УДК 355.233
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ
© Светлана Сергеевна Новикова
Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Россия, преподаватель математики, е-шай: [email protected]
В статье рассматриваются личностные и профессиональные компетенции военного специалиста. Исследуется связь между повышением качества обучения и формированием компетенций.
Ключевые слова: военно-профессиональная компетентность; компетенции; качество обучения.
Одним из важнейших направлений развития системы образования России в современных условиях является ее переход на стандарты нового поколения. Методологической основой этих стандартов стал компе-тентностный подход, который противопоставляется «знаниевому», понимаемому как накопление обучающимися и трансляция преподавателем готового знания.
В педагогических исследованиях проблеме профессиональной компетентности отводится одно из ведущих мест. Этими проблемами занимаются такие ученые, как И.А. Зимняя, В.И. Байденко, Л.А. Петровская, В.Д. Шадриков и др. Перед исследователями ставится вопрос об определении набора компетенций, которыми должен обладать выпускник высшего учебного заведения. Особое значение этот вопрос приобретает в контексте военного обучения, т. к. кроме основных компетенций, формирование которых должно являться результатом образования в любом гражданском вузе, будущий офицер должен обладать компетенциями, обеспечивающими безопасность людей и необходимыми для освоения новых образцов вооружения и боевой техники.
Под военно-профессиональной компетентностью О.Ю. Ефремов понимает интегративное качество военнослужащих, представляющее совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях воинской деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.
Компетентность военнослужащих как военных профессионалов представляется как совокупность ключевых (базовых) и специ-
альных компетентнций, складывающихся в процессе обучения и развивающихся в деятельности [1]. А.Н. Полосин [2] выделяет в структуре профессиональных компетенций выпускника военного технического вуза три основные составляющие.
1. Военно-профессиональная составляющая, отражающая стратегию воинского труда и включающая военно-профессиональные знания, умения и навыки, которые являются, с одной стороны, предпосылками успешной деятельности будущего офицера (без них трудно стать командиром), с другой - новообразованиями (они сами развиваются и обогащаются знаниями в ходе учебы и службы будущего специалиста).
2. Эксплуатационно-техническая составляющая, включающая профессиональное владение военным специалистом приемами технического обслуживания и эксплуатации боевой техники: способность эффективно применять вооружение, умение работать в строго заданном алгоритме, по инструкции, операционной карте, владеть смежными боевыми специальностями, обеспечивать взаимозаменяемость расчетов и экипажей, поддерживать вооружение и боевую технику в постоянной боевой готовности.
3. Гуманитарная составляющая, включающая наличие у военного специалиста общих для человека и присущих лишь ему черт и качеств, которые формируются в военно-профессиональные компетенции.
Е.А. Бударин уделяет особое внимание профессиональному опыту и рассматривает его как компоненту профессиональной компетентности специалиста в процессе профессиональной подготовки курсантов военно-учебных заведений, что позволяет целостно воспринимать будущую профессиональ-
ную деятельность и системно в ней действовать [3].
С.В. Манецкая, рассматривая вопрос о компетентности военного специалиста, в большей степени обращает внимание на его личностное развитие, выделяя при этом следующие компетенции:
- ценностно-смысловые компетенции (компетенции, связанные с ценностными ориентирами будущего офицера);
- общекультурные компетенции (познания и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культур);
- учебно-познавательные компетенции (совокупность компетенций курсанта в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности);
- информационные компетенции (умение воспринимать и перерабатывать профессиональную и культурологическую информацию);
- социально-трудовые компетенции (знание своих гражданских и трудовых прав и обязанностей, а также законодательства и основ экономики и права);
- компетенции личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития и эмоциональной саморегуляции);
- коммуникативные компетенции (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными источниками информации и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями) [4].
Все эти компетенции, безусловно, необходимы военному специалисту, но, на наш взгляд, он не может успешно выполнять профессиональную деятельность без военных знаний, умений, навыков и опыта, т. е. компетенций, связанных с военной спецификой.
При организации педагогической деятельности по развитию профессиональных компетенций в системе обучения и воспитания необходимо исходить из понимания многофункциональности будущей профессии курсанта военного вуза.
Проанализировав различные подходы, мы пришли к выводу, что выпускники военного вуза должны обладать следующими компетенциями:
- военно-профессиональными компетенциями - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов военно-профессиональной деятельности, умения решать типовые военно-профессиональные задачи и рефлексировать результаты своего труда, способность к самовоспитанию и самообучению в ходе военно-профессиональной деятельности;
- социально-правовыми компетенциями - знание законов, нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность, и умение руководствоваться ими в практической деятельности, а также взаимодействовать с государственными и общественными институтами и людьми;
- специально-профессиональными компетенциями - способность успешно действовать во внезапно усложнившейся (экстремальной) обстановке в мирное время и в боевых условиях;
- личностными компетенциями - способность к постоянному профессиональному росту и личностному самосовершенствованию, развитию личностных профессионально значимых качеств, способствующих достижению вершин профессиональной деятельности.
Важнейшей качественной характеристикой компетентностей является их интегративная природа, объединившая различные составляющие, компоненты, признаки, относящиеся к широким сферам культуры, видам военно-профессиональной деятельности и отношений в различных сферах [5].
Большое значение в процессе формирования компетенций курсанта играет качество обучения: чем выше качество обучения, тем успешнее формирование компетенций курсанта. На рис. 1 представлено влияние качества обучения курсантов на процесс формирования компетенций.
Оценивать качество обучения можно через оценку сформированности компетенций. Одним из сложных вопросов является вопрос о критериях оценки сформированности компетенций военного специалиста. На наш взгляд, такими критериями могут выступать: для военно-профессиональных компетенций -военные знания, специальные умения и навыки, профессиональный опыт; для социально-правовых компетенций - знание законов,
Рис. 1. Влияние качества обучения на процесс формирования компетенций курсантов
нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность и умение руководствоваться ими в практической деятельности; для специально-профессиональных компетенций - организованность, самостоятельность, психологическая подготовка, умение принимать решение в нестандартных ситуациях; для личностных компетенций - система ценностей, отношение к окружающему миру и людям.
Профессиональные компетенции курсанта предполагают успешное решение военных задач в соответствии с целями, стоящими перед обществом, и высокий уровень мотивации профессиональной деятельности. Компетенции формируются и совершенствуются в ходе полевых выходов, тактических учений и практических занятий. Основное направление работы - преодоление фрагментарного локального характера формируемых при этом навыков. Это, в свою очередь, обеспечит более полный, качественный, личностный и социально интегрированный результат, который будет способствовать развитию универсальных качеств, готовности
курсантов к их постоянному совершенствованию.
1. Военная педагогика / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб., 2008. С. 439.
2. Полосин А.Н. Состав и структура компетенций выпускника военно-технического вуза, необходимых для освоения новых образцов вооружения и боевой техники // Высшее образование сегодня. 2009. № 12. С. 58-62.
3. Бударин Е.А. Формирование профессионального опыта специалиста связи у курсантов военно-учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2006.
4. Манецкая С.В. Языковая компетенция в содержании военного образования в гражданском вузе // Высшее образование сегодня. 2009. № 4. С. 40-43.
5. Леднева И.В. Формирование социальной компетентности курсантов вуза МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2009.
Поступила в редакцию 5.02.2011 г.
UDC 355.233
COMPETENT APPROACH TO MILITARY EDUCATION AS PERFECTION OF CADETS’ TEACHING QUALITY Svetlana Sergeyevna Novikova, Air Force Engineering University, Voronezh, Russia, Lecturer of Mathematics, е-mail: sv281174@rambler. ru
Personal and professional competences of a military specialist are being considered in the article. The connection between teaching quality perfection and its influence on competence formation is researched.
Key words: professional competence; quality of education; competences.