Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНЦИИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА'

КОМПЕТЕНЦИИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

359
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева И. С., Безукладникова Ю. В.

Рассматриваются вопросы существующего на рынке дисбаланса между запросом производства к уровню квалификации рабочих кадров, в том числе для эксплуатации высокотехнологичного оборудования, и реальной степенью подготовки специалистов для промышленности. Ведущая роль в сокращении существующего разрыва отдается мастеру производственного обучения. Определяются сформированные в последние годы критерии компетентностной модели такого преподавателя, а также требования со стороны производственных компаний (на примере ПАО «Уралмашзавод»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCIES OF INDUSTRIAL TRAINERS FROM THE PRODUCTION POINT OF VIEW

The article deals with the issues of the market imbalance between the production demand for the level of qualification of workers, including qualification needed for work with high-tech equipment, and the real level of training of specialists. The leading role in reducing the existing gap is given to an industrial trainer. The article determines the criteria of the teacher competency model developed in recent years, as well as the requirements of production companies (on the example of PJSC “Uralmashzavod”).

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНЦИИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА»

УДК 377.112:136 DOI: 10.17853/2686-8970-2021-2-97-103

КОМПЕТЕНЦИИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Ирина Сергеевна Ковалева

корреспондент газеты «За тяжелое машиностроение»

i.kovaleva@uralmash.ru

ПАО «Уралмашзавод», Екатеринбург, Россия

Юлия Витальевна Безукладникова

начальник отдела кадров

Yu.Bezukladnikova@uralmash.ru

ПАО «Уралмашзавод», Екатеринбург, Россия

Аннотация. Рассматриваются вопросы существующего на рынке дисбаланса между запросом производства к уровню квалификации рабочих кадров, в том числе для эксплуатации высокотехнологичного оборудования, и реальной степенью подготовки специалистов для промышленности. Ведущая роль в сокращении существующего разрыва отдается мастеру производственного обучения. Определяются сформированные в последние годы критерии компетентностной модели такого преподавателя, а также требования со стороны производственных компаний (на примере ПАО «Уралмашзавод»).

Ключевые слова: мастер производственного обучения, компетентностная модель, высокотехнологичное производство, профессиональная подготовка.

COMPETENCIES OF INDUSTRIAL TRAINERS FROM THE PRODUCTION POINT OF VIEW

I. S. Kovaleva

Correspondent of the newspaper "For Heavy Engineering"

Uralmashzavod, Ekaterinburg, Russia

Yu. V. Bezukladnikova

Head of HR Department

Uralmashzavod, Ekaterinburg, Russia

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

97

Abstract. The article deals with the issues of the market imbalance between the production demand for the level of qualification of workers, including qualification needed for work with high-tech equipment, and the real level of training of specialists. The leading role in reducing the existing gap is given to an industrial trainer. The article determines the criteria of the teacher competency model developed in recent years, as well as the requirements of production companies (on the example of PJSC "Uralmashzavod").

Keywords: industrial trainer, competency model, high-tech production, professional training.

Подготовка квалифицированных рабочих кадров для современного высокотехнологичного производства является одной из актуальных проблем для российской промышленности и образования. Такая проблема возникла ввиду перехода к рыночной экономике, изменения производства и, как следствие, снижения престижности многих рабочих профессий, с одной стороны, и бурным техническим перевооружением - обновлением мощностей предприятий в последние годы - с другой.

В результате на современном рынке труда сложился существенный дисбаланс между запросом производства и имеющимся уровнем квалификации рабочих кадров, в том числе для эксплуатации высокотехнологичного оборудования. Скорость и качество профессиональной подготовки необходимых специалистов не соответствуют темпам технического переоснащения производств.

Российские ученые и исследователи не раз отмечали комплексный и всеобъемлющий характер этой проблемы. Так, результаты исследований Агентства стратегических инициатив, которые проводились в рамках реализации системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», свидетельствуют о неутешительном состоянии дел. В частности, в настоящее время инвесторы не готовы приходить в регионы, где отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации [5]. Неменьшие сложности ввиду дисбаланса испытывают и промышленные регионы. Среди них Свердловская область, экономика которой была и продолжает оставаться экономикой индустриального типа, в которой существенная часть созданной добавленной стоимости создается в промышленном производстве [6].

Одним из реальных способов уменьшения создавшегося разрыва между запрашиваемыми производством требованиями к профессио-

98

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

нальному уровню рабочих и их реально существующей степенью, является, наравне с общим увеличением эффективности мер системы профессионального образования, повышение уровня компетенций участников процесса профессиональной подготовки - мастеров производственного обучения.

В последние годы ученые страны опубликовали немало работ, посвященных определению компетенций и развитию системы подготовки мастеров производственного обучения. Например, современная модель подготовки таких педагогов, разработанная О. В. Тарасюк, А. И. Лыжи-ным, Е. М. Дорожкиным, базируется на требованиях профессионального стандарта педагога профессионального обучения [3]. Модель включает в себя три интегративных составляющих: специальную, психолого-педагогическую и по рабочей профессии, практическая часть которой проходит как в учебных мастерских, так и на конкретном производственном предприятии. Е. В. Ткаченко одной из главных задач развития системы подготовки мастеров производственного обучения считает необходимость внесения ясности, где готовить, на чем готовить и кому готовить рабочие кадры высокой квалификации [7].

О. В. Шмурыгина и М. А. Дремина исследуют базовые модели обучения на рабочем месте в профессиональном образовании европейских стран. Исследователи выделяют следующие ключевые элементы таких моделей: схемы стажировок или ученичества, включение периодов практической деятельности на рабочих местах конкретных предприятий в профессиональные образовательные программы, интеграция локальных лабораторий, мастерских, кухонь, симуляций или реальных бизнес-проектов [8, с. 26-28].

В свою очередь авторы монографии «Мастера производственного обучения как профессиональная группа: современное состояние и проблемы развития» определяют, что в современных реалиях мастер является ключевой фигурой в интеграции будущего рабочего в производственный процесс [2]. А потому он должен быть не только профессионалом в своей области, но и обязательно должен владеть педагогическим мастерством, современными образовательными и информационными технологиями. Таким образом, подготовка работников должна опережать развитие технологий и техники.

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

99

М. А. Дремина, В. А. Копнов, А. И. Лыжин дополняют требования идеальной компетентностной модели мастера производственного обучения следующими критериями: регулярное изучение принципов работы оборудования, сопроводительной документации, материалов в сети Интернет, касающихся особенностей работы на новом оборудовании; наличие умения устанавливать коммуникации с дилером и производителем относительно особенностей обучения и работы на оборудовании и т. д. [4].

Интересным является взгляд З. А. Богомаза, выделяющего в том числе необходимость наличия у педагога рефлексивно-аналитического компонента, который предполагает возможность проведения педагогом самооценки собственного уровня готовности к решению задач в области профессионального образования, а также, что особенно важно, стремление к дальнейшему совершенствованию своих знаний и умений [1].

Рассмотрев мнения ученых и исследователей, обратимся к точке зрения представителей производства на роль мастеров и уровень их компетенций в подготовке квалифицированных рабочих кадров для современного высокотехнологичного производства. Одним из потребителей квалифицированных рабочих кадров в Свердловской области является ПАО «Уралмашзавод» (УЗТМ) - лидер отечественного тяжелого машиностроения, ведущий изготовление оборудования для горной промышленности, атомной энергетики и металлургии. За последние пять лет УЗТМ реализовал ряд комплексных программ, направленных на техперевооружение и модернизацию производственных мощностей. В цехах предприятия появились десятки единиц современного оборудования: от многофункциональных обрабатывающих центров российского и зарубежного производства до высокоточных сварочных комплексов. При этом вопрос подбора высококлассных специалистов для работы на данном и других видах оборудования остается по-прежнему острым. Для решения этой проблемы на предприятии разработаны и реализуются, в том числе на базе собственного учебного центра, обучающие программы. И все же, предприятие напрямую заинтересовано в развитии и выходе на новый уровень подготовки мастеров производственного обучения, которые, в свою очередь, смогут обучать высококлассных специалистов.

100

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

Начальник отдела кадров ПАО «Уралмашзавод» Ю. В. Безуклад-никова в ходе интервью отмечает, что мастера должны обладать двумя направлениями компетенций, позволяющими обеспечить качество подготовки обучающихся. В первую очередь, соответствовать традиционным требованиям к педагогу. В состав таких компетенций обязательно должны входить следующие компоненты:

• знания и умения в психолого-педагогическом поле: от приемов по увлечению обучающихся предметами до создания комфортной среды для сотрудничества;

• высокий уровень коммуникабельности и креативности;

• знания стратегического планирования, подбора методов обучения;

• использование в педагогическом процессе новых технологий.

Базовые компетенции позволят выполнить одну из первых задач

преподавателя - увлечь, заинтересовать студентов, привить им любовь к профессии.

Вторыми, и наиболее важными в современной экономике, становятся компетенции в области владения преподаваемым предметом. Ключевыми навыками для мастера производственного обучения здесь должны быть постоянные стремление и мотивация к саморазвитию. В условиях, когда в ходе реализации многих образовательных программ мастер часто остается автономным от производства (не включенным в существующие на современных предприятиях рабочие процессы), собственная инициатива является одним из инструментов достижения профессионализма в выбранной им области. Она позволяет получать необходимую информацию, быть в курсе мирового развития промышленности, современных тенденций социально-экономического состояния собственного региона, разработки нового оборудования, технологий и т. д.

В то же время, еще одной общей рекомендацией к системе подготовки кадров, безусловно, должно стать предложение по дальнейшему усилению и комплексному развитию системного взаимодействия вузов с предприятиями региона.

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

101

В современных условиях это сотрудничество должно включать следующие шаги:

• поиск общего языка (системы) взаимодействия между бизнес-сообществом, вузами в целом и преподавателями образовательных программ в частности. При этом совместно выработанные сторонами критерии и предложения должны быть максимально гибкими, имеющими возможность варьироваться с учетом глобальных и местных изменений в экономической, образовательной и других сферах;

• поиск и разработка программ, которые позволят коммерциализировать взаимодействие вузов и бизнеса, что принесет выгоду обеим сторонам;

• разработка новых форм взаимодействия, отличных от лекций, дней открытых дверей, предоставления мест для практики и пр.

Все это может стать реальной основой, позволяющей нивелировать существующий разрыв и уйти от запаздывающего и догоняющего обучения рабочих кадров для высокотехнологичного производства.

Список литературы

1. Богомаз, З. А. Модель формирования профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения: теоретическое обоснование / З. А. Богомаз. Текст: непосредственный // Среднее профессиональное образование. 2020. № 12 (304). С. 23.

2. Власова, О. И. Мастера производственного обучения как профессиональная группа: современное состояние и проблемы развития: монография / О. И. Власова [и др.]; под науч. ред. Т. В. Пермяковой, В. А. Копнова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 149 с. Текст: непосредственный.

3. Дорожкин, Е. М. Современная модель подготовки мастеров производственного обучения в условиях сетевого взаимодействия / Е. М. Дорожкин, О. В. Тарасюк, А. И. Лыжин. Текст: непосредственный // Среднее профессиональное образование. 2015. № 8. С. 28.

4. Дремина, М. А. Подготовка кадров для работы на высокотехнологичном производстве / М. А. Дремина, В. А. Копнов, А. И. Лыжин. Текст: непосредственный // Образование и наука. 2016. № 1 (130). С. 60-61.

102

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

5. Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования // Агентство стратегических инициатив: [сайт]. URL: http://www.asi.ru/projects/7267/. Текст: электронный.

6. Стратегия промышленного и инновационного развития Свердловской области на период до 2035 года // Правительство Свердловской области: [сайт]. URL: https://mpr.midural.ru//UPLOAD/2019/07/383-PP.pdf. Текст: электронный.

7. Ткаченко, Е. В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ / Е. В. Ткаченко. Текст: непосредственный // Педагогика. 2014. № 6. С. 21-31.

8. Шмурыгина, О. В. Базовые модели обучения на рабочем месте в профессиональном образовании европейских стран / О. В. Шмурыгина, М. А. Дремина. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 25-32.

Для цитирования: Ковалева, И. С. Компетенции мастера производственного обучения с точки зрения производства / И. С. Ковалева, Ю. В. Безукладникова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 2 (5). С. 97-103. DOI: 10.17853/26868970-2021-2-97-103.

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.