Научная статья на тему 'Компетентностный подход в подготовке студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм»'

Компетентностный подход в подготовке студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / АССЕРТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нивинская О. А.

В статье анализируется современный этап развития профессиональной туристской школы, компоненты профессиональной компетентности будущего специалиста в сфере сервиса и туризма, подходы к образовательному процессу, обеспечивающему становление и развитие данных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the paper analyses the modern stage of development of professional tourism school as well as components of a future specialist's professional competence in service and tourism, conceptions of education providing development of the mentioned competences.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в подготовке студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм»»

О. А. Нивинская

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ»

Работа представлена кафедрой туризма и гостинично-ресторанного бизнеса Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент К. Г. Кречетников

120

В статье анализируется современный этап развития профессиональном туристской школы, компоненты профессиональной компетентности будущего специалиста в сфере сервиса и туризма, подходы к образовательному процессу, обеспечивающему становление и развитие данных компетенций.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, компетентность, индивидуально-психологические особенности, ассертивность, профессиография.

The author of the paper analyses the modern stage of development of professional tourism school as well as components of a future specialist's professional competence in service and tourism, conceptions of education providing development of the mentioned competences.

Key words: competence, competency building approach, competency, individual psychological features, assertiveness, job specification.

Сегодня, когда образовательная реформа вступила в новую фазу, разработка идей компетентностного подхода становится императивом, а реализация основных направлений Болонского процесса усиливает ее очевидность и необходимость. Внедрение данного подхода в систему высшего образования подтверждается директивными предписаниями Министерства образования РФ, к настоящему времени концептуальные координаты компетентностного подхода обозначены достаточно отчетливо, сформулированы основные его положения. Наступает новый этап: компетентностный подход переходит из стадии самоопределения в стадию реализации, когда заявленные им общие принципы и методологические установки находят свое подтверждение в различных прикладных разработках.

Компетенция - способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность. Компетенции широкого спектра использования получили название ключевых, также существуют базовые компетенции. На данный момент в высшей школе формируют как общие, так и профессиональные (специальные) компетенции [3].

В приобретении компетентности рассматривают несколько стадий: приобретение описательного знания, упорядочивание знаний, образование продуманной системы. Вуз участвует только в первых двух стадиях, а именно: в стадии приобретения и в стадии упорядочивания знаний. Компетентностный подход в обучении представляется результативно-целевым основанием организации учебного процесса. Реализация компетентностного подхода - это задача организации учебно-воспитательного процесса, разработки и использования соответствующих образовательных технологий [5; 6].

Структура компетентности специалиста может быть представлена пятью основными группами: информационно-методологическая, социально-коммуникативная, личностно-валеологическая, операционально-технологическая, теоретическая [4]. Каждая из областей содержит совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых частных компетентностей, выступающих в виде конкретных знаний, умений и навыков.

Компетентностный подход предполагает специализацию студента с точки зрения личностных характеристик, исследование которых возможно при использовании современной психодиагностики, позволяющей выявить основные личностные показатели, которые являются

основой для развития профессиональных компетенций [2].

С целью выявления взаимосвязи между качествами личности студентов и направленностью на профессионального специалиста был проведен эксперимент.

Мы попытались выявить данную взаимосвязь на 4-5-х курсах 2006-2007 и 2007-2008 гг., с учетом предполагаемого места работы, опыта общественной и научной работы в ВУЗе и других критериев. Возрастной состав испытуемых от 19 до 22 лет. Общее количество составило 75 человек.

Из диагностических инструментов выбраны следующие методики.

Тест Кеттелла, является универсальным, практичным, дает многогранную информацию об индивидуальности. С его помощью можно выяснить интеллектуальные, эмоционально-волевые особенности, коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия [1].

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) включает наряду с общим показателем осмысленности жизни пять субшкал, отражает три конкретные смысло-жизненные ориентации и два аспекта ло-куса контроля.

Были созданы шкалы: область реализации, жизненные ценности, мотивы выбора профессии в форме открытых вопросов. По трехбалльной шкале необходимо было оценить степень присутствия обозначенных качеств у отдельно взятого студента, необходимых для различных специализаций.

Таким образом, мы определили систему ценностных ориентации, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Так, для студентов специализации «туризм» характерны следующие индивидуально-психологические особенности: открытость, легкость в общении, невнимательность, эмоциональная устойчивость, самоуверенность, склонность к лидерству, жизнерадостность, беспечность, аккуратность, смелость или даже дерзость, чувствительность, подозрительность, развитое воображение, мечтательность, обидчивость, умение подчиняться правилам, напряженность, озабоченность планами.

Студенты специализации «гостиничный сервис» обнаружили следующие индивидуально-психологические особенности: открытость, менее выраженную способность к логическому мышлению, эмоциональная устойчивость, спокойствие, самоуверенность, склонность к лидерству, неуступчивость, жизнерадостность, беспечность, совестливость, аккуратность, смелость, тянущиеся к другим людям, подозрительность, развитое воображение, мечтательность, тактичность, неуверенность в своих силах, настроенность на перемены, вольномыслие, зависимость от группы, несамостоятельность, держащие себя под контролем, умеющие подчинять себя правилам, напряженные.

В целом выявленный нами профиль по тесту Кеттелла не совпадает с известными типовыми профилями специалиста, построенными на основе требований стандарта специалиста по сервису и туризму.

Следует отметить, что показатели осмысленности жизни у студентов 4-го курса ниже, чем показатели осмысленности жизни у студентов пятых курсов. Из этого можно сделать вывод, что студенты не ставят перед собой конкретных целей, предпочитают «плыть по течению», не видят перспектив реализации своих профессиональных навыков, полученных в процессе обучения.

Анализ ценностных ориентаций студентов обнаружил слабую структурированность системы ценностей. Среди предпочитаемых ценностей студенты назвали творчество, что является смысловой предпосылкой к профессиональной деятельности.

Взаимосвязь отвергаемых ценностей и характерологических особенностей, определяющих профессионально значимые качества 1-й и 2-й групп, позволяет сделать вывод о том, что ценностные ориентации не позволяют реализовать профессионально значимые качества в процессе профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного, следует, что у студентов 4-го курса еще не сформировалось профессиональное видение мира, не определена система ценностей, характерная для данных специализаций, что в итоге и определяет невыраженность у них профессионально значимых качеств и их неэффективную реализацию в процессе профессиональной деятельности. Это влечет за собою ряд трудностей и проблем, с которыми приходится сталкиваться в начале своей профессиональной деятельности и которые, по нашему мнению, можно разрешить в процессе обучения.

С целью выявления факторов, влияющих на формирование профессиональных компетенций у студентов, было проведено анкетирование, на вопросы анкеты ответили около 70 студентов 4-5-х курсов обучения. В исследовании были использованы вопросы, определяющие, по нашему мнению, достаточно важные критерии, влияющие на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов по сервису и туризму.

Анализ ответов на вопросы анкеты дал схожую картину: количество студентов, обладающих необходимыми и значимыми критериями для формирования профессиональных компетенций, значительно ниже, что дает возможность сде-

лать вывод, что в целом степень сформи-рованности профессиональных компетенций остается на недостаточном уровне, необходимом для специалистов, выходящих на современный рынок труда.

Однако для более точного и корректного анализа недостаточно только анкетных исследований, поскольку умение владеть профессиональными, теоретическими знаниями на практике можно проследить на основе результатов умения студентов решать ситуационные задачи по дисциплинам спецализации.

Проверка уровня сформированно-сти деятельностного блока компетенций социально-профессионального взаимодействия проводилась в течение 2006-2007, 2007-2008 учебных годов по результатам решения 13 коммуникативных (управленческих) задач, а также ситуационных задач по дисциплинам: «Менеджмент гостиниц», «Туристский и гостинично-ресто-ранный маркетинг», «Бизнес-планирование», «Менеджмент туризма», решаемые в процессе изучения дисциплин. Кроме того, задачи, касающиеся хозяйственной деятельности турагентстских и туроператорских фирм, отелей, ресторанов и предприятий социокультурного сервиса, были включены в билеты государственной итоговой аттестации для специализации «Туризм» и «Гостиничный сервис», кроме теоретических, основополагающих вопросов.

В процессе изучения дисциплин специализации студенты показали недостаточный уровень сформированности дея-тельностной компоненты, поскольку лишь единицы из общего числа студентов в группе умели не только выбрать правильное решение, но и четко его аргументировать. Такой же результат прослеживается и в отчетах Государственной экзаменационной комиссии.

Наблюдается прямая закономерность между личностными характеристиками

студента, его умением и желанием применять теоретические знания на практике еще в процессе обучения и степенью сформированное™ профессиональных компетенций будущих специалистов. Это дает возможность разработать подходы к технологии формирования компетентности специалиста уже с первых лет обучения в вузе, а также осуществлять непрерывный мониторинг данного процесса и при необходимости вносить коррективы.

Таким образом, для практического внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» необходимо в первую очередь разработать на локальном уровне стандарты образовательно-профессиональных компетенций. Они должны полностью обеспечивать реализацию государственных образовательных стандартов.

Также одним из основополагающих факторов, определяющих эффективность реализации компетентностного подхода в учебном заведении, является взаимозаинтересованное и взаимовыгодное социальное партнерство учебного заведения, с одной стороны, со школами, а с другой стороны с работодателями.

Таким образом, вырисовывается цепочка непрерывного профессионально-

го образования «школа - высшая школа -предприятие», в которой центрами выступают многоуровневые учебные комплексы с развитой системой социального партнерства. Достижение целей компе-тентностного обучения возможно только после отказа от существующей в настоящее время тенденции применения информационно-сообщающих методов обучения в подавляющем большинстве случаев. Переход к стимуляции самостоятельной учебной деятельности, деятель-ностный характер учения, исследовательский и проблемный виды познавательной деятельности способствуют поднятию достижимого в ходе учебного процесса уровня овладения знаниями от ознакомительного и репродуктивного до продуктивного (творческого). Необходимо учесть тот факт, что есть отдельные учебные предметы или их циклы, где внедрение компе-тентностного подхода следует осуществлять дифференцированно, с учетом их специфики. Необходимым является разработка модели выпускника. Модель должна быть разработана для каждого института и учитывать особенности специальности, что позволит отличить одного выпускника от другого, а также уровни (качества) подготовки будущего специалиста одного и того же типа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дружинин В. Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психол. журнал. 2001. № 2. С. 61-70.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. 27 с.

3. Зеер Э. Ф, Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 216 с.

4. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя: Труды Международной научно-практической интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Ростов-н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2005. 21 с.

5. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 366 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.