/Ь ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
УДК 378 ББК 74 Ч 48
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФГОС-3: ОПЫТ КРИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
В.Г.Велединский1
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 192171, Санкт-Петербург, ул.Седова, 55/1
Анализ федерального государственного стандарта третьего поколения (ФГОС-3) представляет серьезную проблему, поскольку по-разному может пониматься проблемная ситуация, что, в свою очередь, предопределяет выбор методов и направления такого анализа. Общепринятая методика анализа ФГОС ВПО не создана. Поскольку при создании ФГОС ВПО третьего поколения учитывался опыт разработки и реализации ГОС первого и второго поколений, одним из способов анализа может быть сравнение профессиональных требований ФГОС третьего поколения и ГОС второго поколения с учетом почти десятилетнего опыта реализации ГОС-2000. Могут сравниваться также документы стран Европейского союза и России по реализации Болонских соглашений в аспекте обозначенной темы.
Целью такого анализа может быть:
• осознание новых задач, обусловленных компетентостным подходом и уровневой системой подготовки специалистов;
• разработка примерной структуры образовательной программы по направлению «Сервис» для различных профилей с учетом результатов проделанного анализа;
• предложение модели возможных индивидуальных стратегий (вариантов) магистерской специализации на выходе.
1 Велединский Валерий Георгиевич, кандидат педагогических наук, профессор, действительный член Национальной академии туризма; тел.: 448-84-09; e-mail: v.veledin@list.ru;
Сравнение ФГОС-3 по направлению «Сервис» со стандартами второго поколения (ГОС-2000 по специальности 100101 «Сервис») исходит из того, что ФГОС представляет собой совокупность требований к структуре, условиям реализации ООП и результатам освоения основных образовательных программ. В соответствии с темой основное внимание уделяется именно последнему аспекту - результату процесса обучения [4,10].
Сравнение профессиональных требований ГОС-2000 по специальности 100101 «Сервис» и направления подготовки «Сервис» (бакалавр) может быть проведено на основе данных табл.1 и 2.
Таблица 1
Сравнение профессиональных требований ГОС-2000(специальность 100103 «Сервис») и ФГОС-2009 (направление подготовки «Сервис» - бакалавр)
ГОС-2000 ФГОС-2009
Область профессиональной деятельности Индивидуальное обслуживание потребителя услуг Процессы сервиса, обеспечива-ющие предоставление услуг потребителю в системе согласо-ванных условий и клиентурных отношений
Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности специалиста по сервису являются человек и его потребности в индивидуальных услугах; способы и методы выявления и формирования этих потребностей с доведением их до устойчивого спроса в отношении различных индивидуальных услуг; методы моделирования, диагностики и разработки материальных объектов и услуг по индивидуальным заказам потребителя; технологические процессы, посредством которых выполняются индивидуальные заказы на услуги; оборудование, машины, приборы и их системы для осуществления технологических процессов сервиса Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: • потребители (индивидуальные или корпоративные клиенты), их • потребности; • процессы сервиса; • методы диагностики, моделирования и разработки материальных и нематериальных объектов сервиса; • материальные и нематериальные системы процессов сервиса
Виды профессиональной деятельности Сервисная; производственнотехнологическая; организационно-управлен-ческая; научно-исследовательская Сервисная; производственнотехнологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская Конкретные виды профессио-нальной деятельности, к которым готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса
Таблица 2
Сравнение задач профессиональной деятельности по видам профессиональной деятельности ГОС-2000(специальность 100103 «Сервис») и ФГОС-2009 (направление подготовки _________________________________«Сервис» - бакалавр)_________________________________
ГОС-2000 ФГОС-2009
Сервисная деятельность: • исследование возмож-ностей и методов оказания услуги; • разработка проекта и технологии оказания услуги; • установление и обеспечение необходимого качества услуги; • согласование, оформление и доведение услуги до потребителя • проведение экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса; • выбор необходимых методов и средств процесса сервиса; • обобщение необходимого варианта процесса сервиса, разработка регламента; • предоставление услуги потребителю
Производственно- технологическая деятельность: • организация приема заказа на оказание услуги; • разработка комплексных вариантов проекта оказания услуги; • разработка проекта оказания услуги; • нахождение компро-миссных решений в условиях многокритериальности процесса оказания услуги; • разработка технического задания, технического предложения, технического описания; • организация технологического процесса для исполнения услуги; • выбор специального оборудования и технических средств для оказания услуги; • использование информационных технологий для решения задач технологического процесса оказания услуги; • разработка процесса оказания услуги; • оптимальное использ-ование материальных и энергетических ресурсов, исходя из требуемого уровня качества оказываемой услуги; • организация и эффек-тивное осуществление входного и выходного контроля качества процесса оказания услуги, параметров технологических процессов, используемых материальных объектов и систем сервиса; • организация проведения экспертизы, диагностики, сертификационных испытаний различных видов услуг Выбор материалов, специального оборудования и средств с учетом • процесса сервиса; • разработка процесса сервиса и контроль выполнения регламента; • внедрение и использование информационных систем с учетом • процесса сервиса; • мониторинг и контроль качества процесса сервиса и обслуживания
Организационно- управленческая деятельность: • организация сервисной деятельности предприятий; принятие управленческих решений по оказанию услуги; оптимизация выбора состава технологического оборудования и технических средств, необходимых для оказания услуг требуемого ассортимента и обеспечения их качества; • организация контактной зоны для общения с потребителем услуги; подбор сотрудников, обладающих психологической устойчивостью для работы с потребителем услуги; нахождение компромисса с потребителем по возможностям и требуемому качеству оказания услуги; • планирование сервисной деятельности предприятий, прогнозирование развития предприятия при изменении ассортимента услуг; прогнозирование изменений на рынке услуг; • оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение деятельности предприятия сервиса • участие в планировании деятельности предприятия сервиса; • участие в организации контактной зоны для обслуживания • потребителей; • участие в организационноуправленческой деятельности предприятия • сервиса, в формировании клиентурных отношений; • выбор оптимальных процессов сервиса; • оценка производственных и непроизводственных затрат на • обеспечение деятельности предприятия сервиса • .
Научно - исследовательская деятельность: • системный анализ и оптимизация сервисной деятельности; • моделирование технологических процессов оказания услуги; • разработка стратегии и алгоритмов обслуживания; • исследование психологических особенностей потребителя услуги с учетом национально-региональных и социально-демографических факторов; • исследование и разработка методов управления качеством, стандартизации и сертификации изделий и услуг. • разработка элементов оптимизации сервисной деятельности; • участие в исследованиях потребительского спроса; мониторинг потребностей; • участие в исследованиях психологических особенностей потребителя с учетом национальнорегиональных и социальнодемографических факторов; • участие в исследовании и реализации методов управления качеством, стандартизации и сертификации изделий и услуг, формировании клиентурных отношений.
Отметим, прежде всего, что сравниваются стандарты разного уровня: бакалавриат и специалитет. Но поскольку бакалавриат рассматривается как полное высшее образование, самостоятельный образовательный уровень ВПО, а бакалавры во многих случаях будут работать на предприятиях сервиса наравне со специалистами, такое сравнение в целях анализа можно
рассматривать как достаточно корректное. Эта точка зрения находит подтверждение в табл. 1, из которой видно, что бакалавр сервиса осуществляет те же виды деятельности, что и специалист по сервису. Правда, в ФГОС-3 (2009) есть дополнение: конкретные виды
профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса. Это можно расценить как признак динамичности и открытости ФГОС-2009 для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности, запросы работодателей и возможности системы образования. Но остается и возможность считать, что какие-то виды деятельности из перечисленных в стандарте могут быть усечены.
Сравнение формулировок, которыми обозначены область и объекты профессиональной деятельности, выявляет те различия, которые обусловлены и развитием представлений о феномене сервиса, и изменениями в общественной практике. Соответственно меняются и профессиональные требования к кадрам.
Объекты деятельности в ФГОС-2009 представлены гораздо шире: если в ГОС-2000 основной объект - человек и его потребности в индивидуальных услугах, то в ФГОС-2009 основной объект - потребители (индивидуальные или корпоративные), их потребности. Среди других объектов находим материальные и нематериальные (подчеркнуто нами. - В.В.) системы процессов сервиса. Это зримый знак расширения представления о сервисе, который включает деловые услуги, предоставляемые корпоративным потребителям, и другие социально-культурные услуги нематериального характера. Соответственно широко обозначена в ФГОС-2009 и область профессиональной деятельности выпускника. Все это позволяет утверждать, что декларируемая задача более полного учета требований рынка труда и возможностей предметной области находит отражение в тексте ФГОС-2009.
Сопоставление задач профессиональной деятельности по видам профессиональной деятельности (табл.2) показывает, что принципиальных различий в текстах стандартов не наблюдается. Отличия, разумеется, присутствуют. Например, в разделе «Сервисная деятельность» ФГОС-2009 отсутствует задача «разработка проекта и технологии оказания услуги». Это можно считать проявлением снижения профессиональных требований к бакалавру сервиса по сравнению со специалистом по сервису, который обязательно выступает как конструктор, создатель, проектант услуги. Однако трудно представить бакалавра сервиса, который не выполнял бы такой проективной по своему характеру работы. Поэтому отсутствие
указанной профессиональной задачи у бакалавра - скорее недостаток, чем достоинство ФГОС-2009. Соответственно в стандарте не находим и соответствующей компетенции.
То же можно сказать и о задаче «установление и обеспечение необходимого качества услуги», которая присутствовала в ГОС-2000. В ФГОС-2009 вопрос о качестве перенесен в раздел производственнотехнологической деятельности и сформулирован иначе: «мониторинг и контроль качества процесса сервиса и обслуживания». Разве бакалавр сервиса на рабочем месте не должен обеспечивать необходимое качество услуги?
Вполне обоснованно в раздел производственно-технологической деятельности включена задача «внедрение и использование информационных систем с учетом процесса сервиса». Это, несомненно, актуальное профессиональное требование сегодняшнего дня. В разделах организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности принципиальных различий в задачах не просматривается. Если специалисту предписывалось проводить исследования, то бакалавру предстоит участвовать в исследованиях и т.д. Примечательно только то, что в задачах бакалавра подчеркнута необходимость изучения потребительского спроса; мониторинга потребностей, исследования психологических особенностей потребителя. В этом проявилось осознание клиентоориентированности сервиса, характерное для сегодняшнего дня.
Таким образом, можно сделать вывод: ФГОС-2009 по направлению подготовки «Сервис» является определенным шагом вперед по сравнению с ГОС-2000 по специальности 100103 «Сервис». Однако в отношении профессиональных требований новизна ФГОС-2009 не носит принципиального характера и не может претендовать на статус инновации.
Поскольку формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки в виде компетенций в ГОС-2000 не осуществлялось, сравнение с ФГОС-2009 невозможно. Но возможна оценка профессиональных компетенций с позиций методологических подходов, изложенных ранее [9]. Однако прежде рассмотрим общекультурные компетенции ФГОС-2009.
Особенностью ФГОС-2009 является и то, что наряду с профессиональными компетенциями (их у бакалавра сервиса 15), выпускник должен обладать культурными компетенциями (всего их - 21). Обучение на базе компетенций, социально-культурное развитие студента, введение научно-исследовательской работы как обязательного компонента ООП -
отличительные особенности комплексного преобразования сферы высшего образования в РФ [7,8].
Анализ применения компетентностного подхода применительно к направлению подготовки «Сервис» можно осуществить сравнением документов комиссии ЕС по образованию и культуре [6,13,14] и России (на конкретном примере ФГОС-2009 по направлению подготовки «Сервис») по реализации Болонских соглашений. Если говорить о Европейском союзе в целом, то структура, основанная на двух уровнях - бакалавриат и магистратура - установлена во всех странах-участницах Болонского процесса. Переход на уровневое образование в Испании, Венгрии, Португалии, Швеции, Румынии завершается в настоящее время. Большинство стран - бывших республик СССР провели или проводят реформу программ ВПО в духе Болонского процесса [1]. Поэтому обращение к их опыту в качестве сравнительного материала может оказаться полезным в плане выявления сходства и отличий в трактовках и подходах, существующих в странах Европейского союза и России.
Начнем с определения понятия «компетенция» в рабочих документах ЕС: «В понятие "компетенция" входит несколько терминов: прирожденная склонность (одаренность), способность (как свойства личности), умения, навыки...» [14]. В дополнение можно отметить, что Болонский процесс совершенствования образовательных программ для университетов предполагает учет изменяющихся потребностей общества и возможностей работодателей. В связи с этим предусматривается, что перечень компетенций должен постоянно подвергаться новой идентификации. Речь идет, как считают исследователи, об образце, эталоне, о модели готового «продукта», которого ждет общество, а именно - об идеале выпускника [11]. Можно сказать, компетенции в документах Европейского союза отражают кодекс идеального служащего, разработанный и утвержденный сообществом работодателей. В основе подхода - интересы экономической эффективности, создания конкурентоспособной системы на рынке труда.
В документе «Регулирование образовательных структур в Европе» компетенции же представляют собой динамическую комбинацию знаний, понимания, навыков и способностей. Их воспитательный смысл (формирование «идеала выпускника») является важнейшей составляющей частью образовательных программ. В упомянутом документе компетенции в каждом ряде классификации представлены в следующем перечне:
1) инструментальные - когнитивные, методологические, технологические и лингвистические способности;
2) межличностные - индивидуальные способности, социальные навыки (социальные интеракции и кооперация);
3) системные - способности и навыки, вносящиеся к целым системам (комбинирование понимания, восприятия и знания; приоритет в приобретении требуемых инструментальных и межличностных компетенций) [14].
В российской реальности «компетенции» понимается как инструмент обучения, как элемент технологии учебного процесса. Согласно российской версии, компетенция - это интегрированная характеристика, выражающая готовность и способность выпускника самостоятельно «применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» в изменяющихся условиях профессиональной деятельности [7]. Просматривается определенное расхождение трактовок понятия «компетенции» в России (в том числе, и в анализируемом случае) и Европейском союзе.
Различия в наборе компетенций представлены в табл.3.
Таблица 3
Классификация компетенций в направлении подготовки «Сервис» (РФ) и
Европейском союзе
РФ ЕС
Общекультурные Инструментальные
Профессиональные Межличностные
Системные
Предметно-специальные
Для дальнейшего сопоставительного анализа существенно, что в российских документах понятия «инструментальные компетенции» нет. В странах ЕС инструментальные компетенции рассматриваются в качестве:
• познавательной способности, способности понимать идеи и мысли и
манипулировать ими;
• методологических способностей, выражающихся в умении
манипулировать окружающей средой (организация времени и стратегия обучения, подготовка решения или решение проблем);
• технологических навыков, относящихся к использованию навыков
проектирования, пользованию компьютером, и навыков информационного менеджмента;
• лингвистических навыков, куда входят устная и письменная коммуникация и знание второго языка.
В ФГОС-2009 по направлению «Сервис» имеется набор компетенций, которые можно отнести к инструментальным в соответствии с
терминологией ЕС. Сравнение инструментальных компетенций представлено в табл 4.
Таблица 4
Сопоставление набора инструментальных компетенций в направлении подготовки ______________________«Сервис» (РФ) и Европейском союзе____________________
РФ (вариант направления «Сервис») ЕС
Выпускник • способен использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-2); • способен принимать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе общественной и профессиональной деятельности (ОК-3); • владеет основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-4); • свободно владеет письменной и устной речью на русском языке, способен использовать профессионально ориентированную риторику, владеет методами создания понятных текстов, способен осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-7); • способен на научной основе организовать свой труд, оценить с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеет навыками самостоятельной работы (ОК-11); • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); • способен самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социальных и профессиональных компетенций, • сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-16); • владеет основами законодательства о физической культуре и спорте, методами и средствами физического воспитания для оптимизации работоспособности и здорового образа жизни (ОК-21) Выпускник обладает компетенциями: • способность анализировать и синтезировать; • способность организовывать и планировать; • базовые общие знания; • основные профессиональные знания; • устная и письменная коммуникация на родном языке; • знание второго языка; • элементарные компьютерные навыки; • навыки информационного менеджмента (способность отобрать и проанализировать информацию из различных источников); • решение проблем; • подготовка решения
Следующий набор - межличностные компетенции - в документах ЕС идентифицируются как:
• индивидуальные свойства личности, ее самооценка и критическая оценка ситуации;
• социальные навыки, относящиеся к сфере межличностных отношений и умению работать в группе, выражающие также социальные и этнические особенности.
Эти навыки - основа для социальной интеграции и кооперации. Что касается российских документов, то в них дается набор компетенций, в чем-то схожий и в то же время отличный от принятого в ЕС (см. табл. 5).
Таблица 5
Сопоставление межличностных компетенций в направлении подготовки «Сервис» (РФ) и
Европейском союзе
РФ (вариант направления «Сервис») ЕС
Выпускник • способен к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к людям, • толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК-8); • способен к работе в коллективе, в том числе применяя принципы и методы организации и управления малыми и средними коллективами (ОК- 9); • способен осуществлять деятельность, связанную с руководством или действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь • подчиненным (ОК-10); • стремится к постоянному личностному развитию и повышению профессионального мастерства, способен с помощью коллег • критически оценить свои достоинства и недостатки, делать необходимые выводы (ОК-15); • готов к компромиссу с потребителем по возможному варианту и требуемому качеству обслуживания (ОК-18); • готов к общению с потребителями, владеет навыками аргументации, ведения дискуссии и полемики (ОК-19); • готов подчинять личностные интересы интересам потребителя, общественным и корпоративным интересам с целью успешной реализации сервисной деятельности (ОК-20). Выпускник обладает компетенциями: • способность к критике и самокритике; • способность работать в команде; • межличностные навыки; • способность работать в междисциплинарной команде; • способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях; • способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; • способность работать в международном контексте; • приверженность этическим ценностям
Болонский процесс вводит нас в глобальные межкультурные рамки, скрупулезно детализирует межкультурные компетенции.
Системные компетенции в том виде, как их трактуют в странах ЕС, также отсутствуют в российских документах. В понимании европейского сообщества эти компетенции идентифицируются как способности, позволяющие видеть части целого, осмысливать систему в целом, уметь планировать изменения, которые способствуют совершенствовать существующую и конструировать новые системы. Более детальный набор системных компетенций выглядит следующим образом: способность
применять знания на практике; исследовательские навыки; способность обучаться; способность адаптироваться в новых ситуациях; способность
генерировать новые идеи; лидерство; воля к успеху. Соотношение системных компетенций представлено в табл. 6.
Таблица 6
Сопоставление системных компетенций в направлении подготовки «Сервис» (РФ) и
Европейском союзе
РФ (вариант направления «Сервис») ЕС
Выпускник • владеет культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем Мире, способен ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1); • способен к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-5); • демонстрирует гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-6); • 'способен участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ОК-14); • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь (ОК-17) Выпускник обладает компетенциями: • способность видеть части целого, осмысливать систему в целом; • умение планировать изменения, которые способствуют совершенствованию существующих и конструированию новых систем; • способность применять знания на практике; • исследовательские навыки; • способность обучаться; • способность адаптироваться в новых ситуациях; • способность генерировать новые идеи; • лидерство; • воля к успеху
Анализ данных табл.4 показывает, что в основных параметрах инструментальные компетенции направления подготовки «Сервис» соответствуют набору компетенций, заданному в документах Евросоюза. В обоих вариантах присутствуют компетенции, связанные с пользованием компьютером и навыками информационного менеджмента, с лингвистическими навыками. Однако в российском варианте компетенции носят более конкретный, почти прикладной характер (например, ОК-2,3,4,21). В варианте ЕС акцент сделан на базовых знаниях, на методологических подходах, создающих базу понимания окружающей среды и воздействия на нее. Обращают на себя внимание и инструментальные компетенции «Решение проблем» и «Подготовка решения», присутствующие в документах ЕС. Думается, что владение соответствующими технологиями пошагового решения проблем существенны и для сферы сервиса.
Что касается межличностных компетенций (табл.5), то здесь можно констатировать высокую степень совпадения того, что предложено в этом отношении стандартом направления «Сервис» и документами ЕС. Различия
здесь носят стилистический, текстовой характер, будучи близкими по сути. Пожалуй, только способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях, имеющаяся в варианте ЕС, составляет существенный элемент различия. Это можно рассматривать как факт достаточно полного соответствия профессиональных требований к выпускнику направления подготовки «Сервис» общеевропейским требованиям в рамках Болонского процесса по отношению к межличностным компетенциям.
В отношении системных компетенций (табл.6) рассматриваемые варианты имеют черты и сходства, и различия. Различие связано, главным образом, с такими компетенциями в варианте ЕС, как лидерство, воля к успеху, способность генерировать новые идеи. Отсутствие чего-то подобного в компетенциях направления «Сервис» находит объяснение в российской традиции, в которой указанные свойства рассматриваются чаще как прирожденная склонность, мало поддающаяся развитию и формированию в качестве компетенции. Позиция ЕС позволяет взглянуть на эти свойства как на одаренность, которая может получать развитие и оформляться как компетенция.
Проведенный анализ опирался только на рассмотрение общекультурных компетенций. Предметно-специальные компетенции в документах ЕС подробно не рассматриваются. Они определяются профессиональным контекстом направления подготовки (в нашем случае -«Сервис») и сравнению с вариантом ЕС не подлежат ввиду отсутствия необходимой информации. Однако есть возможность проанализировать профессиональные компетенции (ПК) с позиций соответствия современным представлениям о модели сервиса, полученной на основе системного подхода. Напомним, что выпускник, согласно этой модели, должен иметь технологическую, экономическую и сервисно-коммуникативную подготовку, причем последняя содержит и компонент сервисного права [3].
Таблица 7
Распределение профессиональных компетенций (ПК) в направлении подготовки «Сервис» ФГОС-2009 в соответствии с компонентами современной модели сервиса
Компонент модели сервиса Номер соответствующей ПК в ФГОС-2009
Т ехнологический 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9,10, 12, 13, 14
Экономический 11, 15
Сервисно-коммуникативный 2, 4, 5, 14
Из табл. 7 видно, что основное внимание в стандарте уделено технологическим компетенциям. Ряд компетенций сформулирован таким образом, что одновременно относится к разным видам профессиональной деятельности, например ПК-5: «готов к разработке и реализации технологии процесса сервиса (производственно-технологическая деятельность), формированию клиентурных отношений (сервисно-коммуникативная деятельность)». Экономическая составляющая подготовки специалиста представлена в усеченном виде. Полностью отсутствуют компетенции, ориентированные на сервисное право.
При анализе и сопоставлении общекультурных и профессиональных компетенций видно, что вторые, по сути, выступают как конкретизация первых в контексте данного профессионального пространства, а не просто набор специальных профессиональных знаний, умений и навыков, как это иногда трактуется.
Отметим еще один важный момент. В ЕС компетенции учитываются в так называемой кредит-трансферной системе организации учебного
процесса, которая в России получила название «системы зачетных единиц». На Западе под термином «кредит-трансфер» подразумевается централизованная система учета студенческой нагрузки, требующая
выполнения обязательных образовательных программ, предпочтительных спецификаций. Результаты работы студента оцениваются приобретенными компетенциями [1,5,6]. В России же используется следующая трактовка: «Кредитная система - мера трудоемкости освоения студентами
образовательной программы в терминах учебного времени, требуемого для достижения установленных результатов обучения при очной форме обучения» [7]. Кредиты воспринимаются как чисто количественная
категория (период временных затрат), в то время как в определении Евросоюза речь идет и о качественной стороне: каждая дисциплина, спецкурс и любая другая единица учебного плана должна обладать набором компетенций, которыми обеспечивается будущий выпускник.
Предполагается, что преподаватель при оценке учитывает не только качество приобретенных студентом профессиональных знаний, умений и навыков, но и уровень компетенций, заявленных в конкретной программе, дисциплине, курсе и т.п. Например, при выставлении общей оценки по спецкурсу «Деловые игры» преподаватель должен учитывать способности студентов работать командой, сплачивать команду и т.д. При отсутствии таких компетенций (даже при наличии теоретического знания) оценка по кредиту значительно снижается. Такая связь кредит-трансфера с компетенциями и есть суть компетентностного подхода, поскольку для работодателя на выходе важна именно интегральная характеристика готовности дипломированного специалиста [11].
Общий вывод на основе проведенного анализа в отношении профессиональных требований к специалисту, сформулированных в форме компетенций, может быть такой: ФГОС третьего поколения по направлению «Сервис» исходит из феномена актуального знания, но в недостаточной степени акцентирует необходимость опережающего характера требований. При разработке вариативных частей учебных циклов обязательно нужно иметь в виду компетенции специалиста завтрашнего дня. Только в этом случае введение широкой бакалаврской программы инновационного характера с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет соответствовать стремительно меняющемуся рынку труда, когда технологии и знания обновляются очень быстро.
На основе проделанной аналитической работы с учетом международного и отечественного опыта можно обозначить некоторые проблемы, связанные с профессиональными требованиями к специалисту в условиях перехода ВПО к уровневой системе подготовки кадров на основе компетентстного подхода:
1. Формирование ООП по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части с учетом высказанных замечаний;
2. Схема построения содержания образовательной программы может выглядеть так: 1) фундаментальные обязательные знания в виде набора соответствующих дисциплин; 2) профильные знания, которые выбирает и комплектует вуз, а студент выбирает один из предлагаемых профилей; 3) специальные знания в виде широкого спектра модулей и курсов, формирующихся на элективной основе со стороны обучающихся;
3. Создание ООП подготовки бакалавров и магистров, конкурентоспособных в сравнении с лучшими мировыми образцами, как механизма реализации ФГОС-3;
4. Формирование образовательных программ специализированной подготовки магистров как вида программ, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов, подготовленных к различным видам научно-исследовательской, инновационной деятельности;
5. Формирование основных образовательных программ с участием всех заинтересованных субъектов: требования к выпускникам должны формироваться на основе профессиональных стандартов (при их наличии), либо разработчиками ООП совместно с объединениями работодателей;
6. Создание системы управления качеством и объективного, независимого внешнего контроля качества получаемых компетенций;
7. Определение возможностей и вклада конкретных дисциплин в формирование компетенций;
8. Способы диагностики и оценки степени сформированности компетенций как результата освоения ООП;
9. Установление требований к результатам освоения отдельных уровней подготовки специалистов;
10. Установление трудоемкости (объема учебной работы студента) ООП в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов;
11. Перестройка сознания профессорско-преподавательского
состава, руководителей всех уровней в соответствии с требованиями компетентностного подхода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко В.И.. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения / В.И.Байденко - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
2. Болонский процесс: поиск, общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под научной ред. д.п.н., профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
3. Боровиков А.В. Оптимизация подготовки кадров для автосервиса/ А.В.Боровиков,
B.Г.Велединский // Мир человека. - 2009. - Том 9, №1. - С.176-184.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 100103 «Сервис». Утвержден 27.03.2000. - М., 2000.
5. Ключевые характеристики http://www.bologna.msmt.cz/files/ECTSKeyFeatures.pdf (сайт EC).
6. Компетентностный подход: опыт европейских вузов / Электронный сборник переводных материалов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.
7. Национальный образовательный проект «Образование». - М.: Изд-во МГУ, 2006.
8. Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров. Приказ Минобрнауки России № 62 от 22 марта 2006 г.
9. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. В 4-х т./ Под ред. Ю.П.Свириденко. - Т.1. Формирование сферы услуг. - М.: Вега Интел XXI, 2000. - С.46-47. См. также: Велединский В.Г. Социально-культурный сервис: эволюция понятия в контексте сервисологии/ В.Г.Велединский // Мир человека. - 2008. - Том 8, №4. - С.89-103.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 65б «Сервис». - Министерство образования и науки РФ, 2009.
11. Шаронова С.А. Компетентостный подход и стандарты в образовании/
C.А.Шаронова. // Социс. - 2008. - № 1. - С. 138-145.
12. Элементы инновационной системы стандартизации, классификации и оценки качества основных образовательных программ высшего профессионального образования (опыт МГУ им. М.В. Ломоносова), 2006 г.
13. «From London to Bergen» / Report European Commission «Education and Culture». 2006.
14. Tuning Educational Structures in Europe. 2006.