журналистика!
УДК 070 ББК 76.0
DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-33-39
КОМПИЛЯЦИЯ КАК ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ 2020-Х ГГ. В ОНЛАЙН-СМИ
Е. В. Тюнина
Аннотация. В статье путем анализа российских онлайн-СМИ констатируется тенденция: компилятивные материалы получили широкое распространение в сетевых медиа в 2020-х гг.; если ранее компиляция была известной среди журналистов и исследователей средств массовой информации преимущественно как метод работы с материалом, то сейчас автор характеризует ее как уже полноценный жанр сетевых медиа. Большая популярность компиляции связана в том числе с доступностью технологий, увеличением потока информации в Интернете и ростом запроса у аудитории на ее оперативное получение, высокую конкуренцию среди СМИ. Медиапродукта, как качественного, так и мусорного, стало так много, что журналисты вынуждены все чаще обобщать, резюмировать, объяснять важный общедоступный контент, не внося при этом добавленную стоимость, например, в виде эксклюзивных комментариев, экспертных выводов или аналитических прогнозов. В статье рассматриваются различия между жанровыми системами традиционных онлайн-изданий. Описывается архитектура компилятивных материалов, доступных в Рунете. Рассказывается, что служит основным источником информации для таких контентных единиц. Объясняется, в чем отличия между компиляцией и плагиатом. Вычленяются особенности жанра компиляции, приводятся примеры реализации.
Ключевые слова: жанры, жанровая система, журналистика, компиляция, онлайн-СМИ, средства массовой информации, контент, медиааналитика, анализ данных.
Для цитирования: Тюнина Е. В. Компиляция как жанр журналистики 2020-х гг. в онлайн-СМИ // Наука и школа. 2023. № 3. С. 33-39. DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-3-33-39.
© Тюнина Е. В., 2023
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
COMPILATION AS A GENRE OF JOURNALISM OF THE 2020S ONLINE MEDIA
E. V. Tiunina
Abstract. The following trend is stated in the article by analyzing the Russian online media: the compilation materials have received the widest possible distribution in online media in the 2020s. If earlier compilation was known among journalists and media researchers mainly as a method of working with the material, now the author characterizes it as a network media full value genre. The vast compilation popularity is connected, among other things, with the availability of technologies, the information flow growth on the Internet and the increasing demand from the audience to receive it in time, high competition among the media. There are so many media products, both high-quality and junk, that journalists are forced more often to generalize, summarize, explain important public content without adding value, for example, in the form of exclusive comments, expert conclusions or analytical forecasts. The differences between the genre systems of traditional online publications are discussed in the article. The architecture of compilation materials available on the Runet is described. It is told what serves as the main source of information for such content units. The difference between compilation and plagiarism is explained. The features of the compilation genre are singled out, the examples of its implementation are given.
Keywords: genres, genre system, journalism, compilation, online media, mass media, content, media analytics, data analysis.
Cite as: Tiunina E. V. Compilation as a genre of journalism of the 2020s online media. Nauka i shkola. 2023, No. 3, pp. 33-39. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-33-39.
Развитие технологий и практически повсеместное обеспечение доступа к сети Интернет существенно видоизменили сферу средств массовой информации. Печатные периодические издания обзавелись онлайн-версиями (причем некоторые и вовсе прекратили существовать в бумажном виде), появилось много сетевых изданий: новостные сайты, интернет-журналы разной направленности и тематики, телеграм-каналы региональных, курьезных, криминальных новостей и так далее.
Новая форма существования информации отразилась на способах ее подачи и потребления, а также на жанровой системе журналистики. Так, если печатные СМИ выходили с определенной периодичностью - ежедневно, ежемесячно, еженедельно и так далее, - то
онлайн-медиа, как правило, обновляются по мере появления новых материалов, то есть в режиме нон-стоп. Также исчезает ритуал чтения СМИ в привязке ко времени дня и обстановке: утром за завтраком, в транспорте по пути на работу, вечером в кровати перед сном. Многие читатели привыкли заглядывать в новостные ленты в любую свободную минуту.
Наконец, меняется соотношение форм подачи информации. В последние годы одним из ведущих жанров журналистики и способов организации материала становится компиляция.
В этой статье мы рассмотрим место компиляции в существующей системе жанров онлайн-СМИ, а также разберем причины, по которым компиляция становится все более востребованной.
В справочной литературе под компиляцией чаще понимают метод работы с материалом. Так, автор краткого словаря журналистики Б. Н. Лозовский определяет это понятие как «составление каких-либо сочинений путем заимствования всех данных из чужих исследований без самостоятельной работы над первоисточниками» [1, с. 113]. В сходном ключе термин раскрывают составители учебного пособия по журналистике и средствам массовой информации Н. В. Вакурова и Л. И. Московкин: «Компиляция - переписывание одного или нескольких произведений (в редактуре для прессы - обработка нескольких сообщений на одну тему из разных источников) с сохранением образа, фабулы, сюжетной линии...» [2, с. 62].
Однако мы под компиляцией будем иметь в виду и жанр - то есть работу, составленную методом компилирования нескольких материалов и раскрывающую ключевые факты по определенной теме. Жанровыми подвидами компиляции могут быть новостные заметки, интервью, комментарии и другие - то есть любой аналог авторского вида произведения журналистского труда, составленный методом обработки нескольких сторонних источников.
Компиляции близок жанр тематического обзора. Авторы обзоров на материале публикаций разных изданий стремятся представить полную картину события, ознакомить читателей с его оценками и позициями СМИ по отношению к нему. Однако обзор более глубок и аналитичен, чем компиляция. Если последняя имеет целью собрать главные факты, связанные с ситуацией или событием, то задача обзора - дать аудитории более-менее полное представление о причинах, внутренних «пружинах» и значении события, описать его с разных точек зрения.
Стоит добавить, что компиляцию следует отличать от плагиата - присвоения плодов чужого творчества и публикацию
их под своим именем без указания источника и преобразующих изменений [3, с. 785]. Добросовестные составители компиляций указывают источник в форме, не оставляющей у читателей сомнений в заимствовании, а также преобразуют исходный текст.
В период становления онлайн-СМИ, когда большинство из них были сетевыми версиями печатных медиа, жанровая система обоих видов изданий практически не отличалась. Интернет-версии газет и журналов переняли традиционные жанры журналистики. Это заметка, интервью, репортаж, информационная корреспонденция, расследование, отчет, опрос, рейтинг, некролог, пресс-релиз, комментарий, рецензия, обозрение, прогноз, письмо в редакцию, очерк, фельетон и так далее. Соответственно, соотношение жанров в бумажных и он-лайн-СМИ было приблизительно идентичным. Например, в национальных и региональных общественно-политических изданиях с обилием новостного контента преобладали заметки, репортажи и комментарии [4].
За годы существования онлайн-СМИ обогатились новыми, возникшими уже в эпоху Интернета жанрами, в основном ориентированными на аудиовизуальный контент. Среди таковых можно назвать видеоблог, стрим, видеорепортаж, видеосюжет, инфографику, фотогалерею. Из новых «текстоцентричных» жанров широко распространились блоги.
На этом фоне, естественно, поменялось (и продолжает меняться) соотношение доминирующих и менее используемых жанров в онлайн-изданиях по сравнению со временами первых лет существования Интернета. Как отметил исследователь А. А. Тертычный, при этом показательно, что буквально у каждого издания определились как собственный набор наиболее используемых жанров, так и стандарты их подачи [5, с. 107]. Последнее обусловлено в первую очередь тематикой и направленностью изданий,
а также рядом второстепенных факторов, включая количество сотрудников в штате, ориентацию на запросы рекламодателей и законодательство о рекламе.
Из-за большого разброса в сложившихся наборах жанров у разных онлайн-изданий сложно точно измерить общую долю конкретного жанра в общей структуре онлайн-материалов. Однако нельзя не заметить, что авторитетные и самые читаемые ресурсы все активнее используют компиляцию.
Например, издания, регулярно попадающие в верхушку списка самых посещаемых в России, часто дают компиляции о резонансных событиях из текущей повестки дня.
Сайт «Газета.ги» 25 января опубликовал компилятивный материал о массовых отключениях света, которые в тот день охватили сразу три бывшие союзные республики Центрально-Азиатского региона: Казахстан, Киргизию и Узбекистан [6]. Заголовок статьи - «Конец света. Что не работает в трех бывших республиках СССР в блэкаут». После лида, в котором коротко обозначена тема компиляции (сам факт обесточива-ния, его причина - ЧП на единой электросети, созданной еще во времена СССР, - и основные последствия в виде нарушений работы аэропортов, наземного транспорта, мобильной связи и водоснабжения), автор представляет цепочку фактов с гиперссылками на первоисточники информации. Материал в компиляции структурирован по тематическим блокам:
1) общая ситуация в энергетике пострадавших из-за ЧП стран;
2) работа транспорта;
3) проблемы со связью.
Приведем последний блок компиляции.
«Проблемы со связью. В Казахстане у абонентов Ксе11 из-за масштабного блэ-каута регистрировались проблемы со связью и мобильным интернетом.
Более 15% базовых станций оператора Tele2/Altel остались без электропитания. На сбой пожаловались жители Ал-маты и области, Шымкента, Тараза и Кызылорда. Операторы устанавливают генераторы на узловых сайтах для обеспечения работоспособности сети. Базовые станции Beeline в Казахстане работают на дизельном генераторе, сеть перегружена из-за отсутствия сигнала Wi-Fi в домах и квартирах. В Киргизии не работают банкоматы, терминалы для безналичной оплаты в магазинах, не проводятся банковские операции. На казахстанском горнолыжном комплексе Чункурчак и на узбекском горнолыжном курорте Амирсой на канатных дорогах застряли люди. Спасатели МЧС уже отправлены туда. Обращений с канатной дороги в Коктобе и на курорте в "Шымбу-лак" не было».
Автор компиляции завершает ее небольшим историческим экскурсом: «Проект единой энергосистемы Центральной Азии был создан еще в советское время. Координационно-диспетчерский центр находится в Ташкенте. Летом Кыргызстан поставляет соседям свой избыточный объем электроэнергии, а зимой получает эти объемы назад. Ранее в энергокольцо входили еще Туркменистан и Таджикистан».
Источниками для этой компиляции служат внешние ресурсы: сообщения официальных органов власти пострадавших стран и местной прессы, среди них заявления узбекского Минэнерго, Минздрава Узбекистана, «Казахстанской компании по управлению электрическими сетями», ГУВД Ташкента, данные Telegram-канала «Uzbekistan Airports», сайта zakon.kz и других источников.
В качестве еще одного примера компиляции можно назвать материал «Ленты.ги» о ситуации вокруг Украины к середине последней декады января, поданный под заголовком «Западные страны объявили об эвакуации посольств на Украине» [7]. Автор выстраивает фактаж
в хронологической последовательности: сначала приводит сообщения источников о подготовке и реализации эвакуации посольств из Киева; затем дает сбойку комментариев российских и украинских чиновников о выезде дипломатов; после чего перечисляет действия стран - участниц НАТО по передислокации сил и направлении дополнительных контингентов в Восточную Европу и показатели, отображающие реакцию российского рынка на новости о НАТО. Все это - с гиперссылками на источники информации.
Приведем часть материала, посвященную экономическим последствиям в РФ событий вокруг Украины.
«Российский рынок акций просел на фоне заявлений НАТО.
После решения НАТО усилить присутствие в странах Восточной Европы индекс Мосбиржи опустился на 5,93 процента, до 3235,28 пункта, а долларовый индекс РТС - на 8,11 процента, до 1288,17 пункта. Курс доллара вырос до 79,24 рубля, евро - до 89,59 рубля. На максимуме они доходили до 78,98 и 89,41 рубля соответственно. На этом фоне Банк России объявил о приостановке с 15:00 по московскому времени покупки иностранной валюты. Таким образом регулятор предпринял попытку спасти рубль от обвала. На этой новости доллар и евро подешевели на 50 копеек».
Заканчивается материал небольшой предысторией информационной кампании Запада о якобы подготовке российского вторжения на Украину. Таким образом, автор «нанизывает» в связный текст сообщения, касающиеся актуальной темы, чтобы в общих ключевых чертах обрисовать ее развитие на текущий момент.
А вот в компиляции ТАСС о положении с коронавирусом в России и мире под заголовком «Удаленка для властей и новые максимумы. Главное о корона-вирусе за 21 января» сообщения даже
не связаны между собой [8]. Статья представляет собой просто собрание тезисов, которые поданы списком в небольших разделах «Россия» (о ситуации с COVID-19 по стране), «Москва» и «Мир». При этом в опубликованных тезисах проставлены гиперссылки на соответствующие новостные заметки.
«Мир
• Всего зафиксировано более 343,1 млн случаев заражения, умерли 5 576 594 человека (данные Университета Джонса Хопкинса).
• За неделю выявили почти 21 млн заболевших ковидом - это новый максимум за пандемию (подсчеты ТАСС).
• Привитые "Спутником V" с 1 марта смогут отдыхать на Кипре без ПЦР-теста».
Материал ТАСС - образец самого простого построения компиляции, в виде списка тезисов, которым предшествует лаконичный лид: «Коротко об основных новостях в Москве, России и мире».
Если, как уже было сказано, «Газета. ги» отсылает читателей своей компиляции ко внешним источникам, то в двух последних примерах стоят гиперссылки на материалы самих сайтов «Лента.ги» и ТАСС.
Нередко журналисты онлайн-изданий делают компиляции-интервью, компиляции-комментарии, компиляции-рецензии, например, совмещая фрагменты интервью разным изданиям специалиста в области эпидемиологии по поводу ситуации с вакцинацией, или составляя подборку комментариев представителей внешнеполитических ведомств стран о каком-либо резонансном событии, или же приводя выжимки из рецензий авторитетных критиков о громкой кинопремьере.
Почему же наряду с авторскими жанрами все более популярными становятся компилятивные? По нашему мнению, в их распространении сыграли роль несколько причин.
Первая и самая очевидная - доступность технологий. Еще в 2014 г. пресса сообщала, что впервые в истории
количество гаджетов превысило численность населения Земли, то есть на каждого человека стало приходиться больше одного смартфона либо планшета. К началу же 2022 г. среди 7,91 млрд жителей планеты насчитывалось 67,1% уникальных пользователей смартфонов, а Интернетом пользовались 62,5% от общей численности населения мира (данные из отчета о состоянии цифровой сферы «Global Digital 2021») [9].
Благодаря этому практически любой человек может снять на гаджет репортаж или стрим с места какого-либо события, очевидцем которого он стал, взять комментарий у участников происшествия, самостоятельно прокомментировать увиденное и опубликовать материалы как в личном блоге, так и в любительском новостном паблике. В результате объем информационного шума становится гигантским. Чтобы вычленить из него самое важное и интересное, онлайн-СМИ и упаковывают фрагменты информации в компиляции.
Вторая причина тесно связана с первой: компилируя уже готовые материалы
с минимальной обработкой текста, иллюстрируя их фотографиями и видеороликами, СМИ получают возможность оперативно выдавать ключевую информацию на актуальные темы и набирать большое число просмотров.
В-третьих, компиляции удобны для читателей. Если раньше информацию о резонансном событии можно было получить, дождавшись выпуска новостей на телевидении или радио либо свежего номера газеты, то сейчас все самое важное журналисты собирают в компиляциях - от фактажа и предыстории происшествия до официальных комментариев и реакции представителей общественности и соцсетей. То есть жанр компиляции позволяет прочитать о событии все новости сразу, не распыляясь на мониторинг разнообразных СМИ.
Нам представляется, что бытование жанра компиляции и изменение традиционной жанровой системы журналистики благодаря бурному развитию онлайн-медиа - перспективная тема для дальнейших исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лозовский Б. Н. Журналистика и средства массовой информации: крат. словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2007.
2. Вакурова Н. В., Московкин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции: учеб. пособие. М., 1997.
3. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 5 / гл. ред. А. А. Сурков. М.: Сов. энцикл., 1968. С. 785.
4. Петренко Е. А. Новостная журналистика. Развитие в ХХ1 веке и на региональном уровне. РГЭУ (РИНХ). 2020. URL: https://sci-article.ru/stat.php?i=1590411121 (дата обращения: 01.10.2022).
5. Тертычный А. А. Характер применения жанров в современных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 2. С. 106-112.
6. Цветаев Л. Конец света. Что не работает в трех бывших республиках СССР в блэкаут URL: https://www.gazeta.ru/social/2022/01/25/14456839.shtml (дата обращения: 01.10.2022).
7. Бережная А. Западные страны объявили об эвакуации посольств на Украине. URL: https:// lenta.ru/news/2022/01/24/evacuation/ (дата обращения: 01.10.2022).
8. Удаленка для властей и новые максимумы. Главное о коронавирусе за 21 января / ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/13494243 (дата обращения: 01.10.2022).
9. Digital 2022 Global Overview Report. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report (дата обращения: 10.10.2022).
REFERENCES
1. Lozovskiy B. N. Zhurnalistika i sredstva massovoy informatsii: krat. slovar. Ekaterinburg: Ural. gos. un-t, 2007.
2. Vakurova N. V., Moskovkin L. I. Tipologiya zhanrov sovremennoy ekrannoy produktsii: ucheb. posobie. Moscow, 1997.
3. Kratkaya literaturnaya entsiklopediya. In 9 vols. Vol. 5. Ed. A. A. Surkov. Moscow: Sov. entsikl., 1968. P. 785.
4. Petrenko E. A. Novostnaya zhurnalistika. Razvitie v XXI veke i na regionalnom urovne. RGEU (RINKh). 2020. Available at: https://sci-article.ru/stat.php?i=1590411121 (accessed: 01.10.2022).
5. Tertychnyy A. A. Kharakter primeneniya zhanrov v sovremennykh pechatnykh SMI. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 2012, No. 2, pp. 106-112.
6. Tsvetaev L. Konets sveta. Chto ne rabotaet v trekh byvshikh respublikakh SSSR v blekaut Available at: https://www.gazeta.ru/social/2022/01/25/14456839.shtml (accessed: 01.10.2022).
7. Berezhnaya A. Zapadnye strany obyavili ob evakuatsii posolstv na Ukraine. Available at: https:// lenta.ru/news/2022/01/24/evacuation/ (accessed: 01.10.2022).
8. Udalenka dlya vlastey i novye maksimumy. Glavnoe o koronaviruse za 21 yanvarya. TASS. Available at: https://tass.ru/obschestvo/13494243 (accessed: 01.10.2022).
9. Digital 2022 Global Overview Report. Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report (accessed: 10.10.2022).
Тюнина Екатерина Владимировна, соискатель, факультет журналистики Института Массмедиа и рекламы, Российский государственный гуманитарный университет; редактор, Мультимедийный информационный центр «Известия», г. Москва e-mail: [email protected]
Tiunina Ekaterina V., PhD candidate, faculty of Journalism of the Institute of Mass Media and Advertising, Russian State University for the Humanities; Editor, Izvestia Multimedia Information Center, Moscow e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.12.2022 The article was received on 16.12.2022