Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА-ХОРЕОГРАФА В СФЕРЕ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ'

КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА-ХОРЕОГРАФА В СФЕРЕ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
компетенции / фигурное катание / хореография / базовые элементы / competencies / figure skating / choreography / basic elements

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корченкина Т. В.

В работе рассмотрена проблема профессиональной подготовки хореографа в области фигурного катания на коньках. Предоставлен анализ необходимых знаний и умений подобного специалиста. Выявилась целесообразность создания полноценных обучающих методических пособий и программ дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCES OF A SPECIALIST-CHOREOGRAPHER IN SPHERE OF FIGURE SKATING

The paper examines the problem of professional training of a choreographer in the field of figure skating. An analysis of the necessary knowledge and skills of such a specialist is provided. The feasibility of creating full-fledged training manuals and additional education programs was revealed.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА-ХОРЕОГРАФА В СФЕРЕ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ»

УДК 796:793

Корченкина Т.В.

студентка 3 курса заочного отделения хореографического факультета Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Россия)

КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА-ХОРЕОГРАФА В СФЕРЕ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ

Аннотация: в работе рассмотрена проблема профессиональной подготовки хореографа в области фигурного катания на коньках. Предоставлен анализ необходимых знаний и умений подобного специалиста. Выявилась целесообразность создания полноценных обучающих методических пособий и программ дополнительного образования.

Ключевые слова: компетенции, фигурное катание, хореография, базовые элементы.

В реалиях современного мира фигурное катание на коньках представляет синтез спорта и искусства. Нет никаких сомнений, кто отвечает за технику на льду, и кто является основной единицей подготовки спортсменов, - тренер. Однако немало стоит и вторая оценка, для получения которой требуется присутствие во всём тренировочном процессе специалиста из сферы хореографии. Из этой необходимости возникает вопрос: какими знаниями должен обладать хореограф для подготовки юных фигуристов и где он может их приобрести?

Весомой проблемой в этой области была и остаётся разрозненность и недостаток обучающей литературы. Единственный максимально приближённый источник - учебное пособие И. О. Черепановой «Фигурное катание на коньках: хореографическая подготовка»: в нём хоть и описывается методика и последовательность необходимых движений по возрастам и группам [5, с. 59], но, в основном, из классического танца и необходимой частью народно-сценического танца. Знания из других областей хореографии и о специфике

1828

владения коньком на льду приходится искать уже непосредственно в прикладных областях, не имеющих пояснений об отличительных особенностях движений и элементов, важных для хореографа, а также приобретать эти знания из личного опыта работы в зале и взаимодействия с тренером.

Еще со второй половины XX века заслуженные тренеры твердят о необходимости присутствия во всём тренировочном процессе специалиста в сфере хореографии. С самого детства важно воспитывать в спортсменах выразительность, пластику, гибкость, выворотность стоп, эмоциональность, координацию, устойчивость и многое другое, что не в силах дать тренер. Идеальным вариантом всегда были и будут спортсмены-фигуристы, завершающие карьеру и поступающие учиться в высшее учебное заведение по специальности «Хореография», или же спортсмены-выходцы из танцев на льду, обладающие большим опытом и имеющие творческое воображение и способности к постановке хореографической части программ. Как пример в первой категории можно привести Елену Чайковскую, Наталью Бестемьянову, окончивших после своей спортивной карьеры балетмейстерский факультет московского ГИТИС. Ко второй категории - Даниила Глейнхауза, Илью Авербуха и многих других. Разумеется, достаточно известных имён хореографов, не относящихся никоим образом к фигурному катанию, но внёсших и вносящих неоценимый вклад в этот вид спорта: Елена Матвеева, Татьяна Дручинина, Никита Михайлов, Рамиль Мехдиев. Однако именно последним сложнее всего сориентироваться при начале работы не в привычной хореографии с её вековыми устоями и чётко прописанными правилами, а в совершенно иной области фигурного катания с его постоянно обновляющимися требованиями и достижениями, но отсутствием обновления в методических пособиях даже для тренеров, не говоря уже о полноценной обучающей литературе для хореографов.

Какими же знаниями должен обладать хореограф в фигурном катании на коньках для максимально эффективного развития юных спортсменов? Для начала рассмотрим работу в зале.

1829

В первую очередь, это не любимый всеми фигуристами классический танец. В процессе каждой части занятия хореографу нужно научить детей правильной постановке корпуса, позициям рук и ног (в основном, II и IV, хотя и остальными пренебрегать не следует), выворотности свободной ноги (однако, если не следить за выворотностью опорной, опираясь на положение ноги на льду, она быстро станет «косолапой»). В экзерсисе у станка - правильной работе и развороту бёдер и плеч, совместной и раздельной работе разных частей тела, распределению силы ног, рук и корпуса, безошибочному положению тела при исполнении Хореографических последовательностей («ласточка», «кольцо», «бильман», «флажок»). В экзерсисе на середине зала, в дополнение к предыдущему пункту, хореограф должен уметь объяснить, что такое aplomb, как его приобрести, как располагать себя в пространстве максимально собранно и в то же время эффектно. В разделе adagio спортсменам прививаются плавность, слитность, грациозность исполнения, при этом необходимо делать акцент на близость движений к скольжению по льду и возможность переносить именно эту часть классического танца на лёд при «раскатке». И, наконец, allegro: хореографу необходимо умение донести до детей правильную и безопасную технику прыжков в целом. Здесь важна сама методика и тренаж, позволяющие приобрести высоту прыжка, лёгкость его исполнения, максимальную собранность всех частей тела и силу ног.

Не стоит углубляться в следующий основной раздел хореографии, народно-сценический танец. Несомненно, его небольшая база важна для развития спортсменов, но уже не в такой степени, как классический танец. Самое основное, что хореографу необходимо знать и уметь объяснить детям, - это манера. От возвышенности и плавности классики разительно отличается энергичность и резвость, яркость и скромность, игра и чопорность разнообразных танцев народов мира: русские и венгерские, польские и белорусские, уже ближе к современным, но всё равно с ярко выраженными национальными отличиями, восточные танцы. При грамотном подходе

1830

преподавателя небольшое количество движений уже даёт понятие о манере, свойственной тому или иному народному танцу.

Спортивные бальные танцы полезны, в большей степени, для танцев на льду, в одиночном фигурном катании хореографу не следует делать акцент на них, разве что, опять же, для овладения манерой вальса или самбы, разнообразия и общего развития в танцевальных комбинациях.

Современные танцы подразумевают под собой огромный пласт жанров и стилей, основные из которых обязательно знать хореографу. Особое внимание стоит уделять джаз-модерну, развивающему движения в изоляции, эластичность позвоночника, охватывающему большие пространства, умение напрягать нужные мышцы при работе как в партере, так и в воздухе [3, с. 34]. Это приобретение пластики, совершенно отличной от классического танца, укрепление иных мышц тела, и, в конце концов, гораздо больший интерес со стороны детей. Также, для развития эмоциональности спортсменов, ориентирования в пространстве, более быстрого запоминания, отработки разных манер хореограф может давать базу множества стилей и танцевальные комбинации на их основе: эстрадный танец, вог, дэнсхолл, сольные социальные танцы для детей более старшего возраста, контемпорари и т.п.

Также, очень важно для хореографа научить детей слышать музыку. Упражнения на ритм, различный темп, музыкальные размеры, ориентирование в музыке сначала в зале, а после в программах на льду. Все движения в зале должны выполняться под музыку, на первых годах обучения под одну и ту же, впоследствии - со сменой. Также, решающее слово остаётся за хореографом при выборе музыки на программу с учётом возрастных особенностей спортсмена, его характера, эмоциональных и физических возможностей, корректности самого произведения.

Немаловажно для хореографа обладать способностью развить у фигуристов выразительность и эмоциональность, умение «взять» манеру выбранной композиции, показать «живую» игру. Чтобы достичь подобных результатов, необходимо с самого юного возраста давать детям задания на

1831

выражение эмоций, изображение кого-либо и действий с неодушевлёнными предметами, впоследствии упражнения на танцевальную импровизацию в заданной тематике или жанре музыки и т.п.

Огромную значимость для фигурного катания имеют знания хореографа об устройстве связок и мышц с целью максимально эффективной растяжки и выбора соответствующих упражнений. Чаще всего тренеры растягивают детей в очень жёсткой манере, не заботясь о подробном изучении процесса, давая бездумно те же упражнения на растяжку, как когда-то в детстве тянули их. Также, на растяжку почти никогда не хватает времени, а когда про неё вдруг вспоминают и резко сажают детей на шпагаты, эффективности не следует ждать никакой, лишь возможных растяжений и глубокую ненависть к этой части занятий со стороны спортсменов. А растяжка - это как довольно простые элементы на льду («флажок», «кольцо», даже «волчок»), так и гораздо более сложные (grand jete или прыжок в шпагат, спираль Керриган и другие).

Ещё одним важным моментом в знаниях специалиста сферы хореографии являются композиция и виды танца. С самых первых выходов на соревнования и выполнения нормы «юный фигурист» следует включать в программы характерные движения. Здесь хореографу пригодятся знания о бессюжетном действенном танце и сюжетном танце: в простых программах следует давать исключительно образ, который необходимо обыграть ребёнку (например, бунтующей царевны из мультфильма «Летучий корабль» или наслаждающегося жизнью парня под песню Pharrell Williams «Happy»), впоследствии можно использовать минимальный сюжет (например, человека, пытающегося стать своим в племени, из фильма «Аватар» или путь борьбы с собой и всем миром из фильма «Бой с тенью»). Не стоит забывать о композиции и драматургии, пускай и в достаточно урезанном виде: в программе необходимо, как и в танце, показать завязку сюжета, основной ход действия, кульминацию и концовку.

Если с работой хореографа в фигурном катании из области хореографии всё более или менее понятно (опять же, прийти к этому можно только приобретая собственный опыт), то деятельность и знания хореографа на льду остаются

1832

полной загадкой вплоть до непосредственного присутствия на тренировках, просмотра видео в интернете, прочтения учебников по специфике вида спорта, малопонятным для новичка в этой области. Знания каких элементов необходимо хореографу для эффективного взаимодействия с фигуристами в зале и на льду?

В каждом из разделов фигурного катания на коньках необходимо знать правильные постановку корпуса, положения ног и рук в конкретном элементе, возможность изменения направления движения или части тела в пространстве, специфику набора скорости и торможения, то есть, где хореография может помочь, а где помешать.

Хореографу важно отличать базовые обязательные фигуры такие, как дуги, тройки, перетяжки и т.п. [2, с. 45].

Из раздела «Шаги и спирали»: перебежка вперёд и назад, простенькая змейка, а также понимание того, что шаги могут состоять из комбинации базовых элементов. Правила движения в Хореографической последовательности по определённой траектории и смены рёбер конька достаточно знать тренеру, а хореограф уже может отрабатывать с детьми в зале и на льду составные элементы: «ласточка», «кольцо», «флажок», «бильман», «кораблик», «собачка», «арабески», «бауэр», «кантилевер». Именно в Хореографической последовательности максимально пригождаются умения, вынесенные спортсменами из зала хореографии: натянутость коленей и носков, выворотность стоп, растяжка ног и спины, равновесие и изящество.

В области «Вращений» хореограф развивает те же физические способности, что и в предыдущем разделе. Единственное, что добавляется после любого вращения, - это выезд с необходимой высотой подъёма ноги, натянутостью стопы, правильной постановкой бёдер, корпуса и обязательным plie на опорной ноге.

И, наконец, прыжки, самое сложные и высокооцениваемые элементы. Техника исполнения прыжков на льду - вотчина тренера, хореограф при всём желании не сможет до конца разобраться в методике их исполнения, так как лично никогда не пробовал и вряд ли сможет самостоятельно далеко

1833

продвинуться в этом. Хореограф должен отличать прыжки по заходу на них, а также то, каким образом спортсмен приземляется с каждого конкретного прыжка, на какую ногу, как делается выезд и какие элементы физически невозможно сделать после прыжка.

Основополагающими факторами работы хореографа со спортсменами-фигуристами должны быть готовность подстроиться по специфику вида спорта, уметь синтезировать работу в зале и на льду под нужды детей, а не под представления классической и современной хореографии, давать логичные и простые пояснения, как пригодятся спортсменам на льду те или иные движения, заразить их любовью к хореографии и разнообразию развития в этой сфере совместно с фигурным катанием. Чтобы добиться этого, специалистов важно правильно обучить: открыть курсы при ведущих ледовых аренах страны для хореографов очно и заочно, создать цельные методические пособия и рекомендации как в области хореографии, так и в сфере фигурного катания на коньках, учитывая их различия и сходства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баранова, Д.Д., Китаева, Н.В., Кузнецова, Л.В. Современная хореография как средство развития творческой личности, формирования собственного стиля и пластичности движений у детей, занимающихся фигурным катанием на коньках в учреждениях дополнительного образования // Евразийский Союз Ученых. - 2016. - №2-1 (23). - С. 44-46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-horeografiya-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskoy-lichnosti-formirovaniya-sobstvennogo-stilya-i-plastichnosti-dvizheniy-u (дата обращения: 29.11.2024);

2. Мишин, А.Н. Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. / А.Н. Мишин, В.Н. Писеев, А.М. Чайковский. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с;

1834

3. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника / В.Ю. Никитин. — М.: ИД «Один из лучших», 2004. — 414 с;

4. Пахомова, Л.А. Хореография и фигурное катание / Л. А. Пахомова. - М.: Физкультура и спорт, 1980г. - 95 с;

5. Черепанова, И.О. Фигурное катание на коньках: хореографическая подготовка: учебное пособие / И. О. Черепанова, К. С. Дунаев, Московская государственная академия физической культуры. - Москва: Малаховка, 2020. -187 с

Korchenkina T.V.

Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia)

COMPETENCES OF A SPECIALIST-CHOREOGRAPHER IN SPHERE OF FIGURE SKATING

Abstract: the paper examines the problem ofprofessional training of a choreographer in the field of figure skating. An analysis of the necessary knowledge and skills of such a specialist is provided. The feasibility of creating full-fledged training manuals and additional education programs was revealed.

Keywords: competencies, figure skating, choreography, basic elements.

1835

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.