УДК [02:004]:378.1(470)
Е. В. Мокшанова Компетентностный подход
в обучении бакалавра библиотечно-информационной деятельности
Рассматриваются проблемы внедрения компетентностного подхода в библиотечноинформационном образовании. Подчеркивается обязательное участие потенциальных работодателей в учебном процессе. Представлены способы максимальной адаптации студента к практической деятельности.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции, библиотечно-информационное образование
Ekaterina V. Mokshanova
Library and information activity: competency approach in bachelor's education
This article explores different problems of competency building approach in library and information education. Necessity of collaboration with potential employers is emphasized. Author presents methods for maximal adaptation of students to practical activities.
Keywords: federal state educational standard, competencies, library and information education
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, как и все вузы культуры России, перешел на реализацию новых образовательных программ на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по подготовке бакалавров и магистров. Основное отличие данных ФГОС от стандартов прошлого поколения заключается в том, что в них определены требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП), к которым относятся не только традиционные «знания», «умения» и «навыки», но, прежде всего, «компетенции» (общекультурные и профессиональные) выпускника вуза.
Существуют различные трактовки понятия «компетенция». В ФГОС под компетенцией понимается способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях; а компетентность - это уровень владения совокупностью компетенций, отражающий степень готовности выпускника к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области1. Разработка ориентированных на компетенции ООП является одной из главных составляющих повышения эффективности образования.
Главная задача компетентностного подхода в образовании состоит в приведении в соответствие получаемого студентом образования с потребностями профес-
46
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Раздел 1. Учебный процесс в современном творческом вузе: вызовы и перспективы
сиональной сферы. Другими словами, необходимо создавать такую модель образования, при которой студент будет максимально погружен в профессиональную деятельность. Знания, получаемые студентами в период традиционного обучения, необходимо интегрировать в профессиональную ситуацию, ее субъективный анализ - именно это определяет эффективный способ формирования компетентности будущего бакалавра.
Выпускник вуза после полного курса обучения по направлению подготовки бакалавров 071900. 62 «Библиотечно-информационная деятельность» должен владеть 16 общекультурными (ОК) и 41 профессиональной (ПК) компетенциями. Профессиональные компетенции подразделяются на группы: производственно-технологические, организационно-управленческие, проектные, научно-исследовательские и методические, информационно-аналитические, психолого-педагогические.
Вопросы формулировки компетенций, их разделения на группы остаются дискуссионными и активно обсуждаются профессиональным сообществом2. С одной стороны, образовательный стандарт опередил создание профессионального стандарта, в связи с чем компетенции недостаточно согласованы с требованиями библиотечной практики. С другой стороны, реализация компетентностного подхода предполагает сформированность у будущих бакалавров таких важных профессиональных качеств, как способность к самостоятельному решению профессиональных проблем, умение ориентироваться во все возрастающем потоке специальной информации, концептуальность и инновационность мышления и, самое главное, осознание социальной значимости своей будущей профессии и высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности. Все вышесказанное выдвигает новые требования к методам обучения, которые до конца еще не разработаны и не апробированы.
Решением проблемы формирования и развития реальных профессиональных навыков обучающихся, в определенной степени, является внедрение в учебный процесс интерактивных форм занятий с привлечением потенциальных работодателей.
Как показывают данные опросов студентов, более 2/3 первокурсников имеют смутные представления о полном содержании профессионального образования, поэтому формирование их профессиональных компетенций можно считать главной задачей обучения, которая на БИФ СПбГИК решается с помощью профориентационных мероприятий. Так, в 2012/2013-2013/2014 учебных годах на библиотечноинформационном факультете был реализован ряд проектов совместно с библиотеками Санкт-Петербурга.
Проектная деятельность позволяет будущим бакалаврам интегрировать теоретические знания и практические навыки. Все проекты представляют собой комплекс мероприятий, разработанный преподавателями, студентами и библиотекарями, и ориентированный, прежде всего, на библиотечные процессы в конкретных
• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2
47
Раздел 1. Учебный процесс в современном творческом вузе: вызовы и перспективы
библиотеках. Кроме того, типичными методами формирования ключевых компетенций в рамках профессиональных дисциплин стали деловые и ролевые игры, практические работы, дискуссии, тренинги, кейсы и пр.
Студентам предоставляется реальная возможность проявить себя, побывать в роли библиотекаря, что значительно дополняет и расширяет образовательный процесс. Библиотеки со своей стороны не только предоставляют площадки для студенческих экспериментов, но и предлагают самую актуальную информацию о своих возможностях. За 2013/2014 г. библиотеки Санкт-Петербурга приняли 30 студентов в ряды своих сотрудников, т. е. работа в библиотеке становится для студентов трамплином для их будущего развития в профессиональной среде.
В рамках образовательной деятельности в ближайшем будущем планируется совместно с библиотекарями разрабатывать образовательные программы с учетом развития фундаментальных знаний, на которые традиционно ориентируется образование, и особенностей развития современной библиотеки.
Таким образом, реализация компетентностного подхода на основе тесной взаимосвязи будущих работодателей и факультета и высокой мотивации студентов к реализации своих возможностей, в конечном итоге, позволяет повысить качество обучения.
Примечания
1 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки бакалавров 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность. М., 2003.
2 Колесникова М. Н. Размышления о подготовке бакалавра библиотечноинформационной деятельности // Библиосфера. 2012. № 2. С. 72-74.
48
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •