запчастей на ПТО и ППР
Расход материалов и запчастей на текущий и кап.ремонт
Расход основных технологических материалов
Расход топлива и ГСМ
Расход электроэнергии
Расход тепло-энергии
Расход воды
Повременно-премиальная
Затраты административно-управленческого персонала
Численность административно-управленческого персонала
Оклады административно-управленческого персонала
Мотивация административно-управленческого персонала
Обоснованные ключевые показатели эффективности (КР1)
Таким образом, в представленной декомпозиции выделены основные показатели, влияющие на эффективность деревообрабатывающего предприятия, включающие как натуральные (нижний уровень), так и стоимостные показатели (верхний уровень).
В заключение отметим, что полноценное внедрение системы контроллинга на основе подхода, учитывающего необходимость формирования акционерной стоимости компании, должно осуществляться при комплексном внедрении предложенных выше «индикаторов» эффективности системы управления предприятием и «пронизывать» все ключевые подсистемы кон-
троллинга на деревообрабатывающем предприятии: методологическую, процессную, структурную и технологическую.
Список литературы
1) Индекс производства по Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа -http://www.gks.ru/free doc/new site/business/prom/ind prom okved.xls проверено 11.09.2014
2) Коротков Э.М. Менеджмент: учебник. - М.: Изд-во Юрайт, 2010. - 640 с.
3) Попова Л.В., Исакова Р.Е., Головина Т.А. Контроллинг: Учебное пособие. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2003. — С. 5.
4) Рейтинг финансового состояния отраслей промышленности по итогам 2013 г. // Рейтинговое агентство «Риа Рейтинг». [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://vid1.rian.ru/ig/ratings/Sector-012014.pdf проверено 05.09.2014.
5) Самолькин К. Г. Состояние и тенденции развития российского рынка деревообрабатывающей промышленности [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.uecs.ru/uecs-23-232010/item/175-2011-03-23-09-01-15 проверено 18.04.2013 // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2010. № 23. С. 8-17.