О. И. Игнатова
УДК 371.134:373.3
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
а современном этапе развития высшего образования все более актуальными становятся вопросы обеспечения учебно-воспитательного процесса новейшими материалами, внедрения современных технологий обучения. Повышение требований к профессиональной компетентности специалистов предопределяет повышение качества их подготовки, обусловливает пересмотр содержания обучения, введение в профессиональное образование новых образовательных элементов.
Профессиональная деятельность специалиста успешна тогда, когда он еще во время обучения в высшем учебном заведении приобретает опыт практической деятельности. Основу успешной профессиональной деятельности составляют: совокупность компетенций, предусматривающих овладение знаниями, умениями и навыками в определенной отрасли деятельности, умение применять приобретенные знания для решения профессиональных задач, готовность к анализу проблемных ситуаций и поиску путей их решения, способность работать самостоятельно и в группе. Сформированные компетенции используются в практической деятельности по специальности. Итак, профессиональная компетентность реализуется в готовности осуществлять определенную деятельность в конкретных ситуациях [2].
Реформирование эстетического образования в системе профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы являет-
ся частью процесса обновления образовательных систем. Эти изменения касаются создания новых образовательных стандартов, пересмотра содержания учебных программ, учебно-дидактических материалов, учебников, форм и методов обучения. Целенаправленное приобретение знаний, умений и навыков в области эстетического образования с последующей их трансформацией в разного рода компетентности обучающихся способствует личностному культурному росту, формирует способность быстро реагировать на запросы времени. Именно поэтому важно понимать, какие именно компетентности необходимо формировать, какие умения должны стать результатом обучения.
Одним из способов обновления содержания эстетического образования и согласования его с потребностями времени, интеграции в европейское и мировое образовательное пространство является разработка учебных программ с ориентацией на приобретение ключевых компетенций и создание эффективных механизмов их внедрения.
В педагогике и психологии высшей школы непрерывно исследуется профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов как компетентных специалистов, способных к саморазвитию в условиях нового содержания начального образования (Н. Бибик, А. Савченко); общие принципы организации педагогического процесса и основные направления конструирования содержания психолого-педагогической подготовки, обеспечивающие формирование учителя-новатора, находящегося в постоянном поиске эффективных и рациональных методов обучения и воспитания (Л. Хомич); формирование творческой личности (Н. Кичук, С. Сысоева); организация профессионального самовоспитания будущих учителей начальных классов (О. Кудрявый); формирование этической компетентности будущих учителей начальных классов (Л. Хоружа) [5].
Проблема актуальности эстетического образования в структуре профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы рассматривается во многих современных научных исследованиях. Значение профессиональной компетентности будущего учителя
как предпосылки его будущего профессионализма в процессе преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла подчеркивается в педагогических трудах Г. Петровой, И. Зязюна, Л. Хомич, А. Рудницкой, Л. Ма-сол, А. Отич. Психологические основы профессионального формирования будущего педагога раскрывают Г. Балл, И. Бех, В. Бодров, С. Максименко, В. Моргун, В. Панок. Исследование содержания, методов и средств профессиональной подготовки всесторонне освещены А. Алексюком, В. Бондарем, О. Горской и др. Научные положения теории профессионального становления педагога представлены в трудах Г. Васянович, П. Воловик,
A. Пехота, М. Солдатенко, Л. Хомич. На то, что профессиональная компетентность должна сформироваться в процессе обучения и отражать знания, умения, опыт деятельности и поведенческие модели личности, указывает
B. Пометун [2].
Современная профессиональная деятельность будущего учителя начальных классов базируется на его подготовке как высокопрофессионального специалиста, который знаком с современными мировыми требованиями к учебно-воспитательному процессу школы первой ступени, подготовлен к организации учебной деятельности и педагогическому взаимодействию с младшими школьниками с целью развития личности обучающегося, его подготовки к решению задач жизне-творчества.
Готовность будущего учителя к профессиональной деятельности трактуется учеными как форма личностного становления, реализующая внутренние мотивы деятельности, педагогическое самосознание, педагогические способности, способность к интегрированию знаний, профессионально значимые качества личности. Готовность к профессиональной деятельности включает личностную составляющую (педагогическое самосознание, интерес к деятельности, потребность в ней, мотивы деятельности) и процессуальную (педагогические способности, знания о предмете и способах деятельности, навыки и умения, профессионально значимые качества), мобилизует личность на включение в профессиональную деятельность [6].
Цель подготовки студентов педагогических специальностей к обеспечению эстетического образования учащихся начальной школы заключается в формировании готовности будущих специалистов к осуществлению процесса художественно-эстетического воспитания младших школьников, формировании личностных и общественно значимых мировоззренческих качеств, индивидуального определения в мире художественных ценностей, а также активизации процессов профессионального совершенствования на пути творческой самореализации, саморазвития и самосовершенствования личности.
Реализация указанной цели предусматривает выполнение комплекса задач, среди которых выделяем формирование целостной системы художественно-педагогических знаний; формирование ценностных ориентаций, художественно-педагогических умений и навыков, профессионального самосознания, основанного на освоении опыта художественно-творческой деятельности и необходимого для продуктивного вхождения в социокультурную и образовательную практику; формирование способности к художественно-педагогическим инновациям; формирование опыта культуротворческой деятельности; усвоение субъектной природы и культурных процессов как инструмента гуманизации стратегий профессиональной деятельности [2].
Теоретико-методологическим основанием построения эффективной профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы в области эстетического образования является компетентностный подход. Модернизация высшего образования России обозначила важную проблему реформирования системы подготовки специалистов начального образования - повышение качества образования, формирование готовности выпускников образовательных организаций высшего образования к дальнейшей деятельности в обществе. Решение поставленных задач связано с внедрением в профессиональную подготовку компетентностно ориентированной модели обучения.
В профессионально-педагогическом образовании переход на компетентностно ориентированную подготовку рассматривается в
Ио/р/ё
двух аспектах. Во-первых, происходит модернизация содержания профессионального образования, что предполагает его отбор и структурирование с одновременным определением результативной составляющей образовательного процесса - приобретение студентами компетенций. Во-вторых, возникает потребность научить будущих учителей целенаправленно формировать у учащихся ключевые и предметные компетентности [3].
Решение проблемы качества образования предполагает достаточно радикальное изменение содержания Государственных образовательных стандартов подготовки будущих учителей начальных классов. Проблема стандартов в высшем образовании за последние годы все чаще исследуется с социально-педагогической, философской точек зрения и приобретает все большую актуальность, потому что ее решение не имеет совершенного вида, ведь это всегда сбалансирование таких трех требований, как сохранение и приумножение национальных образовательных традиций; подчинение общественным, экономическим, политическим законам современности в контексте развития мировых образовательных систем; способность или попытка обеспечивать движение на опережение, инно-вационность [3].
Формирование профессиональной компетентности заложено в содержание основной профессиональной образовательной программы направления подготовки «Начальное образование» как составляющей отраслевого стандарта высшего образования. Этот процесс включает овладение содержательным и процессуальным компонентами педагогической деятельности, знаниями логики учебных дисциплин; умениями оперировать категориями диалектики и основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки, преобразовывать педагогические теории в метод познавательной деятельности; навыками самообразования и повышения уровня квалификации, делового, межличностного и педагогического общения [5].
Качество эстетического образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения
(содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав и др.) и обеспечивающих развитие компетенции обучающихся. Преподаватели высших учебных заведений, подбирая диагностические задачи, предусматривающие изучение уровня сформированности компетентности будущего учителя по методике преподавания образовательной области «Искусство» и «Технологии» в начальной школе, должны учитывать, что обновление содержания эстетической подготовки на основе ком-петентностного подхода ориентировано на четкое структурирование требований к учебным достижениям студентов (например: знает, осознает, определяет, понимает, применяет, владеет).
Различаются два типа учебных результатов: компетентность по овладению общими вопросами методики (способность к определению целей, анализа, синтеза, планирования, моделирования); компетентность, которая непосредственно отвечает предмету, предусматривает овладение будущим учителем специальных методических умений и навыков [4].
На современном этапе реальное содержание стандартов - это очень детальное, регламентированное по видам и времени занятий, изложение того, чему должен обучаться специалист начального образования. Содержание методико-художественных дисциплин направлено на подготовку будущих учителей обеспечивать обучение младших школьников изобразительному искусству, музыке.
В курсе «Интегрированное обучение в области «Искусство» и «Технологии» практическая подготовка будущего учителя начальной школы осуществляется во время проведения практических, лабораторных работ и педагогической практики. Формы организации деятельности во время практической подготовки - активные, нетрадиционные: педагогический тренинг и мастер-класс, предполагающие формирование умений и навыков применять элементы художественно-педагогических технологий в работе с детьми; профессионально ориентированная деловая игра, которая направлена на проектирование и проведение фрагментов уроков по изобрази-
тельному искусству, музыке; «мозговой штурм», который используется для формирования навыка принимать решения по конкретной проблеме, побуждает студентов развивать свое воображение и творчество, дает возможность свободно высказывать собственные мысли; работа в малых группах, коллективная творческая работа, которая организуется для решения сложных проблем, требующих коллективного обсуждения, и используется с целью формирования умений и навыков диалогического общения, сотрудничества, сотворчества; создание учебно-методических комплектов учителя (самостоятельное и коллективное) [3].
С первых дней обучения в высшей школе студент - будущий специалист - должен осознать, что качественной профессиональной подготовки можно достичь лишь при условии собственной настойчивости в самосовершенствовании. Таким образом, совершенствование эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях будет происходить путем обновления содержания образовательного процесса за счет усовершенствования традиционных курсов и разработки системы новых дисциплин, обеспечивающих художественно-педагогическую специализацию. Основными направлениями обновления содержания являются образовательная и культурная ориентированность каждого курса; профессионально-педагогическая направленность дисциплин [1].
Основные направления совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов к обучению дисциплин художественно-эстетического цикла разрабатываются с учетом принципов современной образовательной системы. Методисты при разработке содержания отдельных курсов опираются на концепцию развития педагогического образования в университете и учитывают принципы современных образовательных систем - дифференциацию, интеграцию, гуманизацию, гуманитаризацию.
Итак, современное образовательное пространство требует от учителей начальных классов быть интеллектуально и эстетически развитыми, социально активными, применять разнообразные педагогические технологии и
приемы для осуществления основной профессиональной функции - готовить младших школьников к адаптации и взаимодействию в социуме, поэтому уровень эстетического образования является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки педагога.
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ современного состояния проблемы реализации компе-тентностного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в области эстетического образования.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, компетентностный подход, компетентность, эстетическое образование.
SUMMARY
The article presents an analysis of the current state of the problem of implementation of the competence approach to the training of future primary school teachers in the field of aesthetic education.
Key words: professional training, competence approach, competence, aesthetic education.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зязюн И. А, Крамущенко Л. В., Кривонос И. Ф. Педагогическое мастерство: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2017. -349 с.
2. Ильченко О. В. Теоретические основы формирования профессиональной направленности будущих учителей // Педагогические науки. - М., 2006. - Ч. 2. - С. 246-250.
3. Кузнецов Ж. В. Основы стилевой поведения современного учителя: учеб.-метод. пособие. - М.: ППР, 2014. - 38 с.
4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения: уч. пособие. - М.: Высшая школа, 2017. - 119 с.
5. Орлов В. Ф. Теоретические и методические основы профессионального становления будущих учителей художественных дисциплин: автореф. диса ... доктора пед. наук. - К., 2014. - 44 с.
6. Савченко О. Я. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов // Подготовка педагогических кадров к работе в условиях уров-
невой структуры и содержания начального образования: материалы Всеукраинской научно-практической конференции (Полтава, 23-25 апреля 2001 г.). - Полтава: ПГПУ, 2001. - С. 8-10.
(г^Щ)
А. А. Рущишина
УДК 377.5
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
овременный этап развития экономики России характеризуется острой потребностью в специалистах среднего звена, поэтому вопросы качества профессиональной подготовки выпускников и их профессиональной реализации приобретают особую актуальность. Невзирая на кадровый дефицит, выпускники средних профессиональных учебных заведений не стремятся к трудоустройству по освоенной профессии, находя этому различные объяснения. Мы считаем, что истинная причина отказа связана с недостаточно развитым профессиональным интересом [8, с. 164], так как высокоразвитый устойчивый профессиональный интерес характеризуется потребностью в трудовой реализации по освоенной профессии, стремлением в непрерывном усо-
вершенствовании своих навыков, повышении квалификации и др. Такая характеристика делает профессиональный интерес одним из важнейших показателей качества подготовки специалистов, что активизирует исследования в этой области (А. М. Айламазьян, Г. Х. Ай-сина, Г. Д. Бабушкин, Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий, Н. В. Гросс, Н. В. Комусова, В. Н. Круг-ликов, А. К. Маркова, Н. И. Мешков, А. Б. Орлов, М. И. Парвин, Н. Г. Печенюк, Н. Ф. Талызина, В. П. Фатеев, Д. Эрдэнэчулун и др.).
Острая потребность в квалифицированных специалистах среднего звена обуславливает поиск новых путей повышения эффективности среднего профессионального образования в России. Профессиональный интерес является важным условием успешного обучения и трудовой реализации по освоенной профессии. Мы считаем, что внеучебная деятельность - колоссальный педагогический потенциал для формирования профессионального интереса студентов средних профессиональных учебных заведений, что предполагает изучение возможностей внеучебной деятельности в процессе формирования профессионального интереса.
Анализ многочисленных публикаций по проблеме формирования профессионального интереса показывает, что на сегодняшний день в науке отсутствует однозначное определение понятия. Так, Т. Л. Бухарина рассматривает профессиональный интерес как избирательную активность личности касательно предполагаемой профессии [2, с. 164]. В. Ф. Афанасьев определяет профессиональный интерес как избирательное, эмоциональное, познавательное отношение, которое направлено на определенную деятельность, на ее практическое овладение [1, с. 164]. В. В. Кревневич характеризует профессиональный интерес как направленность личности на успешное овладение выбранной профессией, в результате осознания ее общественной и личной значимости и эмоциональной привлекательности [5, с. 164]. И. Н. Вакулова дает такое определение: «Профессиональный интерес - это избирательное, активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься» [3, с. 24]. Анализируя приведен-