Научная статья на тему 'Компетенции информационной безопасности в стандартах профессиональной подготовки педагога'

Компетенции информационной безопасности в стандартах профессиональной подготовки педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3852
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / TRAINING OF TEACHERS / INFORMATION SECURITY / PROFESSIONAL WORK OF TEACHERS / STANDARDS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатырева Юлия Игоревна

Проводится анализ содержания обучения информационной безопасности в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» квалификации бакалавр и магистр. Исследуются заложенные в рассматриваемых стандартах требования к формированию компетенций в области информационной безопасности личности учащихся. Обосновывается необходимость целенаправленной работы по формированию компетентности в области информационной безопасности в контексте профессиональной подготовки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатырева Юлия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE OF INFORMATION SECURITY STANDARDS OF TEACHER TRAINING

The article analyzes the content of education of information security in the federal state educational standards of higher education in the field of "Teacher Training" qualification Bachelor and Master. We study the standards laid down in these requirements for the formation of competences in the field of information security of the individual students. The necessity of the work focused on the formation of competence in the field of information security in the context of the training of teachers.

Текст научной работы на тему «Компетенции информационной безопасности в стандартах профессиональной подготовки педагога»

Богатырева Юлия Игоревна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

MODEL OF INFORMATION SECURITY STUDENTS TO CREATE A SAFE AND INFORMATION ENVIRONMENT EDUCATIONAL INSTITUTION

J.I. Bogatyreva

The article deals with concepts such as information and learning environment, personal information environment a schoolboy, information and safe environment of educational institutions. A model of information security as an essential component of school information and safe environment educational institutions including actors, threats and measures to ensure the security of students. The purpose and result of the implementation of this model is the formation of secure personal information environment student.

Key Words: information security, information-educational environment, information and safe environment of educational institutions.

Bogatyreva Julia I., PhD. ped. Sciences, Assoc., [email protected], Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named. L.N. Tolstoy

УДК 37.01

КОМПЕТЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТАНДАРТАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПЕДАГОГА

Ю.И. Богатырева

Проводится анализ содержания обучения информационной безопасности в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» квалификации бакалавр и магистр. Исследуются заложенные в рассматриваемых стандартах требования к формированию компетенций в области информационной безопасности личности учащихся. Обосновывается необходимость целенаправленной работы по формированию компетентности в области информационной безопасности в контексте профессиональной подготовки педагогов.

Ключевые слова: информатизация образования, подготовка педагогов,

информационная безопасность, профессиональная деятельность педагогов, стандарты образования.

В последней четверти XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения информационного общества, знаменующую собой возникновение новой цивилизации и ведущую к глубоким изменениям в системе современных культур.

Важнейшим атрибутом информационного общества является возросшая технологическая, экономическая доступность глобальных информационных сетей с размещёнными ресурсами, в том числе для

учащихся. Обратной стороной доступности является повышение степени угроз для детей, истоки которых обусловлены проблемами современного общества.

Сегодня каждый школьник зарегистрирован в той или иной социальной сети, а иногда и в нескольких. При этом по данным <^и-метрики», 19 % наблюдают сцены насилия, 39 % детей посещают сайты порнографического содержания, 16 % увлекаются азартными играми, 14 % интересуются алкоголем и наркотическими веществами, посещают экстремистские и националистические интернет-ресурсы - 11 %. Все это оказывает самое прямое воздействие на психическое, эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения.

Педагогическая наука пытается найти пути решения вышеобозначенных вызовов, проводя исследования по направлению информационной безопасности личности в условиях информационного общества. Актуальность поставленных проблем обусловлена также тем обстоятельством, что в мае 2009 года указом Президента РФ утверждена Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года [4]. Принципиальная особенность Стратегии состоит в том, что обеспечение безопасности России рассматривается в тесной связи с решением проблем социально-экономического и культурного развития страны. Это ставит перед педагогическим образованием следующую цель: повышение

цифровой грамотности учителей. Педагог должен формировать у подрастающего поколения навыки информационной безопасности и медиаграмотности, которые позволили бы учащемуся самостоятельно оценивать опасность тех или иных ресурсов, противостоять возникающим в глобальной сети Интернет новым угрозам и рискам, компьютерной и интернет-зависимости, самостоятельно организовывать учебную деятельность в условиях функционирования информационной среды дистанционного и электронного обучения.

Учителя должны понимать, что современные дети живут в новом информационном обществе глобальной коммуникации, в котором существуют как новые возможности, так и новые угрозы и риски. И чтобы ребенок вырос конкурентоспособным гражданином, он должен постигать эти возможности. И даже если при этом он столкнется с угрозами и рисками, у него будет определенный иммунитет. В связи с этим учитель должен в обучении школьника подвести его к пониманию возможного манипулирования его поведением и сознанием при помощи информации, распространяемой СМИ, социальными сервисами в Интернете и др. Кроме этого, в современном обществе для безопасной социализации учащемуся и педагогу необходимо противостоять информационным угрозам и сетевым атакам.

Из всего вышеизложенного следует, что в педагогических вузах актуализируются новые требования к профессиональной подготовке

выпускников. Для специалистов в области педагогического образования основным полем деятельности является педагогика, психология, методика обучения и воспитания, а информационная безопасность личности учащихся - лишь один из способов достижения педагогических целей.

Обеспечение информационной безопасности личности педагога может быть достигнуто путем введения в соответствующие стандарты образования соответствующих компетенций, направленных на формирование информационной культуры специалиста с обязательной составляющей - компетентностью в области информационной безопасности личности.

В настоящее время развитие и совершенствование информационной подготовки студентов по направлению 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр и магистр) [7] связано с изучением информатики, информационных и коммуникационных технологий, информационных систем, использованием возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий.

Применительно к разделу «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» в ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») указано, что выпускник должен обладать следующими 16 общекультурными компетенциями (ОК), в числе которых способность «понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12)» [7].

Например, в основной образовательной программе (ООП) по

направлению обучения 050100.62 «Педагогическое образование» профиль «Математика и физика» [5] в определении структуры компетенций дана слудующая характеристика порогового (обязательного) уровня

сформированности рассматриваемой компетенции (ОК-12). Выпускники: знают: сущность, теорию и значение информации в развитии современного информационного общества; правовые основы информации и информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; основные риски работы с информацией в современном обществе и в своей профессиональной сфере; правовые основы защиты

государственной тайны;

умеют: прогнозировать и минимизировать риски работы с

информацией в профессиональной сфере;

владеют: базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами; организационными мерами и приемами антивирусной защиты; методами и технологиями соблюдения

информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

В профессиональных компетенциях (HK) выпускника в области педагогической деятельности указано, что он должен обладать «готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (HK^)» [ї].

В основной образовательной программе по направлению обучения 050100.62 «Педагогическое образование» профиль «Математика и физика» [5] в определении структуры компетенций дана следующая характеристика порогового (обязательного) уровня сформированности рассматриваемой компетенции (RK-8). Выпускники:

знают: требования безопасности в образовательном процессе при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий; классификацию опасных и вредных производственных факторов; методы обучения безопасному ведению работ и правила проведения инструктажей по охране труда; основы техники безопасности в школьных кабинетах и лабораториях;

умеют: оценивать, прогнозировать, минимизировать возможные опасности и вредные факторы в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

владеют: методами обеспечения охраны жизни и здоровья

обучающихся в учебно-воспитательном процессе, внеурочной и внешкольной деятельности.

ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» предусматривает изучение следующих циклов: гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественнонаучный; профессиональный; и разделов: физическая

культура; учебная и производственная практики; итоговая государственная аттестация.

В разделе «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиль «Математика и физика» можно выделить содержательные элементы обучения информационной безопасности, которые формируются в результате изучения дисциплины вариативной части цикла «Право в сфере образования». В результате освоения данной дисциплины студент должен: знать: «правовые основы информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; уметь: применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации; использовать нормативные правовые акты и реализовывать нормы права в профессиональной деятельности; использовать полученные знания для обеспечения и защиты прав субъектов образовательных правоотношений» [5].

В разделе «Математический и естественнонаучный цикл» той же

ООП - дисциплины базовой и вариативной части цикла

«Информационные технологии в образовании», «Основы математической обработки информации», «ИКТ в образовании и культурно-

просветительской деятельности». Обучающийся, освоивший эти дисциплины, в том числе должен: знать: основные требования

информационной безопасности; уметь: использовать современные

принципы толерантности, диалога и сотрудничества при работе в

глобальных сетях; оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач; владеть: базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты [5].

В разделе «Профессиональный цикл, базовая

(общепрофессиональная) часть» ООП бакалавров - будущих педагогов выделим содержательные линии обучения информационной безопасности, которые формируются в результате изучения таких дисциплин: «Психология», «Педагогика», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Специальная и коррекционная психология». Выпускник, освоивший эти дисциплины, в том числе должен создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы), способами осуществления психологопедагогической поддержки и сопровождения.

Тем не менее при всей многовариантности дидактического содержания дисциплин «Психология», «Педагогика», «Информационные технологии», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы математической обработки информации» лишь в малой их части имеются разделы, относящиеся к области информационной безопасности с акцентом на обеспечение безопасности в области защиты информации личности учащихся.

Применительно к сфере педагогического образования вопросы защиты информации являются лишь частью проблем информационной безопасности, возникающих в современном информационном обществе массовой глобальной коммуникации. Сложность, многоаспектность и чрезвычайная важность для пользователей информационнокоммуникационных технологий проблематики информационной безопасности требует комплексного подхода к ее изучению.

Информационная подготовка будущих бакалавров педагогического образования, закладывающая фундамент их информационной культуры с обязательной составляющей - информационной безопасностью, строится в соответствии с профессиональными требованиями, отраженными в

государственных образовательных стандартах, по которым выпускник: «должен обладать культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1)»; использует «основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12)» [7].

Каждый учебный цикл по направлению 050100 «Педагогическое образование» (профиль бакалавр) имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре. Именно за счет вариативной части может быть сформировано у будущих бакалавров педагогического образования комплексное представление о проблемах информационной безопасности личности учащихся.

Далее проведем анализ содержания федеральных государственных образовательных стандартов по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» квалификация (степень) магистр [8]. Он показал, что применительно к вопросам, связанным с информатикой в целом и информационной безопасностью в частности, квалификационные характеристики выпускников не содержат никаких обязательных требований. Вопросы, связанные с защитой информации, обеспечением безопасного информационного пространства магистров, в явном виде не находят своего отражения в текстах соответствующих разделов стандарта.

Однако вопросы, связанные с информационной безопасностью, включены в требования к профессиональной подготовки выпускников по дисциплинам «Инновационные процессы в образовании», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Комплексная безопасность образовательного учреждения».

В частности, целями освоения дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения» являются:

ознакомление студентов с особенностями обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения от чрезвычайных ситуаций техногенного и социального характера, в том числе в условиях острых социально-политических и военных конфликтов;

формирование представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека.

После изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» магистранты должны знать:

современные проблемы использования средств информационных и коммуникационных технологий при решении профессиональных задач;

современные формы и методы контроля качества образования на основе информационных технологий.

Проведя анализ существующей системы педагогического образования, регламентированной федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами выпускников направления «Педагогическое образование» на примере профиля «Математика и физика», пришли к выводу, что они не ориентированы на подготовку бакалавров и магистров, компетентных в области информационной безопасности личности учащихся.

Можно сделать предположение, что существующая система высшего профессионального образования ориентирована, прежде всего, на подготовку специалистов, чья профессиональная деятельность напрямую связана с обеспечением информационной безопасности и защиты информации. К такого рода специалистам относятся специалисты в области информационной безопасности и защиты информации: криптологи, аналитики по компьютерной безопасности, разработчики средств и систем безопасности.

Учитывая вышеизложенное, сформулируем противоречие между существующим содержанием подготовки учителей в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, недостаточно учитывающим современные угрозы информационного характера, и необходимостью подготовки компетентных выпускников системы педагогического образования, способных обеспечить информационную безопасность личности учащихся.

Некоторые исследователи считают, что такая система подготовки в области информационной безопасности и защиты информации должна быть детерминирована по всем уровням профессионального образования: среднего, высшего, послевузовского, дополнительного и ориентирована на различные направления и профили подготовки [2, 3].

И если для уже работающих учителей вопрос повышения компетентности в области обеспечения информационной безопасности может быть решен путем организации соответствующих курсов повышения квалификации, то для студентов педагогических специальностей должна быть научно обоснована, разработана и реализована на практике методическая система формирования компетентности в области информационной безопасности личности

учащихся, которая будет строиться как на общедидактических принципах, так и на принципах, уточненных в логике компетентностного подхода.

В качестве совокупности мер, обеспечивающих достижение высокого уровня формируемой компетентности, выделим следующие дидактические условия:

интеграция информационной и профессиональной подготовки путем введения проблематики информационной безопасности в различные дисциплины профессиональной подготовки бакалавров и магистров по направлению 050100 «Педагогическое образование» различных профилей;

создание профессионально-ориентированной среды обучения посредством представления содержания и технологий обучения информационной безопасности, защита персональных данных и профессиональной информации в контексте будущей педагогической и научно-исследовательской деятельности;

создание механизмов для эффективного мониторинга сформированности у будущих педагогов компетентности в области информационной безопасности личности учащихся.

Системное применение сформулированных выше дидактических принципов и условий позволит разрешить вышеуказанное противоречие, обеспечив тем самым эффективный рост информационной подготовки и формирование компетентности студентов педагогических специальностей в области информационной безопасности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и социальных отношений в современном информационном обществе.

Представляется, что важнейшим шагом решения вышеобозначенных вопросов должны явиться разработка и реализация концепции формирования компетентности будущих педагогов в области информационной безопасности личности учащихся, что является актуальной и многоаспектной научной проблемой.

Концепция должна основываться на понимании значения, роли и цели информационной безопасности в современной системе образования, трактовке способов отражения знаний о современных угрозах и защите информации в качестве обязательной составляющей информационной подготовки будущих учителей. Научная концепция компетентности будущих педагогов в области информационной безопасности личности учащихся должна представлять собой систему взглядов на основные задачи, принципы формирования и направления развития методической системы обучения информационной безопасности студентов педагогических специальностей и направлений [3].

Система профессиональной подготовки учителя, характеризуясь компетентностной направленностью, требует переориентации на сформированность у педагога устойчивой профессиональной компетентности в области информационной безопасности, которая

формируется в неразрывном единстве и системе с ключевыми и общепрофессиональными компетентностями.

Компетентность как интегральная характеристика личности формируется в образовательном процессе через определенный набор компетенций. На сегодняшний день созданы предпосылки для формирования компетентности в области информационной безопасности будущих педагогов, которая предстает в неразрывном единстве и системе с ключевыми и общепрофессиональными компетенциями посредством приобретения ряда дополнительных специальных компетенций:

способность ориентироваться в информационных потоках, идентифицировать потенциальные угрозы, связанные с отбором, оценкой и защитой информации, запрещенной для распространения среди детей (СК-1);

способность анализировать, оценивать и выбирать аппаратнопрограммные средства защиты информации в целях формирования инфобезопасной среды учебно-воспитательного процесса (СК-2);

готовность эффективно использовать комплекс мер противодействия несанкционированному информационному воздействию на личность учащегося с учетом правовых основ, разработанных аппаратно-программных средств защиты информации и экономической целесообразности (СК-3).

Детализация содержания информационно-педагогической деятельности будущего учителя в условиях современного информационного общества требует от выпускников знаний о формах и методах информационного воздействия и информационного подавления; способности ориентироваться в потоках разнообразной информации, умений выявлять возможные угрозы, связанные с отбором, оценкой и защитой информации, запрещенной для распространения среди детей; готовности использовать эффективный комплекс мер информационной безопасности с учетом правовых основ, разработанных программнотехнических средств защиты информации и экономической целесообразности; владения знаниями и методами защиты от криминальной и террористической информации в многообразном информационном потоке; владения приемами обеспечения информационной безопасности образовательного учреждения и отдельного индивида.

Особенностью формирования компетентности будущих педагогов в области информационной безопасности является и то, что наряду с изучением организационных и технических средств защиты информации, необходимо прививать нравственную составляющую и ответственность за использование информации, которая, потенциально, может причинить ущерб от неумелого с ней обращения не только личности обучающегося,

но и остальным субъектам образовательного процесса, а также, что немаловажно, репутации образовательного учреждения [1].

Для формирования компетентности в области информационной безопасности личности и изучения проблематики информационной безопасности для будущих бакалавров педагогического образования в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого на кафедре информационных технологий был разработан и внедрен вариативный курс «Информационная безопасность и защита персональных данных». Основная цель изучения курса - обучение студентов принципам и средствам обеспечения информационной безопасности личности, конкретных образовательных объектов и учреждений, общества и государства. В дисциплине объясняется важность освоения системных комплексных методов защиты персональной информации от различных видов объективных и субъективных угроз в процессе ее обработки, использования и хранения в образовательной и профессиональной деятельности.

Задачи изучения курса «Информационная безопасность и защита персональных данных»:

- овладение теоретическими знаниями в области информационной безопасности;

- формирование умений выбора методов для защиты персональной информации;

- получение практического опыта деятельности по вопросам обеспечения информационной безопасности личности, семьи, дома, образовательного учреждения.

Студенты знакомятся с современной концепцией информационной безопасности, организационно-правовыми аспектами безопасности информации, задачами защиты персональной учебной информации и информационными ресурсами, а также основными тенденциями и направлениями формирования и функционирования систем защиты информации.

Курс включает в себя лекции в компьютерной учебной аудитории с видеопроектором и с учебно-методическим материалом в электронном виде по шести основным темам, таким как:

Информационная безопасность как составляющая национальной безопасности.

Правовые основы информационной безопасности и защита интеллектуальной собственности

Виды и особенности угроз информации.

Программные средства защиты персональной информации

Технические средства защиты и комплексное обеспечение безопасности.

Безопасность в сети Интернет.

В результате освоения курса бакалавры педагогического образования приобретают теоретические знания об основных существующих нормативно-правовых актах в области информационной безопасности и защиты информации, методах фильтрации информационного контента и родительского контроля в глобальной сети Интернет, принципах организационной защиты информационных потоков, а также мерах противодействия несанкционированному информационному воздействию на личность. Практические навыки обучаемых после освоения курса включают в себя владение методами и средствами выявления угроз личности и информации, навыки выявления и уничтожения компьютерных вирусов, также безопасного использования технических средств в профессиональной педагогической деятельности; и как результат - проектирование политики информационной безопасности образовательного учреждения.

Для магистров по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» необходимо включить дидактические единицы и разделы, отражающие особенности обеспечения информационной безопасности в образовательном учреждении, во все дисциплины информационного цикла и объединить полученный комплекс в целостную систему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К проблематике информационной безопасности должно быть усилено внимание в тех разделах, в которых рассматриваются конкретные информационные технологии и программные продукты, в дисциплинах информатики и информационно-коммуникационных технологий федерального компонента базовой и вариативной частей стандарта.

Таким образом, процесс формирования компетенций будущих учителей в области информационной безопасности в учебном процессе должен носить комплексный характер и учитывать как существующие стандарты образования, так и требования и реалии современного информационного общества массовой коммуникации. При этом необходимо учесть все существенные угрозы и возможные негативные последствия информатизации. Наряду с традиционно рассматриваемыми аспектами обучения информационной безопасности и защиты информации в ней должны быть отражены методологические, социально-философские, культурологические, правовые, организационно-управленческие

аспекты [2].

Детализация содержания информационно-педагогической

деятельности учителя в условиях современного информационного общества требует от педагога знаний о формах и методах информационного воздействия и информационного подавления; способности ориентироваться в потоках разнообразной информации, умений выявлять возможные угрозы, связанные с отбором, оценкой и защитой информации, запрещенной для распространения среди детей; готовности использовать эффективный комплекс мер информационной

безопасности с учетом правовых основ, разработанных программнотехнических средств защиты информации и экономической целесообразности; владения знаниями и методами защиты от

криминальной и террористической информации в многообразном информационном потоке; владения приемами обеспечения информационной безопасности образовательного учреждения и

отдельного индивида.

Проектируемое на такой основе содержание профессионального образования будущих педагогов в области защиты информации и информационной безопасности позволит решить проблемы, связанные с предотвращением негативных последствий для физического и

психического здоровья, оказываемого на каждого члена общества информационно емкой и эмоционально насыщенной предметной средой.

Список литературы

1. Богатырева Ю.И. К вопросу о компетентности в области информационной безопасности будущих педагогов // Информационная среда образования и науки. 2012. №11.

2. Бочаров М.И. Преемственность содержания обучения информационной безопасности в новых федеральных государственных образовательных стандартах общего образования // Информатика и образование. 2011. №6.

3. Горбатов В.С., Малюк А.А., Толстой А.И. Концепция развития межведомственной системы подготовки специалистов в области обеспечения информационной безопасности // Безопасность информационных технологий. 2005. №2.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 // Российская газета №4912.

5. Основная образовательная программа по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль Математика и физика / И.Ю. Реброва [и др.] // Основные образовательные программы высшего профессионального образования: электронный образовательный ресурс / ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. Электрон. изд. 1 электрон. оптич. диск (CD-ROM). № гос. регистрации 0321103206 № рег. свид. ФГУП НТЦ «Информрегистр» 24278.

6. Привалов А.Н., Богатырева Ю.И. Иерархическая оценка компетентности в области информационной безопасности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2012. №13 (132). С. 194-199.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки

050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. №46 [Электронный ресурс] // URL: http://www.edu.ru/db/Data7d 11/prm46- 1.pdf.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. №35 [Электронный ресурс] // URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr fgos 2009 pv 45m.pdf.

Богатырева Юлия Игоревна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого

COMPETENCE OF INFORMATION SECURITY STANDARDS OF TEACHER TRAINING

J.I. Bogatyreva

The article analyzes the content of education of information security in the federal state educational standards of higher education in the field of "Teacher Training" qualification Bachelor and Master. We study the standards laid down in these requirements for the formation of competences in the field of information security of the individual students. The necessity of the work focused on the formation of competence in the field of information security in the context of the training of teachers.

Key words: informatization of education, training of teachers, information security, professional work of teachers, standards of education.

Bogatyreva Julia I., PhD. ped. Sciences, Assoc., [email protected], Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named. L.N. Tolstoy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.