УДК 378+37.0
Павлова Татьяна Леонидовна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, почетный работник профессионального высшего образования, [email protected], Новосибирск.
Цигулева Олеся Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент Новосибирского военного института МВД им. генерала И. К. Яковлева, [email protected], Новосибирск.
компетентностный подход как основа развития профессиональной мобильности
Аннотация. В статье авторы рассматривают компетентностный подход как один из способов развития профессиональной мобильности будущего специалиста. Анализируя различные подходы к понятию «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход» они выходят на проблему перехода от предметно-знаниевой к более целостной модели образования, где приоритет отдается опыту, компетентности, субъектности. Авторы считают, что компетентностный подход требует изменения акцента не только в формулировании целей образования и обучения, но и изменения в понимании содержания обучения, формировании такой системы, которая бы позволила будущим специалистам свободно адаптироваться в быстроменяющихся социально-экономических условиях.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессиональная мобильность, развитие профессиональной мобильности.
Pavlova Tatyana Leonidovna
Candidate of pedagogical science, professor, department of pedagogic, faculty of psychology Novosibirsk state pedagogical university, honorable worker of high education, [email protected], Novosibirsk.
Tsiguleva Olesya Vladimirovna
Сandidate of pedagogical science, Novosibirsk military institute MID by name general I. K. Yakovleva, [email protected], Novosibirsk.
competence-based approach as basis of development of professional mobility
Abstract. In the article the author describes technology competence-based approach as basis of development of professional mobility of a future specialist. The author analyzes different approach to the definition «competence», competence-based approach transition from subject-knowledge to more complete model of education where the priority is given to experience, competence, subjectivity. Authors consider that competence-based approach demands change of accent not only in a formulation of the purposes of education and training, but also change in understanding of the content of training, formation of such system which would allow future experts to adapt freely in fast-changing social and economic conditions.
Keywords: competence, competence-based approach, professional mobility, development of professional mobility.
Для современного российского общества остается острой проблемы профессионального образования: необходимости изменений в практике и качестве подготовки профессиональных кадров, которых теперь нужно готовить с требованиями экономики,
социальной сферы и частных отдельных интересов граждан.
Особенности сегодняшнего образовательного процесса требуют поиска новых ориентиров подготовки специалистов. Одним из которых стало формирование системы
универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современных ключевых и профессиональных компетенций.
Компетентностный подход в настоящее время является одним из наиболее активно развивающихся направлений теории и практики современного образования, как реакция России на присоединение к Болонской декларации [1, с. 112]. Известно, что концепция модернизации российского образования до 2025 года предписывает внедрение компетенций и компетентностного подхода как условия успешного формирования новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Обращение к сущности таких понятий как «компетенция» и «компетентность» объясняется дискуссионными моментами их обсуждения, как в российском, так и в зарубежном образовательном пространстве.
С точки зрения этимологии оба слова уходят корнями к латыни. В переводе с латинского competentia - надлежащий, способный; компетентность - compete - добиваюсь, соответствую, подхожу. Немаловажным является и то, что исследуемые понятия являются разными значениями одного многозначного слова competence.
Так, например, в англоязычной литературе термины компетентность и компетенция имеют единое понятие «competence». Например, в оксфордском англо-русском словаре «competence» переводится как умение, компетентность [9].
Из анализа определений, данных соответствующим понятиям в различных современных толковых словарях русского языка, следует, что общим в определении понятия «компетенция» является её трактовка как знание, опыт в определенной области, требования к профессиональной деятельности. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить о ней и эффективно действовать в ней.
В свою очередь компетентность определяется как качество, характеристика личности, позволяющая ей выносить суждения в
конкретной области. Основой этого качества выступают знания, осведомленность, опыт социально-профессиональной деятельности.
Ю. А. Базыльникова обращает внимание на то, что зачастую ошибочную подмену понятий порождает частичное совпадение внешней формы и похожее звучание [1, с. 112].
Что же касается определения понятия компетенция, то приведем наиболее распространенные характеристики отечественных исследователей:
- способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных и жизненных ситуациях [7];
- интегрированная характеристика качеств личности, позволяющая осуществлять деятельность в соответствии с профессиональными и социальными требованиями, а также личностными ожиданиями [4];
- наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося [8].
Понятие «компетенция» чаще применяется для обозначения образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами.
Сравнивая различные авторские позиции на сущность анализируемых понятий можно заключить, что компетентность - это субъектная характеристика специалиста, отражающая качество его профессиональной деятельности.
Что же касается понятия «компетенция», то оно значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость и самостоятельность мышления, целеустремленность, волевые качества.
Сегодня в современном профессиональном образовании дискутируется вопрос о неком сдвиге: от квалификационно подхода к компетентностному [2]. Так Байденко считает, что компетентностный подход позволяет:
- перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания;
- положить в основание стратегию повышения к гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач;
- поставить во главу угла межддисципли-нарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;
- увязать более тесно цели с ситуациями применимости (используемости) в мире труда;
- ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие. Видя одним из направлений развития современной науки - изучение возможностей компе-тентностного подхода к определению требований к выпускнику профессионального образовательного учреждения [3].
Однако, А. М. Митяев полагает, что ком-петентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение решать проблемы [6, с. 10].
Таким образом, можно констатировать, что компетентностный подход в образовании охватывает наряду со знаниями и навыками, такие категории как способности, готовность к познанию, умение самостоятельно решать проблемы, социальные навыки, а также позволяет раскрыть желаемый результат образования через совокупность различного вида компетенций.
Исходя из вышесказанного, возникает закономерный вопрос, как же осуществить переход от предметно-знаниевой к более целостной модели образования, где приоритет будет отдан опыту, компетентности, субъектности? Думается, необходимо сосуществование двух парадигм: знаниево-пред-метной и компетентностной. Поэтому на первый план может быть выдвинута задача по разработке переходных форм построения образования посредством включения в учебный план интегрированных курсов, в которых предметные области будут соотносятся со сферами компетентности.
Многолетняя дискуссия о необходимости более тесных межпредметных связей и постулирование их внедрения в учебный процесс школы и вуза зачастую оставались благими намерениями. Сегодня введение в структуру учебных программ по общеобразовательным дисциплинам межпредметного компонента, (включение в содержание
конкретного предмета учебного материала из других областей знания и практики с указанием возможностей использования) позволит сделать современное образование продуктивным.
Конкуренция свободного рынка, востребованность ролевой мобильности, демаркация прежних профессий и появление новых - все это диктует необходимость формирования личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной осуществлять конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Стало ясно, что уже недостаточно для успешной профессиональной деятельности получить высшее образование и на том остановиться. Сегодня со всей очевидностью встает проблема потребности пополнять свои знания, добавлять, интегрироваться в другие профессиональные сферы и культурные практики. Таким образом, непрерывное образование или образование на протяжении всей жизни становится реальностью нашего времени.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе проблема компетентностного подхода находится в зоне повышенного интереса. Основная идея этого подхода заключается в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В связи с этим в рамках компетентностного подхода логичным является анализ не простого «наращивания объема» знаний, а приобретение разностороннего опыта деятельности. Конкретным проявлением мобильности будущего специалиста в рамках компетентностного подхода, таким образом, становится профессиональная мобильность.
Однако, возникает закономерный вопрос, почему внедрение компетентностного подхода проходит довольно-таки трудно в российских вузах?
Мы полагаем, что компетентностный подход требует изменения акцента не только в формулировании целей образования и обучения, но и изменения в понимании содержания обучения, т.е. формирование такой
системы, которая бы позволила будущим специалистам свободно адаптироваться в быстроменяющихся социально-экономических условиях, ориентироваться во все возрастающем потоке информации, связанной с будущей профессиональной деятельностью.
Таким образом, исходя из вышесказанного, в первую очередь, необходимо развивать социально и профессионально значимые качества, интерес к будущей профессиональной деятельности. А это, в свою очередь, ведет к развитию профессиональной мобильности будущего специалиста, которая предполагает в первую очередь устремлений личности быть активным, самому строить собственные отношения с обществом, а чтобы понимать закономерности развития общества, уметь адаптироваться к изменяющимся условиям (в том числе и в профессиональной среде), стремиться воздействовать на окружающую действительность с целью её преобразования и делать все это сознательно.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что компетентностный подход ориентирует образование, прежде всего, на профессионализацию подготовки и конкурентноспособнсть выпускников вуза на рынке труда. Важнейшей задачей этого процесса является формирование нового понимания преподавателями и студентами целей обучения на основе ком-петентностного подхода, создание в рамках вуза необходимых для этого условий, повышения качества обучения студентов.
Библиографический список
1. Базыльникова Ю. А. Сущность ведущих понятий теории компетентностного подхода // Сб. материалов XIX межд. науч.-практ. конференции «Педагогика и психология:: методика и проблемы практического применения». - Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2011. - С. 111-116.
2. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
3. Горюнова Л. В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста [Электронный ресурс]—URL: http: http://tele-conf. ru/aktualnyie-problemyi-gumanitarnyih-distsiplin-i-prepo/sostavlyayuschie-professionalnoy-mobilnosti-sovremennogo-spetsialista.htmlspetsialista.html. (Дата обращения: 05.05.2013).
4. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
5. Малыгина О. М. Профессиональная мобильность специалиста: психолого-педагогический аспект // Высшее образование в России. -№ 2. - 2010. - С. 119-124.
6. Митяев А. М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования // Образование и общество. - 2007. - № 4. - С. 9-14.
7. ФГОС ВПО третьего поколения. [Электронный ресурс] URL: /http://uop.ifmo.ru/stat/21/ (Дата обращения: 05.05.2013).
8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 58-64.
9. Oxford Russian-English dictionary. Oxford university press, 2006. - 920 p.