УДК 37
Л. И. Гатина
КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ ПОДХОД В ИГРОВЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ»
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, деловые игры, система оценки игровой деятельности студентов, специализирующихся на технологии полимерных материалов, содержание
компетенций.
Рассматривается одна из возможностей использования компетентностного подхода в игровых методах обучения по социальным дисциплинам студентов, специализирующихся на технологиях полимерных материалов.
Key words: the competence, the competence approach, business games, system of an estimation of game activity of students specializing on the technology ofpolymeric materials, the maintenance of competences.
In article one of use possibilities of the competence approach in game methods of training on social disciplines of students specializing on the technology ofpolymeric materials.
Качество специалистов, выпускаемых техническими вузами, и соответствующий сектор рынка образовательных услуг в настоящее время находятся в переходной ситуации. В соответствии с требованиями работодателей происходит построение такой системы высшего образования, которая позволяла бы выпускаемым специалистам не только получать диплом, но и соответствующие знания, умения и компетенции, необходимые при трудоустройстве. Уже много лет происходит диалог между работодателями и вузами о том, как готовить необходимых специалистов, работодатели просят добавить к вузовскому обучению приобретение умений, необходимых техническим специалистам (инженерам, техникам и др.), для быстрой адаптации на предприятии или фирме [1], в число которых должны входить:
- умения разрабатывать и внедрение продукции в производство,
- эксплуатационные, ремонтные и ликвидационные работы.
- владение технологией сильного мышления по разбору проблемных ситуаций,
- умение по заказу найти сильное техническое решение производственной или организационной задачи,
- умение систематично снижать факторы расплаты (экономической, социальной, экологической) за созданную и создаваемую технику,
- умение выявлять еще не свершившиеся аварии и скрытый брак производства,
- умение выявить скрытые тенденции будущего изделия, организации, отрасли и тем самым повысить управляемость этим будущим [2].
Агентство повышения квалификации Великобритании (Training Agency) в 1988 году определило компетенцию как наличие того, что человек, работающий по определенной специальности, должен уметь делать, «действия, поведение или продукция, которую человек должен уметь демонстрировать» [3].
Работники, занимающие конкретные должности в организации, на предприятии, должны уметь производить определенные действия и соответствовать ожидаемым стандартам. Компетенция может быть рабочей или профессиональной, она относится к показателям труда, которых ожидают на данном рабочем месте, и к тем стандартам и результатам, которых должен достичь работник, выполняющий определенные обязанности.
Указанные требования и понимание компетенций были учтены в процессе разработки федеральных государственных образовательных стандартов бакалавриата и магистратуры, подготовка которых теперь должна происходить на основе компетентностного подхода. От содержания и объектов деятельности зависят профессиональные компетенции, которые
должен сформировать и проявлять выпускник после освоения соответствующей учебной программы:
Подготовить специалиста в компетентностном формате означает осуществлять такое его обучение (процесс), в результате которого он будет способен надежно решать актуальные профессиональные проблемы через свою деятельность. Чтобы классифицировать выпускника вуза как компетентного он должен как минимум удовлетворить комплексу из двух условий:
1. Владеть определенным набором компетенций.
2. Быть способным решать проблемы сложности до и выше определенного порогового значения, которое в обществе устанавливается в зависимости от уровня развития рассматриваемой области деятельности [4].
В Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения указываются формы и методы обучения, которые необходимо использовать в учебном процессе для обеспечения достижения требуемого результата - владение выпускниками установленным набором компетенций на определенном уровне. Данное указание должно способствовать новым методическим разработкам и внедрению их в обучение, поскольку широкая практика обучения студентов чаще всего основывается на объяснительноиллюстративном или репродуктивном методах, которые не могут решить все задачи современного высшего образования. Инновации в высшем образовании необходимы, но только те, которые преобразуют традиционный учебный процесс, обеспечивая его активным и исследовательским характером и организовывая поисковую учебно-познавательную деятельность.
Исходя из чего, ориентиром для проектирования и организации современного процесса обучения студентов технического вуза является поиск средств стимулирования и обеспечения активной познавательной, исследовательской учебной деятельности, используя различные формы ее организации и методические подходы к образовательному процессу в рамках компетентностного подхода. И в данном случае преподаватель должен не просто транслировать знания, а стать руководителем, партнером студента в его исследовательской, проектной и других видах учебной деятельности. Поскольку только в диалоге возможна реализация педагогических принципов и постоянное взаимное стимулирование активности и развития как студента, так и преподавателя.
Не случайно высшая техническая школа в последнее время обратила внимание на активные методы обучения [5], одним из которых является деловая игра. Именно игровые методы создают условия для эмоциональной включенности в учебный процесс и мотивации обучающихся и оказывают положительное влияние на их учебную деятельность. Игровой метод отличается такими особенностями:
- процесс обучения максимально приближается к реальной практической деятельности.
- деловая игра является коллективным методом обучения.
- каждый участник игры выступает в тех или иных ролях, принимает свое решение, сообразуясь с интересами той роли, которая ему отведена.
- в играх специальными методическими средствами создается определенный эмоциональный настрой обучающихся.
- обстановка игры заставляет ее участников быть весьма активными [2], [6].
Таким образом, исследователи сходятся во мнении, что игровые методы обучения в вузах - это «способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на достижение учебно-воспитательных целей профессионального образования путем создания или представления имитационной модели профессиональной деятельности или ситуации. При этом деловые игры позволяют так организовать деятельность учащихся, что они имеют дело не с отдельными порциями программного материала, а с комплексными проблемными ситуациями, в содержании которых заданы знания и процедуры их трансформации в умения» [7], тем самым каждый учащийся может приобрести модели профессионального поведения и сформировать, конечно? не с первого раза, необходимые
компетенции. В сущности, описанные в государственных стандартах компетенции носят абстрактный характер, чтобы понять, как на самом деле они должны проявляться в реальной профессиональной деятельности будущие специалисты и даже преподаватели не всегда знают. Отсюда вытекает еще один положительный аспект использования деловых игр (ролевых или имитационных), который заключается в том, что при их проектировании и организации преподаватели тоже уясняют, как и в чем должны проявляться те или иные компетенции студентов.
Для преподавателей гуманитарных и социальных дисциплин, задумавшихся об организации деловой игры для студентов, обучающихся по техническим специальностям, резонно встает вопрос, какой должна быть игра, ее содержание и результат, как оценивать игровую деятельность студентов? Начать необходимо с ответа на ряд вопросов [8]:
1) Для чего проводится данная деловая игра, какую цель она преследует?
2) Для какой категории обучающихся?
3) Чему именно будет обучать данная игра, что позволит оценить?
4) Какие результаты должны быть достигнуты в ходе игры?
Сам процесс проектирования деловой игры проходит несколько этапов:
1. Выбор объекта имитации. Любая игра имитирует какую-либо деятельность, сферу
деятельности и т.п. «В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент
профессиональной реальности, выполнение, которого требует системного применения разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующей игре ... Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально» [9]. Для химических специальностей это может быть отдельный вид профессиональной деятельности, указанный в государственном стандарте.
Особенную трудность при проектировании деловых игр в рамках социальных дисциплин (социологии, политологии) для студентов химико-технологических специальностей представляет содержание игры. Что должно имитироваться в ходе игровой деятельности? «Каждая изучаемая будущим специалистом дисциплина должна внести свой вклад в формирование профессионала, коррелировать с будущей деятельностью» [10]. Поэтому содержание деловых игр для студентов химико-технологических специальностей должно включать вопросы и учебные проблемы, направленные, например, в рамках социологии, на такие разделы, как социология промышленности, социология труда, социология экологии, социология конфликта, социология организаций, социология управления и др. Это необходимо для успешной профессиональной подготовки будущих специалистов в части овладения необходимыми компетенциями.
2. Выбор модели профессиональной деятельности - объекта и процесса, реализация которых будет производиться во время игры. Объекты и процессы профессиональной деятельности указаны в государственных стандартах. Объектами являются материальные и нематериальные предметы трудовой деятельности. Процессы - решение задач, относящихся к профессиональной деятельности. От выбора объекта и видов профессиональной деятельности зависит следующий этап проектирования деловой игры.
3. Разработка методического обеспечения деловой игры, формулирование цели, правил игры, описание функций и ролей участников, подготовка системы оценивания участников, разработка сценария и хода игры, определение материально-технического обеспечения проведения игры.
Несмотря на изученность вопроса проектирования деловых игр, использование компетентностного подхода в организации и проведении игр заслуживает в настоящее время внимания, поскольку требует новых методических разработок. И здесь на передний план выходит вопрос о системе оценки игровой деятельности студентов, как оценить сформированы ли у них необходимые компетенции и на каком уровне?
Поскольку социальные дисциплины в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами для химических специальностей призваны содействовать формированию общекультурных компетенций, рассмотрим содержание некоторых из них (табл.1).
Таблица 1 - Содержание общекультурных компетенций для выпускников направления «Химическая технология полимерных материалов» (бакалавриат)
Общекультурные компетенции Содержание
Способность и готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе • умение включаться в коллективную работу, • сотрудничество с другими членами коллектива, • участие в формировании и построении эффективной работы коллектива, • оказание конструктивного влияния на мнение и поведение других членов группы, • проявление инициативы, готовность к выполнению дополнительных заданий или обязанностей.
Готовность и способность находить организационноуправленческие решения в нестандартных ситуациях • анализ технологического процесса как объекта управления, • умение организовать работу исполнителей, • знание и умение принимать решения в области организации и нормирования труда.
Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, приобретать новые знания в области техники и технологии • умение самостоятельно организовать поисковоисследовательскую деятельность, • формулирование личных и профессиональных целей развития, исходя из статусных и социальных позиций, • определение способов и ресурсов саморазвития, исходя из нормативных требований общества, • постоянное самообучение в профессиональной сфере.
Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы • умение вычленять социально значимые проблемы в профессиональной и личной сфере из окружающей среды, • умение выявлять причинно-следственные связи при анализе социально-значимых проблем, • владение методиками анализа социально-значимых проблем.
Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач • умение оперировать понятиями социальных и гуманитарных дисциплин, • использование положений и методов гуманитарных наук для объяснения и анализа социальных, профессиональных задач, • умение предупреждать негативные последствия и риски при решении социальных и профессиональных задач (в части труда и результатов труда коллектива, методов управления и др.).
На основе указанного содержания компетенций создается шкала измерения сформированности компетенций во время деловых игр, не будем останавливаться на технических аспектах измерения, поскольку каждая игра предполагает свою цель и, следовательно, направлена на оценку конкретного набора умений, демонстрируемых
студентами, отсюда следует, что деловые игры необходимо проектировать и организовывать таким образом, чтобы создать условия для проявления определенных компетенций.
Рассмотрим пример шкалы измерения компетенции «способность и готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе» (табл. 2). Уровни сформированности могут определяться, исходя из содержания, вкладываемого в компонент компетенции, и иметь даже отрицательное числовое выражение при негативном проявлении поведения во время игры, шкалы компетенций были разработаны на основании исследований и моделей компетенций Л. Спенсера и С. Спенсера [11]. Представленная шкала измерения сформированности компетенции (табл. 2) может быть использована в качестве инструмента системы оценки в деловых играх, предполагающих командную работу. Подобные элементы оценивания с поправкой на набор компетенций и их содержание могут быть распространены на деловые игры по специальным дисциплинам. В качестве оценивающих экспертов могут приглашаться не только преподаватели, ведущие социальные дисциплины, но и представители -преподаватели и аспиранты - выпускающих кафедр для своевременного мониторинга овладения умениями и компетенциями выпускников.
Таким образом, возникающая необходимость внедрения компетентностного подхода в игровые формы обучения студентов специальностей, связанных с технологией полимерных материалов, по социальным дисциплинам может быть решена с помощью разработки системы оценки игровой деятельности студентов, которая позволяет отслеживать уровень сформированности компетенций и их компонентов, а значит, дает возможность мониторинга и контроля усвоения учебных программ и последующего проектирования подготовки специалистов в области химических технологий в свете необходимости модернизации и внедрения инноваций во всех отраслях экономики и сферах жизнедеятельности общества.
Таблица 2 - Уровни сформированности компонента компетенции «способность и готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе» у выпускников направления «Химическая технология полимерных материалов» (бакалавриат)
Компонент компетенции Уровень сформирован- ности Содержание уровня сформированности компонента компетенции (модель поведения)
1 2 3
Умение включаться в коллективную работу и сотрудничество с другими членами коллектива, -1 0 1 Не сотрудничает с другими членами коллектива. Разрушителен, вызывает проблемы в работе коллектива. Отказывается от работы в коллективе. Отсутствие включенности в работу коллектива. Нейтрален, пассивен, не принимает участия в работе команды, самоизолируется от коллектива, показывает равнодушие к общему делу. Сотрудничает, охотно принимает участие в работе коллектива, поддерживает коллективные решения, выполняет свою долю работы.
2 Активно принимает участие в работе коллектива. Ратует за эффективное решение, принимаемое коллективом. Делится информацией с членами своего коллектива. Информирует людей и держит их в курсе относительно процессов, происходящих в коллективе. Положительно отзывается о членах команды. Демонстрирует уважение к умственным способностям и предложениям других людей в команде.
Окончание табл. 2
1 2 3
3 Активно принимает участие в работе коллектива. Берет на себя роль одного из лидеров коллектива. Поощряет других. Публично оказывает доверие тем, кто хорошо выполнил задание, решил задачу. Добивается вклада в дело от каждого члена коллектива. По-настоящему ценит вклад и знания других. Способствует выполнению задания всей командой, предлагая процедуры принятия решений.
4 Берет на себя роль лидера коллектива. Занимается строительством коллектива. Создает дружескую атмосферу, поддерживает высокий командный дух и сотрудничество. Разрешает конфликты, поощряет или облегчает успешное их решение. Устанавливает четкие процедуры решения проблемы или принятия решения.
Литература
1. Тузиков, А.Р. Дистанционные технологии в контексте компетентностного подхода в организации образовательного процесса в исследовательских университетах (на примере Национального исследовательского университета химии и технологии перспективных материалов)/ А.Р. Тузиков, Р.И. Зинурова, Ю.Н. Соловарова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №9 - С.800-805.
2. Иловайский, И. В. К инженерному образованию XXI века / И.В. Иловайский //Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт. II Международная научно-методическая конференция. Тезисы докладов (НГТУ, 20 - 22 апреля 1999 г.), Новосибирск, 1999. - С. 225.
3. TRAINING AGENCY (1988a) Development of Assessable Standards for National Certification: Guidance Note 1 - A Code of Practice and a Development Model, Sheffield, Training Agency.
4. Журбенко, Л.Н. Модель системы подготовки инженеров в компетентностном формате/ Л.Н. Журбенко, Н.К.Нуриев, С.Д.Старыгина // http://ifets.ieee.org/russian/depository/v11_i4/html/10.htm.
5. Сорокина, Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов/ Н.Д. Сорокина// Социологические исследования. - 2005. - №8. - С.120.
6. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение/ В.Я. Платов. - М.: Профиздат, 1991. - С.4.
7. Девяткина, Г.В. Проектирование учебно-технологических игр в процессе профессиональной подготовки учащихся в новых типах учебных заведений - лицеях : автореф. дис. ... канд. педаг. наук / Г.В. Девяткина. - Казань, 1996. - С.11.
8. Дорошев, Д.В. Вопросы разработки и проведения деловых игр/ Д.В. Дорошев // Тезисы докладов международной электронной конференции «Новые технологии в образовании»/ http://www.naukapro.ru/konf2007/3_014.htm.
9. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие/ А.А. Вербицкий. — М.: Высш. шк., 1991.— С.144.
10. Майкова, Э.Ю. Социологическое образование в техническом в университете/ Э.Ю. Майкова, Е.В. Симонова // Социологические исследования. - 2001. - №6. - С.133.
11. Спенсер, Л. М. Компетенции на работе. Пер. с англ./ Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер. - М: HIPPO,
2005. - 384с.
© Л. И. Гатина - канд. социол. наук, доц. каф. государственного, муниципального управления и социологии КГТУ, [email protected].