Научная статья на тему 'Комплекс дипломатических, военно-политических и военно-экономических мер укрепления обороноспособности Российской Федерации в рамках многоаспектного процесса модернизации нато'

Комплекс дипломатических, военно-политических и военно-экономических мер укрепления обороноспособности Российской Федерации в рамках многоаспектного процесса модернизации нато Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
296
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР / ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нестеров Алексей Олегович

В данной статье рассматривается предложенный автором комплекс дипломатических, военно-политических и военно-экономических мер укрепления военной безопасности Российской Федерации на основе системного подхода к исследованию многостороннего процесса модернизации Североатлантического альянса, активно проводящего агрессивный внешнеполитический курс путем проецирования силы в различные регионы мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс дипломатических, военно-политических и военно-экономических мер укрепления обороноспособности Российской Федерации в рамках многоаспектного процесса модернизации нато»

Нестеров Алексей Олегович Преподаватель кафедры английского языка ФГВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны РФ, г. Москва

123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, 14.

E-mail: [email protected]

Комплекс дипломатических, военно-политических и военно-экономических мер укрепления обороноспособности Российской Федерации в рамках многоаспектного

процесса модернизации НАТО

В российский политической науке проблемы и перспективы обеспечения военной безопасности РФ подробно и детально рассматриваются в работах известных авторов, среди которых можно отметить А.Г. Арбатова [1, c. 43-67; 2, c. 210-220], Н.К. Арбатову [3, c. 23-30], Е.П. Бужинского [4, с. 35-40], А.П. Кудинова [5, с. 75-87], А.Д. Цыганок [6, c. 369-373]. Обратившись к реализации системного метода, предлагается классифицировать подходы и способы сохранения и укрепления военной безопасности России по группам с учетом разработки теоретикометодологической базы для выстраивания приоритетов в интересах повышения обороноспособности РФ.

НАТО использует более сокрушительные и деструктивные рычаги и механизмы порабощения противников для достижения своих геополитических интересов и целей. Модернизация взглядов теоретиков военного искусства альянса доказательно реализовалась в военных операциях на территории бывшей Югославии, в Афганистане, в Ираке, в Ливии и Сирии. В целях противодействия гонки вооружений, созданию разветвленной сети военных баз для нанесения «быстрого глобального удара», развязыванию превентивной войны с помощью высокоточного оружия Российской Федерации необходимо активизировать свою деятельность на международной арене.

Для противодействия угрозе расширения зоны ответственности и границ Североатлантического альянса возникает настоятельная необходимость развития и наращивания сотрудничества между Российской Федерацией и мировым сообществом через международные политические институты. Современная военно-политическая обстановка в мире отличается высокой степенью динамичности, вызванной стремительными переменами в

разных сферах международной общественной жизни. ХХ! век диктует свои «правила игры», в которой победителем выходит союз государств, способный адекватно прогнозировать и своевременно выявить угрозы, парировать их с помощью эффективных политических, военнодипломатических, экономических, технологических и информационных ресурсов. В интересах обеспечения национальной безопасности России крайне важно развивать интеграционные процессы, выстраивая конструктивный межгосударственный диалог.

Первая группа мер предполагает активизацию дипломатической деятельности Российской Федерации как полноправного актора на международной арене.

1. Совершенствование практики сотрудничества с мировым сообществом в рамках выстраивания новой архитектуры международной безопасности через транснациональные политические институты, в частности, Совет Безопасности ООН:

а) отстаивание собственных геополитических интересов, направленных на стабилизацию и предсказуемость военно-политической обстановки в мире;

б) эффективное применение легитимного права вето в составе Совета Безопасности ООН при решении острых международных вопросов, а также в случае возникновения принципиальных разногласий с другими государствами, в частности, членами Североатлантического альянса;

в) воздействие на мировое сообщество с помощью превентивных дипломатических и информационных мер с целью противодействия проецированию силы со стороны НАТО в отношении других государств;

г) полноправное участие Российской Федерации в миротворческой деятельности ООН и повышение заинтересованности мирового сообщества в разрешении сложных глобальных проблем без применения военной силы;

д) урегулирование существующих территориальных споров с другими государствами на выгодных условиях, в частности, с Японией по вопросу островов Курильской гряды, представляющих стратегическое значение для обороноспособности РФ.

2. Формирование положительного и привлекательного имиджа и активизация деятельности РФ как независимого геополитического актора, отстаивающего свои национальные интересы на международной арене, оказывающего влияние на мировое сообщество с целью разработки эффективного механизма противодействия проецированию силы Североатлантического альянса при решении конфликтных ситуаций в мире.

3. Расширение области практического взаимодействия в рамках Совета «Россия - НАТО» не только в сфере борьбы с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения, но и в более интенсивном проведении двусторонних переговоров по демилитаризации альянса, содействии процессу урегулирования и восстановления мира по окончании локальных конфликтов без применения военной силы на основе совершенствования правовой базы осуществления миротворческих операций.

4. Укрепление позиций России на международной арене и постепенное возвращение статуса «сверхдержавы», что позволит эффективно отстаивать национальные интересы с помощью превентивных дипломатических мер и двустороннего диалога с Североатлантическим альянсом, а также разрешать в свою пользу территориальные конфликты с другими государствами.

5. Полноправное участие РФ в сфере контроля над ядерным оружием, сокращения оружия массового уничтожения и поддержания стратегического баланса сил в мире, достижение прогресса в разрешении проблемной ситуации, связанной с развертыванием системы ПРО, с руководством Североатлантического альянса и получения конкретных юридических гарантий через развитие стратегического сотрудничества в противоракетной сфере.

Приоритетное место в международной политике России занимает постсоветское пространство, в рамках которого РФ способна эффективно противостоять угрозам со стороны модернизированного альянса. Это обусловливается рядом объективных факторов:

1) снижение напряженности и ослабление конфронтации с Латвией, Литвой и Эстонией в целях нормализации межгосударственных отношений и стабилизации политической обстановки в Прибалтике и выстраивание новой

архитектуры региональной безопасности с учетом стратегических интересов Российской Федерации;

2) активизация интеграционных процессов с крупным игроком на международной арене - Украиной - в политической, экономической и военно-технической сфере сотрудничества, сохранение военно-морской базы на Черном море, имеющей стратегическое значение для военной и национальной безопасности России, во избежание повторений событий «цветной революции» 2004 года, когда к власти пришел антироссийски настроенный политический лидер. Заполнение образовавшегося после распада СССР экономического вакуума в Евразии становится возможным благодаря решению следующих практических задач:

а) формирование общего финансового и энергетического рынка на основе экономической интеграции и зоны свободной торговли;

б) создание общего межгосударственного экономического пространства и совместное развитие отраслей оборонной промышленности в целях создания общего рынка вооружения и военной техники;

в) производство высокотехнологичных и инновационных комплексов оружия для потребностей современной российской и украинской армий, что позволит укрепить военно-экономический потенциал и позиции РФ и Украины на международной арене;

3) установление более тесных экономических и политических связей с Молдавией с целью снижения влияния Румынии;

4) наращивание военно-политического и военно-экономического сотрудничества с Белоруссией, выступающей против расширения границ и зоны ответственности Североатлантического альянса;

5) развитие практического сотрудничества с Азербайджаном, занимающим стратегически выгодное положение на западном побережье Каспийского моря, с целью снижения влияния Турции - члена НАТО. Для этого России необходимо дипломатически урегулировать последствия вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе и принять окончательное решение в территориальных спорах между Азербайджаном и Арменией, удовлетворяющее обе стороны. Кроме того, очень важно сохранить объекты военной инфраструктуры, в частности, восстановить право использования

РЛС в Габале в условиях форсирования Североатлантическим альянсом создания системы ПРО в Европе и Турции;

6) вследствие ограниченного влияния альянса на Армению РФ необходимо развивать политическое, экономическое и военное сотрудничество, причем в рамках последнего очень важно наращивать военное присутствие с помощью строительства дополнительных военных баз, комплексов ПВО, аэродромов для тактической авиации;

7) необходимо развивать военно-политическое и военно-экономическое сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией как стратегическими партнерами в Кавказском регионе, независимость которых в настоящее время признана небольшим количеством государств международного сообщества;

8) установление конструктивного диалога с государствами Центральной Азии, сотрудничество в политической, экономической и военной области, расширение инфраструктуры и военного присутствия России, проведение совместных военных учений и совершенствование архитектуры региональной безопасности в рамках ОДКБ в целях снижения влияния НАТО в данном регионе.

Вторая группа мер относится к сфере военной политики Российской Федерации.

1. Совершенствование нормативно-правовой базы государства в области обеспечения военной безопасности, военного строительства и ведения военных действий в условиях формирования нового мирового порядка, при котором модернизированный альянс способен проецировать силу вне зоны ответственности и без санкций ООН.

2. Недопущение втягивания РФ в новую гонку вооружений в результате качественного переоснащения войск, создания перспективных образцов вооружения и военной техники, а также кардинального пересмотра способов ведения боевых действий с учетом специфики процесса модернизации НАТО.

3 . Всестороннее совершенствование и поддержание высокой степени боеготовности вооруженных сил и других войск, обеспечивающих защиту и территориальную целостность государства и противодействующих угрозам, исходящим от процесса модернизации Североатлантического альянса.

4. Развитие военной инфраструктуры, качественное и количественное перевооружение Российской армии в целях эффективного парирования угроз, сформировавшихся в условиях современной международной военнополитической обстановки.

5. Воспитание патриотизма и формирование сознательного отношения к обеспечению военной безопасности у российского общества.

Третья группа мер предполагает выстраивание сильной военноэкономической базы государства.

1 . Формирование необходимых условий поступательного развития и интеграции экономики РФ на международной арене, преимущественно с государствами постсоветского пространства.

2. Интенсификация экономического сотрудничества с европейскими странами, что приведет к расширению рынков сбыта отечественной продукции.

3. Преодоление последствий экономического кризиса, повышение конкуренции российских товаров и услуг на мировом рынке, переход к наукоемкому и высокотехнологичному производству, что качественно увеличит военно-экономический потенциал и улучшит обороннопромышленную основу Российской Федерации.

Геополитическая обстановка в современном мире характеризуется высокой степенью динамичности, обусловленной стремлением НАТО доминировать в планетарном масштабе. За последние два десятилетия Россия утратила былую мощь и позиции мирового лидера. Однако наметился очевидный переход от политической депривации, свойственной началу 1990-х годов, к национальной самоидентичности и выстраиванию собственного внешнеполитического курса России с опорой на крепнущий военноэкономический потенциал с целью постепенного повышения международного веса и авторитета. В современном мире Российской Федерации важно не только достигнуть статуса сильной державы, но и воспроизводить военно-экономический потенциал, чтобы строить отношения с потенциальными противниками не только на основе использования дипломатии и пропаганды, но и на проецировании силы, на «игре железными мускулами». В связи с этим, самое главное направление военной политики

нейтрализации угроз России заключается в поддержании и модернизации ракетно-ядерных сил - гаранта обороноспособности РФ.

По мнению автора статьи, рассмотренный комплекс военнодипломатических, военно-политических и военно-экономических мер позволит эффективно парировать возникающие в процессе модернизации Североатлантического альянса традиционные и трансцендентные угрозы прямого и косвенного воздействия на военную безопасность Российской Федерации. Кроме того, выработанные группы методов сохранения и наращивания военного потенциала государства направлены на формирование положительного имиджа России на международной арене как надежного партнера и равноправного геополитического актора, готового к развитию партнерских отношений с членами мирового сообщества и участию в поддержании безопасности и укреплении мира. Вместе с этим высшему руководству Российской Федерации целесообразно уделять приоритетное внимание решению острых политических, социальных и экономических проблем для того, чтобы снизить градус обструкции со стороны государств Североатлантического альянса, обвиняющих Россию в неразвитости ее гражданского общества и активно вмешивающихся во внутриполитические дела государства.

* * *

1. Арбатов А.Г. Отношения России и НАТО: (перспективы новой архитектуры безопасности, сокращение ядерных потенциалов, ДОВСЕ). Авт. коллектив - Арбатов А.Г., Дворкин В.З., Ознобищев С.К., Пикаев А.А. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. 76 с.

2. Арбатов А.Г. Противоракетная оборона: противостояние или сотрудничество? Под ред. А. Арбатова и В. Дворкина; Московский Центр Карнеги. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭИ), 2012. 367 с.

3. Арбатова Н.К. НАТО, Россия и Европейский Союз. - М.: Комитет «Россия в объединенной Европе». 2003. 52 с.

4. Бужинский Е.П. Проблемы и перспективы сотрудничества России с США/НАТО в сфере противоракетной обороны / Отв. ред. - В.И. Трубников. - М.: ИМЭМО РАН, 2011. 43 с.

5. Кудинов А.П. Геополитика, геоэкономика, международные отношения, государственная безопасность. Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Проблемы геополитики, геоэкономики и международных отношений. Продвижение

7

НАТО и Евросоюза на Восток - проблемы безопасности России, стран СНГ, Европы и Азии», 20-21.11.07, Санкт-Петербург, Россия. - Санкт-Петербург: Изд-во

Политехнического ун-та, 2008. 170 с.

6. Цыганок А.Д. Интервенция США и НАТО в Ливии и ее последствия для Сирии, Ирана, Кавказа: русский взгляд / Предисловие М.А. Гареев. - М.: АИРО-ХХІ; Институт диаспоры и интеграции. 2012. 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.