ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
О.В. Криони, З.В. Максименко, И.А. Лакман КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ключевые слова: цифровая экономика, информационные технологии, компетенции в цифровой экономике, нформационно-коммуникационных технологии, ит-компетенции.
Аннотация: Скорость научно-технического прогресса, изменения информационных технологий, расширение возможностей получения и применения информации обусловливают необходимость создания социальной модели поведения человека в информационном обществе, позволяющей адаптироваться и комфортно существовать в условиях такого общества. Совершенствование системы образования в данном направлении, впоследствии позволит обеспечить цифровую экономику компетентными кадрами. В статье дан обзор системы образования Республики Башкортостан в разрезе компетенций, востребованных цифровой экономикой. ао1: 10.21510/1817-3292-2018-2-93-98
Введение. Происходящий в настоящее время процесс фундаментальных преобразований производительных сил общества, вызванный увеличением использования во всех сферах информации и знаний и ускоренным обновлением информационных технологий, неизменно ведет к становлению так называемого информационного общества.
Информационное общество - это концепция постиндустриального общества, качественно новая фаза его развития, в которую вступило большинство стран мира с началом информационно-компьютерной революции. В таком обществе главными продуктами производства являются не индустриальные продукты, а информация и знания, и большинство работающих занято их производством, хранением, переработкой и реализацией.
В информационном обществе:
^ Основным экономическим ресурсом является информация, а сектор информационных и информационно-коммуникационных технологий (ИТ и ИКТ) выходит на первое место в экономике по темпу развития, доле капиталовложений, численности занятых и доле в ВВП.
^ Формируется развитая институциональная инфраструктура, которая обеспечивает создание необходимых информационных ресурсов - в первую очередь это образование и наука.
^ Информация является предметом массового потребления - доступ любому человеку к любому источнику информации гарантируется законом и техническими возможностями.
^ Формируется единая интегрированная информационная система (среда).
Глобализация является характерной чертой. Информационное общество формируется на общемировом уровне. И включает: мировую «информационную экономику», единое мировое информационное пространство, глобальную информационную инфраструктуру, формирующуюся мировую законодательно-правовую систему.
Большая часть экономической активности в информационном обществе перетекает в цифровую среду. Формируется электронная (цифровая) экономика, электронные деньги, цифровые финансовые рынки и пр.
При этом интенсивное развитие ИКТ и переход к информационному обществу также оказывают существенное влияние и на социальную сферу, сферу науки и образования, культуру и образ жизни людей. ИКТ занимают очень большую часть жизни человека.
пеппгогичесний журнпл епшкортостпнп м 2(75), яога э®б°жв
Практически каждый владеет сейчас различными гаджетами - мобильным телефоном, планшетом, камерой и пр., и уже многие не представляют себе день без использования подобных научно-технических устройств и технологий [5; 6].
Скорость научно-технического прогресса, изменения информационных технологий, расширение возможностей получения и применения информации обусловливают необходимость создания социальной модели поведения человека в информационном обществе, позволяющей адаптироваться и комфортно существовать в условиях такого общества. Представляется, что наиболее действенным инструментом в решении данной задачи может служить система образования, которая должна, с одной стороны, приучать человека к необходимости постоянных изменений (то есть непрерывному образованию в течение всей жизни), и, с другой стороны, обеспечивать формирование компетенций, необходимых для жизни и работы в новой цифровой экономике. Совершенствование системы образования в данном направлении впоследствии позволит обеспечить цифровую экономику компетентными кадрами. Подобный тезис подтверждается исследованием [2], обосновывающим теоретическую и методологическую неразвитую взаимосвязь между технологическими инновациями и социальными инициированными изменениями и влиянием на индивидуальные компетенции в динамичном секторе.
Формирование компетенций. Основным вопросом здесь является понимание того, какую роль играют определенные компетенции (и соответствующие им знания, умения и навыки) человека в цифровой экономике. Анализ различных исследований [3; 7; 8; 11; 12] позволяет выделить четыре основные группы:
1. Общие, или базовые, компетенции, которые, как правило, закладываются на первых этапах образовательного процесса. Это компетенции, формирующие так называемую цифровую грамотность, или цифровую компетентность личности, - общие ИКТ-навыки для непрофессионалов в области ИКТ.
Под цифровой компетентностью понимается основанная на непрерывном овладении компетенциями (системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности) способность человека уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять ИКТ в разных сферах жизнедеятельности (информационная, коммуникации, потребления, техносфера), а также его готовность к такой деятельности [10]. Информационная сфера включает создание, поиск, отбор, критическую оценку контента; сфера коммуникации -создание, развитие, поддержание отношений, идентичности, репутации, процессы самопрезентации; сфера потребления - использование сети Интернет в потребительских целях (заказы, услуги, покупки и др.); техносфера - владение компьютером и программным обеспечением, обеспечение технической безопасности. Причем подобные компетенции должны формироваться во всех отраслях и сферах жизни человека, даже в творческом секторе [2]. Таким образом, цифровая компетентность - это не только совокупность базовых пользовательских и профессиональных знаний и навыков в сфере ИКТ, но и установка на эффективную информационную деятельность и ответственное отношение к ней [10].
2. Специализированные компетенции. К данной группе можно отнести как профессиональные компетенции в области ИТ (программирование, разработка и эксплуатация приложений, баз данных и информационных систем, администрирование систем и сетей, информационная безопасность и пр.), так и специализированные ИТ-компетенции для профессионалов в различных областях производства, экономики и управления (навыки компьютерного моделирования и проектирования, использование цифровых ассистирующих сервисов и приложений в архитектуре, дизайне, бизнесе и пр.,). Без компетенций в области ИТ в будущем будет очень сложно почти в любой сфере.
Особенностями данных компетенций являются:
электронное оерпзоапнне
- высокая динамика развития, привязанная к жизненному циклу рабочего места, поэтому формирование конкретных навыков должно осуществляться в сжатые сроки, пока они еще актуальны и с учетом того, что они смогут адаптироваться к новым условиям и развиваться;
- быстрое увеличение объема научно-технической информации, связанной с трудовыми функциями, и появление принципиально новых способов работы с ней, что также требует постоянного обновления навыков;
- мультидисциплинарность состоит в том, что содержание компетенций может охватывать несколько смежных предметных областей, что усложняет их освоение. Для освоения таких компетенций хорошо подходит университетская среда, которая довольно продуктивна в плане междисциплинарных исследований и разработок;
- возрастающая роль международных стандартов, система которых формируется мировым сообществом, обеспечивающая мобильность и конкурентность навыков на мировом уровне.
Примечательно, что подобные компетенции должны закладываться еще на этапе школьного образования [4], и подразумевается, что доформируются они в рамках дальнейшего неформального (non-formal) и спонтанного (informal) образования (learning), например, с использованием игровых образовательных технологий [1].
3. Дополнительные компетенции, не связанные с непосредственным использованием профессионально-ориентированных технологий и необходимые для выполнения работы в окружении новых форм цифровой экономики. Востребованность подобных компетенций в рамках развития цифровой экономики отмечается, например, в работе [2]. Это, в основном, общекультурные компетенции, такие как:
- эффективные навыки презентации и коммуникации (способность к командной работе, проектное управление, межперсональные навыки, кросс-культурность, умение понимать и взаимодействовать с человеком другой культурной платформы и платформы знаний, сотворчество и др.);
- личностные компетенции (ответственность, вежливость, профессионализм, позитивный настрой, рабочая этика, гибкость, самообучение и саморазвитие) и навыки, которые увеличивают личную стойкость (например, навыки сохранения здоровья и способность справляться со стрессом, навыки быстрой адаптации к быстро изменяющимся условиям);
- когнитивные навыки, характеризующие способность к обучению, контроль внимания, терпение, креативность, понимание своих эмоций и способность их выразить словами, системное и проектное мышление, нацеленность на результат и понимание важности своей работы, способность к работе в условиях неопределенности, способность понимать и / или осуществлять ряд сценариев будущего, бизнес-мышление и предпринимательские навыки.
4. Собственно компетенции цифровой экономики, компетенции будущего, или Future skills (в терминах союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»).
В компетенции будущего входят востребованные уже сейчас разработка мобильных приложений, машинное обучение и обработка больших данных (Big Data), квантовые технологии, решения на основе технологии блокчейн и др.
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Правительством РФ в конце 2017 года [9], определяет перспективные цифровые технологии, компетенции по которым будут востребованы в ближайшее время как на российском, так и на мировом уровне:
- большие данные;
- нейротехнологии и искусственный интеллект;
пеппгогичесний журнпл епшкортостпнп м 2(75), 201 в эЖеЖв
- системы распределенного реестра (блокчейн);
- квантовые технологии;
- новые производственные технологии;
- промышленный интернет;
- компоненты робототехники и сенсорика;
- технологии беспроводной связи;
- технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Трансформация рынка труда в соответствии с требованиями цифровой экономики формирует вызов национальной, в том числе и региональной, системе образования в части освоения необходимых компетенций и обеспечения цифровой экономики России профессиональными кадрами. Рассмотрим, какой ответ на данный вызов дает современная система образования на примере ведущих вузов Республики Башкортостан по основным направлениям подготовки (УГСН) в области экономики и информационных технологий:
^ 02.00.00 Компьютерные и информационные науки,
^ 09.00.00 Информатика и вычислительная техника,
^ 10.00.00 Информационная безопасность,
^ 38.00.00 Экономика и управление.
Основы базовых ИКТ-компетенций закладываются во время обучения в средней школе. Однако программы большинства республиканских школ достаточно поверхностны и основным способом формирования этих компетенций для школьника становится самообучение в цифровой среде при участии семьи, близких и друзей.
Полноценно базовые компетенции формируются уже на уровне средне-профессионального и высшего образования (бакалавриат, специалитет) при изучении таких дисциплин, как информатика, работа в пакете офисных прикладных программ, управление информационными ресурсами, основы бизнес-презентаций и др. Подобные курсы есть во всех образовательных программах рассматриваемых направлений подготовки, однако наблюдается несбалансированность по объему часов, отведенных на технические дисциплины и дисциплины информационного и коммуникационного характера. Так, например, в большинстве программ по направлениям подготовки в области информационных технологий, практически отсутствуют дисциплины по развитию цифровой коммуникации и правилам бизнес- и самопрезентации, минимизированы технико-экономические курсы. По экономическим направлениям обратная ситуация - учебными планами не предусматривается изучение таких основополагающих дисциплин как информационный поиск и оценка контента, информационная безопасность, работа с базовым программным обеспечением компьютера. Единственное направление, которое является более или менее сбалансированным в данном контексте, это «Бизнес-информатика», в частности программы, реализуемые в Башкирском государственном университете (БашГУ), в Башкирском государственном аграрном университете (БГАУ) и Уфимском государственном авиационном техническом университете (УГАТУ).
Специализированные компетенции для профессионалов в сфере ИТ, экономики и управления, формируются в основном на уровне высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура). В целом, программы республиканских вузов предоставляют возможности подготовки как чистых программистов (направления «Программная инженерия» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» в УГАТУ, БашГУ, в филиале БашГУ в Стерлитамаке), специалистов в области информационной безопасности (направления «Информационная безопасность» (УГАТУ, БашГУ, филиал БашГУ в Стерлитамаке), «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере» в УГАТУ и филиале БашГУ в Стерлитамаке), так и специалистов в области внедрения и эксплуатации информационных систем и сетей (направления «Информатика и вычислительная техника» в УГАТУ и УГНТУ, «Прикладная
информатика» (БГПУ имени Акмуллы, УГАТУ, БашГУ, филиал БашГУ в Стерлитамаке, филиал БашГУ в Бирске, УГНТУ), «Информационные системы и технологии» в УГАТУ и БГПУ имени Акмуллы). Однако количество выпускаемых специалистов пока не покрывает потребности ИТ-рынка.
Что же касается ИТ-компетенций для специалистов в области экономики и управления, то здесь в республиканском образовании существует достаточно большой пробел. Большинство образовательных программ не предусматривает изучение экономических программных продуктов и систем. В рамках экономических направлений изучаются только программы пакета MS Office и, в лучшем случае, семейство программных продуктов 1С. Особняком здесь опять стоит «Бизнес-информатика», где изучается относительно широкий спектр программных продуктов и экономических информационных систем.
Формирование дополнительных компетенций. Формирование дополнительных компетенций, необходимых для работы в реалиях цифровой экономики частично предусмотрены образовательными стандартами и программами высшего образования. В основном это психологические дисциплины, философия, системный анализ, управление проектами, профессиональная этика. В остальном основным источником формирования данных компетенций пока остается самообучение, дополнительные курсы, школы и пр.
С получением знаний и навыков по компетенциям цифровой экономики в настоящее время проблемы как в региональной, так и в российской системе высшего образования. И если компетенции по разработке мобильных приложений, машинному обучению, технологиям искусственного интеллекта можно получить, обучаясь на таких направлениях как «Программная инженерия» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» в УГАТУ, компетенции по разностороннему анализу данных, являющихся основой машинного обучения и анализа больших данных, - на направлении «Бизнес-информатика» в УГАТУ (профиль «Бизнес-аналитика») и БашГУ (профиль «Информационная бизнес-аналитика»), то возможности получения таких компетенций как обработка больших данных, технологии блокчейн, технологии виртуальной и дополненной реальностей, основы цифровой экономики в республиканском высшем образовании пока не представлены. Можно отметить только запуск в 2018 году новой магистерской программы «Управление финансами в цифровой экономике» на направлении «Финансы и кредит» в УГАТУ. Основным способом освоения новых перспективных компетенций цифровой экономики пока являются специальные курсы, реализуемые, как правило, с привлечением компаний-работодателей в данной сфере и доступные в том числе дистанционно (он-лайн). Безусловно работа над обновлением образовательных программ ведущими вузами республики ведется, но не так быстро, как это необходимо. Несмотря на принимаемые правительством РФ и вузами, в том числе региональными, меры в России в ближайшее десятилетие ожидается существенная нехватка высококвалифицированных кадров в сфере цифровой экономики.
Заключение. Современный рынок труда претерпевает серьезные изменения под воздействием требований формирующейся цифровой экономики. Изменяется как рабочая среда, так и набор компетенций, необходимых для работы в определенной профессии. Многие рабочие места виртуализируются, работа становится командной и распределенной и требует гибких технологий управления. Если вчера достаточно было один раз выучиться на профессию и далее, по мере обновления инструмента и процесса производства, повышать квалификацию, а также обладать базовыми коммуникативными навыками, то сегодня быстрые изменения требований рынка и набора технологий, инструментов требуют постоянного самообучения.
Сейчас необходимо уметь быстро адаптироваться под задачи, окружение, команду, инструментарий и пространство работы, думать системно и критически, работать в
пеппгогичесний журнпл епшкортостпнп м 2(7s), soia bSSSsSs
условиях неопределенности, обладать мультидисциплинарными компетенциями, быть адаптивным и гибким к новой информации и технологиям, быть креативным, уметь создавать и обрабатывать сложную информацию, выявлять и решать реальные проблемы цифрового мира. Важным становится наличие неспецифических навыков неподверженных или слабо подверженных автоматизации и цифровизации.
1. Jenson, J., Droumeva, M. / Revisiting the media generation: Youth media use and computational literacy instruction // E-Learning and Digital MediaVolume 14, Issue 4, 1 July 2017, Pages 212-225.
2. Kamprath, M., Mietzner, D. / The impact of sectoral changes on individual competences: A reflective scenario-based approach in the creative industries // Technological Forecasting and Social Change Volume 95, June 01, 2015, Pages 252-275.
3. New skills for the digital economy. Measuring the demand and supply of ICT skills at work. 2016 Ministerial meeting on the digital economy technical report // OECD Digital Economy Papers. URL : http://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/new-skills-for-the-digital-economy_5jlwnkm2fc9x-en.
4. Tuomi, P., Multisilta, J., Saarikoski, P. Suominen, J. / Coding skills as a success factor for a society // Education and Information TechnologiesVolume 23, Issue 1, 1 January 2018, Pages 419-434.
5. Гимальдинова, А.И., Максименко, А.А., Максименко, З.В. Оценка ИКТ-зависимости индивидуума на основе статистических методов [Текст] // Математические методы и модели в исследовании актуальных проблем экономики России. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Р.Р. Ахунов. 2016. С. 47-53.
6. Максименко, З.В., Гимальдинова, А.И., Максименко, А.А. Оценка влияния информационно-коммуникационных технологий на человека [Текст] // Information Technologies for Intelligent Decision Making Support (ITIDS'2016) Proceedings of the 4th International Conference. 2016. С. 218-221.
7. Отчет по результатам международной форсайт-сессии FutureSkills. Компетенции будущего. Краснодар, 20 мая 2017. URL: http://worldskills.ru/assets/docs // Отчет по итогам форсайт-сессии FutureSkills Трансформирующиеся компетенции. pdf.
8. Отчет по результатам форсайт-сессии. Профессии будущего: IT & IoT. Санкт-Петербург, 16 февраля 2017. URL : http://worldskills.ru/assets/docs // Отчет по итогам форсайт-сессии FutureSkills в сфере ИТ^Г
9. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1632-р от 31.07.2017. URL : http://ac.gov.ru/files/content/14091/1632-r-pdf.pdf.
10. Солдатова, Г.У. и др. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования [Текст] / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова - Москва : Фонд Развития Интернет, 2013. - 144 с.
11. Сухомлин, В.А. и др. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования [Текст] / В.А. Сухомлин, В.П. Куприяновский, А.П. Добрынин, А.Н. Райков, Ф.В. Шкуров, В.И. Дрожжинов, Н.О. Федорова, Д.Е. Намиот // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Т.5. №1. С.19-25.
12. Шмелькова, Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее [Текст] // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. №8 (30). С.1-4.