Министерства образования и науки РФ от 10.12.2014 № 1567 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
2. Дементьева Ю.В., Рабочая программа дисциплины «Деловые коммуникации» для направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)». - ГГУ 2015.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
© Дударенко С.Г.*
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2», г. Мурманск
В статье рассматривается система работы учителя по подготовке обучающихся к написанию сочинения на лингвистическую тему ОГЭ по русскому языку, основанная на компетентностном подходе преподавания русского языка в основной школе.
Часть 3 (альтернативное задание 15) Основного государственного экзамена по русскому языку - задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Выбирая задание 15.1 - написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, выпускники должны продемонстрировать теоретические знания по какому-либо разделу лингвистики, показать умение создавать собственное высказывание с привлечением текста, раскрыть важность тех или иных знаний, речевых умений. Этими задачами обусловлена необходимость разработки системы уроков по обучению сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, которые направлены на развитие языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций обучающихся.
Для того, чтобы каждый ученик успешно справился с данным видом работы, подготовка к экзамену должна вестись систематически и целенаправленно с 5 по 9 классы и включать в себя развитие умения обучающихся выстраивать логическую цепочку: тезис - аргументы - вывод, знакомство с
* Учитель русского языка и литературы.
приёмами написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и отработку их в системе уроков, повторение и обобщение знаний по всем разделам лингвистики, формирование умений и навыков применения их на практике.
Всё выше перечисленное учитываю при составлении Рабочей программы по русскому языку. В конце первого полугодия 5 класса школьники владеют знаниями о том, что такое текст, типы речи, рассуждение, элементы рассуждения, доказательства в рассуждении.
Важным элементом работы является усвоение значения лингвистических терминов, например: лингвистика, языковое явление, фонетика, звук и буква, морфема, грамматика, пунктуация.
Темы сочинений-рассуждений могут быть разными. Чтобы для выпускника на экзамене не была неожиданной какая-нибудь из них, с 5 класса учимся составлять высказывания на темы, связанные с разными разделами лингвистики.
В 5-6 классах эта работа ведётся в устной форме. Например, при изучении имени существительного как части речи детям предлагаю подготовить сообщения на темы: «Что я знаю об имени существительном», «Кто или что?», «Род существительного и пол существа», «Купил пальто и брюки. Сколько предметов куплено?». И это могут быть не только индивидуальные задания. В ходе лингвистической разминки в начале урока ученикам, работающим в группах или парах, предлагается составить высказывание на лингвистическую тему с опорой на «слепой» текст, по предложенному плану, схеме, таблице, сопоставить одно языковое явление с другим, сгруппировать языковые единицы, найти соответствие. На уроках развития речи особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом.
При изучении синтаксиса и пунктуации в 5 классе большое внимание уделяю обоснованию постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях.
В 7 классе обучающиеся приобретают первый опыт написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему («Причастие - особая форма глагола или самостоятельная часть речи?», «Зачем нужно деепричастие?», «Роль предлогов в речи», «Роль союзов в предложении», «Для чего нужны частицы?»). В соответствии со структурой сочинения-рассуждения в тезисной части работы школьниками даётся толкование термина, примеры-аргументы ученики приводят из текстов упражнений учебника русского языка, указанных учителем, вывод делается самостоятельно. Таким образом, любое языковое явление, изучаемое на уроке, при реализации компе-тентностного подхода в обучении русскому языку рассматривается с точки
зрения его практической необходимости, его выхода на реальную речевую практику.
Систематическому изучению синтаксиса и пунктуации Программой отводится 2 года. Используя метод опережающего обучения, объясняю правила постановки знаков препинания в простых осложнённых предложениях и во всех видах сложных предложений. Таким образом у учащихся формируется целостное восприятие материала.
Не остаётся без внимания использование инновационных педагогических технологий. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология «критического мышления», интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
В 8 классе знакомлю обучающихся с формулировкой задания 15.1 и критериями его оценки. Хорошее знание критериев поможет постепенно овладеть умением самостоятельно оценивать уровень своей подготовки. Перед школьниками ставятся следующие задачи:
1) истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;
2) найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или) подразумеваемых в цитате, и определить их роль в тексте;
3) аргументировать свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;
4) логично выстроить всю работу и грамотно её написать.
Наглядно представить композицию сочинения помогает следующая модель:
1. Тезис. Рассуждение о смысле высказывания.
2. Первый пример языкового явления и его роль.
3. Второй пример языкового явления и его роль.
4. Вывод.
Таким образом, сочинение состоит из четырёх абзацев, каждый из которых имеет определённую функцию.
Этапы работы над сочинением отрабатываю постепенно.
С чего начать? О чём писать во вступлении? Ответить на эти вопросы затрудняются многие ученики, поэтому даю им под запись цели вступления, комментируя каждую. Понимание этих целей облегчает рассуждение на теоретическом уровне и помогает интерпретировать цитату.
Как перейти от вступления к аргументам? Записываем в тетрадь языковые средства связи частей текста - глаголы 1 лица (обратимся, найдём, покажем, подтвердим, докажем, проиллюстрируем, давайте разберёмся).
В следующих абзацах от обучающихся требуется умение цитировать текст или делать ссылки на номера соответствующих предложений. Особого внимания заслуживает понятие «роль, выполняемая языковой единицей» [1] в данном тексте, т.е. стилистическая функция языковых единиц. Отработка умения выявлять роль языковой единицы в предложении, в тексте - обязательный этап уроков-практикумов, ведь, например, обращение не только называет собеседника, того, кому обращаются с речью, но и может выражать к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию, раскрывать авторское представление о герое; а обособленные несогласованные определения помогают автору не только ярко, многогранно представить предмет, но и дополнить, усилить картину, установить причинно-следственные связи.
Последний этап работы - обучение написанию вывода, который представляет собой возвращение к тезису для утверждения актуальности, истинности данного высказывания. И здесь опять не забываем о средствах связи частей текста: вводных словах (итак, таким образом, следовательно, значит), синтаксических конструкциях (в итоге пришли к выводу; в заключение сделаем вывод; обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что).
Облегчает написание сочинения клише. Использование типовых языковых конструкций помогает раскрыть логику мысли автора исходного текста, поэтому выбирать нужно только те конструкции, которые более точно передают мысль автора сочинения и мысль автора исходного текста. Но следует помнить о том, что написать хорошее сочинение путём подстановки слов в готовые речевые формулы невозможно.
Таким образом, к 9 классу у учащихся в тетрадях-справочниках есть весь материал в виде конспектов, схем, плана, алгоритма действий, благодаря чему в течение последнего года обучения в основной школе выпускники не учатся писать сочинение на лингвистическую тему, а пишут сочинения. Учителю же такая система работы помогает решать основную задачу современной методики обучения русскому языку - развитие трёх видов компетенции обучающихся: языковой, лингвистической и коммуникативной.
Самым главным критерием является внешняя оценка. Выполняя на ОГЭ задание 15.1, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания - это проверка практического владения русским языком, его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности.
Таблица 1
Предметно-содержательный анализ результатов выполнения задания 15.1 ОГЭ по русскому языку, 2015 год
Проверяемое содержание с учетом спецификации экзаменационной работы % выполнения % учащихся, набравших
Миним. балл Промежут. баллы (макс. > промеж. > миним.) Максим. балл
умение понимать смысл предложенной фразы 89 % 0 баллов - 0 % 1 балл - 21 % 2 балла - 79 %
умение приводить примеры-аргументы из текста и определять их роль в тексте 84 % 0 баллов - 0 % 1 балл - 16 % 2 балла - 16 % 3 балла - 68 %
смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 92 % 0 баллов - 0 % 1 балл - 16 % 2 балла - 84 %
композиционная стройность работы 100 % 0 баллов - 0 % 1 балл - 0 % 2 балла - 100 %
соблюдение орфографических норм 89 % 0 баллов - 5 % 1 балл - 10 % 2 балла - 75 %
соблюдение пунктуационных норм 84 % 0 баллов - 5 % 1 балл - 26 % 2 балла - 69 %
соблюдение грамматических норм 84 % 0 баллов - 5 % 1 балл - 26 % 2 балла - 69 %
соблюдение речевых норм 89 % 0 баллов - 5 % 1 балл - 10 % 2 балла - 75 %
фактическая точность письменной речи 87 % 0 баллов - 0 % 1 балл - 26 % 74 %
Список литературы:
1. Розенталь Д.Е., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М.: Просвещение, 1976.
2. Борисенко Н.А., Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9-11 классах. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.