УДК 378.016:338.48 + 378.014:001.895(510)
ББК Ч448.026(5Кит) + У433(5Кит)
КОМПЕТЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ КАК ОСНОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ ТУРИЗМА
С. Мэн
В соответствии с компетентностной парадигмой образования компетенции играют значимую роль в проектировании образовательного процесса. Показано, что компетенции используются при формулировке целей и задач образовательного процесса, как его ожидаемые результаты, как критерии контроля и оценки этих результатов. Знания и умения, необходимые для исполнения компетенций инновационной деятельности определяют выбор содержания, методов и форм организации образовательного процесса. В целом это свидетельствует о том, что модель компетенций инновационной деятельности, построенная в соответствии с требованиями образовательных стандартов, служит основанием проектирования соответственно направленного образовательного процесса.
Ключевые слова: компетенции инновационной деятельности, менеджмент в сфере туризма, образовательный процесс, проектирование, компоненты.
Менеджер туризма - это специалист, сферой профессиональной деятельности которого является комплексное предоставление всех видов туристских услуг во всем их разнообразии. Менеджер, осуществляющий управленческую деятельность, является главной фигурой туристической организации. Это значит, что специалист занимает постоянную должность и уполномочен принимать управленческие решения в конкретной сфере функционирования инновационного процесса. Осуществление профессиональной деятельности менеджером по туризму предполагает его готовность к инновационной деятельности [2, 4,
9, 12, 13]. Для этого необходимо наличие необходимых знаний, владение соответствующими умениями, а также направленность личности на участие в инновации, сформиро-ванность качеств, необходимых для этой инновационной деятельности.
Инновационная деятельность является одним из важнейших условий экономического роста и повышения уровня жизни населения, динамического развития экономики, конкурентоспособности различных отраслей и предприятий страны [3, 5-8]. Интенсивное внедрение и развитие инновационных процессов в различные сферы деятельности человека связано с динамично прогрессирующими, проблемными вызовами времени. Это означает, что однажды приобретенная специаль-
ность более не является гарантией для профессиональной деятельности в течение всей жизни. Для отдельного работника это значит, что он должен быть готов к приобретению более высокой квалификации и новых специальностей, а также постоянно продолжать свое образование.
В соответствии с выявленной нами структурой готовности менеджера по туризму к инновационной деятельности, в ней выделяются:
- когнитивная, интеллектуальная, психологическая, конативная составляющая (в соответствии со структурой готовности);
- компетентность в области инновационной деятельности и менеджмента, нравственность, инициативность, процессуальная состоятельность (если трактовать готовность как аспект квалификации) [1, 3, 7-9].
Задачей данной статьи является пополнение модели готовности менеджера по туризму к инновационной деятельности, выстроенной с учетом анализа данных эмпирического исследования, должностных инструкций, исследования научных источников [9, 14, 15, 18, 19], данными, содержащимися в Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и установления влияния компетенций, содержащихся в стандартах, на компоненты проекта образовательного процесса.
Изучение нормативных документов является исходным пунктом проектирования основной образовательной программы (ООП) [11, 16, 17, 20]. Для содержательного пополнения модели готовности менеджера по туризму к инновационной деятельности, нами были изучены стандарты в образовании двух стран - России и Китая.
25 декабря 2012 года министерством образования КНР утверждены учебные стандарты для высших профессиональных учебных заведений, которые изучались семь лет. Стандартам подчиняются 18 видов специализаций, 410 учебных заведений. Особенность стандартов - специализация, то есть соединение требований предприятий с учебной деятельностью, подготовка выпускников в соответствии с требованиями рынка, подготовка квалифицированных кадров. Стандарты требуют в процессе обучения студентов уделять больше внимания профессиональной и практической подготовке. Также мы изучили Федеральные государственные образовательные стандарты Российской Федерации, в которых излагаются компетенции, необходимые менеджеру: Федеральные государственные образовательные стандарты по направлению подготовки 080200 Менеджмент, 100400 Туризм, квалификация бакалавр. В стандартах КНР делается упор на компоненты образовательного процесса. На их основании нами сформулированы следующие требования к образовательному процессу:
1. Подготовить студентов к профессиональной деятельности, выявляя и развивая их профессиональные способности.
2. Во время учебного процесса кроме диплома студенты должны получить профессиональные удостоверения по своей специальности.
3. Важность практической деятельности в учебном процессе. На первом месте - практическая деятельность, на втором - теория. Введение инноваций в модель учебного процесса.
4. Введение интеграции в модель учебного процесса в соответствии со схемой: учить (преподавание) - учиться - делать (работать).
5. Преподаватель должен быть квалифицированным (или компетентным) в данной специальности.
6. В вузе должны работать специалисты предприятий (50 % преподавателей).
7. Следует организовать дистанционное обучение по интернету для студентов, находящихся на практике.
ФГОС ВПО в Российской Федерации уделяют особое внимание формированию у студента в процессе обучения особых компетенций.
Обладание компетенциями, которые утверждены в ФГОС ВПО - важнейшее требование, предъявляемое к выпускникам высшей школы. Это служит гарантом высокого уровня практической профессиональной деятельности.
Образовательная компетенция определяет способности [10] активного использования знаний, умений, навыков, личностных качеств, обеспечивающих успешную подготовку учащихся. В современных условиях профессиональный рынок труда требует от выпускника их сочетания и готовности к применению инновационного подхода в решении профессиональных проблем.
В соответствии с ФГОС ВПО бакалавр по направлению подготовки «Менеджмент» выпускник должен быть готов к организационноуправленческой, информационно-аналити-
ческой и предпринимательской деятельности. По окончании образования в области организационно-управленческой подготовки выпускник должен обладать готовностью к решению профессиональных задач в организационной и управленческой структуре предприятия; планированием, организацией, мотивацией, контролем деятельности персонала предприятия и его подразделений; разработкой и реализацией корпоративных и специальных стратегий предприятия в различных областях (маркетинг, инновации, персонала, финансов и др.).
В области информационно-аналитической подготовки от выпускника требуется готовность к выполнению работ, связанных с организацией процесса сбора, обработки, систематизации и анализа информационных данных о факторах, влияющих на разработку и принятие управленческих решений, формирование и ведение информационных баз данных, проведение информационно-аналитических исследований.
В области предпринимательской подготовки требуется готовность специалиста к выполнению задач, связанных с поиском и разработкой новых бизнес-процессов, направлений диверсификации предпринимательской деятельности организации, подготовкой бизнес-планов инновационного развития организации.
Все виды деятельности могут содержать элементы инноваций.
Во ФГОС ВПО по направлению подготовки «Менеджмент» представлены 22 общекультурных и 50 профессиональных компетенций. Это дает вузу возможность самостоятельно разработать и утвердить реализуемую основную образовательную программу, где будет определен состав формируемых компетенций выпускника. Было выявлено, что выпускник должен обладать как профессиональными, так и общекультурными компетенциями, которые могут дать содержательное наполнение ожидаемой готовности выпускника к инновационной деятельности.
В организационно-управленческой деятельности:
• способность проектировать инновационную организационную структуру;
• готовность к разработке процедур и методов контроля протекания инновационных процессов;
• способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций в процессе инновационной деятельности;
• способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на её реализацию;
• способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на её реализацию;
• готовность участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента;
• готовность участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций.
В информационно-аналитической деятельности:
• умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и построении инновационных экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей;
• иметь представление о методах инновационной реорганизации бизнес-процессов;
• умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте, осуществлять соответствующие нововведения.
В предпринимательской деятельности:
1) умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею о возможных нововведениях;
2) способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития инновационных направлений деятельности, продуктов.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация бакалавр), выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями, связанными с осуществлением нововведений.
В проектной деятельности:
1) владение теоретическими основами проектирования, готовность к применению основных методов инновационного проектирования в туризме;
2) способность самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта.
В производственно-технологической деятельности:
• готовность к разработке инновационного туристского продукта на основе современных технологий.
В научно-исследовательской деятельности:
• способность находить, анализировать и
обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности с использованием информационно-коммуника-
ционных технологий, полезную для осуществления нововведений;
• способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг с целью поиска требуемых новаций для решения проблем своей фирмы;
• готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме на всех этапах инновационной деятельности;
• готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности.
На основании компетенций ФГОС проанализированных направлений определены требования к компонентам образовательного процесса, направленного на развитие готовности менеджеров по туризму к нововведениям. Нами разработана модель образовательного процесса, в которой модель компетенций является и основанием ее разработки и эталоном, который позволяет оценить достигнутые студентами результаты (см. рисунок).
Компетенции инновационной деятельности как основание постановки цели и задач ОП
V
Целевой компонент:
Цель: развитие готовности студентов к инновационной деятельности Задачи: освоение компетенций инновационной деятельности, указанных в ФГОС
V
Содержательный компонент ОП: Теоретические знания об инновациях в сфере туризма, об инновационной деятельности. Компетенции инновационной деятельности
V
Процессуальный компонент ОП:
Методы и организационные формы, способствующие освоению компетенций инновационной деятельности; имитация инновационной деятельности
Контрольно-оценочный компонент ОП: Критерии, методы и формы контроля; методы оценивания степени освоения компетенций инновационной деятельности
Компетенции инновационной деятельности как критерии контроля и оценки результатов ОП
Влияние компетенций инновационной деятельности на проектирование компонентов образовательного процесса (ОП)
Целевой компонент включает цель - развитие готовности менеджеров по туризму к нововведениям. Задачами образовательного процесса являются овладение студентами вышеперечисленными компетенциями. В этом смысле компетенции (и их модель) служат фактором, определяющим содержание целевого компонента образовательного процесса.
Содержательный компонент образовательного процесса содержит учебный материал, отражающий знания об инновациях и особенности инновационной деятельности в сфере туризма, т. е. включает и теоретический, и
деятельностный элементы. Когда формируется теоретический элемент, включаются знания, необходимые для того, чтобы впоследствии менеджер мог исполнять компетенции инновационной деятельности. Это знания об инновации, об обязанностях менеджера по туризму, и о каждой решаемой им профессионально задаче. Когда формируется деятельностный элемент, учитываются все действия, которые нужны для осуществления компетенций инновационной деятельности.
Процессуальный компонент надо выстроить так, чтобы используемые организацион-
ные формы занятий и методы обучения и воспитания помогали освоить умения и навыки, которые характеризуют компетенции инновационной деятельности в сфере туризма. Поэтому здесь большое значение придается производственной практике и применению методов, имитирующих методы инновационной деятельности в менеджменте по туризму. Разработка модели производственной практики студентов менеджмента является предметом отдельной статьи.
Контрольно-оценочный компонент образовательного процесса также связан с моделью компетенций инновационной деятельности. Раскрывая содержательно компетенции, выражая их в терминах знаний и умений, можно установить критерии, по которым контролируются и оцениваются результаты образовательного процесса.
Обобщая, можно сделать выводы о роли модели компетенций инновационной деятельности в проектировании соответственно направленного образовательного процесса. Компетенции используются при формулировке целей и задач образовательного процесса, как его ожидаемые результаты, как критерии контроля и оценки этих результатов. Знания и умения, необходимые для исполнения компетенций инновационной деятельности определяют выбор содержания, методов и форм организации образовательного процесса.
В целом это свидетельствует о том, что модель компетенций инновационной деятельности, построенная в соответствии с требованиями образовательных стандартов, служит основанием проектирования соответственно направленного образовательного процесса.
Литература
1. Алексеева, Т.В. Формирование готовности будущих менеджеров образования к управленческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Алексеева. - Челябинск, 2008. -201 с.
2. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности /М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. -176 с.
3. Егоров, В.Е. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма: инновационный подход к их решению / В.Е. Егоров // Туризм: право и экономика. - 2008. - № 1 (24). - С. 16-19.
4. Котлярова, И.О. Непрерывная подго-
товка студентов технических направлений к инновационной деятельности /И.О. Котлярова //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2012. - Вып. 17. -№ 26 (285). - С. 15-19.
5. Лапин, Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений / Н.И. Лапин // Социальные факторы нововведений в организационных системах. - М., 1980. - С. 6-10.
6. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: учеб. / В.Г. Медынский. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 294 с.
7. Мэн, С. Нормативные требования к компетенциям инновационной деятельности менеджера по туризму / С. Мэн // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы Vмеждунар. науч.-практ. конф. (15 марта 2013 года): в 2 ч. / отв. ред. Н.В. Уварина. -Прага, 2013. - Ч. 1. - С. 259-261.
8. Мэн, С. Проблема педагогического сопровождения становления готовности выпускников высшей школы Китая к нововведениям / С. Мэн //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2012. -Вып. 17. - № 26 (285). - С. 97-102.
9. Мэн, С. Структура готовности менеджера по туризму к инновационной деятельности / С. Мэн //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2013. -Т. 5, № 2. - С. 92-97.
10. Платонов, К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. - М. : Наука, 1972. -312 с.
11. Росенко, С. И. О компетенциях бакалавра направления подготовки «Туризм» / С.И. Росенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). -С. 103-108.
12. Сахарчук, Е.С. Профессионализация в туризме: к вопросу о занятости и формировании компетенций / Е. С. Сахарчук // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2011. -№ 3. - С. 91-96.
13. Смирнов, С.В. Развитие психологической готовности молодых специалистов к инновационной деятельности / С.В. Смирнов, О. С. Раздина // Психология обучения. - 2011. -№ 1. - С. 99-103.
14. Скобкин, С.С. Менеджмент в туризме / С. С. Скобкин. - М. : Магистр, 2007. -447 с.
15. Третьякова, Т.Н. Инновации в туризме: учеб. пособие / Т.Н. Третьякова. - Челябинск, 2009. -180 с.
16. Федеральный государственный об-
разовательный стандарт ВПО: утв. М-вом образования и науки РФ 22 февраля 200? г. -http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm (дата обращения: 19.04.2013).
1?. ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация (степень) бакалавр): утв. Приказом М-ва образования и науки РФ № 489 от 28.10. 2009. -http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 9б991/ (дата обращения: 19.04.2013).
18. From London to Bergen / Report European Commission “Education and Culture”. -
http://ec.europa.eu/education/policies/educ/ bologna/report06.pdf (дата обращения:
22.04.2013).
19. Черняева, Д.В. Должностные инструкции: зарубежная практика / Д.В. Черняева. - http://www.kadrovik.ru/modules.php? file=articleHYPERLINK (дата обращения:
22.04.2013).
20. Шаронова, С.А. Компетентност-ный подход и стандарты в образовании / С.А. Шаронова // Социологические исследования. - 2008. - № 1. - С. 138-145.
Мэн С., доцент, декан факультета западных языков, Хэбэйский профессиональный институт иностранных языков, [email protected].
Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” _______________2013, vol. 5, no. 4, pp. 61-66
COMPETENCIES OF INNOVATION ACTIVITY IN EDUCATIONAL STANDARDS AS THE BASIS OF DESIGN OF EDUCATIONAL PROCESS FOR THE MANAGERS OF TOURISM TRAINING
S. Men, Hebei Professional Institute of Foreign Languages, China, [email protected]
In accordance with the competency-based education paradigm competencies play a significant role in the design of the educational process. It is shown that the competencies are used to formulate the goals and tasks of the educational process, its expected results. They are also used as the criteria for monitoring and evaluating the results. Knowledge and skills required for the performance of innovation competencies determine the choice of content, methods and forms of the educational process organization. In general, it indicates that the competency model of innovation activity, built in accordance with the requirements of educational standards, serves as the basis of design of the correspondingly directed educational process.
Keywords: competencies of innovation activities, management in the tourism sector, educational process, design, components.
Поступила в редакцию 28 августа 2013 г.