РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
В.Н. ГУРОВ, профессор И.Ю. РЕЗВАНОВА, докторант Ставропольский государственный университет
Компетенции преподавателей вуза: мнение студентов
В статье рассмотрены компетенции преподавателей высшей школы. Особое внимание уделено анализу оценивания компетенций преподавателей вуза студентами. Результаты исследования выявили ведущую роль педагогических компетенций в структуре качеств личности преподавателя.
Ключевые слова: компетентность, педагогические компетенции, оценка компетенций преподавателей вуза.
В основу модернизации отечественной системы образования положен компетент-ностный подход. Поэтому понятия «компетенция», «компетентность», «компетент-ностный подход» в последнее время выступают в качестве ключевых категорий для междисциплинарного исследования педагогических явлений. Компетентностный подход противопоставляется знаниевой парадигме образования. Считается, что образовательный процесс должен быть направлен не на передачу готовой информации, а на формирование обобщенных понятий о механизмах применения усвоенных знаний, способов деятельности в различных ситуациях.
Использование компетентностного подхода в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, управлении им, в характере деятельности преподавателя и студентов, в критериях оценивания образовательных результатов. Все это должно быть отражено в образовательных стандартах нового типа, где итоговые требования к выпускникам представлены в виде компетенций.
Анализ литературы позволяет представить компетенции в качестве совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов,
необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетенции, конечно, не отвергают знания. Речь идет о смене приоритета - акцент делается на способности личности применять знания, умения, личные качества для успешной деятельности в определенной области.
Компетентностный подход в образовании может быть реализован, лишь если сам преподаватель обладает необходимыми компетенциями. Какими же компетенциями должен обладать современный преподаватель вуза? Каким образом можно оценить компетентность преподавателя?
Обращение к проблеме оценки компетентности преподавателя актуализирует вопрос о профессиональной подготовке и повышении квалификации преподавателя высшей школы [1]. Важной особенностью компетентности преподавателя является то, что в исследованиях она рассматривается в соотношении с такими характеристиками, как «профессионализм», «педагогическое мастерство», «квалификация», «функциональная грамотность».
Компетентность преподавателя вуза определяется не только базовым образованием, наличием ученой степени, звания, стажа, опыта работы в конкретной деятельности, стремлением к самообразованию, но и особенностью его профессиональной де-
144 Высшее образование в России • № 12, 2009
ятельности. Специфика деятельности преподавателя определяется разнообразием ролей, в которых он выступает. Отношения со студентами, коллегами, администрацией требуют постоянного повышения компетентности. Для этого необходимо предвидеть предстоящие изменения и развивать в себе те качества, которые будут востребованы в будущем.
Положение преподавателя в российском обществе требует от него «суперкомпетентности». В каком смысле? Как правило, у преподавателя нет «продюсера » и нет помощников (в большинстве случаев он сегодня лишен поддержки даже учебно-вспомогательного персонала). Следовательно, он сам на фоне преподавания должен заниматься и наукой, и коммерциализацией своей интеллектуальной собственности, и бизнес-планированием, и саморекламой, и фандрайзингом, и технологическими вопросами преподавания, и воспитанием студентов и т.д. - и все это в условиях жестких финансовых ограничений, при сильнейшей конкуренции коллег в борьбе за лучших студентов и за дополнительный заработок [2, с. 94].
Деятельность преподавателя вуза многогранна. В работах известныхученых (Л.И. Анцыферовой, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сластенина, Л.Д. Столяренко и др.) деятельность преподавателя рассматривалась через различные структурные и содержательные компоненты: умения, качества, компетенции, способности, функции и т.д. Согласно аккредита-ционным требованиям, она включает в себя учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую, организационно-методическую и воспитательную работу.
Сегодня в высшей школе апробируются различные количественные показатели оценки деятельности преподавателя. Так, научно-исследовательская деятельность оценивается в баллах по таким показателям, как наличие ученой степени, звания, количества статей в международных изданиях, в журналах, рекомендуемых ВАК,
индекс цитирования работ в престижных научных изданиях, участие в конференциях различного уровня, объем выполненных хоздоговорных работ, гранты, премии и т.д. Учебно-методическая работа оценивается по количеству изданных учебно-методических изданий, учебников, УМК, электронных учебников и т.д.
Сложнее всего оценить преподавательскую деятельность. Как отмечает И.Я. Лер-нер, преподавательская деятельность - это деятельность по руководству усвоением содержания образования и по формированию свойств личности. Она является ведущей, поскольку все остальные ею интегрируются и проявляются в ней [3, с. 11].
Преподаватель стремится к совершенствованию в двух направлениях: научном и педагогическом. При этом в оценке своих качеств он более ориентируется на мнение коллег и крайне редко интересуется мнением студентов. Но поскольку в сферу образования сейчас проникли рыночные отношения, а студенты являются прямыми потребителями образовательных услуг, то преподаватель может рассматриваться как главный поставщик качественных образовательных услуг.
Современное студенчество имеет прагматичный взгляд на жизнь. Поэтому в преподавателе студенты видят эталон их будущей профессиональной деятельности. Образ преподавателя во многом определяет их жизненные стратегии и профессиональный выбор.
Исследование, проведенное нами в Ставропольском крае в ряде высших учебных заведений, позволило получить характерные мнения о приоритетных компетенциях преподавателя высшей школы
По мнению студентов, успешный преподаватель вуза должен обладать следую-
1 В опросе принимали участие студенты и аспиранты экономических, юридических, психологических специальностей (530 человек), преподаватели (262 человека), из которых 1 доктор наук, 80 кандидатов наук, 181 -преподаватели и ассистенты.
Редакционная почта
145
щими компетенциями: знать свой предмет, уметь показать профессиональную значимость изучаемой дисциплины, обладать чувством юмора, быть энтузиастом своего дела, уметь находить контакт со студентами, быть мобильным, самокритичным, отзывчивым, открытым новым идеям в науке.
Среди характеристик, которые разочаровывают студентов в преподавателе, были названы: необъективность в оценивании знаний, монотонность при чтении лекции, грубость, неуважение к студентам, неумение их выслушать, недостаточно глубокие знания преподаваемого предмета, узость кругозора, отсутствие творческого подхода к своей деятельности.
Первокурсников больше всего привлекает в преподавателях доброжелательность, умение выслушать, доступность в общении, понимание, уважительное отношение, объективность в оценивании. Студенты 4-5-х курсов проявляли большую заинтересованность в компетентном преподавателе, хорошо знающем свой предмет, имеющем широкий круг интересов, активно ведущем научно-исследовательскую деятельность и имеющем практический опыт работы в конкретной отрасли. Для выпускников вуза преподаватель прежде всего соотносится с их будущей профессией, поэтому для них наиболее ценны профессиональные характеристики.
Проанализировав ответы, мы попросили студентов проранжировать компетенции успешного преподавателя.
На 1-е место студенты поставили дидактические способности преподавателя, заключающиеся в знании предмета, умении доступно объяснять материал, умении заинтересовать изучаемой темой, показать профессиональную (практическую значимость) предмета, владении инновационными технологиями (активными методами обучения, информационными технологиями). На 2-м месте - эрудиция, разносторонность интересов, оригинальность преподавателя, чувство юмора; 3-е место занимает эмоциональная уравновешенность,
4-е место - стремление к самопознанию и саморазвитию, мобильность, уверенность в себе, склонность к инновационной деятельности. Далее следуют нравственные качества преподавателя (справедливость, честность, терпимость), умение отмечать достоинства студентов, требовательность, уважение и тактичность. Складывающиеся экономические отношения в образовании отразились и на отмеченных личностных характеристиках преподавателей вуза. Так, впервые студенты назвали такие качества успешного преподавателя, как уверенность в себе, мобильность, склонность к инновационным технологиям. Выделенные компетенции являются необходимыми в работе с современными студентами, т.к. влияют на взаимоотношения с ними, а также на организацию студенческой деятельности.
Далее студентам необходимо было определить рейтинг преподавателей, работающих с этими студентами, по выявленным компетенциям. Среди обследуемых преподавателей высокий рейтинг имеют 27,8%, средний - 44,2%, низкий - 27,8%. Возникает вопрос: могут ли студенты выступать экспертами в оценке деятельности преподавателей? Как показывает анализ научной литературы, подобная практика уже существует и в отечественной, и в зарубежной системе образования. Потребителями образовательных услуг являются студенты, и они могут принимать участие в оценивании. Однако их мнения недостаточно для вынесения компетентного решения - оно должно быть сопряжено с другими методами оценивания. Следует отметить, что студенческое мнение интересно в анализе тех компетенций преподавателя высшей школы, которые уже достаточно исследованы учеными, а также совершенно новых, содержание которых еще не совсем определено. В этой связи необходимы дальнейшие исследования по этой проблеме. Компетентность преподавателя высшей школы должна быть важным конкурентным преимуществом в инновационной экономике России. А это уже вопросы подготовки и
146 Высшее образование в России • № 12, 2009
повышения квалификации преподавателей высшей школы.
Литература
1. Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 46-56.
2. Мосичева И.А, Шестак В.П., Гуров В.Н.
Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. 323 с.
3. Преподаватель вуза: технологии и организа-
ция деятельности: Учеб. пособие. / Под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2010. 389 с.
GUROV V., REZVANOVA I. COMPETENCE OF HIGHER SCHOOL TEACHERS: STUDENTS' OPINIONS
The article considers higher school teachers' competence, special attention is paid to analysis of student's evaluation ofhigher school teacher's professional competence. The results of the research revealed the leading role of pedagogical competence in the structure ofhigher school teacher's professional skills.
Keywords: competence, pedagogical competence, students' evaluation of teacher's competence.
А.Р. САДЫКОВА, доцент А.В. ОВСЯННИКОВА, доцент Московский государственный университет технологий и управления
Е.Е. АВТОНОМОВА, преподаватель Железнодорожный колледж № 52
Этический идеал в послевузовском профессиональном образовании преподавателя
В статье обсуждается проблема самообразования вузовского преподавателя математики и естественных дисциплин с использованием персонифицированной истории этих областей научного знания.
Ключевые слова: персонализация образовательного пространства, самообразование, персонифицированная история науки, рефлексия педагогического опыта известных ученых, этический идеал.
Сохранение ценностей в системе социального опыта - это важнейшая предпосылка коллективной жизнедеятельности членов социума, условие их социальной интегрированности. Педагогика является одним из механизмов такой трансляции ценностей. Возможно, поэтому в основе педагогических концепций и воспитательных практик лежит этический идеал, который формируется определенной культурой и концентрирует в себе ее представления о сущностных основаниях человеческого бытия. Данные представления культурная эпоха воплощает в форме определенного «проекта», существующего в пер-
сонифицированном виде. В связи с этим профессиональному педагогу чрезвычайно важно определить для себя приоритеты «правильного » - общие контуры и перспективы личностного развития, ценностные ориентиры профессионального самосовершенствования.
Переводя эти рассуждения в социально-педагогическую плоскость, отметим, что проблема присутствия идеала в системе образования предстает как идея персона-лизации образовательного пространства, «насыщения» его персонифицированными представителями-подвижниками. «Наличие персонифицированного идеала дает