КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМы
правоохранительной деятельности
В.И. ДОЛИНКО,
начальник редакционно-издательского отдела (Академия управления МВД России)
V.I. DOLINKO, Head of the Publishing Department (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 346.548
Комплекс мер по обеспечению экономической безопасности системы тыла органов внутренних дел
system of Measures to Ensure Economic security
of the Back-up services of Bodies and units of the Ministry
of internal affairs
В статье рассмотрены вопросы обеспечения экономической безопасности системы тыла органов внутренних дел МВД России в особых условиях.
Экономическая безопасность, органы внутренних дел, система тылового обеспечения.
The article is about threats posed by special operational conditions to economic security of backup services of bodies and units of the Ministry of Internal Affairs. The author proposes measures that could contain or even neutralize these threats.
Economic security, bodies and units of the Ministry of Internal Affairs, back-up services of bodies and units of the Ministry of Internal Affairs.
Новые условия, в которых органы внутренних дел МВД России выполняют возложенные на них задачи [1], выявили многомерное поле особенностей, которые требуют принципиально новых механизмов и подходов. Прежде всего это вызвано необходимостью решения задач по осуществлению процессов управления масштабными потоками перемещения массивов информации, денежных ценностей, материально-технических средств и людских ресурсов в целях успешного обеспечения подразделений органов внутренних дел, выполняющих оперативно-служебные задачи в
условиях экономической нестабильности и финансовой неопределенности. При этом усложняющим эту задачу обстоятельством является необходимость обеспечения управления процессами материально-технического обеспечения (далее — МТО) и своевременного принятия адекватных финансово-хозяйственных решений. Таким образом, в современных условиях, характеризующихся ограниченным финансированием материально-технических потребностей органов внутренних дел МВД России (далее — ОВД), становится актуальной задача повышения экономической безопасности (далее — ЭБ)
S
н и
0
1
J3 <
ы н к
И
»S
0
1
J3 <
ы н S
I
<
а
X О
о
са
<
а С
ы <
м о а С ы S ЬЙ
и ы
ИР S 1—
о <
0
1
S
^
S а ЬЙ
64
тылового обеспечения (далее — ТО) ОВД. Накопившиеся в вопросах МТО противоречия могут быть разрешены новыми приемами (методами, подходами), позволяющими значительно повысить эффективность и результативность деятельности органов управления ТО МВД России [2]. Для повышения экономической эффективности процессов управления МТО и использования денежных средств МВД России необходимы качественные изменения системы управления тылом и деятельности должностных лиц, создание принципиально новой инфраструктуры финансово-хозяйственных отношений с взаимодействующими хозяйствующими субъектами — поставщиками товаров (работ и услуг). Для этого необходимо:
— формирование закрытой системы информационного обеспечения в области потребности ОВД в материально-технических средствах, товарах (работах, услугах) и предложений со стороны хозяйствующих субъектов в границах зон обеспечения;
— создание автоматизированной системы экономических оценок, подготовки, планирования, принятия и прогнозирования результатов реализации должностными лицами органа управления тылом экономически весомых решений с использованием современных экономических методов и приемов, косвенных количественных показателей на основе критерия минимизации затрат ресурсов на «входе» системы, возможно в рамках ИТКС, с упразднением отдельных функций и управленческих операций органов управления тылом и должностных лиц при расширении участия гражданского сектора национальной экономики в МТО МВД России;
— совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам МТО МВД России, оплаты материально-технических средств, товаров (работ, услуг), особенно при чрезвычайных ситуациях (землетрясения, пожары, наводнения, техногенные аварии, массовые беспорядки, военные действия и т. д.), и на ее основе — совершенствование организационно-экономических форм хозяйствования путем расширения участия гражданского сектора национальной экономики в ТО ОВД;
— налаживание эффективной системы производственной и маркетинговой деятельности субъектов (объектов) тыла, маркетинговых тендерных предложений, мониторинг реализации заключенных госконтрактов;
— устранение параллелизма в процессах и структурных органах управления МТО ОВД, передача специализированным гражданским структурам (аутсорсинг) затратных функций по материально-техническому обеспечению (ремонта и обслуживания техники, обеспечения ГСМ, строительства и эксплуатации нахо-
дящихся в оперативном управлении ОВД МВД России объектов, организации питания в образовательных организациях системы МВД России) по признаку территориальности и экономической целесообразности;
— ликвидация избыточной инфраструктуры, не оказывающей непосредственного влияния на поддержание готовности к выполнению поставленных оперативно-служебных задач;
— отказ от договорных отношений, непосредственно не влияющих на выполнение оперативно-служебных задач, с перераспределением соответствующих ассигнований и оставлением за органами управления тылом только функций прогнозирования и планирования материально-технических потребностей ОВД;
— совершенствование технической оснащенности служб тыла;
— совершенствование системы подготовки сотрудников полиции и гражданского персонала по тыловым специальностям.
На концептуальном уровне одним из вариантов как решения проблемы обеспечения надежности снабжения территориальных подразделений ОВД материально-техническими ресурсами, так и повышения экономической эффективности функционирования системы снабжения может стать модель управления закупками материально-технических средств для нужд правоохранительных органов, базирующаяся на следующих принципах:
1. Внешняя интеграция, предусматривающая совместную с другими территориальными подразделениями силовых структур (Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, Росгвардия и др.) организацию закупок материально-технических средств. Данная мера позволит сократить затраты на организацию и проведение конкурсов, получать скидки на крупные партии закупаемых ресурсов, усилить контроль за поставщиками в процессе их отбора и выполнения контрактов, что в конечном итоге приведет к повышению ЭБ и эффективности снабжения.
2. Локализация закупок материально-технических средств, прямым следствием которой может стать как снижение затрат на доставку и хранение ресурсов, так и улучшение оперативности поставок за счет координации деятельности с поставщиками.
3. Экстернализация издержек — вынесение за рамки системы ТО вспомогательных функций, непосредственно не связанных с обеспечением деятельности ОВД, и их передача на конкурсной основе сторонним организациям. Роль подразделений ТО в этом случае сводится к финансированию выполнения работ сторонними организациями и контролю за качеством этих работ.
Вместе с тем следует понимать, что сложность решения задачи выбора оптимальной модели
функционирования системы МТО территориальных подразделений ОВД определяется ее двояким характером. С одной стороны, эта система является частью одновременно федеральной и региональной систем управления. Как объект управления федеральных органов власти система МТО территориальных подразделений ОВД является частью структуры МВД России. С другой стороны, высокая степень интеграции в региональную экономику, взаимосвязь деятельности по ТО ОВД, ее опосредованное (через деятельность обеспечиваемых ею органов), но существенное влияние на многие аспекты социально-экономического развития территорий обусловливают место этой системы как объекта регионального управления. Таким образом, на современном этапе одной из актуальных проблем развития федеративных отношений в нашей стране являются вопросы формирования и развития механизма взаимодействия федеральных и региональных органов управления, распределения полномочий, выделения и передачи части этих полномочий с федерального на региональный уровень. Совершенствование управления деятельностью системы МТО территориальных подразделений ОВД является актуальной проблемой процесса совершенствования всей системы управления экономикой региона. Экономическую безопасность целесообразно строить в рамках программно-целевых форм организации всей системы обеспечения правопорядка и условий минимизации угроз как военно-политического, так и экономического характера. ТО органов правопорядка при этом должно опираться на такие целевые показатели и индикаторы, которые будут способствовать выполнению поставленных перед силовыми структурами задач по обеспечению безопасного развития регионов.
Отдельно следует рассматривать подходы к установлению целевых нормативов и индикаторов подсистемы снабжения ресурсами правоохранительных органов.
Некоторыми учеными [3, 4] была предпринята попытка сформировать Концепцию повышения экономической безопасности подразделениями МТО ОВД, были сформулированы условия ее обеспечения и рассмотрены основы управления МТО МВД России. Данные условия являются начальными и могут дополняться другими мерами, которые обязательно должны сопровождаться критериальными оценками [5]. Указанные меры могут быть разделены на две группы:
— предпринятые на этапе проектирования системы повышения ЭБ подразделениями ТО ОВД;
— способствующие росту уровня обеспечения ЭБ системы в процессе ее жизнедеятельности. Такое разделение является условным и служит
лишь для того, чтобы на начальном этапе не упус-
тить из виду те меры, которые в процессе эксплуатации применять слишком поздно [3].
Можно отметить, что любая структура довольно условна и служит цели понимания и упорядочения информации, поэтому и в данной структуре мероприятия могут относиться одновременно к нескольким группам.
Постоянно обновляющиеся предложения производителей, активная деятельность по формированию спроса и стимулированию закупок, научно-технический прогресс вынуждают региональные подразделения ОВД постоянно обновлять потребляемые материально-технические средства в соответствии с нормами снабжения. Эта тенденция проявляется в увеличении числа приходящихся в среднем на один заказ различных видов материальных средств разной степени обеспечиваемого разнообразия.
Обеспечиваемое разнообразие — это ассортимент одного наименования материального средства, предложенный рынком товаров или довольствующими органами. В современных условиях формируются предпосылки для постепенного нарастания степени разнообразия способов обеспечения подразделений ОВД материальными ценностями. Для обнаружения сигналов о возникновении явлений кризисного состояния ТО необходимо постоянное наблюдение за его деловыми и финансовыми показателями. В свою очередь анализ деловых и финансовых показателей дает возможность количественно оценить явления.
К финансовым показателям ТО региональных подразделений ОВД относятся показатели финансового состояния; к показателям деловой активности — показатели степени обеспечиваемого разнообразия поставок и обеспеченности гибкости [3].
Показателями финансового состояния являются затраты на организацию системы ТО региональных подразделений ОВД, затраты на существование системы ТО региональных подразделений ОВД, трансакционные издержки, затраты на приобретение материальных ценностей.
Показателем степени обеспечиваемого разнообразия поставок материально-технических средств региональных подразделений ОВД является коэффициент ассоциации, характеризующийся как отношение количества совпадающих элементов способов поставки к общему числу этих элементов. К данным обеспеченности относится показатель, характеризующий поступающие на склады материально-технические средства по каналам централизованных поставок и закупленных на рынке товаров.
Данные деловой и экономической активности могут быть представлены несколькими группами по признаку их отслеживаемости и изменяемости как по этапам развития ТО региональных подразделений ОВД, так и по времени.
S
н и о X
л
<
ы н к
И
»S о X
л
<
ы н S
X
<
а
X о о
са
<
а С
ы <
м о а С ы S ЬЙ
и ы
ST S
I—
о <
о X
S
^
S а ЬЙ
65
S
н и о X
л
<
ы н к
И
»S
0
1
J3 <
ы н S
I
<
а
X О
о
са
<
а С
ы <
м о а С ы S ЬЙ
и ы
ИР S 1—
о <
0
1
S
^
S а ЬЙ
66
Показатели деловой и экономической активности рассчитываются на основании величин, являющихся как материальными потоками, так и запасами. Показатели, рассчитанные на основе величин-потоков, могут колебаться в определенных пределах, и их стабильность может быть определена путем вычисления средних или оценки колебаний от средних или желаемых величин [3]. Также возможна оценка гармоничности колебаний. Если при анализе выявляется колебательный процесс с увеличивающейся амплитудой колебаний, то это говорит нам о нестабильной обстановке в системе ТО ОВД. Повышение ЭБ подразделениями ТО ОВД должно оцениваться новыми критериями, измерениями экономических данных, новыми концепциями оценки как в теоретическом, так и в практическом плане. Особого внимания заслуживает слияние экономических и социальных факторов, планирование их на принципах опережения [3].
Предлагаемый подход позволяет оценивать уровень повышения ЭБ подразделениями МТО региональных подразделений ОВД в динамике. Однако такая оценка по всем функциональным составляющим на основе статистических методов обработки информации сильно затруднена из-за того, что большинство аспектов проблемы повышения экономической безопасности крайне сложно поддается математической формализации, а некоторые из них не поддаются вовсе. Тем не менее, учитывая важность данной проблемы для эффективного функционирования МТО региональных ОВД, необходимо оценивать уровень повышения ЭБ на основе определения критериев. Предлагается разделить указанный показатель на частные функциональные критерии повышения ЭБ подразделениями МТО региональных ОВД по каждой из ее составляющих и рассчитывать их на основе оценки ущербов интересам ОВД и эффективности мер по их предотвращению. Уровень повышения ЭБ МТО региональных подразделений ОВД по такой методике определяется сравнением полученного в результате расчета значения совокупного критерия обеспечения экономической безопасности с полученными ранее значениями этого критерия [3]. Также сравниваются текущие и прошлые оценки частных функциональных критериев и выявляются доли влияния изменения состояния функциональных составляющих обеспечения ЭБ МТО региональных подразделений ОВД на изменение значения совокупного критерия, после чего проводится анализ мер по обеспечению необходимого уровня функциональных составляющих повышения ЭБ подразделениями МТО региональных подразделений ОВД.
Анализ предназначен для выявления недостатков и резервов реализуемого комплекса мер по каждой из функциональных составляющих обеспечения ЭБ и безопасности в целом регио-
нальных подразделений ОВД по следующему алгоритму:
1. Определение структуры негативных воздействий по каждой функциональной составляющей повышения ЭБ подразделениями ТО региональных подразделений ОВД.
2. Разделение объективных и субъективных негативных воздействий.
3. Формирование списка мер, которые были предприняты тыловыми службами региональных подразделений ОВД к моменту проведения оценки уровня обеспечения ЭБ для устранения влияния негативных воздействий.
4. Оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих обеспечения ЭБ подразделениями ТО региональных подразделений ОВД.
5. Определение причин недостаточной эффективности мер, принятых для устранения уже имеющихся и предотвращения возможных негативных воздействий, а также определение должностных лиц, ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер.
6. Определение перечня негативных воздействий. В этот список включаются негативные воздействия, которые не удалось устранить к настоящему моменту времени, а также те, которые могут появиться в будущем.
7. Выработка рекомендаций по устранению существующих негативных воздействий и предупреждению возможных.
8. Оценка стоимости каждой из предлагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер.
Оценивая значения финансовых параметров ущербов от ожидавшихся, реализовавшихся и предотвращенных негативных воздействий, можно получить достоверное представление о масштабах потенциального, предотвращенного и понесенного ущерба от совокупности негативных воздействий. Через анализ удельного веса функциональных ущербов в совокупном ущербе можно достаточно точно оценить значимость функциональных составляющих обеспечения ЭБ подразделениями МТО региональных подразделений ОВД. Принцип расчета удельного веса функциональных составляющих на основе анализа ущербов позволяет определить однородный параметр исследования трудно соизмеримых другими способами функциональных составляющих обеспечения ЭБ, и поэтому данный метод является весьма эффективным при решении проблемы оценки функциональных составляющих обеспечения экономической безопасности ТО региональных подразделений ОВД. На основе функционального анализа оценивается эффективность проводимых действий по предотвра-
щению возможных и реальных негативных воздействий. Оценка эффективности деятельности структурных подразделений на основе соотношения денежных средств, затраченных на предотвращение негативных воздействий и данных по предотвращенным и реализовавшимся ущербам, дает объективную картину эффективности деятельности всех структурных подразделений тыла региональных подразделений ОВД, в первую очередь с позиций обеспечения функциональных составляющих ЭБ подразделениями ТО региональных подразделений ОВД. Для адекватной оценки влияния каждой составляющей на уровень обеспечения ЭБ региональных подразделений ОВД прежде всего исследуется сущность функциональной составляющей обеспечения ЭБ подразделениями МТО региональных подразделений ОВД. Под ней понимается та совокупность процессов, которые составляют единую группу с точки зрения их функциональной роли в обеспечении ЭБ.
При исследовании и описании сущности функциональных составляющих обеспечения ЭБ ТО региональных подразделений ОВД необходимо выделять:
— факторы, влияющие на состояние функциональной составляющей;
— основные процессы, обеспечивающие функциональную составляющую;
— экономические индикаторы, отражающие уровень обеспечения функциональной составляющей;
— меры по обеспечению максимально высокого уровня функциональной составляющей.
При анализе факторов, влияющих на состояние функциональной составляющей обеспечения ЭБ подразделениями МТО региональных подразделений ОВД, выделяются внутренние и внешние воздействия, субъекты этих воздействий, а также состав, состояние и методы использования тех ресурсов, которые задействованы в процессе
Список литературы:
1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
2. Об организации материально-технического обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 5 марта 2014 г. № 135 // СПС СТРАС «Юрист».
3. Абиркин В.В. Материально-техническое обеспечение органов внутренних дел как фактор повышения экономической безопасности России (организационно-экономический
ТО. Важным является анализ как внешних, так и внутренних негативных воздействий на функциональную составляющую обеспечения ЭБ подразделениями тыла региональных подразделений ОВД, а также оценка понесенных и прогнозирование возможных ущербов от этих негативных воздействий.
Анализ распределения и использования ресурсов тыла ОВД производится на основе составления функционального анализа обеспечения ЭБ. Здесь же производится оценка деятельности структурных подразделений тыла региональных подразделений ОВД по реализации мер, направленных на обеспечение данной функциональной составляющей ЭБ. Частный функциональный критерий обеспечения ЭБ подразделениями МТО региональных подразделений ОВД по этой методике рассчитывается как отношение совокупного предотвращенного ущерба по данной составляющей обеспечения ЭБ к сумме затрат на реализацию мер по предотвращению ущербов от негативных воздействий и общего понесенного ущерба по составляющей. Правильная оценка всех возможных понесенных (предотвращенных) ущербов по каждой из реализуемых мер является весьма сложной, однако именно такая методика соотношения различных аспектов обеспечения ЭБ подразделениями тыла ОВД по однородному критерию оценки ущербов, к тому же измеряемому в тех же стоимостных единицах, что и затраты на реализацию принимаемых мер, является наиболее эффективной при расчете получаемого эффекта от мер по обеспечению функциональных составляющих обеспечения ЭБ подразделениями МТО региональных подразделений ОВД.
Для целей повышения эффективности процесса моделирования управленческого поведения с точки зрения информационного структурирования хорошо адаптируются методологии, ориентированные на стратегическое планирование в системе МТО МВД России.
аспект): автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012.
4. Емельянов А.С. Инструментарий обеспечения экономической безопасности системы тыла органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2015.
5. Морозюк Ю.В. Критерии оценки экономической безопасности некоммерческих организаций. М., 2006.
E-mail: [email protected]
S
н и о X
Л
<
ы н к
И
»S о X
Л
<
ы н S
X
<
а
X о о
са
<
а С
ы <
м о а С ы S ЬЙ
и ы
ST S 1—
о <
о X
S
^
S а ЬЙ
67